В зависимости от способа отнесения на себестоимость продукции они делятся на прямые и косвенные. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В зависимости от способа отнесения на себестоимость продукции они делятся на прямые и косвенные.



· Прямые – могут быть прямо и непосредственно включены в себестоимость отдельных видов продукции (сырье, основные материалы, заработная плата производственных рабочих и др.).

· Косвенные – нельзя отнести на себестоимость определенного вида продукции (расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, ремонт зданий, заработную плату инженерно–технических работников и др.).

Калькуляция затрат. Целью учета и калькулирования затраты является своевременное, полное и достоверное отражение фактических затрат на производство в документах финансово-хозяйственной деятельности, и контроль за рациональным и экономным использованием материалов, трудовых и финансовых ресурсов.

Состав и структура затрат на различных предприятиях зависят от многих факторов, в частности, от отраслевой принадлежности предприятий. Однако есть типовой состав затрат, определенный НК РФ, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) по экономическим элементам.

Затраты на производство и реализацию продукции, исходя из их экономического содержания, подразделяются на четыре группы:

· материальные расходы – затраты на сырье, основные и вспомогательные материалы, покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, топливо, энергию, тару, работы и услуги производственного характера, выполняемые сторонними предприятиями и организациями;

· расходы на оплату труда – выплаты заработной платы, в том числе вознаграждения по итогам работы за год, выплаты компенсирующего характера, стоимость бесплатного питания, коммунальных услуг, жилья, оплата очередных, дополнительных и учебных отпусков, другие выплаты в соответствии с законодательством;

· суммы начисленной амортизации – амортизационные отчисления на полное восстановление основных средств и нематериальных активов;

· прочие расходы – расходы на ремонт основных фондов, на научные исследования и опытно–конструкторские разработки, на обязательное и добровольное страхование имущества, некоторые налоги и сборы, на юридические, консультационные, аудиторские услуги, платежи за арендуемое имущество, за подготовку и переподготовку кадров, затраты на командировки, лицензионные платежи, за право пользования патентом, ноу–хау; оплата услуг по охране и др.

 

Классификация затрат по экономическим элементам имеет для предприятия важное значение, поскольку позволяет определить общий объем потребляемых предприятием различных видов ресурсов. Вместе с тем на основе такого подсчета нельзя определить конкретное направление и место образования затрат (производственный процесс, обслуживание цеха, содержание заводоуправления и т.п.), что не позволяет анализировать эффективность использования затрат и выявлять резервы их снижения. Кроме того, на основе элементов затрат нельзя определить себестоимость единицы выпускаемой конкретной продукции.

Поэтому необходим учет и классификация затрат по статьям калькуляции.

Калькуляция – вычисление себестоимости единицы продукции или выполненной работы. Различают следующие виды калькуляции:

· плановая – отражает планируемые затраты на предстоящий период;

· нормативная – составляется на основе оптимальных норм материальных и трудовых затрат;

· фактическая – отражает общую сумму фактически использованных затрат.

 

Группировка затрат по статьям калькуляции позволяет определить себестоимость единицы продукции, распределить затраты по ассортиментным группам, установить объем расходов по каждому виду работ, производственным подразделениям, аппарату управления, выявить резервы снижения затрат. Калькуляционный принцип группировки затрат лежит в основе построения плана счетов финансового учета и организации управленческого учета в различных отраслях народного хозяйства.

При группировке по статьям калькуляции затраты объединяются по направлениям их использования, по месту их возникновения: непосредственно в процессе изготовления продукции, в обслуживании производства, в управлении предприятием и т.д.

Перечень статей затрат определяется предприятием самостоятельно с учетом технологических особенностей и организации производства. Вместе с тем существует типовая калькуляция затрат.

Таким образом, себестоимость – затраты на производство и продажу продукции (затраты сырья, материалов, топлива, энергии, природных ресурсов, основных средств и другого имущества, трудовых ресурсов, а также других затрат на изготовление продукции, управление производством и предприятием в целом, продажу продукции).

 

Себестоимость продукции

Себестоимость продукции – это основной критерий оценки производственной деятельности предприятия. Она показывает, во что обходится производство конкретного вида продукции какому-то предприятию.

Особую сложность и важное значение имеет определение себестоимости отдельных видов продукции, особенно если предприятие многоотраслевое.

В процессе формирования себестоимость проходит три стадии:

1. Технологическая (цеховая) себестоимость – эту себестоимость формируют технологические затраты, образующиеся в процессе непосредственного воздействия на предмет труда при изготовлении продукции на рабочих местах, это прямые затраты тех подразделении, где осуществляется изготовление, получение или производство.

2. Производственную себестоимость – технологическая + доля общепроизводственных и общехозяйственных расходов, приходящихся на определенный вид продукции.

Общепроизводственные затраты формируется на рабочих местах вспомогательных и обслуживающих производств. Часть общепроизводственных затрат, приходящихся на i-тый вид продукции можно рассчитать:

где  – норматив общепроизводственных затрат, отнесенный на i-ый вид продукции;  – цеховая себестоимость i-того вида продукции.

