Специальности 270301 «архитектура» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специальности 270301 «архитектура»



Кафедра архитектуры

МУЗЕИ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

СПЕЦИАЛЬНОСТИ 270301 «АРХИТЕКТУРА»

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «АРХИТЕКТУРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ»

 

 

УФА 2009

Методическое пособие к курсовому проекту «Музеи» для студентов IV курса специальности 270301 «Архитектура».

    Пособие знакомит с этапами работы над проектом и дает разъяснения по выполнению архитектурного проекта по данной теме, графической части проекта и его макетного исполнения.

 

 

Составители   Костенко Ю.О., доц.

Стадничук Н.Н., ст. преподаватель

 

Рецензент       Сабитов И.Н. зав. кафедры

 

 

© Уфимский государственный нефтяной технический университет, 2009


ВВЕДЕНИЕ

       Музеи (от греческого museion) – первоначальное хранилище сокровищ, предметов «чудесных и удивительных», затем святилища, храмы муз в честь искусств и наук, в настоящее время – образовательные и просветительные центры, научно-исследовательские учреждения, массовый общедоступный источник информации о духовной и материальной культуре.

    Первое специально построенное музейное здание в России – кунсткамера («камера для предметов искусства и редкостей») в
С.-Петербурге (1718-1734). Здесь наряду с экспозиционными залами (см. «Экспозиционные залы») были предусмотрены залы для научных занятий и обсерватория. В последние годы перед музеями встала проблема не только хранения, но и, главным образом, экспозиции и её осмотра.

    Исторически сформировалось две системы организации музейного пространства – радиальная и сегментная. Радиальная схема – центричное размещение постоянной экспозиции, окружённой хранилищами, помещениями для сотрудников, занятий и др. Сегментная схема предполагает строительство и развитие музея из отдельных законченных элементов, включающих как выставочные, так и сопутствующие помещения для однородных или чаще всего специализированных разделов.

    Музей - это довольно развитое учреждение, в составе которого: административная зона, хранилище, библиотека, читальные залы, комнаты для занятий, лаборатории, мастерские по ремонту и реставрации экспонатов, помещения для сменной экспозиции, устройства инженерного обеспечения и др. Некоторые помещения приобретают универсальный характер, планировка становится гибкой за счёт их трансформации. Широко используется искусственное освещение, кондиционирование воздуха. Содержание музеев наполнилось кинопроекцией, музыкальным сопровождением, электронной техникой, приводящей в движение экспонаты, и т.п.

    Типология современных музеев чрезвычайно разнообразна. По классификации Международного Совета музеев музеи могут быть художественные, исторические, этнографические, научно-технические, естественной истории, музеи – архитектурные памятники, ботанические и зоологические сады и крупнейшие национальные парки.

    Современные здания музеев включают несколько групп обязательных помещений:

· обслуживание посетителей (вестибюль с гардеробом, курительные и туалетные, помещения отдыха, детская игровая комната, комнаты экскурсоводов и др.);

· культурно-пропагандистского назначения (библиотека, лекционный зал, залы периодических выставок);

· постоянной экспозиции (экспозиционные залы);

· дирекции (кабинеты администрации, научных работников, лаборатории, реставрационные мастерские, фондохранилище, запасники, технического оборудования и др.).

Размещения и взаимосвязи всех помещений должны обеспечивать, прежде всего, удобства для осмотра экспозиции, исключать встречные потоки, предусматривать изоляцию вспомогательных помещений.

Считается, что для нормальной работы музея необходимы равные площади собственно экспозиционных и всех обслуживающих помещений. Помещения, предназначенные для общественного демонстрирования и изучения различных специально собранных экспонатов (от латинского exponere - выставлять), называются экспозиционными ( или демонстрационными, если объекты демонстрируются в действии ).

