Виды и состав судостроительных предприятий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды и состав судостроительных предприятий



Судостроительные предприятия, в состав которых входят только построечные места, набережные и цехи по изготовлению деталей корпуса, сборке и сварке секций, изготовлению и монтажу судовых трубопроводов и монтажно-достроечные цехи, называют верфями. Значительных средств производства для изготовления продукции судового машиностроения и приборостроения верфи не имеют. Все механизмы, оборудование, аппаратуру и приборы они получают от других специализированных предприятий. В нашей стране судостроительных верфей весьма мало, но за рубежом, особенно в Японии, они получили широкое распространение.

Предприятия, в состав которых кроме цехов, непосредственно занятых судостроением, входят еще и цехи судового машиностроения, выпускающие как для своего предприятия, так и для других предприятий в порядке кооперации механизмы и оборудование, называют судостроительными заводами. Эти предприятия преобладают в нашей стране.

Судостроительные предприятия разделяют в зависимости от материала корпуса строящихся судов, районов их плавания и спускного веса. Так, существуют предприятия металлического, железобетонного, деревянного и пластмассового судостроения.

Различают также предприятия морского, речного и озерного судостроения.

Предприятия морского судостроения по спускному весу строящихся судов разделяют на пять классов.

Существуют также специализированные судоремонтные предприятия, выполняющие ремонт судов.

Судостроительные предприятия значительно отличаются от судоремонтных по организации производства, структуре цехов и основному оборудованию.

Внешний признак судостроительного предприятия – наличие построечных мест с мощным крановым оборудованием.

Судоремонтные предприятия характеризуются большой протяженностью набережных и наличие мощных судоподъемных устройств – сухих и плавучих доков, слипов и т.д.

Также существуют предприятия со смешанным производством, занимающиеся одновременно постройкой новых и ремонтом плавающих судов.

Основные цехи судостроительных предприятий по характеру производства разделяют на цехи верфи и цехи машиностроительной части предприятия. Продукция цехов верфи предназначена для тех судов, которые эта верфь строит.

Цехи машиностроительной части изготовляют судовые механизмы и оборудование без «привязки» к конкретному судну и сдают их на склад, откуда они поступают на суда, строящиеся на данном заводе, или же в порядке кооперации на другие заводы.

В состав крупного судостроительного предприятия входят примерно следующие цехи, хозяйства и службы:

1. Основные цехи верфи:

1.1  Корпусообрабатывающий со складом стали и плазово-разметочным бюро.

1.2  Сборочно-сварочный со складом заготовленных деталей корпуса.

1.3  Цех блоков (если предусмотрена постройка судов блоками).

1.4  Стапельный цех с построечными местами и спусковыми сооружениями.

1.5  Механомонтажный цех с участком агрегатирования механизмов.

1.6  Трубомедницкий цех со складом труб.

1.7  Слесарно-корпусный цех, изготовляющий и монтирующий судовую вентиляцию и детали устройств, дельных вещей, оборудования и пр.

1.8  Деревообрабатывающий цех с лесосушилом и складом пиломатериалов.

1.9  Малярный цех с кладовой лакокрасочных материалов и отделением заготовки красок, мастик, шпаклевок и клеев.

1.10 Цех изоляции со складом изоляционных материалов.

1.11 Такелажно-парусный цех, изготовляющий и устанавливающий на судах такелаж, тенты, чехлы и т.д.

1.12 Цех металлических покрытий.

1.13 Электромонтажный цех со складом электрооборудования.

1.14 Достроечно-сдаточный цех.

2. Основные цехи машиностроительной части завода:

2.1  Модельный цех со складом моделей.

2.2  Чугунолитейный цех.

2.3  Сталелитейный цех.

2.4  Цех цветного литья.

2.5  Кузнечный цех.

2.6  Механический цех, производящий механическую обработку деталей на станках и слесарную сборку механизмов и некоторого оборудования.

3. Вспомогательные цехи:

3.1  Инструментальный, изготовляющий специальный нестандартный инструмент, штампы, шаблоны, калибры, оснастку и приспособления.

3.2  Ремонтно-механический, проводящий средний и капитальный ремонт станочного и прессового оборудования цехов.

3.3  Электромонтажный, проводящий средний и капитальный ремонт электрооборудования цехов.

3.4  Ремонтно-строительный, производящий ремонт зданий и сооружений предприятия.

3.5  Транспортный цех, включающий железнодорожные составы, депо электровозов, гараж автомашин-тягачей и электрокаров.

3.6  Капитанская часть, включающая буксиры, катера, баржи и плавучие краны, служащие для постановки судов у набережных, для вывода судов на испытания, транспортировки грузов.

4. Складское хозяйство:

4.1  Главный магазин, т.е. главный склад для хранений материалов и полуфабрикатов.

4.2  Склад судового оборудования.

4.3  Центральный склад комплектации, на котором хранится продукция слесарно-корпусного и деревообрабатывающего цехов перед подачей ее на суда.

