Методические указания для практических занятий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические указания для практических занятий



Криминология

Учебно-методическое пособие для практических занятий

и самостоятельной работы

Направление подготовки 40.03.01 «Юриспруденция»

Очная форма обучения

 

 

Красноярск 2018


 

УДК 343.9(07)

ББК 67.51я73

    К-82

Р е ц е н з е н т ы:

    Г.Н. Горшенков, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры уголовного права и процесса Юридического факультета Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского;

    В.А. Номоконов, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры уголовного права и криминологии Юридической школы Дальневосточного федерального университета

 

К-82      Криминология: учеб.-метод. пособие для практических занятий и самостоятельной работы / сост. Н.В. Щедрин, И.А. Дамм. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2017. – 85 с.

        

 

    Предназначено для подготовки к практическим занятиям и выполнению самостоятельной работы по дисциплине «Криминология». Представлены планы практических занятий, задания и задачи к соответствующим темам, контрольные вопросы, а также список рекомендуемой литературы.

Рекомендовано для студентов юридических вузов, обучающихся по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» (уровень бакалавриата).

УДК 343.9(07)

ББК 67.51я73

 

                                  © Сибирский федеральный университет, 2017


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Предисловие. 4

Цели и задачи изучения дисциплины.. 5

Методические указания для практических занятий. 6

Тема 1. Предмет и система криминологии. 6

Тема 2. Методы криминологии. Методика криминологических исследований 7

Тема 3. История и основные тенденции развития криминологии. 7

Тема 4. Криминологический механизм преступного поведения. 11

Тема 5. Преступность, ее основные характеристики и методы измерения. 12

Тема 6. Криминогенная личность. 15

Тема 7. Причины преступности. 17

Тема 8. Основы теории предупреждения преступности. 21

Тема 9. Общая характеристика особенной части криминологии и некоторых видов преступности. 36

Методические указания по самостоятельной работе. 42

Общие указания. 42

Самостоятельное изучение теоретического курса. 43

Самостоятельное решение задач и выполнение заданий. 44

Самостоятельный контроль знаний. 44

Иные формы самостоятельной работы.. 52

Оценка самостоятельной работы.. 53

Общие требования к выполнению письменных работ. 54

Методические указания по написанию контрольных работ. 55

Список тем курсовых и дипломных работ. 60

Библиографический список. 62

 

 


 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Уважаемые читатели! Вашему вниманию предлагается учебный курс «Криминология». Данный термин происходит от латинского слова crimen, что в переводе означает «преступление», и греческого слова logos – учение. Таким образом, буквальный перевод позволяет назвать криминологию учением о преступлении. Вместе с тем предмет криминологии значительно шире, нежели просто изучение преступления. Криминология – это общетеоретическая наука о преступности, причинах и условиях преступности, личности преступника, а также противодействии преступности.

Криминология сравнительно молодая наука и некоторые ее положения широко обсуждаются в научном сообществе. Сложившаяся ситуация, с одной стороны, осложняет процесс изучения дисциплины, поскольку потребует работы с большим количеством учебного материала. С другой – криминология предполагает творческий подход в исследовании, что позволит вам развить способности самостоятельного критического анализа различных точек зрения и четкой, взвешенной аргументации своей позиции.

Учитывая, что система криминологического знания тесно взаимосвязана с положениями таких наук, как социология, психология, деликтология, девиантология, виктимология и статистика, необходимо сформировать четкое представление относительно места криминологии в системе указанных наук. Кроме того, важное значение для усвоения данного курса имеет основательная базовая подготовка по таким дисциплинам, как уголовное право и уголовный процесс, уголовно-исполнительное право, криминалистика и юридическая психология.

Предлагаемое вашему вниманию учебно-методическое пособие содержит перечень тем, вопросов, заданий и задач, выполнение которых позволит сформировать необходимую систему знаний о криминологии для успешной сдачи зачета или экзамена. Самостоятельную работу облегчит перечень нормативных правовых актов и обширная библиография по предмету, а также индивидуальные консультации преподавателя.

Желаем вам плодотворных успехов в изучении криминологии!