    Экспозиционные помещения являются основной частью музейных и выставочных зданий, представляющих собой организованные системы экспозиционных залов, кабинетов, галерей, дворов, подсобных помещений; помимо этого, экспозиционные залы могут быть организованы и в других крупных зданиях (например, при учебных заведениях, театрах), либо строятся в виде самостоятельных экспозиционных павильонов.

    Экспозиционные помещения должны удовлетворять основным требованиям:

а) наилучшей организации массового обозрения экспонатов;

б) получения необходимого впечатления от разнообразных экспонатов, возможных в общем зале;

в) специфического освещения экспозиции;

г) неутомительности обозрения;

д) рациональной системы движения потока посетителей;

е) полной сохранности экспозиции.

 

    Практические приёмы решения экспозиционных залов зависят от следующих факторов:

1. Характеристика экспонатов: а) физическая форма (плоские, объёмные); б) материал и фактура; в) общая величина и размеры деталей; г) положение экспонатов в пространстве (вертикальные, горизонтальные, наклонные); д) статичность – динамичность.

2. Приём экспозиции: а) специализированный (единый тип экспонатов); б) комплексный (разнохарактерные экспонаты); в) совмещённый (обычно с одним преобладающим типом экспонатов).

3. Положение здания: а) географическая широта; б) условия инсоляции.

4. Монументальность здания.

5. Режим работы в здании (время суток).

Примерная классификация музейных (экспозиционных) зданий
и помещений:

1. Общественно-мемориальные: а) отдельные здания мемориального значения; б) мемориальные залы в зданиях; в) панорамы и диорамы; г) здания-заповедники памяти деятелей истории, культуры, искусства, науки, литературы и т.п.

2. Уникальные павильоны всемирных выставок.

3. Для произведений искусств и художественной культуры: а) музеи изобразительных искусств – специальные и комплексные; б) музеи мебели, тканей, фарфора; в) музеи художественно-промышленные; г) музеи архитектуры; д) музеи театральные; е) музеи-дворцы.

4. Естественно-научные: а) антропологические; б) археологические; в) биологические; г) минералогические; д) этнографические.

5. Политехнические.

6. Педагогические.

7. Здравоохранения, труда, материнства и т.п.

8. Исторические: а) комплексные; б) военно-исторические.

9. Краеведческие.

10. Городские и районные.

11. Отраслевые: а) промышленные; б) транспорта; в) сельского хозяйства; г) экономики.

12. Постоянные выставочные здания: а) изобразительных искусств; б) промышленные; в) строительные; г) сельскохозяйственные; д) торговые; е) для переменных выставок.

13. Временные выставочные павильоны: а) стационарные; б) передвижные.

14. Демонстрационные залы: а) машинные; б) строительные; в) производственные; г) модельно-торговые и пр.

Типы и размеры залов

Тип зала и его размеры определяются общей архитектурной и планировочной композицией музея, тщательно учитывающей при этом назначение отдельных помещений.

Основные необходимые данные для проектирования: характер экспонатов (плоские, объёмные, динамические), положение их в пространстве, материал, фактура, величина.

    Плоские экспонаты должны размещать так, чтобы они были равномерно освещены по всей поверхности и обозревались с нормальной оптической оси (живопись, графика).

    Для объёмных экспонатов требуются специальные условия размещения, способствующие освещению, выявляющему форму предмета (скульптуры, модели, машины). Наилучшие условия обозрения требуют доступа к объекту со всех сторон.

    Движущиеся и динамические экспонаты, кроме общих условий освещённости и удобств обозрения, требуют также принятия мер безопасности для зрителей (удаления, ограждения и пр.), что влияет также и на размеры зала.

    Ширина зала и площадь пола  определяется размерами экспозиционного пространства, его высотой и глубиной, углом нормального зрения (вертикального и горизонтального) и площадью, необходимой для пропуска потока зрителей.

    Длина зала определяется, главным образом, архитектурно-композиционными соображениями; растянутый зал с большим количеством экспонатов может привести к монотонности впечатления и к быстрому утомлению зрителя.

