Функциональность Регионального Портала 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функциональность Регионального Портала



Функциональность Регионального Портала отображена в таблице 2.

Таблица 2

Ключевые направления реализации функциональности РП Результаты
РП является универсальным средством доступа ко всей совокупности ведомственных структурированных и неструктурированных информационных ресурсов как внешних, так и внутренних, в соответствии с правами пользователя, независимо от места и формата хранения данных. РП предоставляет пользователям единое средство доступа к распределенным ведомственным информационным ресурсам в соответствии с правилами единой политикой безопасности: - Интернет-ресурсы включаются в состав РП как его часть путем размещения ссылок на портале или как часть страницы портала; - Специально разработанные конверторы обеспечивают через РП обмен данными между различными приложениями; - Отдельные приложения могут быть подключены к РП путем вызова их в режиме терминального окна; РП является отправной точкой для поиска любой ведомственной информации - в рамках РП реализован единый механизм поиска необходимой информации среди распределенных и разнородных ведомственных информационных ресурсов, доступных пользователю в соответствии с правами доступа. Поиск осуществляется по заданным словам по всем доступным пользователю ресурсам РП. Система обеспечивает возможность расширенного поиска с заданием логических отношений между словами (И, ИЛИ, НЕ), а также подключение систем морфологического анализа вводимых пользователем слов русского языка для обеспечения более гибкого поиска. Кроме общего поиска на РП доступны локальные поисковые интерфейсы и фильтры, предназначенные для поиска информации, специфической для конкретных разделов. В рамках РП создано единое хранилище для информационно-аналитических, нормативно-справочных и других необходимых для эффективной работы органов государственной власти документов и развернута единая библиотека документов, структурированных в соответствии с потребностями и функциональными задачами пользователей. В рамках РП реализована система категорирования документов в хранилище и возможность поиска по категориям, имеющим иерархическую структуру. Документы имеют возможность отнесения к нескольким категориям одновременно. Для каждого документа допускается задание различных атрибутов, с последующей возможностью производить атрибутивный поиск. РП поддерживает открытые интерфейсы для обеспечения доступа пользователей к внешним Региональным информационным ресурсам и системам.
РП должен быть простым и удобным в использовании. Использование РП просто, удобно и интуитивно понятно для всех пользователей, не требует от них специальных навыков и дополнительного обучения. Структура организации информации и система навигации РП обеспечивают необходимый уровень удобства пользователя при работе с информационными ресурсами РП и минимум усилий для получения нужной информации. Пользовательский интерфейс обеспечивает наглядное, интуитивно понятное представление структуры размещенной на нем информации, быстрый и логичный переход к разделам и страницам. Навигационные элементы обеспечивают однозначное понимание пользователем их смысла: ссылки на страницы снабжены заголовками, условные обозначения соответствуют общепринятым. Графические элементы навигации снабжены альтернативной подписью. В структуре РП реализованы специальные формы работы с его информацией и сервисами для людей с ограниченными возможностями. Все ссылки на собственные страницы открываются в том же окне интернет-браузера, кроме специальных определенных случаев, ссылок справочного характера, или на другой интернет-сайт, когда ссылка открывается в новом окне. Информационное наполнение, предназначенное для всех пользователей, написано ясным и простым, и в тех случаях, когда это возможно, дружественным пользователю языком: коротким и четко структурированным. РП предоставляет единую «сквозную» систему навигации по всем информационным ресурсам структурных подразделений Администрации, которая позволяет быстро находить необходимую для принятия решения информацию. РП предоставляет все необходимые средства поддержки пользователя: справочные системы, обучающие программы. РП предусматривает широкое использование различных каналов доступа пользователей к своему информационному наполнению, включая интерактивное цифровое телевидение (iDTV) и средства мобильной связи. Любой пользователь РП может подписаться либо на рассылку общих новостей РП, либо на рассылки новостей отдельных разделов портала, указав свой e-mail в форме подписки. При этом на указанный e-mail отправляется служебное письмо с просьбой подтвердить подписку. Отправка новостей начинается только после успешного подтверждения подписки.
РП должен предоставлять возможности персонализации РП поддерживает создание ролевых рабочих груРП пользователей и распределение прав доступа к информационному наполнению и функциональным сервисам в зависимости от роли пользователя. РП обеспечивает каждому пользователю в зависимости от прав доступа информацию и сервисы в соответствии с его индивидуальными потребностями. РП позволяет всем пользователям-сотрудникам органов власти создавать и настраивать личную страницу, располагая на ней в нужной последовательности выбранные им разделы портала, а также настраивать внешний вид страницы.
РП должен включать систему централизованного управления РП включает единую систему централизованного управления и поддержки: ведение базы пользователей с информацией о правах доступа, систему управления информационным наполнением. Управление информационным наполнением РП осуществляется “из единой точки” и включает необходимые сервисы для обеспечения согласованного взаимодействия пользователей при подготовке, сборе, утверждении и размещения на РП материалов. Управление информационным наполнением и доступом к РП осуществляется через удобный и простой интерфейс и не требует специальных навыков.
РП должен быть масштабируемым и легко расширяемым. РП обеспечивает возможность простого подключения новых информационных ресурсов и интеграции новых приложений. РП создан на основе промышленной платформы одного из ведущих вендоров программного обеспечения в этой области – Microsoft.
РП должен обеспечивать единую политику безопасности. Существует единая база данных пользователей РП с информацией о правах доступа: подразделения и конкретного специалиста.
РП – среда поддержки внутреннего взаимодействия и коллективной работы В рамках РП реализованы эффективные механизмы оперативного обмена информацией и организация интерактивного взаимодействия членов различных рабочих групп. На РП реализованы средств календарного планирования и коллективной работы с документами для членов различных рабочих групп.  
РП должен обеспечивать учет предпочтений пользователей и реализовать механизмы обратной связи РП позволяет проводить анализ посещаемости и обращения пользователей к собственным ресурсам для учета предпочтений всех категорий пользователей в процессе функционирования портала и его развития. Реализована одна или нескольких независимых систем сбора статистики, работающих на основе анализа журнальных файлов веб-сервера. В анализе используется также регистрационная информация о пользователях, организациях и объектах. РП также позволяет осуществлять аудит работы пользователей со своими ресурсами, протоколируя все существенные действия всех категорий зарегистрированных пользователей. На основе протоколов действий пользователей система позволяет строить различные графики и отчеты.

