Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Внутреннее устройство Российской Федерации
В период ослабления государственности на рубеже 1980—1990-х гг. началось фактически стихийное преобразование государственно-территориального устройства СССР, а после его распада — России, т.е. той части, которая входила в состав СССР под названием РСФСР. Бывшие автономии, никогда ранее не обладавшие признаками государственности, стали переводить себя на более высокий уровень административно-территориального устройства. Так, бывшая Татарская АССР объявила себя Союзной республикой Татарстан (в составе СССР), Чечено-Ингушская АССР первоначально распалась на две республики — Чеченскую и Ингушскую (в составе РСФСР, затем РФ), а вскоре одна из них (Чечня — Ичкерия) объявила о своем полном суверенитете. В постперестроечный период все автономные образования стали преобразовывать себя в суверенные государства с президентами, парламентом и прочей атрибутикой и символикой. После распада СССР бывшие автономии, области и края, входившие в состав РСФСР, стали называться субъектами Федерации, сама РСФСР стала именоваться Российской Федерацией — Россией[4], многие бывшие автономии изменили наименования на транскрибированные с языка титульной национальности. Почти все субъекты федерации в составе России заключили специальные «федеративные договоры», которые расширяли степень их автономии; федеративный договор отказались подписать республики Татарстан, Чеченская и Ингушская. При этом процесс преобразований шел так быстро, что отдельные территории за короткое время шагнули на несколько ступеней вверх по административно-территориальной “лестнице”. Так, бывшая Горно-Алтайская автономная область, где численность населения в 1,5-2 раза меньше, чем, например, в любом из 13 административных районов Санкт-Петербурга, сперва стала Горно-Алтайской АССР, потом — Горно-Алтайской ССР, затем — Республикой Горный Алтай и, наконец, Республикой Алтай, одним из субъектов Федерации. Поправкой к Конституции РСФСР от 14 мая 1991 г. Россия отказалась от термина “АССР” и заменила его другим — “республика в составе РСФСР”. Позднее такой же статус приобрели и бывшие автономные области (кроме одной — Еврейской АО), входившие до того в состав краев, а теперь “надевшие” на свои “узкие плечи” суверенный “мундир”. Таким образом, если Российская империя, на базе которой образовался Советский Союз, была единым централизованным государством, сформировавшимся в процессе активной экономической, военной и политической деятельности России на протяжении длительного исторического периода, то теперь усилиями недальновидных “реформаторов” вслед за СССР рушится оставшаяся часть бывшей великой страны.
Современный вид административно-территориальное деление России получило в 1993 году с принятием новой Конституции, а также после укрупнения ряда субъектов федерации во второй половине 2000-х годов (фактически — упразднения 6 из 10 автономных округов) и присоединения территории Крымского полуострова. Согласно принятой в 1993 году Конституции РФ все крупные национально- и административно-территориальные образования получили статус субъектов Российской Федерации, что означало приобретение ими статуса государственно-правовых образований. На 1 января 2003 г. в Российской Федерации было: • 21 республика; • 6 краев; • 49 областей; • 2 города федерального значения; • 1 автономная область; • 10 автономных округов; • 1866 районов; • 1097 городов; • 330 городских районов (округов); • 1836 поселков городского типа; • 24464 сельские администрации (включая сельсоветы, волости, сельские округа и органы самоуправления). В мае 2000 года в России образовано семь федеральных округов. В январе 2010 года был образован СКФО и их стало восемь, в 2014—2016 годах существовал девятый, Крымский федеральный округ. В настоящее время существуют следующие федеральные округа:
Во главе каждого из них стоит полномочный представитель Президента России. Эти округа не затрагивают административно-территориального деления страны, а служат целям укрепления государственной власти В 2003–2008 годах в Российской Федерации происходил процесс укрупнения некоторых сложносоставных регионов (когда регион является субъектом Федерации и одновременно входит в состав другого субъекта), по результатам проведения референдумов в которых принято положительное решение об их объединении.
Окончательно процесс объединения завершен в следующих регионах: с 1 декабря 2005 года появился новый субъект Федерации – Пермский край, а 1 января 2007 года – объединенный Красноярский край. Объединенный Камчатский край образован с 1 июля 2007 года, а объединенная Иркутская область – 1 января 2008 года, с 1 марта 2008 г. – объединенный Забайкальский край. По состоянию на 2014 год административно-территориальное устройство России включало:
Все субъекты Федерации (их 89) можно поделить на три основные категории. Первая категория — это суверенные республики, обладающие всей полнотой государственной власти: Республика Адыгея, Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия — Хальмг Тангч, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республип Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия — Алания, Республика Татарстан, Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика (Ичкерия), Чувашская Республика — Чаваш республики. Вторая категория субъектов РФ — политико-территориальные образования — края (Алтайский, Краснодарский, Красноярский, Приморский, Ставропольский, Хабаровский), области (49 областей — их мы назовем в последующих главах при конкретной характеристике каждого субъекта РФ), города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург).(262) Третья категория — национально-территориальные образования — автономная область (Еврейская) и автономные округа (Агинский Бурятский, Усть-Ордынский Бурятский, Коми-Пермяцкий, Корякский, Ненецкий, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Ханты-Мансийский, Чукотский, Эвенкийский, Ямало-Ненецкий). Все округа, кроме Чукотского, входят в состав области или края, являясь, таким образом, субъектами РФ и области (края), в пределах которой расположены. Казалось бы, субъекты Федерации должны обладать равными правами (в этом суть федеративного устройства), однако на самом деле в РФ далеко не так. Политическое неравноправие субъектов Федерации закреплено в конституциях суверенных республик, а также в договорах о разграничении ведения между центром и регионами. В соответствии с ними в отдельных республиках (например, в Татарстане, не говоря уже о Чечне) созданы такие властные структуры, которые, по существу, не имеют отношения к органам власти России. Так, вопреки Конституции РФ в их исключительном ведении находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.29.209 (0.006 с.) |