Тема 9. Общая характеристика Особенной части криминологии и некоторых видов преступности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 9. Общая характеристика Особенной части криминологии и некоторых видов преступности



 

Вопросы по теме

1. Характеристика Особенной части криминологии.

2. Криминологическая характеристика и предупреждение преступности несовершеннолетних.

3. Криминологическая характеристика рецидивной и профессиональной преступности и ее предупреждение.

4. Криминологическая характеристика организованной и коррупционной преступности и ее предупреждение.

5. Криминологическая характеристика неосторожной преступности и ее предупреждение.

Задания для практического занятия по теме 9

 

9.1. Сравните уровень, динамику и структуру преступности несовершеннолетних в Красноярском крае и в Российской Федерации.

9.2. Назовите десять наиболее распространенных преступлений среди несовершеннолетних и взрослых и проранжируйте их. Объясните различия: а) по видам наиболее распространенных преступлений; б) по их месту в ранжированном ряду.

9.3. Перечислите важнейшие элементы микросреды несовершеннолетних. Охарактеризуйте особенности воздействия каждого из них на формирование личности и поведение подростков. Какие виды семейного неблагополучия вы знаете?

9.4. Изучите Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Какие субъекты профилактики преступности несовершеннолетних определены этим законом? Охарактеризуйте компетенцию каждого из них.

9.5. Изучите Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила»). Найдите правила, которые не учтены в законодательстве РФ.

9.6. В некоторых странах, в частности в Германии, существуют специальные законы, согласно которым уголовно-правовое обращение с несовершеннолетними преступниками регламентируется не общими уголовными кодексами, а специальными законами, предусматривающими специальную систему правовых последствий преступления и особую форму судопроизводства. Как вы относитесь к подобной системе воздействия?

9.7. Что такое ювенальная юстиция? Какие плюсы и минусы она имеет? Сформулируйте ваше отношение к идее создания ювенальной юстиции в России.

9.8. Ростовский ученый Н.П. Мелешко, выступая на конференции Криминологической ассоциации России, предложил отказаться от использования уголовной ответственности несовершеннолетних и применять к ним только воспитательные меры воздействия. Что вы можете сказать по этому поводу?

9.9. Какие функции выполняют подразделения по делам несовершеннолетних? Подразделениями какого ведомства они являются?

9.10. Какие функции выполняет комиссия по делам несовершеннолетних? Выделите основные проблемы в деятельности этого органа.

9.11. Пункт 6 ст. 86 УК РФ предусматривает, что «погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью». Означает ли указанное положение, что лица, у которых судимость снята или погашена, могут быть приняты на работу в правоохранительные органы или на работу, связанную с государственной тайной?

9.12. Во многих странах за лицами, которые многократно судимы и освободились из мест лишения свободы, устанавливается постпенитенциарный (защитный, профилактический) надзор. Есть ли аналогичный институт в российском законодательстве?

9.13. В.И. Шульга пишет, что понятия «организованная преступная группа» и «преступное сообщество» с равным успехом, как это ни парадоксально, можно применить к любой силовой структуре государства. Они обладают такими же признаками и используют те же приемы и способы своей деятельности, что и организованные преступные формирования: объединение физических людей, вооруженность, сплоченность и устойчивость, а также использование элементов насилия, нападения, контроля, уничтожение имущества, шантаж и т. п. (Организованная преступность: тенденции, перспективы борьбы: монография. Владивосток: Издательство Дальневост. ун-та, 1999. С. 169–172).   

Назовите признаки, которые отличают организованные преступные формирования и государственные силовые структуры.

9.14. Дальневосточный исследователь И.Я. Гонтарь, опираясь на японский опыт, разработал проект Закона о борьбе с насильственной организованной преступностью.

Основная цель закона сформулирована в ст. 1 – «Пресечение насильственной организованной преступности путем регистрации руководителей и участников организованных групп (преступных сообществ) и применения к ним административных, гражданско-правовых и уголовно-правовых мер органами государственной власти».