 

 

Основные требования к программно-аппаратному обеспечению Портала

Основные требования

Программное обеспечение портала должно обеспечивать выполнение всех функциональных требований, предъявляемых к порталу, перечисленных в Табл. 1. Основные функциональные требования.

Табл. 1. Основные функциональные требования

Комплекс функциональных задач Основные функциональные требования
Управление содержанием и представлением информации Обеспечение эффективных методов создания, изменения, сохранения и удаления информационного содержания и структуры портала. Обеспечение развитых средств для создания и изменения представления информации на портале. Способность создания и контроля информационного наполнения портала персоналом, не обладающим техническими знаниями, при помощи дружественного и интуитивно понятного интерфейса.
Управление документооборотом и публикацией информации Механизмы управления процессом создания и публикации документов для портала.
Навигация и поиск Обеспечение развитых средств навигации внутри портала, поиска полезной информации на портале, а также представления результатов поиска в удобной и изменяемой форме.
Анализ использования информации Обеспечение механизмов эффективного сбора необходимой информации и анализа использования ресурсов портала
Персонализация Способность представлять персонализированную информацию пользователям на основе: - профилей пользователей, - различных атрибутов публикуемых документов, - данных о контекте доступа к информации портала (например, тип страницы или время суток)
Профили пользователей Способность хранения данных о пользователях с возможностью расширения состава этих данных. Обеспечение аутентификации и авторизации пользователей
Административные интерфейсы Наличие всех необходимых интерфейсов для решения административных задач по управлению порталом

 

Электронные государственные закупки

 

Введение

С переходом России к рыночным отношениям потребовался коренной пересмотр системы государственных закупок. От плановых, жестко регламентированных поставок продукции надо было переключаться на приобретение товаров в среде, где перед покупателем всякий раз открываются широкие возможности выбора из многочисленных предложений поставщиков.