 

От составителей

 


 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целями изучения дисциплины являются формирование у студентов системы знаний о преступности, причинах и условиях преступности, личности преступника, методах и формах противодействия преступности, а также конкретных умений и навыков криминологического анализа и использования этих знаний в нормотворческой, правоприменительной, правоохранительной, экспертно-консультационной и педагогической деятельности.

Задачи изучения дисциплины состоят в том, чтобы:

- обеспечить понимание социально-правовой сущности преступности и обучить студентов конкретным методам ее качественно-количественного анализа;

- выработать представление о составляющих причинного комплекса преступности, отдельных видов преступлений, а также индивидуального преступного поведения и, как следствие, выработать умения и навыки выявления причин и условий конкретного преступления;

- выработать представление о личностных особенностях преступника, имеющих криминологическое значение, и научить студентов понимать и фиксировать эти особенности;

- усвоить теоретические основы противодействия преступности и обучить навыкам предупреждения конкретных видов преступления и их практической реализации в правоохранительной деятельности;

- научить использовать криминологические знания, умения и навыки в подготовке нормативных правовых актов, составлении юридических документов, обеспечении безопасности личности, общества и государства, охране общественного порядка, предупреждении, пресечении, раскрытии и расследовании преступлений, защите собственности других конституционных благ, проведении криминологической экспертизы документов, преподавании правовых дисциплин и осуществлении правого воспитания.

Для усвоения дисциплины «Криминология» студенты бакалавриата должны иметь знания (и сформированные на их основе умения и навыки) об основах функционирования общества, государства и права, полученные в процессе изучения дисциплин «Теория государства и права», «История отечественного государства и права», «Правоохранительные органы», «Конституционное право», «Административное право», «Уголовное право».

Вопросы по теме

1. Предмет криминологии.

2. Система криминологии.

3. Криминология в системе наук.

4. Истоки криминологической мысли и основные направления ее исторического развития.

5. Становление и развитие отечественной криминологии.

6. Основные тенденции и проблемы развития современной криминологии.

 

Задания для практического занятия по теме 1

1.1. Дайте характеристику содержания научной дискуссии о месте криминологии в системе научного знания. В ответе проанализируйте, какое значение для решения данной проблемы имеет специфика предмета и метода криминологии.

1.2. Укажите, какие из перечисленных ниже проблем следует включать в предмет криминологии и почему: отклоняющееся поведение, наркомания, аморальное поведение, алкоголизм, разработка законодательных предложений, общественно опасное поведение невменяемых лиц, самоубийства, административные правонарушения, миграция, урбанизация, культурные факторы, проституция, коррупция, «вещизм», протекционизм, детская безнадзорность.

1.3. Отобразите при помощи кругов Эйлера соотношение наук криминологии, деликтологии и девиантологии. Данное задание каждый студент выполняет письменно, индивидуально.

1.4. Аргументированно обоснуйте, какую из сторон в приведенной ниже дискуссии вы поддерживаете: криминология – это наука теоретическая или эмпирическая, социальная или правовая, академическая или прикладная?


Вопросы по теме

1. Методы криминологии.

2. Общая характеристика методики криминологических исследований.

3. Социологические и психологические методы криминологических исследований.

4. Статистические и математические методы в криминологии.

5. Организация криминологических исследований.

 

Задания для практического занятия по теме 2

2.1. Назовите и прокомментируйте формы официальной статистической отчетности по уголовным делам: а) органов внутренних дел; б) прокуратуры; в) судов.

2.2. Анализ уголовно-правовой статистики свидетельствует о том, что одной из групп населения, наиболее часто подвергающейся преступным посягательствам, являются предприниматели. Правлением краевого фонда «Правопорядок» принято решение о проведении криминологического исследования по проблемам обеспечения предпринимательской безопасности. Исполнительный директор фонда обратился в Центр социально-правовых исследований и предложил заключить договор о проведении исследования, предварительно предоставив программу и смету расходов.