Для этого в республиканских, краевых (областных), городских судах образуют судебные коллегии по делам об организованной преступности в составе из трех судей и кассационную судебную коллегию по делам об организованной преступности из пяти судей. В Верховном Суде РФ создают Судебную коллегию по делам об организованной преступности, являющаяся надзорной по отношению к указанным судебным коллегиям.

Материалы для регистрации рассматривают в закрытом судебном заседании в составе трех судей, с участием представителя МВД и прокурора. Предложения о регистрации (соответствующие материалы и обоснование предоставляет представитель МВД). Это могут быть самые различные, в том числе и оперативные, материалы, а также показания лиц, добровольно свидетельствующих по известным фактам организованной преступности.

По результатам рассмотрения судебная коллегия в совещательной комнате выносит определение либо о включении, либо об отказе во включении в «Список лиц, причастных к организованной преступности».

Копию определения о включении вручают зарегистрированному лицу, которое может обжаловать его в кассационную коллегию. Определение может быть опротестовано прокурором. Вступившее в законную силу определение может быть пересмотрено в порядке надзора.

Срок действия регистрации составляет три года с момента вступления определения в законную силу. Перечислим правовые последствия в отношении лица, включенного в «Список лиц, причастных к организованной преступности», в этот период:

1. Проверка имущественного и финансового положения и предпринимательской деятельности зарегистрированного лица, его близких родственников, а также физических и юридических лиц, занимающихся с зарегистрированным совместной предпринимательской деятельностью.

2. В отношении зарегистрированных лиц можно проводить любые оперативно-разыскные мероприятия, предусмотренные Законом РФ «Об оперативно-разыскной деятельности», без дополнительной санкции прокурора.

3. Кроме того, представителем МВД в отношении зарегистрированных лиц на весь период могут быть применены в полном объеме или частично меры административного ограничения:

а) находиться неотлучно по месту жительства в определенное ему время суток;

б) не менять место жительства без разрешения органов внутренних дел;

в) не выезжать за пределы населенного пункта без разрешения органов внутренних дел, а в случае получения такого разрешения возвращаться в указанное время;

г) не посещать определенные места, указанные в постановлении;

д) отмечаться в органах внутренних дел от четырех до восьми раз в течение месяца в указанное время;

е) подвергаться личному досмотру в общественных местах работниками органов внутренних дел по их требованию.

Зарегистрированное лицо, нарушившее меры административного ограничения, привлекается к уголовной ответственности в порядке, предусмотренном действующим уголовным законодательством.

Зарегистрированные лица, осужденные к лишению свободы за совершение умышленных преступлений, подлежат содержанию в условиях строгой изоляции. Таковы основные положения, заложенные в проекте закона. (Организованная преступность: тенденции и перспективы борьбы: монография. Владивосток: Издательство Дальневост. ун-та, 1999. С. 155–164).

Согласны ли вы с предложенными направлениями реформирования правоохранительной системы? Обоснуйте свое мнение.

9.15. Введению идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) предшествовала дискуссия. Сторонники ИНН приводили в его пользу следующие аргументы: во-первых, те, кому присвоен ИНН, не могут скрыть свои дополнительные доходы и увести от налогообложения свои приработки. Во-вторых, ИНН существенно упрощает труд бухгалтеров. В-третьих, ИНН, выполняя фискальную функцию, облегчает жизнь самого налогоплательщика: отпадает необходимость получения справок и заполнения различных документов.

Аргументы противников: ИНН будет присваиваться и сопровождать человека всю жизнь, позволяя отслеживать информацию об имущественном положении, вкладах. Семейный бюджет станет прозрачным и доступным для посторонних людей. Изменение имущественного положения будет находиться под бдительным оком государства, что является вмешательством в частную жизнь. И наконец, против выступила Русская православная церковь, сравнивая ИНН с печатью Антихриста. Что вы думаете по поводу приведенной дискуссии?