    Высота экспозиционного пространства или экспозиционной площади стен определяется как архитектурными соображениями, так и в зависимости от выбранного освещения, обеспечивающего нормальный угол попадания лучей света на экспонаты.

 

Потоки зрителей

    В экспозиционных залах музеев различаются два рода движения зрителей:

а) п о с л е д о в а т е л ь н о е, по определённому графику; такой осмотр производится либо группами зрителей, сопровождаемыми экскурсоводом, либо одиночными зрителями, руководствующимися стенными указателями-схемами (главная масса посетителей);

б) с л у ч а й н о е д в и ж е н и е посетителей, знакомящихся с экспозицией без определённой системы или интересующихся только частью выставленных объектов (одиночные профессиональны-знатоки и случайные посетители) (приложение 1, рис. 2, А, Б).

    В расчёт принимается только последовательный осмотр зала.

    Последовательный осмотр организуется анфиладами или коридорным расположением выставочных залов. На схеме представлены обе эти системы организации движения посетителей. Периметрально расположенная экспозиция обыкновенно сочетается с размещением части экспонатов в середине зала, что позволяет производительнее направить поток зрителей.

    Залы с периметрально расположенной экспозицией лучше проектировать по коридорной системе, располагая их вокруг центрального холла; этот приём планировки рациональнее анфиладного.

 

Задачи света и цвета

    В комплекс средств, эмоционально воздействующих на зрителя, включается также освещение, которое не сводится к задаче сделать экспонаты видимыми. Свет в сочетании с другими средствами должен обеспечить среду для восприятия, адекватную экспозиции: среду, обращенную к чувствам и необходимую для сосредоточенной работы. Действие освещения должно быть эффективно, но незаметно.

Одна из особенностей зрения заключается в том, что глаз реагирует не столько на высокую яркость освещения, сколько на контрастное сочетание высоких и низких освещенностей и на яркостные перепады в пространстве. Особенность освещения может незаметно для зрителя определять порядок его движения по залу и последовательность восприятия экспозиции.

 

 

Свет может также корректировать восприятие пространства. Так, малое пространство, освещенное светом, при переходе из темного помещения может показаться большим.

Многообразие задач, которые требуют разного решения освещения, определяет и разный подход к проблеме. Так, для краеведческих музеев основным средством создания световой среды является искусственное освещение как наиболее гибкое, универсальное и устойчивое. Природа эмоций в художественном музее нуждается в нюансах изменчивости естественного освещения. Естественное освещение кроме своей неуправляемости и непостоянства – часового, суточного, сезонного – вызывает ряд неудобств. Возникают ограничения по ориентации здания, необходимы меры по защите экспонатов от интенсивного солнечного облучения. На окнах появляются шторы, занавески, экраны.

На восприятие формы и размеров залов существенно влияет цвет. В залах краеведческих музеев стена редко выступает как нейтральный фон для экспозиции (что присуще художественным музеям). Ее роль значительно важнее, включается в экспозицию как элемент. При остром дефиците площадей, стена, если она не занята стендами или экспонатами, используется как основа для графических или живописных научных и сюжетно-декоративных росписей на темы экспозиции.

Основная задача в использовании цвета сводится к наиболее рациональному распределению окрашенных поверхностей по цветовому тону и яркости с целью выполнения замысла экспозиции и направленного воздействия на психофизиологический аппарат человека. В цветовую композицию включаются не только стены, но и плоскость потолка.

Насыщенность экспозиции требует привлечения цвета как средства обобщения пестрых по составу экспонатов или, наоборот, выделение уникального.

Цвета длинноволновых участков спектра (красный, оранжевый, желтый) оказывают возбуждающее, активизирующее и стимулирующее воздействие, создают ощущение тепла. Длина волны ↑ = интенсивность
воздействия ↑.

