Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предметом изучения культурологи является культура во всем своем многообразии.↑ Стр 1 из 14Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Предметом изучения культурологи является культура во всем своем многообразии. Существует более тысячи разнообразных авторских определений понятия "культура", которые можно подразделить на несколько групп, в зависимости от того, на какой смысловой аспект делается основной акцент.
3. Становление культурологии как самостоятельной отрасли знания.
Начало становления культурологии приходится именно на эпоху Просвещения, когда культура была определена как особую социальную сферу, а понятие \"культура\" получило статус одной из основных категории й философии истории Вольтер, Тюрго, Кондорсе связали проблемы культуры скультури з образованностью и воспитанностью человека При этом культурность, цивилизованность Европы противопоставлялась \"дикости\", \"варварству\" первобытных народов Тем самым закладывались основы линейного понимания развития культуры, когда Европа рассмотрение далась каквропа розглядалась як образец для других народов, несмотря на то, что одновременно звучали и призывы \"вернуться назад к природе\" (Ж-Ж Руссо) В это же время были разработаны первые культурологические концепции, в рамках которых был определен круг основных проблем и направления исследований будущей теории культуры Прежде всего, это проблемы соотношения я культуры и цивилизации, кризиса культуры, вопросы структурных элементов культуры, диалога различных культар. Конец XVIII века становится определяющим для становления культурологической теории - именно в этот период проблемы культурного развития приобретают особое звучание в контексте философских исследований Философы начали рассматривать ты культуру как особую структурную целостность, определяет общество с точки зрения его духовного потенциала Значительное место, в частности в немецкой классической философии, приобретает идея разума как основа ку льтуры Именно в таком контексте рассматривали культуру Гердер, Кант, Шеллинг, Гегельель. В XIX в объем накопленных знаний о культуре достиг такого уровня, когда стало необходимым их теоретическое оформление согласно требованиям научного мышления Начинают возникать первые концепции культуры, объясняющих ее формирования, механизмы ее функционирования, обозначая ту грань, когда можно говорить о культурологию как к науку Существенный вклад в осмысление феномена культуры сделали представители различных философских школ, в частности -- марксизма, \"философии жизни\" Благодаря работам А Шопенгауэра, Ф Ницше, К Маркса культуру начали рассматривать как особый феномен, характеризующийся собственными законами развития Ф Ницше открывает по аполонивським миром меры и гармо онии хаотичный и безмерный мир дионисийский Именно в это время сформировалось новое направление исследований - философия культурльтури. Новое звучание культурологическая проблематика приобрела на рубеже ХIХ-ХХ веков, когда человечество впервые ощутило реальную угрозу собственному существованию на Земле Современное понимание культуры состоит как осмысление ния кризиса культуры невозможности гармонии человека и природы Происходит отказ от поиска рациональных оснований этой гармонии
Адаптивная функция культуры.
Адаптивная функция: культура рассматривается как средство адаптации человека к окружающей его, природной и социальной среде, компенсации его недостаточности. Понятие «культурно - исторического архива», его смысл и значение Культурно-исторический архив – вся сумма материальных и духовных достижений человечества за всю его историю.
Понятие «культурной константы»: пространство, время, смерть, тело.????? Культура Древнего Египта.
Древний Египет. Египетская религия и ее потаенные, сакральные мистерии и знания продолжает вызывать интерес у исследователей, поскольку до сих пор остается куда больше вопросов, чем находится ответов. Однако, культурное влияние Древнего Египта на Грецию и Рим неоспоримо, и признается одним из пра-источников формирования европейской цивилизации. Культ умирающего и воскресающего бога Осириса, культ фараона – как Ра или Осириса, особое отношение к собственной смерти, как моменту не только духовного, но и телесного перехода в загробную жизнь – оказывают непосредственное влияние на то, что большинство дошедших до нас материальных свидетельств, в том числе и письменных, связаны с представлениями о загробной жизни. Из чего можно сделать вывод о том, что египтяне уделяли ей большее внимание, сопоставимое, или даже превосходящее по значимости с жизнью земной. Для загробного существования сохранность тела становилась ключевым моментом, поскольку египтяне верили, что воскресают в потустороннем мире и телесно. Этим можно объяснить специфику и исключительный консерватизм египетского искусства. В этом же можно найти и еще одно важное, помимо сопротивления жречества, объяснение21 провалу реформ Аменхотепа IV - вошедшего в историю под именем Эхнатона (Сын Атона).