Подготовьте и представьте к обсуждению на семинаре проект этой программы, сформулировав рабочую гипотезу, указав цели и задачи, объект, источники информации, методы исследования; необходимое ресурсное и организационное обеспечение. Подготовьте рабочий план и примерную смету расходов, указав сроки, фонд заработной платы, затраты на оборудование, командировочные и накладные расходы, налоги и прочее.

 

Вопросы по теме

1. Истоки криминологической мысли и основные направления ее исторического развития.

1.1. Классическая школа.

1.2. Антропологическая школа.

1.3. Социологическая школа.

1.4. Школа «новой социальной защиты».

2. Современные криминологические концепции возникновения и существования преступности.

3. Становление и развитие отечественной криминологии.

4. Основные тенденции и проблемы развития современной криминологии.

 

Задания для практического занятия по теме 3

3.1. Для подготовки данного задания к семинару группе следует самостоятельно разделиться на три подгруппы. Каждая подгруппа должна будет представить презентацию (в свободной творческой форме) одной из школ в криминологии (классическая, антропологическая, социальная, школа «новой социальной защиты»). Время для выступления подгруппы составляет 10 мин.

3.2. У поэта Юрия Левитанского есть такое стихотворение:

 


Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку –

Каждый выбирает для себя.

 

Каждый выбирает по себе

Слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе

Щит и латы. Посох и заплаты.

Меру окончательной расплаты

Каждый выбирает по себе.

 

Каждый выбирает для себя.

Выбираю тоже – как умею.

Ни к кому претензий не имею.

Каждый выбирает для себя.


 

Какой принцип исповедует поэт в этом стихотворении? Действительно ли «автор преступления» свободно выбирает преступный вариант поведения? Какая криминологическая школа базируется на принципе «свободной воли» и в чем уязвимость этой позиции?

3.3. Один из персонажей в романе Ч. Айтматова «И дольше века длится день» – Сабитжан, убеждает своих собеседников в том, что якобы настанет такое время, когда незримые радиоволны – так называемые биотоки – будут постоянно воздействовать на сознание человека. Он «будет все делать по программе из центра. Ему кажется, что он живет и действует сам по себе, по своей вольной воле, а на самом деле по указанию свыше. И все по строгому распорядку. Надо, чтобы ты пел, – сигнал – будешь петь. Надо, чтобы ты танцевал, – сигнал – будешь танцевать. Надо, чтобы ты работал, – сигнал – будешь работать, да еще как! Воровство, хулиганство, преступность – все забудется, только в старых книгах читать об этом придется. Потому что все будет предусмотрено в поведении человека – все поступки, все мысли, все желания. Вот, скажем, в мире сейчас демографический взрыв, то есть людей очень много расплодилось, кормить нечем. Что надо делать? Сокращать рождаемость. С женой будешь иметь дело только тогда, когда сигнал на то дадут исходя из интересов общества... Или взять военное дело. Все по сигналу будет. Надо в огонь – в огонь прыгнет, надо с парашютом – глазом не мигнет, надо взорваться с атомной миной под танком – пожалуйста, одним моментом».

Какой принцип положен в основу данной концепции поведения? Какие криминологические теории строятся на подобном принципе? Как вы относитесь к предложенному методу регулирования человеческого поведения, в том числе и преступного? В чем состоит опасность воплощения такого рода теорий? Не касаясь технической стороны вопроса, проанализируйте рассуждения Сабитжана. Может ли человек, не свободный в выборе варианта своего поведения, нести за него ответственность?

3.4. В известной пьесе Евгения Шварца «Обыкновенное чудо» есть такой диалог:

«Король. Я страшный человек! Я тиран! Деспот. А кроме того, я коварен, капризен, злопамятен. И самое обидное, я в этом не виноват...

Хозяин. А кто же?

Король. Предки. Праотцы, прабабки, внучатые дяди, тети разные, праотцы, праматери. Они вели себя при жизни как свиньи, а мне приходится отвечать. Паразиты они, вот что я вам скажу, простите невольную резкость выражения. Я по натуре добряк, умница, люблю музыку, рыбную ловлю, кошек. И вдруг чего натворю, что хоть плачь.

Хозяин. А удержаться никак невозможно?