Норматив общепроизводственных затрат определяется:

Общехозяйственные затраты – это организационно-управленческие, связанные с обслуживанием кредитов и займов, т.е. они не связаны с производством как таковым, но необходимы для функционирования предприятия. Часть общехозяйственных затрат, приходящихся на i-тый вид продукции можно рассчитать:

Норматив общехозяйственных затрат определяется:

3. Полная (коммерческая) себестоимость – это производственная + коммерческие затраты, связанные с реализацией продукции (расходы на тару, упаковку, маркетинговые исследования, трансакционные расходы, транспортировка и др.). Часть коммерческих затрат, приходящихся на i-тый вид продукции можно рассчитать по такой же схеме:

Норматив коммерческих затрат будет:

 

Полная себестоимость i-того вида продукции складывается:

Сумма полных затрат каждого вида продукции должна равняться совокупным затратам предприятия:

Калькулирование себестоимости единицы продукции необходимо для определения эффективности проектируемых и осуществляющих агротехнических, технологических, организационных и экономических мероприятий по развитию и совершенствованию производства для обоснования цен, определения прибыли и исчисления налогов.

    Пример расчета полной себестоимости: структура формирования коммерческой себестоимости единицы продукции  

 

 Показатель Обозн. Продукт А Продукт Б
  Совокупность тех. затраты Зт

                     900

1. Технологическая себестоимость Стi 500 400
  Совокупность общепроиз. затраты Зопр

                      200

  Норматив общепроиз. затраты Нопр

                 200

             ────── =0,22

               500+400

  Общепроизводственные затраты Зопрi 0,22·500=111 0,22·400=89
2 Производственная себестоимость Спрi 500+111=611 400+89=489
  Совокупные общехозяйственные затраты Зох

                   600

  Норматив общехозяйственных затрат Нох

                600

            ───── =0,55

              (611+489)

  Общехозяйственные затраты Зохi 0,55·611=333 0,55·489=276
  Совокупные коммерческие затраты Зк

                     400

  Норматив коммерческих затрат Нк

               400

      ──────────── = 0,24

    (611+333)+(489+267)

  Коммерческие затраты Зкi 0,24·944=222 0,24·756=178
  Коммерческая себестоимость Скi 944+222=1166 756+178=934
3. Полная себестоимость Спi 500+111+333+222=1166 400+89+267+178=934

 

Проверка

 n  

∑ ПСЯ

i=1   

1166+934=2100

900+200+600+400=2100

  Коммерческая себестоимость единицы продукции   1166 ─── = 11,66 руб./ед. 934 ─── =9,34 руб./ед.

 

Виды себестоимости

 

На любой из перечисленных выше стадий себестоимость бывает.

1. Плановая (базируется на нормативных данных расхода средств).

2. Фактическая (отчетная) – определяется при подведении итогов хозяйственной деятельности на основе реально потребленных средств и понесенных расходов.

Кроме того, следует различать:

1. Индивидуальную (отдельного предприятия, цеха, бригады или другого подразделения на конкретную продукцию).

2. Зональная (средние затраты на производство определенной продукции в конкретном регионе).

3. Отраслевая (средние затраты на производство конкретной продукции на предприятиях одной отрасли).

Ценообразование в условиях рынка

 

 

Главным ориентиром рыночного поведения является цена. Формирование цены определяется ценовой политикой предприятия, которая явл. составной частью общей политики поведения предприятия на рынке. Ценовая политика осуществляется через ценовую стратегию. От цены зависит и возмещение издержек, и размер ожидаемого дохода.

В общем виде структура цены выглядит таким образом:

                   _

Ц = Сп + П

Сп – полная себестоимость.

__

П – размер ожидаемой прибыли или ожидаемого дохода.

 

Цена может снижаться или за счет сокращения затрат на получение продукции или за счет сокращения размера ожидаемой прибыли. Цена регулирует направление ресурсов в конкретном производстве.

Основные принципы ценообразования:

- цена должна возмещать издержки производства и реализации,

- должна способствовать накоплению,

- должна обеспечивать возможности расширения производства,

- должна стимулировать спрос и обеспечивать устойчивое положение товара на рынке,

- должна обеспечивать некоторую экономически обоснованную рентабельность, сохраняя устойчивое финансовое положение предприятия.

В рыночных условиях цена определяется соотношением спроса и предложения на конкретную продукцию на определенном рынке. Предприятие повлиять на рыночную цену практически не имеет возможности и если необходима дополнительная прибыль, то единственно верный способ-это снижение затрат, а следовательно снижение себестоимости.

Методы ценообразования

 

Реализация цели и стратегии ценообразования осуществляется с помощью методов ценообразования:

1) затратное   ценообразование (затратный метод). Основано на издержках производства и товаропродвижения, т.е. определенной суммой затрат и величиной ожидаемой прибыли.

 

Сп – полная себестоимость единицы продукции, руб.; R ТЗ – уровень рентабельности производства (норма прибыли к полным затратам), %

2) конкурентное ценообразование – основано на конкуренции, т.е. цена может отклоняться от цен конкурентов только в определенных рамках, например: возможность и условия доставки, особая расфасовка и упаковка и т.п.