Древняя Греция. Культура Древней Греции открывает для человечества особое отношение к самому человеку. Ее часто называют «антропоцентрической». Даже восприятие космоса как упорядоченного мироздания, с определенного момента связываться с телесностью человека, которая будет считаться микрокосмом, подчиняющимся тем же законам, что и макрокосм. Отсюда стремление гармоническому развитию личности, к «калокагатии» - равновесию материального, физического и духовного, нравственного. В медицине водится понятие меры – диетика во всех областях человеческой деятельности: от еды до сексуальности. Греческая цивилизация создает не только основу европейского искусства, но так же и научного мышления, открывает основные разделы как гуманитарных, связанных с человеком (философия, история, психология), так естественных (физика, химия, биология, астрономия, география, геология) и точных наук (математика, геометрия). Именно в это время человечество переходит от мифологического, к рациональному объяснению мира. Возникает особое устройство общины – город-государство Полис, как единство близлежащих домохозяйств, а позднее и торгово-ремесленных поселений, управляемое совместным волеизъявлением свободных граждан, который определяет светский характер культуры в целом. Античная демократия воплощает такую черту греческой культуры, как агонистичность – соревновательность, которая будет проявляться как в политике, так и в диалектике, и в Олимпийских играх.
Древний Рим Древний Рим можно рассматривать как особую цивилизацию, а можно – как заключительный этап Античности, потому что, несмотря на долгую, весьма насыщенную политическую и военную историю, Рим по большей части заимствует у греков духовную культуру: мифологию, искусство, науку, литературу. Всего за несколько столетий политическая жизнь Рима проходит путь от городов-полисов до Империи. Римское гражданское право, архитектура (дороги, акведуки, термы), литература и философия, христианство и сама латынь составляют то наследие, «романское начало», которое составить основу культуры европейского средневековья. Основные понятия: атоновское возрождение, полис, калокагатия, антропоцентризм, антропоморфизм, зооморфизм, гармония, мера, агон, индивидуализм, базилика, акведук, амфитеатр, термы, софистика, стоицизм, эпикурейство, Итальянский Ренессанс.
Итальянский Ренессанс своим происхождением обязан XIV веку. Северное Возрождение появилось только в XVI веке. Некоторые ученые уверяют, что не было никакого Ренессанса. Возрождение для стран Севера Европы «открыл» Альбрехт Дюрер (1471—1528), художник из Нюрнберга. Своему первому успеху этот художник обязан своей серией гравюр, которые были посвящены апокалипсическим видениям Святого Иоанна. Германия, тогда еще не имевшая представления о том, что такое итальянский Ренессанс, и ожидавшая конца света и возникновения Лютера, по достоинству оценила изображения последних дней мира. Гравюры под общим названием «Апокалипсис» Дюрер начать писать в возрасте 25 лет. Неудивительным является и то, что изменить статус художника в менталитете жителей севера Европы также предстояло Дюреру. До его возникновения живописцы, ваятели и граверы в Северной Европе почитались обычными ремесленниками. Традиция приписывает художникам, который продолжили итальянский Ренессанс, особый интерес к человеку, его личности. У Дюрера он сосредоточен, главным образом, на самом себе. Художник отличился большим количеством автопортретов, один из которых, написанный в 1500 году, заслуживает особого внимания, так как облик художника очень напоминает лик Христа. Дело в том, что в эпоху Средневековья Бога иногда сопоставляли с художником, а итальянский Ренессанс в корне изменил приоритеты. Теперь художник уподоблен Богу. Дюрер, несмотря на все это, так и не смог обрести свободы в изображении обнаженного тела, которое и является главным отличием итальянских мастеров. Итальянский Ренессанс и традиции готического искусства постоянно противоборствовали в душе Дюрера. Отсюда нет единой оценки его наследия. Если вести речь об идеях Возрождения, то, наверно, особо ярко они воплотились в живописном диптихе «Адам и Ева» (1507), который украшает коллекцию Прадо, и на гравюре с таким же названием от 1504 года. В 1506 году в Венеции Дюрер написал еще одну картину, которую хорошо восприняли итальянцы, — «Праздник четок» (Национальная галерея, Прага). Помимо этого, некоторые историки искусства склонны видеть не только алтарный образ, но и комментарий к событиям, возникшим в Италии в то время, когда Дюрер работал над ней. Дюрер в своей последней живописной работе под названием «Четыре апостола» (1526, Старая Пинакотека) достигает нового уровня мастерства и понимания духа идей Возрождения. К концу XV века, времени возникновения первых произведений мастера, античное наследие, как на его родине в Германии, так и в сопредельных странах было запамятовано. Эпоха Античности, этот золотой век искусства, на всю жизнь для Дюрера стала пределом мечтаний, надежд и чаяний, ей он посвятил свои практические и теоретические труды. Художник очень любил итальянский Ренессанс с его рационалистической теорией искусства, но комбинировал ее с немецким мистицизмом и практически романтическим индивидуализмом. В его стремлении изучить тайну совершенных пропорций Дюрера торопило ужасное подозрение, что итальянцы, владеющие ей, намеренно скрывают ее, чтобы сохранить положение своей школы. Однако в конечном итоге художник обращается к природе, потому что понял: только одному Богу дано знать, какая из человеческих форм идеальна.