4.4  Склад жидкого топлива и смазочных материалов.

5. Энергетическое хозяйство:

5.1  Котельная с сетями пара и горячей воды.

5.2  Трансформаторные подстанции с линиями электропередачи.

5.3  Компрессорная сжатого воздуха с пневмосетями к цехам-потребителям.

5.4  Кислородная и аргонная станции с кислородо- и аргонопроводами.

5.5  Ацетиленовая станция с ацетиленопроводом.

5.6  Углекислотная станция с углекислотопроводом.

5.7  Автоматическая телефонная станция и другие узлы связи внутри завода.

5.8  Административно-хозяйственные службы.

 

2.2 Генеральный план

Генеральным планом судостроительного предприятия называют взаимное расположение цехов, построечных мест, спусковых сооружений и прочих зданий и сооружений, а также железных и автомобильных дорог, линий электропередач, сетей газопроводов и прочих промышленных сетей предприятия. Судостроительные заводы должны располагаться на берегу морей, рек или озер. Водное пространство, предназначенное для спуска судов на воду и для достройки их на плаву, называют акваторией.

Наиболее благоприятно размещение судостроительного завода на площадке, расположенной выше уровня акватории на 3-4 м. При большой разности высот территории и акватории над уровнем моря усложняется конструкция подъемно-спускных сооружений, а при планировке территории на разных уровнях затрудняются и усложняются транспортные связи между цехами и сооружениями завода.

Для защиты акватории от волнения весьма желательно располагать судостроительные заводы в закрытых бухтах, либо создать оградительные сооружения – молы, стоимость которых может быть весьма значительной. Большую роль в выборе типа подъемно-спускных сооружений играют колебания уровня акватории под воздействием приливов и отливов или паводковых вод. Эти колебания могут составлять 10-12 м.

Существенно влияют на работу судостроительного завода метеорологические условия. В зимнее время целесообразно построечные места располагать в крытых отапливаемых эллингах. Производительность труда на открытых построечных местах в зимнее время падает приблизительно на 40% по сравнению с работой в закрытых эллингах. Кроме того, на открытых построечных местах в зимнее время необходимо обеспечить подачу пара для отопления помещений при монтажных и других работах внутри судна, для наружного обогрева судна при его окраске, а также для подогрева воды в отсеках при испытании их на непроницаемость наливом.

В условиях климата нашей страны целесообразно строительство отапливаемых эллингов.

Дополнительные капиталовложения на строительство закрытых отапливаемых эллингов, по сравнению с открытыми построечными местами, окупаются за 2-4 года.

Здания на заводе должны отстоять друг от друга на расстояниях, предусмотренных санитарными и противопожарными нормами. Увеличение допускаемых расстояний между зданиями ведет к увеличению протяженности дорог и сетей и возрастанию капиталовложений на строительство предприятия. При проектировании новых предприятий в целях снижения стоимости строительства цехов и сокращения коммуникаций цехи судостроительных заводов стремятся объединить в группы, каждую из которых располагают в одном здании, которое называется в этом случае блоком цехов. Весьма часто в одном здании располагаются корпусообрабатывающий и сборочно-сварочный цехи, а на предприятиях III, IV и V классов – также цех блоков и судостроительный цех с построечными местами. Хотя эти цехи и размещаются в одном здании, они имеют разную высоту расположения подкрановых путей и разную ширину пролетов.

Компоновка генерального плана завода характеризуется коэффициентом застройки, равным отношению суммарной площади проекции всех зданий и сооружений к площади территории предприятия. На современных судостроительных заводах коэффициент застройки колеблется в пределах 0,50-0,52. На заводах старой постройки этот коэффициент значительно ниже, что объясняется главным образом использованием на этих заводах железнодорожного транспорта, рельсовые пути которого не допускают максимального сближения сооружений завода. Это является одной из основных причин перехода к безрельсовому транспорту на современных судостроительных заводах.

На новых предприятиях железнодорожный транспорт используют лишь для подачи грузов извне к складам завода. Для перевозки грузов массой от 150 до 350 т используют самоходные трейлеры, снабженные подъемными платформами с гидравлическими приводами. Это устраняет необходимость применения грузоподъемных кранов при промежуточных перекладках грузов. Длина такого трейлера доходит до 22-24 м при ширине 6 м. Число колес – 30-40.

 

Рисунок 2.2.1 – Схема расположения цехов верфи судостроительного завода I класса.

1 – склад стали; 2 – корпусообрабатывающий цех; 3 – сборочно-сварочный цех; 4 – площадка сборки блоков судна; 5 – сухой док; 6 – блок цехов: слесарно-корпусного, агрегатирования механизмов, металлопокрытий, стапельного; 7 – блок складов; 8 – деревообрабатывающий цех; 9 – блок цехов: трубомедницкого, электромонтажного, малярного, изоляционного, такелажного, достроечно-сдаточного; 10 – достроечная набережная; 11 – козловые краны.