9.16. Заместитель губернатора Владислав Куришко, являясь членом совета директоров АО «Фарма», инициировал процедуру банкротства, а затем продажу акций предприятия холдингу «Московские лекарства». Через некоторое время он оставил высокую административную должность и перешел работать в совет директоров холдинга.

Нарушил ли Куришко антикоррупционные ограничения и можно ли его привлечь к ответственности?

9.17. Несколько служащих краевой администрации в составе группы болельщиков на чартерном рейсе летали в Архангельск на матч красноярской команды «Енисей» с архангельской командой «Водник». В ответ на обвинения СМИ в незаконном использовании бюджетных средств один из чиновников выступил по краевому телевидению и заявил, что их поездка оплачена не из бюджета, а из благотворительного фонда. Есть ли в действиях чиновников состав коррупционного правонарушения?

9.18. Спустя год после избрания и вступления в должность губернатора одного из регионов бухгалтер его избирательного штаба предъявил журналистам документы, подтверждающие, что губернатор, будучи претендентом на эту должность, израсходовал на свою избирательную кампанию сумму, которая в десятки раз превышала предусмотренную законом. С момента заявления прошло уже несколько лет, однако компетентные органы не приступили к проверке этого заявления и происхождение средств, затраченных на предвыборную компанию, до сих пор не выяснено.

Что должны предпринять контролирующие и правоохранительные органы, получив подобную информацию? Относится ли данное нарушение к категории коррупционных? Какие правовые последствия могут наступить, если информация не подтвердится? Какие ведомства должны осуществлять проверку?

9.19. Кандидаты в депутаты представительных и законодательных органов власти и местного самоуправления обязаны представить декларации о доходах. Однако они указывают не фактические доходы, а только задекларированные. В результате складывается странное положение: некоторые кандидаты, имеющие крупную недвижимость и дорогие автомашины, якобы вовсе не имеют либо имеют мизерные доходы. (Васильев Г. Кого выбирать будем? Комитет бедноты честью и Родиной не торгует. Потому и бедный // Комок. 2000. 14 нояб. С. 34–35). Напротив, многих кандидатов исключают из списков на том основании, что за ними числятся очень старые автомашины, которые были переданы по доверенности много лет назад.

Можно ли несоответствие между доходами и расходами считать основанием для проверки фактического финансового и имущественного положения чиновников? Обязан ли каждый кандидат и чиновник объяснять избирателям, контролирующим и правоохранительным органам это несоответствие и доказывать происхождение своих доходов?

9.20. Журналисты одного из телеканалов обратились в администрацию г. Красноярска с просьбой предоставить сведения о доходах мэра и его заместителей, но получили отказ, который был мотивирован тем, что сведения о доходах являются служебной тайной и не могут быть предоставлены без согласия соответствующих чиновников. Оцените законность отказа. Какой совет вы дали бы журналистам?

 


 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

 

ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

 

Под самостоятельной работой студентов понимается планируемая учебная, учебно-исследовательская, а также научно-исследовательская работа студентов, которую они выполняют по собственной инициативе во внеаудиторное время или по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Видами самостоятельной работы студентов по дисциплине являются:

1) предварительная подготовка к аудиторным занятиям, в том числе и к тем, на которых будет предложен новый, незнакомый материал. Такая подготовка предполагает ознакомление с учебной программой, установление связи с ранее полученными знаниями, выделение наиболее значимых и актуальных проблем, на изучении которых необходимо обратить особое внимание и др.;

2) самостоятельная работа при прослушивании лекций, осмысление учебной информации, сообщаемой преподавателем, ее обобщение и краткая запись, а также своевременная доработка конспектов лекций;

3) подбор, изучение, анализ и при необходимости – конспектирование рекомендованных источников по учебной дисциплине;

4) определение наиболее сложных, непонятных вопросов и их рассмотрение ответов на них во время консультаций;

5) подготовка к контрольным занятиям и зачету;

6) выполнение специальных учебных заданий, предусмотренных учебной программой;

7) написание контрольных работ;

8) систематическое изучение периодической печати, монографий, поиск и анализ дополнительной информации по учебной дисциплине.

