Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Внутреннее устройство СССР и рсфср
С первых лет советской власти проблема государственно-территориального устройства была поставлена во главу угла партийных и правительственных решений. Первоочередная задача — определение статуса республик, образовавших Советский Союз. И.В.Сталин считал, что республики должны войти в состав России на правах автономий, а В.И. Ленин настаивал на предоставлении республикам самых широких прав, вплоть до отделения, т.е. свободного выхода из состава Союза. Ленинские идеи взяли верх. Туркменская, Узбекская, Молдавская, Карело-Финская, Латвийская, Литовская, Эстонская. В 1956 г. Карело-Финская ССР была преобразована в Карело-Финскую Автономную Советскую Социалистическую Республику, остальные 15 республик составляли СССР вплоть до его распада в 1991 г. Республики были весьма не равнозначны как по территории и численности населения, так и по экономическому потенциалу, но конституционные права были одинаковы для всех республик. Административно-территориальное деление в республиках сильно различалось. Самая сложная структура была в РСФСР: 16 АССР, 6 краев, 5 автономных областей, которые входили в состав краев, 49 областей, 10 автономных округов (в составе областей и Красноярского края). В других союзных республиках автономные республики существовали в Азербайджане, Грузии, Узбекистане, Таджикистане. Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Украина, Туркмения имели только областное деление. В остальных республиках (Молдавия, Латвия, Литва, Эстония) деления на области не было, а выделялись города и административные районы.(259) В марте 1921 г. были утверждены основные положения образования и установления границ административно-хозяйственных районов, в которых был предусмотрен учет следующих факторов при обособлении административно-территориальных единиц: численность населения, национальный состав, размещение промышленности, тяготение населения к промышленно-распределительным пунктам, направление и характер путей сообщения, роль индустриальных центров в освоении территории.(259-260) В порядке эксперимента первоначально были созданы крупная Уральская область (1923) и два края — Юго-Восточный и Северо-Кавказский (1924). Специально для территории РСФСР 14 января 1929 г. было принято Постановление ВЦИК “Об образовании на территории РСФСР административно-территориальных объединений краевого и областного значения”. Этим постановлением упразднялось прежнее губернское деление территории, а вместо них были созданы области и края. Области разделялись непосредственно на низовые административные районы, а края помимо районного состава включали в себя автономные образования — автономные области и национальные округа (с 1976 г. — автономные округа).
При осуществлении любого изменения административно-территориального деления обязательно подчеркивалась первоочередность интересов развития народного хозяйства. Так, в период коллективизации сельского хозяйства были упразднены округа с целью максимального приближения партийно-советского и хозяйственно-кооперативного аппарата к низовому району. Это новшество не коснулось национальных округов малочисленных (в то время говорили “малых”) народов Крайнего Севера. Примерно в то же время некоторые большие области и края были разукрупнены “для обеспечения оперативности управления хозяйством”. Особый период в отношениях государства и территории — 1957-1965 гг., когда управление промышленностью осуществлялось по территориальному принципу — были сформированы экономические административные районы (совнархозы). Первоначально в состав совнархоза включалось по несколько областей (краев, АССР), общее число совнархозов составляло 47. Затем произошло разукрупнение совнархозов, их число было доведено до 105 (в целом по СССР), границы совнархозов и единицы административно-территориального деления во многих случаях совпадали. В этот период управление действительно было приближено к производству, возросла комплексность хозяйства, уменьшилась дальность перевозок. Вместе с тем налицо были и недостатки: замедлились темпы научно-технического прогресса, ослабла специализация хозяйства регионов.(260) Упразднение совнархозов не коснулось административно-территориального деления в РСФСР — оно просуществовало неизменным до начала 1990-х гг. Последние изменения произошли в 1950-х гг., когда были образованы три новые области (Белгородская, Липецкая, Магаданская) и упразднены пять областей (Арзамасская, Балашовская, Великолукская, Каменская и Нижнеамурская).
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.242.141 (0.003 с.) |