3) комбинированное ценообразование – это сочетание предыдущих методов.

 

Функции цен

 

    В условиях развития рыночных отношений цена выполняет функции:

1. Учетная (измерительная). При помощи системы цен планируются и учитываются все стоимостные показатели: валовая и товарная продукция, издержки, чистый доход и т.д.

2. Стимулирующая – прибыль во многом зависит от цены, рост цен на продукцию стимулирует к наращиванию объемов выпуска именно этой продукции.

3. Распределительная – перераспределение потока материальных и денежных ресурсов в другие отрасли или между предприятиями одной отрасли.

4. Регулирующая – выравнивание величины спроса и предложения происходит по средствам цен, регулирует поставку продукции на рынок.

5. Контрольная – контроль за расходованием ресурсов в обществе, в отдельной отрасли, на предприятии.

6. Социальная – перераспределение доходов и расходов население, покупательская способность, спрос.

Политика ценообразования

В настоящее время цены на продукцию устанавливает рынок, но каждый руководитель вправе самостоятельно выбирать рынок сбыта своей продукции, а значит, и маневрировать ценами, заранее изучая и анализируя свои финансовые, производственные возможности, конкурентную среду и покупательскую способность населения. Но при установлении конкретного уровня цен, следует учитывать, что в условиях одного территориального рынка цена на продукцию может изменяться лишь в определенных границах, минимальный ее уровень определяется издержками производства и реализации, а максимальный – исключительно спросом.

Конкретный же уровень цены устанавливается в зависимости от факторов:

1. конкуренции на рынке;

2. в зависимости от объемов производства;

3. от структуры затрат;

4. от целей предприятия.

На каждом предприятии в отношении всех видов продукции применяется особенная политика ценообразования.

Важнейшии цели ценообразования или ценовой политики.

1. прибыльность;

2. завоевание или сохранение рынка;

3. влияние на покупательскую активность;

4. соответствие законодательным требованиям.

Ценовая стратегия предприятия, также, определяется этапом жизненного цикла товара, в связи с чем, существуют особенности ценообразования на каждом этапе. Если фирма выпускает на рынок новую продукцию, то выбирает одну из следующих стратегий:

1. “снятие сливок”;

2. “проникновение на рынок”.

Суть первой состоит в установлении максимально-возможной цены на новинку и до поры, пока не появятся конкуренты на этот товар или идентичный, цена продержится. Снизится лишь после того, как схлынет волна спроса, а снижение цены позволит в свою очередь привлеч новых покупателей. Достоинство этой стратегии в том, что высокая цена обеспечивает достаточную эффективность при значительных издержках на начальном этапе производства. Она сдерживает покупательский спрос, но при низкой цене фирма была бы не в состоянии полностью удовлетворить потребности из-за ограниченности своих производственных мощностей.

Высокая стартовая цена способствует формированию в глазах покупателей образа качественного товара, что может обеспечивать его сбыт в будущем при удешевлении.

Основной недостаток – высокая цена привлекает конкурентов, которые любыми способами стараются снизить цену и перетягивают на свою сторону спрос, а ведь главным условием успеха фирмы является достаточный спрос на выпускаемую ею продукцию.

Выбирая ценовую стратегию проникновения на рынок, предприятие наоборот устанавливает заниженную цену. Это позволяет привлечь как можно больше покупателей и сразу завоевать большую долю рынка. Эта стратегия оправдывает себя при массовом производстве товаров повседневного спроса или незаменимых продуктов, которое позволяет за счет роста объемов продаж, компенсировать потери прибыли на отдельном изделии. Не многие руководители пойдут сразу же на массовое, серийное производство новой продукции. Это требует крупных финансовых вложений, что делает проникновение на рынок малодоступным для мелких и средних предприятий. Эта стратегия эффективна при наличии эластичного спроса, если рост масштабов производства сопровождается сокращением общих издержек.

Для получения максимальной прибыли по всей номенклатуре товаров, фирма должна разрабатывать ценовую политику и систему цен для каждого вида товаров отдельно, так чтобы она гарантировала их привлекательность товаров для разных групп потребителей.

 

Система цен в РФ

 

В рыночной экономике цены бывают:

1. Свободные (формируются под воздействием рыночных факторов случайным образом).

2. Договорные (формируются с учетом эконом. заинтересованности покупателей и продавцов).

3. Регулируемые – это цены, уровень, динамика и порядок которых регулируется государством.

4. Закупочные – закупает государство для своих нужд.

5. Оптовые

6. Розничные

7. Сопоставимые – для измерения динамики товарооборота в длительном периоде за 5 лет, 10 и т.д. В ценах 1995, 2000 г.

8. Гарантированные (защитные) – цены при закупке продукции в федеральный бюджет

9. Залоговые – используются при закупке продукции под залог.

10. Бартерные – используются при обмене с.-х. продукции на промышленную.

11. Базисные – цены, которые применяются в качестве исходных при предварительных сделках и корректируются с помощью скидок или надбавок.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.80.3 (0.07 с.)