Все виды самостоятельной работы студентов по дисциплине могут быть разделены на основные и дополнительные.

Основные виды самостоятельной работы выполняют в обязательном порядке с последующим контролем результатов преподавателем, который проводит семинарские занятия в студенческой группе.

Дополнительные виды самостоятельной работы выполняют по выбору студента. Преподаватель, который является научным руководителем студента, контролирует результаты работы последнего. Дополнительные виды самостоятельной работы по дисциплине рекомендуют тем студентам, которые наиболее заинтересованы в изучении информационного права, международных стандартов в информационной сфере.

К основным (обязательным) видам самостоятельной работы студентов относятся:

а) самостоятельное изучение теоретического материала,

б) решение задач к семинарским занятиям,

в) выполнение заданий к семинарским занятиям,

г) выполнение контрольных работ[2].

Дополнительные виды самостоятельной работы:

а) подготовка докладов и сообщений для выступления на семинарах;

б) участие в научных конференциях по темам, входящим в сферу курса;

в) написание курсовых работ.

Данные виды самостоятельной работы не являются обязательными при изучении дисциплины; студенты выполняют их по собственной инициативе, предварительно согласуя с преподавателем.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО КУРСА

 

Самостоятельное изучение теоретического материала предусмотрено на всем протяжении курса. Такая работа сопровождает лекционные и семинарские занятия, промежуточный и итоговый контроль, и в то же время является отдельным видом самостоятельной работы студента.

Источниками для самостоятельного изучения теоретического курса дисциплины выступают:

- учебники по предмету;

- курсы лекций по предмету;

- учебные пособия по отдельным темам;

- научные статьи в периодической (юридической) печати и рекомендованных сборниках;

- научные монографии;

- нормативные правовые акты (в том числе на иностранном языке).

Умение студентов быстро и правильно подобрать литературу, необходимую для выполнения учебных заданий и научной работы, будет залогом успешного обучения. Самостоятельный подбор литературы осуществляется при подготовке к семинарским, практическим занятиям.

Статьи по дисциплине по тематике, связанной с Россией, преимущественно размещаются в журналах: «Уголовное право», «Следователь», «Всероссийский криминологический журнал», «Вопросы криминологии, криминалистики и судебной экспертизы», «Библиотека криминалиста», «Российский криминологический взгляд».

Разрешение теоретических вопросов в судебной практике отражается в публикациях, например, «Вестника Высшего арбитражного суда РФ», «Бюллетеня Верховного Суда РФ», «Бюллетеня Европейского Суда по правам человека».

Многие печатные публикации размещаются в СПС «КонсультантПлюс», «Гарант». Некоторые публикации специально готовят для справочно-правовых систем.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ И ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЙ

 

Задания и задачи, а также кейсы для самостоятельной работы преимущественно содержатся в учебно-методическом комплексе дисциплины (методических указаниях к семинарским занятиям). Кроме того, задания и задачи могут предлагать преподаватели кафедры, ведущие семинарские занятия. На лекциях преподаватели также дают задания для самостоятельной работы.

В рамках самостоятельной работы студенты могут предлагать собственные темы и формы выполнения заданий.

Сдают задания преподавателю, ведущему семинарские занятия, в установленные им сроки.

Учитывая то, что юристу важно научиться излагать свою позицию по конкретным делам, рекомендуется решать задачи в письменном виде, несмотря на отсутствие такого требования, как обязательного.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ

 

Предлагаемый список контрольных вопросов к каждой теме семинарских занятий позволит студенту самостоятельно проверить готовность к сдаче экзамена или зачета.