Король. Куда там! Я вместе с фамильными драгоценностями унаследовал все подлые фамильные черты. Представляете удовольствие? Сделаешь гадость – все ворчат, и никто не хочет понять, что это тетя виновата». Прав ли Король? Дайте криминологическую оценку его высказываниям.

3.5. Один из персонажей романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», Разумихин, изложил воззрения социалистов на природу преступления следующим образом:

«… Преступление есть протест против ненормальности социального устройства – и только, и ничего больше, и никаких причин больше не допускается, – и ничего!..

Я тебе и книжки ихние покажу: все у них потому, что "среда заела", – и ничего больше! Любимая фраза! Отсюда прямо, что если общество устроить нормально, то разом и все преступления исчезнут, так как не для чего будет протестовать, и все в один миг станут праведными. Натура не берется в расчет, натура изгоняется, натуры не полагается! У них не человечество, развившись историческим, живым путем до конца, само собою обратится, наконец, в нормальное общество, а, напротив, социальная система, выйдя из какой-нибудь математической головы, тотчас же устроит все человечество и в один миг сделает его праведным и безгрешным, раньше всякого живого процесса, без всякого исторического и живого пути. Оттого-то они так инстинктивно и не любят историю: "безобразия одни в ней и глупости" – и все одной только глупостью объясняется! Оттого так и не любят живого процесса жизни: не надо живой души! Живая душа жизни потребует, живая душа не послушается механики, живая душа подозрительна, живая душа ретроградна! А тут хоть и мертвечинкой попахивает, из каучука сделать можно, – зато без воли, зато рабская, не взбунтуется! И выходит в результате, что все на одну кладку кирпичиков да на расположение коридоров и комнат в фаланстере свели! фаланстера-то и готова, да натура-то у вас для фаланстеры еще не готова, жизни хочет, жизненного процесса еще не завершила, рано на кладбище! С одной логикой нельзя через натуру перескочить! Логика предугадает три случая, а их миллион! Отрезать весь миллион и все на один вопрос о комфорте свести! Самое легкое решение задачи!

… Сорокалетний бесчестит десятилетнюю девочку, среда, что ль его на это понудила?». Правильно ли Разумихин изложил суть криминологической теории социалистов? Согласны ли вы с «социалистической» трактовкой преступного поведения? Приведите аргументы за и против.

3.6. К какому направлению криминологии можно отнести следующие теории:

 

Направления Теории
  Социологическое Биологическое Аномии Множественности факторов Опасного состояния Конституционного предрасположения Антропологическая Генетическая Эксплуатации и частной собственности Социальной дезорганизации Дифференцированных связей Эндокринная теория

3.7. Укажите время создания в России кабинетов и клиник по изучению преступности и преступников, назовите города, в которых они работали. Охарактеризуйте их деятельность. Следует ли, по вашему мнению, использовать этот опыт в настоящее время?

3.8. К представителям какого направления в криминологии можно отнести названных ученых:

 

Направления Ученые
  Социологическое Биологическое Классическое Беккариа Дриль Фойницкий Кетле Ломброзо Тард Дюркгейм Монтескье Граматика Ансель

 

Вопросы по теме

1. Понятие и виды отклоняющегося поведения.

2. Общая характеристика преступного поведения.

3. Основные элементы криминологического механизма преступного поведения.

4. Роль конкретной жизненной ситуации в совершении преступлений.

5. Социальная микросреда формирования криминогенной личности.

6. Криминологическое значение виктимного поведения потерпевших.

 

Задания для практического занятия по теме 4

 

4.1. Составьте перечень видов отклоняющегося поведения и отобразите их соотношение при помощи кругов Эйлера. Является ли подвиг видом отклоняющегося поведения?

4.2. При подготовке к семинару студентам необходимо самостоятельно разделиться на пять подгрупп и в свободной творческой форме представить механизм преступного поведения по следующим составам преступлений: «Убийство» (ст. 105 УК РФ), «Изнасилование» (ст. 131 УК РФ), «Кража» (ст. 158 УК РФ), «Уничтожение или повреждение имущества по неосторожности» (ст. 168 УК РФ), «Получение взятки» (ст. 290 УК РФ). При разработке соответствующего механизма преступного поведения необходимо отдельно учесть или отразить такие виды конкретных жизненных ситуаций: способствующая, препятствующая и нейтральная. Выступление должно составлять не более 15 мин.

