Вокруг Москвы. Политика Ивана III и Василия III . 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вокруг Москвы. Политика Ивана III и Василия III .



Годы правления Ивана III – 1462-1505. В 60-х-80-х годах XV века Иван III добился включения в состав Московского государства Ярославля, оставшейся части ростовских земель. Великого Новгорода, Тверского княжества, Вятки. Псковская республика и Рязанское княжества, формально сохранявшие самостоятельность, попали под контроль Москвы. В 1487-1494 и 1500-1503 годах, в ходе двух войн с Великим княжеством Литовским, десятки русских городов, включая Вязьму, Чернигов и Новгород-Северский, были присоединены к Русскому государству.

Но самое главное, Иван III добился окончательного освобождения Руси от ордынского ига. В 1465 году в Большой Орде воцарился хан Ахмат. Еще в 1472 году Иван III прекратил ему выплату дани. Ахмат пытался силой заставить Ивана III возобновить выплату дани. Но все набеги были отражены. В июне 1480 года хан Ахмат выступил в великий поход против Москвы. Осенью состоялось знаменитое «стояние на Угре» между ордынскими и русскими ратями. Но 9 октября отдельные татары стали отходить в степь. 11 ноября ушел и Ахмат. Так с игом было покончено навсегда. В 1485 год Иван III за успехи в собирании русских земель принял титул «Государя всея Руси».

При Иване III изменилось название государства. Русь приняла современное название Россия, только с одной буквой «с» - Росия. К концу XV века складывается система поместного землевладения. Его суть состояла в формировании нового господствующего слоя людей, помещиков, которые должны были нести государственную службу, и получали за это землю с прикрепленными к ней людьми (крестьянами). Поместное землевладение не было ни пожизненным, ни наследственным, а служебным. Крепостное право окончательно вводилось Судебником 1497 года. Оно было необходимо государству для экономии финансовых средств (не платить профессиональному составу армии в мирное время), и мобилизации людских ресурсов в случае необходимости, начала войны. Если помещика отстраняли от военной службы, у него отбиралась земля. Таким образом, дворянство в лице помещиков являлось служивым сословием, несшим тяготы военной службы. Как правило, если все было успешно, дети помещика также несли военную службу, и продолжали владеть принадлежащей им землей. Теперь государство могло рассчитывать на значительные военные ресурсы. Помещик выходил на службу не только сам, но и на средства, полученные от крестьян, приводил необходимое число крестьян с соответствующим снаряжением – «конно, людно и оружно». По сути, это была армейская реформа. Крестьянам запрещалось переходить от одного владельца к другому, за исключением двухнедельного срока (за неделю до и неделю после Юрьева дня – 26 ноября по старому стилю), когда подобный переход разрешался.

Годы правления Василия III – 1505-1533 годы. Он продолжал собирать русские земли. В годы его правления к Москве были присоединены Псков, Волоцкий уезд, Смоленск, Рязанское и Новгород-Северское княжества. Продолжилось масштабное строительство в Москве, начатое при Иване III. Правда, из-под контроля Москвы вышло Казанское ханство, начавшее совершать набеги и разорять русские земли.

При Василии III в начале XVI века игумен псковского Елеазаровского монастыря, старец Филофей впервые назвал Россию третьим Римом. Два Рима (Рим и Византия) пали, третий Рим (Москва) стоит, а четвертому не бывать. Вывести преемственность Руси-России от двух прежних Римов позволила женитьба Ивана III на племяннице последнего Византийского императора Константина XI Софье Палеолог. Ее сыном был сам Василий. В 1453 году Константинополь, столица Византийской империи, пал под ударом турок-османов, и превратился в их новую столицу Стамбул. Преемственным от Византии являлся и знаменитый российский герб с двуглавым орлом. Теперь, по мысли Филофея, Россия превращалась в новый христианский центр, ответственный за дальнейшее укрепление христианских ценностей, главный форпост христианского мира. Следовательно, принципиальной особенностью формирования государства в России была особая роль в этом процессе религии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.108.54 (0.005 с.)