Контрольные вопросы по теме 1

1. Что означает термин «криминология»?

2. Что изучает криминология и какие проблемы составляют ее предмет?

3. Какой наукой является криминология: социальной, правовой, социально-правовой?

4. Как вы считаете, криминология – это прикладная или академическая, эмпирическая или теоретическая наука?

5. Что такое «фоновые» (сопутствующие) явления и входят ли они в предмет криминологии?

6. Какие научные методы использует криминология?

7. Какова взаимосвязь криминологии с другими науками, юридическими и неюридическими?

8. Каково отношение криминологии, деликтологии и девиантологии?

 

Контрольные вопросы по теме 2

1. Как соотносятся между собой понятия «метод», «методология» и «методика»?

2. Назовите методы, которые используют в криминологии. Какие из них относятся к правовым, а какие – к социальным?

3. В чем особенности метода «включенное наблюдение» и что ограничивает пределы его применения в криминологических исследованиях?

4. В чем суть метода «экспертные оценки»? Для исследования каких криминологических проблем он используется?

5. Назовите преимущества и недостатки методов «интервью» и «анонимное анкетирование».

6. Дайте краткую характеристику методу моделирования. Укажите сферу его применения в криминологии.

7. Назовите основные этапы статистического наблюдения.

8. Назовите и охарактеризуйте основные виды статистического наблюдения.

9. Какие виды статистических группировок вы знаете?

10. Какие правила составления статистических таблиц вы знаете?

11. Для чего нужны графики в криминологии? Какие виды графиков вы знаете? Каковы правила их построения?

12. Назовите правила (способы) формирования выборочной совокупности.

13. Что такое «ошибка репрезентативности» и от чего она зависит?

14. Охарактеризуйте систему регистрации и учета преступности в России. Какие виды учета вы знаете?

15. Где и когда возникла криминология?

16. Перечислите известные вам криминологические школы и дайте им краткую характеристику.

17. Назовите основные положения классической школы. Кто был ее основателем?

18. Назовите объективные и субъективные предпосылки возникновения классической школы уголовного права.

19. Дайте краткую характеристику антропологической школы и назовите имя ее основоположника.

20. Дайте краткую характеристику социологической школы. Кто из ученых стоял у ее истоков?

21. Входят ли классическая, антропологическая и социологическая школы в позитивистское направление криминологии? Каковы отличительные признаки позитивизма в криминологии?

22. В чем сущность марксистского подхода к объяснению причин преступности?

23. Какие криминологические школы были представлены в отечественной криминологии дореволюционного периода?

24. Назовите и дайте краткую характеристику основных этапов развития криминологии советского периода.

25. Что, на ваш взгляд, мешает развитию российской криминологии в настоящее время?

 

Контрольные вопросы по теме 3

1. Где и когда возникла криминология?

2. Охарактеризуйте ранние представления о преступлениях и их причинах. В чем суть средневекового теологического подхода к объяснению причин преступности?

3. Дайте краткую характеристику известных вам криминологических школ. Назовите их основоположников.

4. Входят ли классическая, антропологическая и социологическая школы в позитивистское направление в криминологии? Каковы отличительные признаки позитивизма в криминологии?

5. Назовите современные криминологические концепции возникновения и существования преступности.

6. Какие школы были представлены в отечественной криминологии дореволюционного периода?

Контрольные вопросы по теме 4

1. Как соотносятся между собой следующие разновидности поведения: отклоняющееся, деструктивное, антисоциальное, асоциальное, правонарушающее, девиантное, делинквентное, преступное?

2. Является ли подвиг видом отклоняющегося поведения?

3. Что такое деструктивное поведение? Дайте краткую характеристику аддиктивного, фанатического, аутистического, нарцисстического, конформистского поведения.

4. Что такое «преступное поведение» и чем оно отличается от «отклоняющегося поведения»?