4.3. Изучите Декларацию основных принципов правосудия для жертв преступления и злоупотребления властью. Какие принципы, предусмотренные Декларацией, не реализованы в российском законодательстве?

4.4. Подготовьте перечень советов и рекомендаций по теме «Как уберечься от (по вашему выбору): квартирной кражи; изнасилования; уличного нападения; мошенничества; угона автомобиля». Задание необходимо выполнить письменно каждому студенту. Работа в группе не допускается.

 

Вопросы по теме

1. Понятие и признаки преступности.

2. Криминологические показатели, характеризующие преступность, и способы их расчета.

3. Латентность преступности и методы определения ее уровня.

4. Основные мировые и российские тенденции развития преступности.

 

Задания для практического занятия по теме 5

5.1. Герои фантастического романа Гарри Гаррисона «Специалист по этике», Язон Динальт и Майк Сэймон, два жителя цивилизованных планет, волею обстоятельств оказались на планете, где жизнь была организована по законам рабовладельческого строя, и попали в рабство. Чтобы освободиться, Язон совершает убийства и сам становится рабовладельцем. Майк – непреклонный борец за нравственные принципы, постоянно упрекает и порицает Язона. Вот один из типичных диалогов:

«– Убийца! Рабовладелец! – Майк отшатнулся от Язона, насколько позволяла цепь, и потряс указательным пальцем. – Еще два новых преступления вы добавили к своему и без того позорному списку. Я презираю себя за то, что в какой-то момент испытал к вам симпатию. И уж поверьте, я сделаю все… Да, я сделаю все, чтобы мы остались живы. Я найду способ доставить вас на Кассилию и предать суду.

– Вы когда-нибудь слышали о презумпции невиновности, Майк? Нет? А ведь это основа основ юриспруденции. До тех пор, пока вина человека не доказана, он считается невиновным. И вообще, как можно судить меня на Кассилии за преступления, совершенные на этой планете, если там они не считаются преступлениями? Это все равно что извлечь каннибала из своего времени и судить его за людоедство.

– Правильно. Каннибализм – это отвратительно! Я содрогаюсь при одной мысли… И естественно, что такой человек должен быть сурово наказан.

– Если он съел кого-нибудь из ваших родственников, я бы вас понял, Майк. Но в том случае, когда он со своими развеселыми соплеменниками перекусил поверженным врагом, к его поведению, простите, не придраться. Поймите, человека невозможно судить без учета конкретной ситуации. Нормы поведения относительны. Каннибал в своем обществе так же нравственен, как прихожанин в нашем.

– Богохульник! Преступление всегда и везде преступление! Существуют моральные законы, обязательные для любого общества.

– Таких законов нет. И в этом пункте ваше мировоззрение осталось средневековым. Любые нравственные законы историчны и относительны. И ни в коем случае не абсолютны. Они связаны со временем и местом и теряют всякий смысл, будучи вырванными оттуда. В здешнем примитивном грязном обществе убить своего хозяина – единственная возможность для какого-нибудь честолюбивого парня выдвинуться».

Рассудите спорщиков. Кто, по вашему мнению, прав: Язон или Майк?

5.2. Что есть преступность: норма или патология в состоянии общества? Обоснуйте свой ответ.

5.3. Чезаре Беккариа в своей знаменитой книге «О преступлениях и наказаниях», вышедшей в свет в 1764 г., исходил из того, что окончательное искоренение преступлений невозможно, ибо они порождаются «всеобщей борьбой человеческих страстей», а эта борьба вечна, как в конечном счете вечны и неизменны чувства людей. Что вы думаете по поводу приведенного высказывания? Основоположником какой школы являлся Ч. Беккариа?