 

Грузы массой 10-15 т перевозят на автомашинах и лесовозах, снабженных устройством для механизированного подъема и спускания грузов на универсальных поддонах. Грузы массой до 1 т транспортируют автокарами и электрокарами.

На рисунке 2.2.1 изображена схема расположения основных судов верфи судостроительного предприятия I класса. Постройка судов предусмотрена в сухом доке 5 блочным методом. Секции корпуса массой до 150-180 т, поступающие из сборочно-сварочного цеха 3, собирают на предстапельной площадке 4 в блоки и насыщают механизмами и оборудованием с доведением их массы до 1000-1800 т. Готовые блоки с помощью двух козловых кранов 11 грузоподъемностью по 900 т устанавливают в сухой док, где стыкуют между собой. После доведения постройки до спусковой готовности судно выводят из сухого дока и достраивают у набережной 10.

Схема генерального плана судостроительного завода II класса показана на рисунке 2.2.2 Постройку судов производят в крытом эллинге секционным методом на двух позициях стапельных линий. По окончании стапельных работ судно на судовозных тележках по рельсовым путям транспортируют на стапель-палубу передаточного плавучего дока, с помощью которого судно спускают.

Схема расположения основных цехов верфи III класса приведена на
рисунке 2.2.3 Основные цехи верфи расположены в одном здании. Из сборочно-сварочного цеха 3 секции поступают в цех сборки блоков 4, где блоки насыщают и передают на судовозных тележках в эллинг 5. В эллинге блоки стыкуют между собой, затем собранный корпус продвигается по позициям стапельной линии.

На позиции I (см. рис. 2.2.3) выполняют все корпусные работы, включая испытание корпуса на водонепроницаемость. На позиции II производят монтаж механизмов, изоляцию и оборудование помещений.   На позиции III, расположенной на открытой площадке, заканчивают все работы, выполняемые перед спуском судна на воду. Спуск судна производится судовым трансбондером 8, расположенным в трансбондерной яме.

При проектировании судостроительных заводов большое внимание должно быть уделено охране окружающей среды. Сюда относится в первую очередь защита атмосферы от загрязнений промышленными выбросами, охрана водоемов от загрязнений сточными водами. Воздух, удаляемый вентиляторами из производственных помещений цехов, проходит очистку в мокрых и сухих циклонах и в рукавных фильтрах. Газы, отходящие от плавильных печей сталелитейных, чугунолитейных и цветного литья цехов, проходят через газоочистные установки, где очищаются от тонкодисперсных частиц окислов металлов и выбрасываются в атмосферу через дымовую трубу с содержанием вредных примесей в пределах действующих норм.

Из гальванических цехов загрязненные сточные воды направляют в очистные сооружения и сбрасывают в акваторию только после очистки. В целях сокращения сброса воды в акваторию предусматривают:

- систему оборотного водоснабжения, работающую на питьевой воде и предназначенную для снабжения водой оросительных камер воздухоохладителей системы вентиляции;

- систему повторного использования воды для обеспечения вентиляционного оборудования технической водой при ее периодической очистке на очистной станции.

Все хозяйственно-бытовые стоки по канализационной системе поступают в очистные сооружения, после чего они сбрасываются в природные бассейны [1].

За неимением генерального плана Амурского судостроительного завода прикрепляю участок карты (территория завода выделена синим цветом), а также снимок со спутника в приложении А.


Рисунок 2.2.2 – Схема генерального плана судостроительного завода II класса.

1 – склад стали; 2 – корпусообрабатывающий цех; 3 – сборочно-сварочный цех; 4 – склад секций корпуса; 5 – судостроительный цех – эллинг; 6 – передаточный плавучий док; 7 – достроечная набережная; 8 – блок цехов: трубомедницкого, электромонтажного и достроечно-сдаточного; 9 – блок цехов: слесарно-корпусного, малярного, такелажного, металлопокрытий; 10 – деревообрабатывающий цех с лесосушилом; 11 – блок механических цехов; 12 – кузнечный цех; 13 – блок вспомогательных цехов; 14 – административный корпус; 15 – инженерно-лабораторный корпус; 16 – главный магазин.


Рисунок 2.2.3 – Схема расположения цехов верфи судостроительного завода
III класса

1 – корпусообрабатывающий цех; 2 – склад стали; 3 – сборочно-сварочный цех; 4 – цех сборки блоков судна; 5 – судостроительный цех (эллинг); 6 – блок цехов: трубомедницкого, электромонтажного, достроечно-сдаточного; 7 – достроечная набережная; 8 – поперечный слип с трансбондером; 9 – блок цехов: слесарно-корпусного, агрегатирования механизмов, гальванопокрытий; 10 – блок цехов: деревообрабатывающего, малярного, изоляционного.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 1345; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.68.14 (0.023 с.)