5. Выделите основные элементы в механизме преступного поведения.

6. Дайте определение конкретной жизненной ситуации. Какие виды ситуаций вы знаете?

7. Назовите малые социальные группы, в которых формируется личность преступника.

8. Укажите основные типы криминогенной деформации родительской семьи.

9. Что включает в себя понятие «материально-вещная среда» и какова ее роль в механизме преступного поведения?

10. Влияют ли на преступное поведение: киновидеоиндустрия, художественная литература, искусство, средства массовой информации?

11. Что включает в себя понятие «информационная преступность»?

12. Что такое «виктимология»?

13. Какие виды преступлений следует отнести к наиболее виктимным?

14. Какие профессии обладают повышенной виктимностью?

 

Контрольные вопросы по теме 5

1. Как соотносятся между собой понятия «преступление» и «преступность»?

2. Какие признаки характеризуют преступность?

3. Какие показатели характеризуют ее качественную сторону, а какие количественную?

4. Назовите основные криминологические показатели преступности и укажите, как они рассчитываются.

5. Что такое уровень преступности и какие показатели его характеризуют?

6. Как рассчитывают коэффициент преступности и какие преимущества по сравнению с другими относительными величинами он имеет?

7. Что такое динамика преступности и какие показатели ее характеризуют?

8. Что такое структура преступности и какие показатели ее характеризуют?

9. Что такое латентная преступность и какие ее виды вы знаете?

10. Приведите несколько примеров низколатентных и высоколатентных видов преступлений.

11. Что такое «естественная латентность» преступности и от чего она зависит?

12. Что такое «пограничная латентность» преступности и от чего она зависит?

13. Что такое «искусственная латентность» преступности и от чего она зависит?

14. Какие методы определения уровня латентности вы знаете?

15. Как рассчитывают показатели сезонности? Какое криминологическое значение они имеют?

16. Что такое «география», «топология» и «топография» преступности? Что дает анализ территориальной распространенности преступности?

17. Является ли ущерб обязательным криминологическим показателем? Что такое «прямой» и что такое «косвенный» ущерб от преступности?

18. Назовите основные мировые и российские тенденции преступности.

 

Контрольные вопросы по теме 6

1. Назовите основные подходы к определению личности преступника, которые используют в российской криминологии.

2. В чем разница между понятиями «личность преступника» и «криминогенная личность»? Правомерно ли использовать понятие «криминогенная личность»?

3. Что такое «общественная опасность личности»? Какое криминологическое значение имеет эта категория?

4. Чем «характер общественной опасности» отличается от «степени общественной опасности» личности?

5. Каковы критерии (показатели) общественной опасности личности?

6. Какие типологии и классификации криминогенной личности вам известны и каково их практическое значение?

7. Какие группы признаков традиционно выделяют в структуре личности преступника?

8. Что, по вашему мнению, является ведущим в механизме преступного поведения – биологические или социальные свойства личности?

9. Назовите сторонников биосоциального подхода к объяснению причин преступности в зарубежной и отечественной криминологии.

 

Контрольные вопросы по теме 7

1. Какие подходы к объяснению причин преступности вам известны?

2. В чем отличие «полной» и «специфической» причины преступности?

3. В чем отличие динамической (функциональной) и статистической связи и какая из них используется для описания причинного комплекса преступности?

4. Чем отличаются причина и условие?

5. В чем сущность «личностного» подхода к объяснению причин преступности?

6. В чем сущность «макроструктурного» подхода к объяснению причин преступности?

7. В чем сущность «микроструктурного» подхода к объяснению причин преступности?

8. В чем сущность «метаструктурного» подхода к объяснению причин преступности?

9. Назовите причины преступности на современном этапе.

 

Контрольные вопросы по теме 8

1. Дайте краткую характеристику предупреждению преступности.

2. Назовите принципы деятельности по предупреждению преступности.