Рынок государственных закупок — это не совсем частнокапиталистический рынок [1], где конкуренция продавцов и личная заинтересованность покупателя оказываются мощнейшим экономическим стимулом. Государственный чиновник, вообще говоря, не похож на типичного субъекта рынка: ему часто проще приобретать товары у одного, возможно, давно знакомого ему поставщика. У чиновника практически нет стимулов для тщательного отбора выгодных для государства предложений. Более того, при отсутствии четкой регламентации процесса закупок этот сектор государственной деятельности нередко становится питательной средой для злоупотреблений и коррупции.

Мировая практика выработала достаточно надежный аппарат решения задачи оптимизации государственных закупок и борьбы с коррупцией — законодательно закрепленное проведение открытых торгов (конкурсов). Необходимо, чтобы государственный чиновник был жестко ограничен в выборе механизма приобретения товаров и услуг. Так, в США правила федеральных закупок представляют собой документ объемом несколько тысяч страниц. Правила оговаривают, в частности, что любая закупка объемом свыше 50 000 долларов производится исключительно на конкурсной основе.

В России в конце 90-х годов был принят ряд законов и руководящих документов, регулирующих механизм государственных закупок. Важнейшим из них следует признать Указ Президента от 8 апреля 1997 г. № 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд". Этим указом закреплена обязательность организации конкурсов при размещении крупных заказов на закупку продукции для государственных нужд за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

К сожалению, в принятых документах практически не был учтен новый фактор, способный серьезно повлиять на организацию отношений в сфере госзакупок, — массовое распространение в деловой жизни страны информационных технологий и, прежде всего, интернета. В результате госзакупки оказались ориентированы в первую очередь на "бумажный" документооборот. Тем не менее, благодаря Постановлению Правительства РФ № 98 от 12 февраля 2003 г. правовое поле для развертывания электронных госзакупок уже начало формироваться. Кроме того, на подходе еще ряд законопроектов, принятие которых обеспечит полную легитимность электронных отношений между госзаказчиком и поставщиками.

Государственные закупки — жизненно важный весомый компонент национальной экономики, их объем в 2004 г. составил около одного триллиона рублей. Создание системы электронных торгов по закупке продукции для государственных нужд чрезвычайно актуально для сегодняшней России. Преимущества, которые несут с собой электронные торги, достаточно очевидны.

Прежде всего, публикация в интернете исчерпывающей информации о проводимых конкурсных торгах и их результатах делает этот важнейший сектор деятельности государства открытым для каждого гражданина страны. Это не только повышает общественный статус государственного чиновника, но и является действенным средством в борьбе с коррупцией: теперь любая домохозяйка может не выходя из дома контролировать, насколько справедливы госзакупочные цены.

Выход в интернет позволяет привлечь к конкурсам государственных закупок самый широкий круг поставщиков. Компьютеризация повышает эффективность и надежность всех этапов проведения конкурса. В частности, существенно удешевляются, ускоряются и упрощаются процедуры получения конкурсной документации, подачи и приема конкурсной заявки, передачи уточняющих вопросов к конкурсной комиссии и рассылки ответов на них. Конкурсная комиссия получает в свое распоряжение удобные средства систематизации и сравнения полученных заявок, процедура конкурсного отбора становится более четкой и строгой.

Наконец, внедрение электронных торгов для государственных нужд — необходимый шаг на пути становления России в качестве полноправного участника стремительно формирующейся сейчас мировой системы электронной коммерции.

* * *

За рубежом

Электронное правительство

Пользователей интернета сейчас насчитывается 650 миллионов — одна десятая населения всего мира. В Соединенных Штатах к интернету еженедельно обращаются 200 млн. человек — три четверти населения. Интернет занимает весьма заметное место в общественной жизни развитых стран. Поэтому не удивительно, что все большую популярность завоевывает концепция "электронного правительства" (e-government) как средства взаимодействия между населением и органами управления государством.

По оценке ООН, лидером и здесь являются США. Как заявил президент США Джордж Буш, электронное правительство должно представлять в Сети федеральные и местные органы управления, а также давать возможность простым гражданам взаимодействовать с правительством более эффективно.

