Общие данные для расчёта видимости 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общие данные для расчёта видимости



При расчёте видимости в первую очередь определяется характер и размер необходимого экспозиционного пространства (или площади): для плоских экспонатов – площадь стен, а для объёмных – площадь пола и высота занимаемого экспонатом пространства, которое не должно выходить из пределов нормального угла зрения человека.

Нормальные углы зрения: вертикальный – 260, горизонтальный – 450 (приложение 1, рис.1). В ряде случаев для объёмных экспонатов отводится также площадь стен и щитов, играющих роль фона.

Ширина (d) зала или галереи:

а) при односторонней развеске или расстановке экспонатов

d = 2 h + е + а,

где h – высота экспоната;

    е – глубина экспоната с расстоянием от стены (для объёмных экспонатов);

    а – ширина потока зрителей, зависящая от проектируемой пропускной способности зала (приложение 1, рис.1).

б) при двусторонней развёртке (приложение 1, рис.2):

              d 1 = l 1 + l 2 + а + е1 + е2,

где е1 + е2 – глубина экспонатов от стены, а

    l1 = 2h1 и l2 = 2h2.

    Если горизонтальное измерение экспоната b выходит за пределы горизонтального угла 450 (при вертикальном угле 260), то ширина зала определяется:

              d 1 = b 1 + b 2 / 2 * tg 67030/ + а + е1 + е2 ( приложение 1, рис.2 ).

При размещении экспонатов в случайном помещении пользуются этими же правилами, определяя место экспоната и подбирая его размер опытным действием, т.е. исходя из размеров зала.

Окна.   Минимальная высота от пола до верхней части светового проёма (Н1) и ширина экспозиционного помещения (приложение 1, рис.3):

              Н1 = 2 h 1 + 2 h 2 + a 1 + a 2 / 2 и

d 2 = 2 h 1 + 2 h 2 + 2 h 3 + a 1 + a 2 + a 3 + e 1 + e 2 + e 3.

    Если подоконник находится на уровне (или выше) боковых экспонатов, экспонат (А) окажется в тени. Если подоконник опустить до уровня постамента или ниже, экспонат (Б) будет казаться силуэтом на фоне окна; в таких случаях требуется подсвет экраном или искусственным светом.

    Объёмная экспозиция в три ряда при двусветном боковом освещении неудовлетворительна: центральный ряд излишне освещается светом противоположных сторон, а крайние экспонаты кажутся силуэтами на освещённом фоне (контржур).

    Ширина зала с боковым светом при односторонней расстановке

              d = a + 2 h + e.

    Минимальная высота светопроёма

              H = 2 h + e / 2;

следует стремиться к Н = 2h + e, т.е. падению лучей света под углом 450,

где а – зависит от пропускной способности зала, но не менее 2м;

    l – глубина экспонатов вместе с расстоянием от стены;

    h – высота экспозиции;

    2h = l – удаление зрителя от экспоната.

    При необходимости обхода вокруг экспоната d = 4h + e + 2a.

    Современные требования устанавливают проценты площади стены по отношению к площади пола:

- в залах 19х50 м (площадь пола 950 м2) полезная площадь стен около 600м2; - при размере зала 14х30 м (площадь пола 420 м2) – стен около 270 м2;

- при размерах 10х20 (площадь пола 200 м2) – стен около 150 м2.

 

    1.3. Внутренняя организация музея

а) Общие залы. Интересы рациональной экспозиции требуют чаще всего сравнительно небольших помещений с большой площадью стен, служащих фоном. Это достигается применением дополнительных экспозиционных плоскостей; эти стенды делят выставочные залы в соответствии с планом экспозиции и с условиями нормального зрения.

    Большие залы следует чередовать с меньшими, придавать залам различную форму, применять различные приёмы освещения (без резких переходов) и внутреннего убранства; продуманная организация экспозиционных залов может способствовать неутомительному обозрению и изучению объектов.

б) Специальные залы и кабинеты. В музеях применяются экспозиции: основные для массовых посещений и специальные для кабинетного изучения.

    В специальных залах и научных кабинетах экспонаты размещаются более насыщенно, а также в порядке хранения (неэкспонируемые фонды, легко извлекаемые из осмотра).

    Такие залы оборудуются передвижными и стационарными столами для работы, станками, стеллажами и пр. спец. оборудованием.

    Для научной работы используют также основные хранилища картин, манускриптов и прочих ценностей; например, в картинохранилище художественных музеев картины без рам укреплены на щитах, подвешенных с минимальными зазорами между ними к потолочным рельсам.

Принцип экономии перемещений, который определяет построение музея от вестибюля до экспозиции, должен соблюдаться и в самих залах. Поскольку движение в зале начинается от входа, рассмотрим, как его положение влияет на маршрут движения. (Рис. 1).

 

 

Рис. 1. Влияние расположения входа на маршрут осмотра Рис. 2. Экспозиционные приемы, влияющие на изменение характера внимания посетителей и направление его перемещения. 1 – направленное внимание; 2 – рассеянное внимание; 3 – концентрированное внимание; 4 – отвлеченное внимание.

 

Для тупиковых залов положение входа несущественно: после осмотра по периметру зритель вновь возвращается к входу, холостых проходов нет. В проходных залах, при расположении дверей на одной оси, выгоднее размещать их по широкой стороне. Диагонально расположенные двери = самый длинный холостой проход.