3. Что является объектом предупреждения преступности?

4. По каким критериям классифицируются меры предупреждения преступлений?

5. Дайте классификацию мер предупреждений преступлений по уровню, механизму, направленности, субъектам, объектам и другим критериям.

6. Что такое социальная профилактика? Приведите примеры мер социальной профилактики.

7. Каковы роль и значение наказания (ответственности) в сдерживании преступности?

8. Что такое меры безопасности? Приведите примеры мер безопасности.

9. Приведите примеры мер восстановления (компенсации).

10. Назовите отличительные признаки мер социальной профилактики, восстановления, наказания, безопасности.

11. Назовите субъекты (органы) социальной профилактики, юридической ответственности и мер безопасности.

12. Можно ли считать меры специального (специально-криминологического) предупреждения синонимами мерам безопасности?

13. Что является основанием применения мер безопасности?

14. Что такое сроки криминологической давности и каково их практическое значение?

15. Что составляет содержание мер безопасности?

16. Какие специальные запреты и обязанности вы знаете?

17. Назовите известные вам процедурно-процессуальные меры в институте мер безопасности.

18. В чем отличие общей и индивидуальной профилактики?

19. Назовите субъектов социальной профилактики, уголовного наказания и мер безопасности.

20. Назовите субъекты, которые осуществляют координацию предупредительной деятельности.

21. Назовите основные проблемы материально-технического, кадрового, информационно-аналитического, научно-методического и юридического (правового) обеспечения предупредительной деятельности.

22. Какие виды криминологического прогнозирования вы знаете?

23. Какие методы криминологического прогнозирования вам известны?

24. Какие виды криминологического планирования вы знаете?

25. Что такое криминологическая экспертиза и для решения каких задач она проводится?

 

Контрольные вопросы по теме 9

1. Какова доля преступности несовершеннолетних в общей структуре преступности?

2. Какие виды преступлений преобладают в структуре преступности несовершеннолетних?

3. Укажите особенности личности несовершеннолетнего преступника.

4. Назовите группы несовершеннолетних, отличающихся наибольшей криминальной активностью (по половому, возрастному признакам, по роду занятий и т. п.).

5. Назовите специфические причины преступности несовершеннолетних.

6. Назовите основные субъекты профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

7. Какие органы осуществляют координацию предупреждения преступности несовершеннолетних?

8. В чем отличие криминологического, уголовно-правового и пенитенциарного рецидива преступлений?

9. Какова доля рецидива в общей структуре преступности?

10. Назовите специфические причины рецидивной преступности.

11. Каковы криминологические особенности личности рецидивиста?

12. Каким образом особенности личности рецидивиста учитываются в уголовной, уголовно-исполнительной и криминологической политике?

13. Назовите специфические положения законодательства, которые учитывают специфику рецидивной преступности и личности рецидивиста.

14. Какие правоограничения возлагаются на административно-поднадзорного?

15. На какой срок устанавливается административный надзор?

16. По решению какого органа устанавливается административный надзор?

17. За какими категориями освобожденных от наказания может устанавливаться административный надзор?

18. Что такое коррупция и какие правонарушения следует отнести к коррупционным?

19. Назовите составы «коррупционных преступлений», предусмотренные УК РФ.

20. Каковы причины коррупционных преступлений?

21. Назовите международные документы, регламентирующие борьбу с коррупцией и сотрудничество государств в этой сфере.

22. Какие меры борьбы с коррупцией вы знаете?

23. Укажите особенности личности неосторожного преступника.

24. Каковы причины неосторожных преступлений?

25. Какие меры предупреждения неосторожных преступлений являются наиболее эффективными?

 

ИНЫЕ ФОРМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

К иным формам самостоятельной работы студентов относят подготовку сообщений, докладов, выступлений на «круглых столах», конференциях, анализ законов и законопроектов, судебной практики, решений и рекомендаций международных органов и организаций и т. д.