Цвета средневолновых участков (зеленый, желто-зеленый) оказывают успокаивающее воздействие, создают ощущение прохлады (зеленый, голубой).

Цвета коротковолновых участков (темно-голубой, синий, фиолетовый) создают ощущение прохлады, иногда могут оказывать депрессивное воздействие: фиолетовый цвет вызывает ощущение беспокойства, раздражает.

Таблица 1

Характер ассоциаций, вызываемый различными цветами

 

 

Характер ассоциаций

теплые холод-ные легкие тяжелые отступа-ющие выступа-ющие возбуж-дающие угнета-ющие успока-ивающие
Спектральные цвета:                  
красный +         + +    
оранжевый +         + +    
желтый +   +     + +    
желто-зеленый +   +           +
зеленый   +     +       +
зелено-голубой   + +   +       +
голубой   + +   +       +
синий   +   + +        
фиолетовый   +   + +     +  
пурпурный +         + +    
Ахроматические цвета:                  
белый                  
светло-серый                  
темно-серый       +       +  
черный       +       +  

 

Естественное освещение

Основные условия

    Естественное освещение различается как по положению светопроёмов в помещении, так и в зависимости от способа использования получаемого света:

    Б о к о в о е о с в е щ е н и е: а) нормальное (подоконник на обычной высоте); б) повышенное (подоконник выше человеческого роста).

    В е р х н е е о с в е щ е н и е: а) центральное (светопроем в центре потолка); б) полное (весь потолок – световая площадь); в) периферийное (центр потолка светонепроницаем и окружён световой каймой).

    Н а п р а в л е н н о е о с в е щ е н и е - свет направлен на экспонаты, светопроём зрителю не виден.

    О т р а ж ё н н о е о с в е щ е н и е: свет падает на экран, отражающий лучи на экспонаты (световой проём зрителю не виден).

    Основное правило освещения – экспонат должен быть освещён сильнее зрителя.

    Наилучшая ориентация светопроёмов – северная половина горизонта.

    При неизбежном попадании на светопроёмы прямых солнечных лучей рекомендуются жалюзи из молочного стекла или светонепроницаемого материала.

    Современная техника позволяет регулировать силу освещения ф о т о-э л е м е н т а м и, которые по мере изменения силы освещения в зале вращают жалюзи, закрывая или открывая светопроёмы. Фотоэлементами достигается также незаметный переход от дневного света к искусственному постепенным автоматическим включением источников искусственного света.

 

    2.1.2. Боковое освещение

    Боковое освещение зала осуществляется нормальными светопроёмами в стене; при этом прямоугольная форма зала в плане даёт неравномерное освещение боковых стен и отражение в стеклянных витринах; для устранения этого стены и экспозиционные щиты (стенды) в зале следует размещать под некоторым углом к светопроёму так, чтобы нормаль, приведённая к экспозиционной поверхности, не попадала в окно (приложение 1, рис. 3А). Из этих же соображений картинные плоскости располагаются наклонно к полу.

    При циркулярной планировке художественных галерей отдельные небольшие залы получаются трапециевидной формы, более рациональной в смысле освещения боковых стен окнами.

    Примерные рациональные формы малых залов, освещаемых одним окном, см. в приложении 1, рис.1.

    В залах, расположенных в противоположном корпусе и освещённых боковым светом с обеих сторон, применяется планировка щитами-перегородками (приложение 1, рис. 4В).

    Большие неразгороженные залы с двусторонним боковым светом для объёмного экспонирования мало пригодны, так как такой свет даёт на объектах неопределённую светотень.

    При боковом освещении светопроёмы рекомендуется располагать на высоте не менее 2 м от уровня пола, это особенно важно для объёмных экспонатов, для которых освещение сверху более выгодно.

    Боковое освещение во всех этажах, за исключением последнего (где возможен верхний свет), неизбежен для многоэтажных экспозиционных зданий.