5.4. Комиссия, занимавшаяся сравнительным анализом преступности в Кедровском (население 220 тыс. чел.) и Озерном (население 224 тыс. чел.) районах, пришла к выводу: криминологическая обстановка в первом из них была более неблагоприятной, что требует укрепления аппарата правоохранительных органов этого района и активизации предупредительной работы среди его населения. В числе обстоятельств, вызывающих особую тревогу в Кедровском районе, назван высокий уровень преступности несовершеннолетних, а также большое число корыстных преступлений, совершаемых на предприятиях. Сведения, на которых базировались выводы комиссии, отражены в таб. 1.

Вычислите показатели, характеризующие преступность, расчет которых возможен на основе имеющихся данных. Укажите, какие еще показатели используют при анализе преступности и какая дополнительная информация нужна для их расчета. Проанализируйте указанные в таблице категории преступлений в названных районах на предмет уровня латентности. Какие предположения можно сделать об уровне латентной преступности в названных районах? Дайте характеристику методов выявления латентных преступлений. Проанализируйте обоснованность выводов комиссии, занимавшейся изучением преступности.

Таблица 1

Некоторые сведения о преступности

в Кедровском и Озерном районах за истекший период

Виды преступлений

Количество преступлений в районе, в абс.

Кедровский Озерный
Умышленное убийство Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью Изнасилование Грабеж Разбой Кража Вымогательство Мошенничество Обман потребителей Хулиганство Вандализм Автотранспортные преступления Прочие 30   24 22 54 18 406 64 49 54 283 153 194 386 38   21 29 69 17 420 12 34 12 278 69 214 312
Всего преступлений, в т. ч. рецидивных 1657 331 1525 316

 

5.5. Используя статистические сборники, охарактеризуйте тенденции повышения (снижения) уровня: преступности в стране, умышленных убийств, тяжких телесных повреждений, неосторожных преступлений, преступлений несовершеннолетних, женщин. Укажите закономерности сезонных колебаний числа изнасилований и покушений на изнасилование. Сравните количество умышленных убийств и количество дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом.

5.6. Используя статистический сборник «Преступность стран мира», сопоставьте показатели преступности в России и других зарубежных странах. Как и почему, на ваш взгляд, различаются показатели?

5.7. Сравните коэффициенты преступности в Сибирском федеральном округе с общероссийскими. Какие выводы можно сделать из этого сравнения?

 

Вопросы по теме

1. Понятие криминогенной личности.

2. Структура криминогенной личности.

3. Соотношение социального и биологического в личности преступника.

4. Классификация и типология преступников.

 

Задания для практического занятия по теме 6

 

6.1. Укажите, как соотносятся понятия «человек», «индивид» и «личность». Чем отличаются личностные качества преступника и законопослушного гражданина? В чем состоит криминологическое значение изучения личности преступника?

6.2. Главный герой кинокомедии Э. Рязанова «Берегись автомобиля», Юрий Деточкин, совершает кражи автомобилей у лиц, которые, по его мнению, приобрели их на нетрудовые доходы. Вырученные деньги он перечисляет в детские дома. Является ли Деточкин преступником? Если да, в чем состоит его общественная опасность?

6.3. Экс-начальник ГУВД Красноярского края Юрий Астахов в интервью сказал: «Каждый человек способен убить, изнасиловать и ограбить» (Сегодняшняя газета. 2003. 1 марта). Согласны ли вы с этим утверждением? Обоснуйте свой ответ.

6.4. Определите характер общественной опасности неосторожного преступника.

6.5. Статистика преступности свидетельствует о том, что наибольшая криминальная активность характерна для лиц в возрасте 25–29 лет, затем следует возрастная группа 18–24 года, после нее 14–17 лет, и, наконец, лица старше 33 лет. Преступность женщин и мужчин соотносится приблизительно как 1: 8. Как объяснить существование таких тенденций?

