Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формационная концепция культуры К. Маркса.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Историко-экономическая концепция К. Маркса. Концепция Маркса может рассматриваться как переходная от "линейных", "европоцентристских" теорий развития культуры, возникавших в европейской науке до конца XIX-начала ХХ века под воздействием христианской картины мира, к теориям локальных цивилизаций, доминирующим с XX века. В отличие от чисто линейной схемы исторического процесса, Маркс в своей концепции видит скорее развитие по спирали: от равенства при отсутствии материальных благ в первобытной общественно-экономической формации, к равенству в их избытке в коммунистической. То есть для него развитие есть движение не к окончательному результату, а к новому уровню освоения материального мира. Придерживаясь материалистических взглядов, Маркс постулирует тесную взаимосвязь экономики и культуры. Выделяя пять основных способов производства, он тем самым выделяет и пять основных историко-культурных этапов: первобытно-общинный строй, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический. Культура – тесно связана со всеми сферами жизни общества, но зависит от экономической системы, присущей данному обществу. В антагонистических формациях – культура делится на две, принадлежащие разным классам. Так, например, при феодальной общественно-экономической формации это будут культуры аристократическая и народная. В концепции Маркса утверждается необходимость последовательного развития экономики как основы материальной культуры и существование объективных законов исторического и культурного развития. Именно материальная культура, которая зависит от уровня развития орудий труда, и, соответственно, от способа производства материальных ценностей, является основой для духовной культуры: религии, философии, науки, искусства. Маркс признает возможность сосуществование различных элементов общественно-экономических формаций в один исторический промежуток времени: в рамках любого уровня экономического развития могут присутствовать элементы как прошлых моделей, так и зачатки будущих. А переход от одной формации к другой может занимать в разных культурах разное время.14 Основные понятия: общественно-экономическая формация, способ производства, производственные отношения, объективные законы развития.
14. Теория культурно исторических типов О. Шпенглера.
В своем основном труде "Закат Европы" Шпенглер рассматривает жизнь человечества как бесконечный процесс рождения и умирания различных культур, представляющих собой замкнутые, неспособные к контакту между собой, неповторимые «организмы», от чего ни одна из которых не занимает и не может занять доминирующего положения. Проводя аналогию между культурой и растением, Шпенглер говорит о том, что каждая культура рождается, развивается в собственном ландшафте, принося плоды, и умирает. Культура обладает внутренним единством, душой, которую можно опосредованно наблюдать во всех достижения этой культуры и выразить в «пра-символе». Именно через прасимвол может быть выражена специфика культуры, ее душа. «Таким образом, прасимвол – это часть окружающего мира, или элемент ландшафта, типичный для данной культуры. Так, для греков прасимволом было отдельное тело, для арабов – пещера или арка, для египтянина узкий, заранее предначертанный путь, для европейца – бесконечное пространство, а для русского – бесконечная холмообразная равнина»1. Под Цивилизацией Шпенглер подразумевает последний этап жизни культуры, специфическую форму ее одряхления и умирания, при которой уже не будет «плодов», творческих достижений, только повторение ранее созданного, переход в мертвую механистичность.
13. Концепция развития культуры А. Тойнби. «Вызов» и «Ответ».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.63 (0.006 с.) |