В 2004 г. 173 из 191 государства-члена ООН уже имели правительственные сайты. Дело не ограничивается публикацией информации о структуре и деятельности правительства. Интернет оказался эффективным средством борьбы с бюрократией и волокитой. Так, в Гонконге через интернет можно платить налоги и обновлять водительские права, в Южной Корее — проследить, на какой стадии находится рассмотрение поданной жалобы или заявления. 33 страны позволяют осуществлять через свои сайты юридические действия, например, оплату штрафов или подачу налоговых деклараций.

Рейтинг электронного правительства, отношение властных структур к массовому применению интернета для решения административных и экономических задач постепенно становится одним из важнейших показателей достигнутого страной уровня освоения современных технологий. Здесь нельзя не отметить, что построение системы электронных торгов для государственных нужд — возможно, не самый главный, но достаточно весомый компонент формирования электронного правительства.

Электронные госзакупки

Практически все развитые страны уже сделали определенные шаги в направлении перехода к электронным госзакупкам и планируют энергично развивать эту деятельность в дальнейшем. Однако достигнутые здесь результаты пока имеют весьма широкий разброс. Так, в Мексике в 2004 г. более сорока процентов госзакупок полностью реализовано по электронным каналам, в Германии — лишь менее пяти процентов. Дальше других в области электронных конкурсных торгов для государственных нужд ушли Австралия (www.apcc.gov.au), Канада (contractscanada.gc.ca), Мексика, Дания, США.

Для примера, охарактеризуем кратко состояние дел в Австралии. Здесь воплощается в жизнь национальная стратегическая программа автоматизации всех технологических этапов проведения конкурса по поставкам товаров для государственных нужд. Для публикации информации о торгах издается специализированный электронный бюллетень, где каждый может бесплатно ознакомиться с полными комплектами конкурсной документации. На том же сайте организован прием от поставщиков электронных заявок на участие в конкурсе. Функционирует информационно-справочная система, ведется реестр поставщиков, публикуются в интернете законодательные и другие документы, касающиеся электронных торгов. Имеются средства электронного оформления, регистрации, сопровождения и оплаты контрактов.

Зарубежный опыт может многое подсказать при построении системы российских электронных госзакупок. Рассмотрим некоторые характерные особенности пути, пройденного каждой из упомянутых выше стран-лидеров.

Прежде всего, следует отметить работу в сфере национального законодательства. Здесь выделяются две задачи. Первая, более общая, имеющая определяющее значение для национальной электронной коммерции в целом, — юридическое обеспечение электронного документооборота и электронных платежей. Вторая, более частная, но не менее важная, — корректировка нормативно-правовой базы, обслуживающей собственно процедуры государственных закупок.

Создание системы электронных госзакупок — дело достаточно трудоемкое и долгое, нуждающееся в тщательном планировании, четком выделении отдельных этапов. В качестве первого такого этапа, реализация которого приносила вполне ощутимую практическую пользу, повсюду была выбрана организация публикации в интернете извещений о конкурсах госзакупок и конкурсной документации. Прием электронных заявок от поставщиков, требующий более глубокой юридической и алгоритмической проработки, откладывался обычно на последующие этапы.

В каждой из стран-лидеров был открыт национальный сервер госторгов, что позволило консолидировать всю относящуюся к госзакупкам информацию: от регламентирующих нормативно-правовых актов и обзоров рынка до конкретных извещений о конкурсах и сведений о госзакупщиках и поставщиках.

В то же время, несмотря на отмеченные общие черты, ни одна из стран-лидеров не пошла по пути заимствования. Были созданы самостоятельные национальные системы электронных госзакупок, во многом отличающиеся и в плане алгоритмов, и в плане общего дизайна. Причина здесь, по-видимому, прежде всего в специфике национальных законодательств в области госзакупок, а также в нежелании делать весьма существенный компонент национальной экономики зависимым от внешних факторов.

Интересно, что предметом первых электронных торгов в перечисленных странах, как правило, были закупки компьютерных комплектующих или программного обеспечения: все поставщики этих товаров, конечно же, давно подключены к интернету.

Проекты электронных госзакупок

Первый крупный федеральный проект электронных государственных закупок стартовал весной 2001 года. По заданию Министерства промышленности, науки и технологий РФ к созданию отечественной системы электронных торгов для государственных нужд приступили три организации: Институт макроэкономических исследований Минэкономразвития РФ, Всероссийский научно-исследовательский институт межотраслевой информации и Институт прикладной математики им.М.В.Келдыша РАН. Результатам, полученным разработчиками этого проекта, посвящен последний раздел настоящей работы.