 

    2.1.3. Верхнее освещение

    Верхнее освещение (?) считается рациональным для большинства экспозиционных зданий. Распространённые отношения световой площади к площади пола в залах 1:2 и 1:3.

    Преимущества верхнего освещения:

а) стены полностью используются для развески экспонатов, а при расстановке объёмных объектов служат фоном для экспозиции;

б) падение света сверху приближает условия освещения экспозиционного зала к условиям наружного освещения;

в) возможно устройство зала большого полёта с равномерным освещением всей площади пола.

    Недостатки верхнего освещения:

а) падающий свет освещает развешенные картины и вертикальные экспозиционные поверхности слабее, чем пол, особенно при зенитных лучах, доступ которых вообще следует ограничить;

б) при полном застеклении потолка появляются вертикальные скользящие лучи, искажающие фактуру экспонатов;

в) конфигурации фонарей верхнего освещения сложны; эксплуатация фонарей представляет некоторые затруднения.

    П е р и ф е р и й н ы й верхний свет лучше освещает стены и пристенное пространство зала, оставляя пространство для зрителей несколько притемнённым (?).

    Для укрытия светопроёмов от глаз зрителей применяются подвесные конструкции - экраны-велариумы; для лучшего освещения углов велариумы скашиваются. Во всех случаях следует стремиться к такому распределению света в пространстве зала, когда основное количество его направлено на экспонат.

 

    2.1.4. Направленное освещение

    Общий направленный свет, сосредоточенный на экспонатах, лучше всего решается затемнёнными полосами галереи для зрителей и маскировкой светопроёма. Этот приём основан на принципе софита и даёт сплошной источник рассеянного света по всей длине экспозиционного пространства (?).

    Лучшие результаты общего направленного света – при ориентировании фонарей на север. Такие фонари дают эффект сосредоточенного мягкого освещения экспонатов, оставляя зрителя в притемнённом пространстве.

    Архитектурная обработка зала с применением направленного освещения требует большего внимания, особенно в решении потолка (?).

 

    2.1.5. Отражённое освещение

    Отражённое освещение в экспозиционных помещениях осуществляется излучением экрана, на который непосредственно падает естественный свет. Этот способ даёт эффектное рассеянное освещение зала с возможностью утемнения полосы движения посетителей, однако влечёт большую светопотерю; падение света на отражённую поверхность составляет только 13-42%, непосредственно же до экспоната доходит 2-5% (?). Такой приём применяется для освещения панорам, изредка экспозиционных залов музеев и выставок.

 

Искусственное освещение

    В последнее время в экспозиционных залах музеев и выставок всё большее предпочтение отдаётся искусственному освещению.

    Искусственное освещение применяется:

а) для имитации естественного света в выставочных помещениях, специально проектируемых для искусственного света;

б) для дублирования условий дневного света в вечернее время;

в) для поддерживания постоянных условий освещения комбинированием с дневным светом (подсвечивание).

    Общий принцип – максимальное приближение физического качества искусственного света к естественному и маскировка источника света от зрителя.

    В случае полного воспроизведения условий наружного освешения учитывается следующий его состав:

а) главный свет (солнечный или от освещённого небосвода), падающий сверху;

б) второстепенный свет, отражённый соседними предметами или плоскостями;

в) рассеянный свет от земли (снизу вверх).

 

Вопросы интерьера

Общие принципы

Общие условия, влияющие на доходчивость экспозиции:

а) соответствие архитектуры музея содержанию экспозиции, её теме, характеру объектов и степени насыщенности ими;

б) художественная сдержанность в обработке зала для сосредоточения внимания на объектах экспозиции;

в) обеспечение неутомительности обзора средствами «внутренней» архитектуры, интерьера, организующими и направляющими внимание.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

    Курсовой проект на тему «Музей» является учебным проектом студентов IV курса. Данный проект направлен на дальнейшее закрепление и развитие приобретённых знаний по курсам: архитектурная композиция, архитектурная типология и др.