Рассмотрев ряд смежных тупиковых залов, увидим, что преимущества, полученные внутри зала, теряются за его пределами. Преодолеть потери можно, сблизив проемы тупиковых залов, чтобы посетители переходили из двери в дверь. Чтобы избавить зрителя от многократного выхода в одно и то же помещение, от навязанной паузы, особенно если залы тематически связаны  и необходима цельность восприятия экспозиции, устраивают двери непосредственно между залами. Конечно, недостатки плана могут быть устранены, а лишние перемещения сделаны незаметными с помощью особых экспозиционных приемов, средствами освещения и др. (Рис. 2.)

Залы не должны быть монотонной чередой помещений. Разные размеры и пропорции определяются тематико-экспозиционным планом, создаются пространства неправильной формы, свободно примыкающие или сливающиеся друг с другом. Большую эмоциональную роль может сыграть варьирование высоты потолка – изменить ее легко, а эффект получается значительный. (Рис. 3.):

Рис. 3. Влияние высоты помещения и размера экспоната на его восприятие

Чаще всего залы бывают прямоугольными, однако эта простая в конструктивном отношении форма не всегда лучшая для музея, ниши, зап'ады и другие неправильности плана могут оказаться удобными для размещения диорам, биогрупп, для организации фокусных точек экспозиции, неожиданно раскрывающихся перед зрителем.

Потоки зрителей

    В экспозиционных залах музеев различаются два рода движения зрителей:

а) п о с л е д о в а т е л ь н о е, по определённому графику; такой осмотр производится либо группами зрителей, сопровождаемыми экскурсоводом, либо одиночными зрителями, руководствующимися стенными указателями-схемами (главная масса посетителей);

б) с л у ч а й н о е д в и ж е н и е посетителей, знакомящихся с экспозицией без определённой системы или интересующихся только частью выставленных объектов (одиночные профессиональны-знатоки и случайные посетители) (приложение 1, рис. 2, А, Б).

    В расчёт принимается только последовательный осмотр зала.

    Последовательный осмотр организуется анфиладами или коридорным расположением выставочных залов. На схеме представлены обе эти системы организации движения посетителей. Периметрально расположенная экспозиция обыкновенно сочетается с размещением части экспонатов в середине зала, что позволяет производительнее направить поток зрителей.

    Залы с периметрально расположенной экспозицией лучше проектировать по коридорной системе, располагая их вокруг центрального холла; этот приём планировки рациональнее анфиладного.

 

Задачи света и цвета

    В комплекс средств, эмоционально воздействующих на зрителя, включается также освещение, которое не сводится к задаче сделать экспонаты видимыми. Свет в сочетании с другими средствами должен обеспечить среду для восприятия, адекватную экспозиции: среду, обращенную к чувствам и необходимую для сосредоточенной работы. Действие освещения должно быть эффективно, но незаметно.

Одна из особенностей зрения заключается в том, что глаз реагирует не столько на высокую яркость освещения, сколько на контрастное сочетание высоких и низких освещенностей и на яркостные перепады в пространстве. Особенность освещения может незаметно для зрителя определять порядок его движения по залу и последовательность восприятия экспозиции.

 

 

Свет может также корректировать восприятие пространства. Так, малое пространство, освещенное светом, при переходе из темного помещения может показаться большим.

Многообразие задач, которые требуют разного решения освещения, определяет и разный подход к проблеме. Так, для краеведческих музеев основным средством создания световой среды является искусственное освещение как наиболее гибкое, универсальное и устойчивое. Природа эмоций в художественном музее нуждается в нюансах изменчивости естественного освещения. Естественное освещение кроме своей неуправляемости и непостоянства – часового, суточного, сезонного – вызывает ряд неудобств. Возникают ограничения по ориентации здания, необходимы меры по защите экспонатов от интенсивного солнечного облучения. На окнах появляются шторы, занавески, экраны.

На восприятие формы и размеров залов существенно влияет цвет. В залах краеведческих музеев стена редко выступает как нейтральный фон для экспозиции (что присуще художественным музеям). Ее роль значительно важнее, включается в экспозицию как элемент. При остром дефиците площадей, стена, если она не занята стендами или экспонатами, используется как основа для графических или живописных научных и сюжетно-декоративных росписей на темы экспозиции.

Основная задача в использовании цвета сводится к наиболее рациональному распределению окрашенных поверхностей по цветовому тону и яркости с целью выполнения замысла экспозиции и направленного воздействия на психофизиологический аппарат человека. В цветовую композицию включаются не только стены, но и плоскость потолка.

Насыщенность экспозиции требует привлечения цвета как средства обобщения пестрых по составу экспонатов или, наоборот, выделение уникального.

Цвета длинноволновых участков спектра (красный, оранжевый, желтый) оказывают возбуждающее, активизирующее и стимулирующее воздействие, создают ощущение тепла. Длина волны ↑ = интенсивность
воздействия ↑.

Цвета средневолновых участков (зеленый, желто-зеленый) оказывают успокаивающее воздействие, создают ощущение прохлады (зеленый, голубой).

Цвета коротковолновых участков (темно-голубой, синий, фиолетовый) создают ощущение прохлады, иногда могут оказывать депрессивное воздействие: фиолетовый цвет вызывает ощущение беспокойства, раздражает.

Таблица 1

Характер ассоциаций, вызываемый различными цветами

 

 

Характер ассоциаций

теплые холод-ные легкие тяжелые отступа-ющие выступа-ющие возбуж-дающие угнета-ющие успока-ивающие
Спектральные цвета:                  
красный +         + +    
оранжевый +         + +    
желтый +   +     + +    
желто-зеленый +   +           +
зеленый   +     +       +
зелено-голубой   + +   +       +
голубой   + +   +       +
синий   +   + +        
фиолетовый   +   + +     +  
пурпурный +         + +    
Ахроматические цвета:                  
белый                  
светло-серый                  
темно-серый       +       +  
черный       +       +  

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.19.251 (0.016 с.)