В 2002 г. была принята программа "Электронная Россия", в рамках которой три министерства — Минпромнауки, Минэкономразвития и Минсвязи — объявили конкурсы на проведение работ по тематике электронных госзакупок. Конкурс Минпромнауки выиграли упомянутые выше три организации, которые продолжили работу над своим проектом.

Минэкономразвития объявило два конкурса. Первый из них, по обслуживанию электронных государственных закупок федерального уровня, выиграла фирма Компьюлинк. Второй, по обслуживанию региональных госзакупок, — фирма Парус. Конкурс Минсвязи выиграла фирма Когнитивные технологии.

Множество проектов электронных госзакупок реализуется в регионах как с участием упомянутых фирм, так и самостоятельно. Заметные результаты получены в Новосибирске, Санкт-Петербурге, Чувашии, Белгороде, Барнауле и др.

Наряду с сайтами, занятыми непосредственным обслуживанием конкретных конкурсов госзакупок, в интернете открыт ряд сайтов, собирающих различные материалы по данной тематике. В частности, очень неплохо представлена российская нормативно-правовая база государственных закупок. Располагающему выходом в интернет участнику торгов нет необходимости накапливать у себя груды брошюр и юридических справочников: к его услугам библиотеки сайтов "ИНФОГОЗ" (infogoz.vimi.ru), "Государственный заказ" (www.statetenders.ru), "Городской заказ Санкт-Петербурга" (www.gz-spb.ru), Института госзакупок (igz.ru).

* * *

Итак, можно констатировать, что движение по направлению к российским электронным торгам для государственных нужд уже началось. Однако сделаны лишь первые шаги, и в ближайшее время потребуются достаточно энергичные, радикальные решения как в организационно-правовой сфере, так и в плане создания специализированного программного обеспечения.

Электронный запрос котировок

Выше был разобран конкретный вид конкурса — одноэтапный открытый конкурс по закупке товаров для государственных нужд без предварительного квалификационного отбора поставщиков. Российское законодательство допускает и другие способы организации конкурсов государственных закупок. Электронная реализация предварительного квалификационного отбора и двухэтапного конкурса отличаются от изложенного лишь в незначительных деталях, на которых не имеет смысла здесь останавливаться. Полезность перевода в электронную сферу закрытого конкурса не очевидна, хотя и его возможная электронная реализация несложна и также во многом напоминает рассмотренную реализацию открытого конкурса.

Несколько особняком стоят предусмотренные действующим законодательством простые внеконкурсные способы госзакупок. Мы ограничимся рассмотрением электронного представления только одного из них — закупок способом запроса котировок.

Согласно Указу № 305 от 8 апреля 1997 г., "заказчик вправе размещать заказы на закупки продукции для государственных нужд с применением способа запроса котировок при закупках имеющейся в наличии продукции, которая производится или предоставляется не по конкретным заявкам заказчика и для которой существует сложившийся рынок, при условии, что цена государственного контракта не превышает 2500 установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда". Запрос ценовых котировок производится не менее чем у трех поставщиков. Выигравшим признается поставщик, который представил самую низкую ценовую котировку, удовлетворяющую потребностям заказчика.

При проведении государственных закупок способом запроса котировок известные сложности вызывает оформление отчетности. В отчетных документах должны быть предусмотрены средства убеждения контролирующей организации в том, что госзаказчик действительно разослал предписанный действующим законодательством минимум запросов. Данная проблема находит корректное и экономичное решение при установлении электронных отношений между участниками запроса котировок: достаточно производить рассылку запросов не непосредственно по электронным адресам поставщиков, а через сервер госзакупок. Сервер протоколирует проведенные рассылки и тем самым накапливает объективные материалы для последующих проверок.

Для осуществления рассылки госзаказчик заполняет электронную форму, где указывает электронный адрес поставщика, наименование поставщика, источник, из которого был получен электронный адрес поставщика, и, разумеется, само письмо с запросом.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.114.142 (0.03 с.)