    Поэтому процесс выполнения курсового проекта включает два этапа:

· Первый этап. На этом этапе идёт усвоение теоретических основ, изучается также критерии архитектурной композиции:

1 – определённость, 2 – выявление, 3 – единство, 4 – различие, многообразие, 5 – гармония, 6 – масштабность, 7 – масштабная структура, 8 – характер-образ. Основные задачи первого этапа сводятся:

1) к выполнению практических заданий по курсу композиции (метр, ритм, тектоника, нюанс, контраст, пропорции);

2) изучению эстетических и конструктивных качеств строительных материалов и приобретению умения ими пользоваться для эмоционального воздействия объекта на зрителя;

3) поискам образной выразительности объекта, связанной с особенностями ассоциативного восприятия;

4) моделированию объекта со всех точек восприятия.

· Второй этап – это собственно курсовое проектирование в соответствии с предлагаемой тематикой.

  Цель этого этапа – привить студентам навыки по практическому использованию теоретических основ в конкретном архитектурном проектировании, дать знания о взаимодействии пространства и массы, научить организации архитектурными формами необходимого пространства, соответствующего и способствующего происходящим здесь действиям.

 

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ТРЕБОВАНИЯ

Проект выполняется на реальной ситуации. Поэтому после получения задания студентам необходимо выехать на место проектирования, где они сделают зарисовки и фотографии с натуры с различных точек восприятия. Если проект выполняется по заказу или в рамках конкурса и предлагаемая ситуация ввиду значительной удалённости не может стать объектом предварительного натурального исследования, то необходимо иметь съёмку этой местности.

Параллельно с анализом места представляется целесообразным выполнение небольших заданий, проводимых по принципу вспомогательных клаузур и рассчитанных на 1-2 занятия.

После уяснения задач, связанных с проектированием объекта и знакомством с конкретной ситуацией, необходимо перейти к разработке генерального плана в соответствии с собственным пониманием темы.

При этом следует учесть:

1) возможность подхода или подъезда к сооружению;

2) характерные точки восприятия:

- во время движения,

- в непосредственной близости при детальном изучении объекта,

- ночное восприятие.

    Все эти вопросы, все составные части объекта должны быть объединены общим идейно-художественным замыслом. При этом необходимо применить основные закономерности построения пространственных форм, а именно: масштабность, пропорции, тектонику, ритм и т.д.

    При проектировании следует учитывать современные тенденции в архитектуре, а также в других областях знаний, получаемых при обучении по специальности 270301 «Архитектура». Для проекта могут быть использованы световые, светоцветовые, акустические и другие эффекты, работающие совместно с архитектурной формой и направление на усилие восприятия проектируемого объекта.

 

СОСТАВ ПРОЕКТА

1. Ситуационный план М 1: 100, 1: 500.

2. Генплан М 1: 100, 1:200.

3. Фасады, разрезы, развёртки М 1: 100, 1:50.

4. Перспектива.

5. Макет.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Архитектурная типология зданий и сооружений / С.Г. Змеул,Б.А. Маханько. – М.: Архитектура-С, 2004.

2. Строительные нормы и правила СНиП 2.08.02-89*. Общественные здания и сооружения. – М.: Госстрой РФ, 2003.

3. Справочник архитектора. Общественные и коммунальные здания / Н.Я. Колли, Н.С. Дюрнбаум, И.П. Домшлак. – М.: Изд-во Академии архитектуры СССР, 1949.

ИЛЛЮСТРАЦИИ:

СХЕМА №1 (рис.1,2,3):

 

 

СХЕМА 2 к разделу «Потоки зрителей»:

СХЕМА 3 (рис.1,2,3.)

СХЕМА 4 (рис. 1,2,3).

СХЕМА 5 (рис. 1, 2, 3).

СХЕМА 6 (рис. 1, 2, 3).