Если преподаватель поручил студенту подготовить к семинару доклад, сообщение или иное выступление, то самостоятельная работа по их написанию может проходить в определенной последовательности.

1. Нужно проконсультироваться у преподавателя по содержанию предстоящего доклада (выступления), списку литературы, которую лучше использовать для их подготовки. Подобрать рекомендованную литературу.

2. Необходимо изучить литературу, сгруппировать материал и составить подробный план доклада (выступления).

3. Нужно написать полный текст доклада (выступления). Для того чтобы доклад получился интересным и имел успех, в нем учитывают:

- теоретическое содержание рассматриваемых вопросов и их связь с практикой профессиональной деятельности;

- логику и аргументы высказываемых суждений и предложений, их остроту и актуальность;

- конкретные примеры из сферы профессиональной или учебной деятельности;

- обобщающие выводы по всему содержанию сделанного доклада с выходом на будущую профессию.

Для выступления с докладом студенту отводится 10–12 мин., поэтому все содержание доклада должно быть не более 7–10 страниц рукописного текста. Для выступления с сообщением обычно отводится 5–7 мин. Соблюдение регламента времени является обязательным условием.

4. Студенту рекомендуется продумать методику чтения доклада. Лучше если он будет свободно владеть материалом и излагать доклад доходчивым языком, поддерживать контакт с аудиторией. При возможности следует применять технические средства, наглядные пособия (например, подготовить доклад с презентацией или раздаточным материалом), использовать яркие примеры.

5. Важно потренироваться в чтении доклада. Если есть возможность, то записать свое выступление на видео- или аудионоситель. Просмотр, прослушивание сделанной записи позволят увидеть и устранить недостатки: неправильное произношение слов, несоответствующий темп речи, ошибки в ударении, неинтересные или непонятные места, продолжительность доклада и т. п.

Необходимо отметить, что формат «круглых столов» и конференций предполагает обсуждение актуальных вопросов в диалоге. Выступления на таких мероприятиях не являются участием в соревновании или конкурсе. Поэтому, с одной стороны, не предполагают жесткой конкуренции участников и последующей раздачи призовых мест, с другой – требуют внимательного отношения к каждому докладу. Цель «круглого стола» или конференции считается достигнутой в том случае, если, во-первых, каждый из участников получит возможность высказаться по проблеме, и, во-вторых, если возникло взаимопонимание или получилось несколько обоснованных подходов к рассматриваемому вопросу.

 

ОЦЕНКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Самостоятельная работа студента по предмету «Криминология» отдельно не оценивается. Вместе с тем оценка самостоятельной работы все же имеет непосредственное отношение к итоговой оценке по дисциплине. Во-первых, оценка самостоятельной работы включается в оценку такой формы промежуточного контроля, как оценка текущей работы на семинарских занятиях. Во-вторых, так как самостоятельная работа по предмету поощряется, преподаватель может использовать (и, как правило, использует) оценку самостоятельной работы в качестве поощрительной составляющей на зачете. В спорных ситуациях оценка самостоятельной работы может разрешить ситуацию в пользу студента.

Независимо от вида самостоятельной работы, критериями ее оценки могут считаться:

- умение проводить анализ (в том числе умение отделить правовую проблему от правовых условий жизненной ситуации);

- умение выделить главное (в том числе умение ранжировать проблемы);

- самостоятельность в поиске и изучении источников, т. е. способность обобщать материал не только из лекций, но и разных прочитанных и изученных источников и из жизни;

- умение использовать свои собственные примеры и наблюдения для иллюстрации излагаемых положений дисциплины, оригинальные пути их практического применения;

- положительное собственное отношение, заинтересованность в предмете;

- умение показать место данного вопроса в общей структуре курса, его связь с другими вопросами дисциплины;

- умение применять свои знания для ответа на вопросы.

 

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 348; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.77.114 (0.181 с.)