Заальпийское Возрождение
Влияние античной культуры в Нидерландах и Германии, где ярче всего проявляется самобытность Северного возрождения - незначительно и весьма опосредованно. И, несмотря на то, что и оно связанно с развитием городской, торгово-ремесленной культуры, но направляется не на развитие светской культуры, а именно в религиозное русло: на борьбу за реформирование католической церкви. Основополагающим фактом для начала Реформации принято считать перевод Библии с латыни на немецкий язык, осуществленный Мартином Лютером. Критикуя католическую церковь, практику индульгенций и институт Папства, Лютер переносит акцент на формирование индивидуального религиозного сознания. Основные принципы: 1. Спасение достигается не молитвой, откупом или ритуалом, а только личной верой. 2. Священное Писание – единственный источник истины. 3. Каждый человек имеет право самостоятельно читать и осознавать Священное Писание, что и составляет часть его трудов по достижению личного спасения. Во Франции и в Швейцарии в большей степени распространилось учение Ж. Кальвина, последователей которых назвали чаще гугенотами, и только позднее кальвинистами. Основной идеей этого учение является полный суверенитет и абсолютная власть Бога. Из которой следуют два наиважнейших вывода: 1. На Бога никакое влияние оказать невозможно: ни молитва, ни покаяние, ни какая-либо другая форма диалога или уговоров, не способны изменить его решение. 2. Богу уже известно разрешение судьбы каждого человека, кто предопределен к спасению, а кто – к гибели (в духовном смысле) и ни воля, ни вера, ни образ жизни конкретного человека не может сказаться на этом решении. Реформация создает новую этику, в которой, по мнению М. Вебера, следует искать истоки как менталитета буржуазно – капиталистической культуры, так и современной массовой культуры в целом. Основные понятия: филология, антропоцентризм, гуманизм, гелиоцентризм, неоплатонизм, индульгенция, учение о предопределении, таинства и обрядность.
Предметом изучения культурологи является культура во всем своем многообразии. Существует более тысячи разнообразных авторских определений понятия "культура", которые можно подразделить на несколько групп, в зависимости от того, на какой смысловой аспект делается основной акцент.
3. Становление культурологии как самостоятельной отрасли знания.
Начало становления культурологии приходится именно на эпоху Просвещения, когда культура была определена как особую социальную сферу, а понятие \"культура\" получило статус одной из основных категории й философии истории Вольтер, Тюрго, Кондорсе связали проблемы культуры скультури з образованностью и воспитанностью человека При этом культурность, цивилизованность Европы противопоставлялась \"дикости\", \"варварству\" первобытных народов Тем самым закладывались основы линейного понимания развития культуры, когда Европа рассмотрение далась каквропа розглядалась як образец для других народов, несмотря на то, что одновременно звучали и призывы \"вернуться назад к природе\" (Ж-Ж Руссо) В это же время были разработаны первые культурологические концепции, в рамках которых был определен круг основных проблем и направления исследований будущей теории культуры Прежде всего, это проблемы соотношения я культуры и цивилизации, кризиса культуры, вопросы структурных элементов культуры, диалога различных культар. Конец XVIII века становится определяющим для становления культурологической теории - именно в этот период проблемы культурного развития приобретают особое звучание в контексте философских исследований Философы начали рассматривать ты культуру как особую структурную целостность, определяет общество с точки зрения его духовного потенциала Значительное место, в частности в немецкой классической философии, приобретает идея разума как основа ку льтуры Именно в таком контексте рассматривали культуру Гердер, Кант, Шеллинг, Гегельель. В XIX в объем накопленных знаний о культуре достиг такого уровня, когда стало необходимым их теоретическое оформление согласно требованиям научного мышления Начинают возникать первые концепции культуры, объясняющих ее формирования, механизмы ее функционирования, обозначая ту грань, когда можно говорить о культурологию как к науку Существенный вклад в осмысление феномена культуры сделали представители различных философских школ, в частности -- марксизма, \"философии жизни\" Благодаря работам А Шопенгауэра, Ф Ницше, К Маркса культуру начали рассматривать как особый феномен, характеризующийся собственными законами развития Ф Ницше открывает по аполонивським миром меры и гармо онии хаотичный и безмерный мир дионисийский Именно в это время сформировалось новое направление исследований - философия культурльтури. Новое звучание культурологическая проблематика приобрела на рубеже ХIХ-ХХ веков, когда человечество впервые ощутило реальную угрозу собственному существованию на Земле Современное понимание культуры состоит как осмысление ния кризиса культуры невозможности гармонии человека и природы Происходит отказ от поиска рациональных оснований этой гармонии
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.105.184 (0.009 с.) |