ПРИЛОЖЕНИЕ

Строительные нормы и правила СНиП 2.08.02-89*

Пути эвакуации

 

1.90. Число подъемов в одном марше между площадками (за исключением криволинейных лестниц) должно быть не менее 3 и не более 16. В одномаршевых лестницах, а также в одном марше двух- и трехмаршевых лестниц в пределах первого этажа допускается не более 18 подъемов.

1.91. Лестничные марши и площадки должны иметь ограждения с поручнями.

в ограждении лестниц вертикальные элементы должны иметь просвет не более 0,1 м (горизонтальные членения в ограждениях не допускаются);

высота ограждения крылец при подъеме на три и более ступеньки должна быть 0,8 м.

При расчетной ширине лестниц, проходов или люков на трибунах открытых и крытых спортивных сооружений более 2,5 м следует предусматривать разделительные поручни на высоте не менее 0,9 м. При расчетной ширине люка или лестницы до 2,5 м для люков или лестниц шириной более 2,5 м устройство разделительных поручней не требуется.

1.93 *. Перед наружной дверью (эвакуационным выходом) должна быть горизонтальная входная площадка с глубиной не менее 1,5 ширины полотна наружной двери.

Наружные лестницы (или их части) и площадки высотой от уровня тротуара более 0,45 м при входах в здания в зависимости от назначения и местных условий должны иметь ограждения.

1.94. Уклон маршей лестниц в надземных этажах следует принимать не более 1:2

Уклон пандусов на путях передвижения людей следует принимать не более:

внутри здания, сооружения..............................1:6

1.96 *. Ширина лестничного марша в общественных зданиях должна быть не менее ширины выхода на лестничную клетку с наиболее населенного этажа, но не менее, м:

1,35 - для зданий с числом пребывающих в наиболее населенном этаже более 200 чел., а также для зданий клубов, кинотеатров и лечебных учреждений независимо от числа мест;

1,2 - для остальных зданий, а также в зданиях кинотеатров, клубов, ведущих в помещения, не связанные с пребыванием в них зрителей и посетителей, и в зданиях лечебных учреждений, ведущих в помещения, не предназначенные для пребывания или посещения больных;

0,9 - во всех зданиях, ведущих в помещение с числом одновременно пребывающих в нем до 5 чел.

Промежуточная площадка в прямом марше лестницы должна иметь глубину не менее 1 м.

Ширина лестничных площадок должна быть не менее ширины марша.

1.101. Лестничные клетки следует проектировать с естественным освещением через проемы в наружных стенах (кроме лестниц подвалов, а также колосниковых лестниц в зданиях зрелищных предприятий).

1.108. Наибольшее расстояние от любой точки залов различного объема без мест для зрителей до ближайшего эвакуационного выхода следует принимать по табл.8. При объединении основных эвакуационных проходов в общий проход его ширина должна быть не менее суммарной ширины объединяемых проходов.

Таблица 8

 

 ———————————————————————————————————————————————————————————————————————

|Назначение залов                  |Степень огне- |Расстояние, м, в|

|                                  |стойкости |залах объемом, |

|                                  |здания   |тыс.м3     |

|                                  |         |————————————————|

|                                      |         |до 5|св.5 |св.10|

|                                  |         | |до 10| |

|———————————————————————————————————————|——————————————|————|—————|—————|

|1. Залы ожиданий для посетителей, кас- |I, II    | 30 | 45 | 55 |

|совые, выставочные, танцевальные, отды-|III, IIIб, IV | 20 | 30 | - |

|ха и т.п.                         |IIIa, IVa, V | 15 | - | - |

|                                  |         | | |  |

|2.Обеденные, читальные при площади |I, II    | 65 | - | - |

|каждого основного прохода из расчета не|III, IIIб, IV | 45 | - | - |

|менее 0,2 м3 на каждого эвакуирующего- |IIIa, IVa, V | 30 | - | - |

|ся по нему человека               |         | | | |

|                                  |         | | | |

|3. Торговые при площади основных эва- |         | | | |

|куационных проходов,% площади зала: |         | |  | |

|                                  |         | | | |

| не менее 25                    |I, II    | 50 | 65 | 80 |

|                                  |III, IIIб, IV | 35 | 45 | - |

|                                  |IIIa, IVa, V | 25 | - | - |

|                                  |         | | | |

| менее 25                       |I, II    | 25 | 30 | 35 |

|                                  |III, IIIб, IV | 15 | 20 | - |

|                                  |IIIa, IVa, V | 10 | - | - |

 ——————————————————————————————————————————————————————————————————————— 1.110. Ширину эвакуационного выхода (двери) из залов без мест для зрителей следует определять по числу эвакуирующихся через выход людей согласно табл.10, но не менее 1,2 м в залах вместимостью более 50 чел.

 


Таблица 10

 

 ———————————————————————————————————————————————————————————————————————

|Назначение залов |Степень огнестой-|Число человек на 1 м ширины |

|                 |кости здания |эвакуационного выхода (двери) |

|                 |            |в залах объемом, тыс.м3  |

|                 |            |——————————————————————————————|

|                 |            | до 5 | св.5 до 10 | св.10 |

|——————————————————————|—————————————————|————————|————————————|————————|

|1. Торговые - при пло-|I, II       | 165 | 220 | 275 |

|щади основных эваку- |III, IIIб, IV | 115  | 155 | - |

|ационных проходов - |IIIa, IVa, V | 80 | - | - |

|25% и более площа- |            |   |       |   |

|ди зала; обеденные и |            |   |       |   |

|читальные - при плот- |            |   |       |   |

|ности потока в каждом |            |   |       |   |

|основном проходе не |            |   |       |   |

|более 5 чел/м2   |            |        |       |   |

|                 |            |   |       |   |

|2. Торговые - при пло-|I, II       | 75 | 100 | 125 |

|щади основных эваку- |III, IIIб, IV | 50 | 70 | - |

|ационных проходов |IIIa, IVa, V | 40 | -  | - |

|менее 25% площади |            |   |       |   |

|зала, прочие залы |            |   |       |   |

 ———————————————————————————————————————————————————————————————————————

Число людей, одновременно находящихся в демонстрационном зале и зале проведения семейных мероприятий, следует принимать по числу мест в зале.

При расчете эвакуации из торговых залов магазинов следует учитывать будущее расширение торгового зала.

1.118. Ширина дверных проемов в зрительном зале должна быть 1,2-2,4 м, ширина кулуаров - не менее 2,4 м. Ширина дверного проема для входа в ложи допускается 0,8 м.

1.119. Глубина кресел, стульев и скамей в зрительном зале должна обеспечивать ширину проходов между рядами не менее 0,45 м.

Число непрерывно установленных мест в ряду следует принимать при одностороннем выходе из ряда не более 26, при двустороннем - не более 50.

1.120. Расчет суммарной ширины эвакуационных выходов из раздевальных при гардеробных, расположенных отдельно от вестибюля в подвальном или цокольном этаже, следует выполнять исходя из числа людей перед барьером, равного 30% количества крючков в гардеробной.

1.119. Глубина кресел, стульев и скамей в зрительном зале должна обеспечивать ширину проходов между рядами не менее 0,45 м.

Число непрерывно установленных мест в ряду следует принимать при одностороннем выходе из ряда не более 26, при двустороннем - не более 50.

1.120. Расчет суммарной ширины эвакуационных выходов из раздевальных при гардеробных, расположенных отдельно от вестибюля в подвальном или цокольном этаже, следует выполнять исходя из числа людей перед барьером, равного 30% количества крючков в гардеробной.

1.126. При проектировании помещений с разделением на части трансформирующими перегородками следует предусматривать эвакуационные выходы из каждой части.

Ширина лифтового холла пассажирских лифтов должна быть не менее:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.16.254 (0.198 с.)