 

6.6. Классифицируйте преступников по следующим основаниям:

 

Степень общественной опасности     Характер общественной опасности   Преступники, совершившие тяжкие насильственные преступления Случайные преступники Асоциальные преступники Преступники, совершившие корыстно-насильственные преступления Злостные преступники Привычные преступники Ситуативные преступники Преступники, совершившие преступления корыстные направленности «Закономерные» преступники «Вероятные» преступники

 

6.7. Какие из перечисленных признаков в левой части таблицы следует отнести к одному из структурных элементов личности преступника:

 

К юридической характеристике   К социально-демографической характеристике   К нравственно-психологической характеристике Посещение притонов Совершение насильственного преступления Предыдущая судимость Низкий образовательный уровень Возможность совершения нового преступления Проживание в сельской местности Незнание норм уголовного закона Стяжательство Неумение сдерживать свою импульсивность Употребление наркотиков Плохое материальное положение Презрение к окружающим Высокая производственная квалификация Участие в азартных играх Совершение корыстного преступления

 

Вопросы по теме

1. Понятие и основные виды криминологической детерминации.

2. Основные подходы к объяснению причин преступности.

3. Классификация причин преступности.

 

Задания для практического занятия по теме 7

 

7.1. В редакцию районной газеты поступило письмо следующего содержания: «Семьдесят лет мы жили при социализме, а преступность росла, вновь возвращаемся к капитализму, а преступность растет. Мне кажется, что в цивилизованных странах уровень преступности выше, чем в слаборазвитых. И совершенно не понятно, почему преступность в США выше, чем, например, в скандинавских странах. Может ли кто-либо из юристов на страницах газеты объяснить, почему преступность существует и в чем причины ее роста? С уважением, Г. Кирпичев».

Редактор газеты попросил прокурора района дать ответ автору письма. Представьте, что вы районный прокурор. Напишите «заметку» и сдайте преподавателю на проверку.

7.2. Почему показатели преступности в отдельных регионах страны существенно различаются? Чем объяснить то, что коэффициент преступности в сельской местности ниже, чем в городской? Почему люди, занятые тяжелым ручным трудом, в среднем совершают преступления чаще, чем лица, работающие в сферах, требующих высокой квалификации и образования?

7.3. Коэффициент зарегистрированной преступности в Сибирском федеральном округе за истекший год составил 2224 преступления на 100 тыс. чел. и превысил общероссийский в 1,26 раза. Какими факторами, на ваш взгляд, обусловлен более высокий уровень преступности?

7.4. Известный путешественник и исследователь В.К. Арсеньев в замечательной книге «В дебрях Уссурийского края» описывает такой эпизод:

«Весело затрещали сухие дрова в костре. Мы грелись около огня и делились впечатлениями предыдущей ночи.

Я заметил, что Дерсу собирается меня что-то спросить, но, видимо, стесняется. Я помог ему высказаться.

– Моя слыхал, русские хунхузы тоже есть. Правда это или нет? – спросил он, конфузясь.

– Правда, отвечал я, – только русские хунхузы[1] ходят по одному, по два человека и никогда не собираются такими большими шайками, как китайские. Русское правительство не допускает до этого.

Я думал, что мое объяснение удовлетворило гольда, однако я заметил, что мысли его были направлены в другую сторону.

– Как это? – рассуждал он вслух. Царь есть, много всяких капитанов есть, и хунхузы есть. У китайцев тоже так: царь есть и хунхузы есть. Как наша живи? Царя нету, капитанов нету и хунхузов нету.

Сначала мне показалось странным сопоставление – царь и хунхузы, но, вникнув в смысл его слов, я понял ход его мысли. Раз происходит сортировка людей по сословиям, то должны быть богатые и бедные, праздные и трудящиеся. Раз их сортируют на честных и бесчестных, то преступный элемент отделяется, ассоциируется и образует нечто особой касты, по-китайски именуемой хунхузами».

Прокомментируйте диалог Дерсу Узала и Владимира Арсеньева. Прав ли Дерсу? Действительно ли в первобытной общине нет касты преступников, а она появляется с социальным расслоением общества?

7.5. Карл Маркс писал: «Как бы ни был мал какой-нибудь дом, но пока окружающие дома точно так же малы, он удовлетворяет всем предъявляемым к жилищу общественным требованиям. Но если рядом с маленьким домиком вырастает дворец, то домик съеживается до размеров жалкой хижины. Теперь малые размеры домика свидетельствуют о том, что его обладатель совершенно нетребователен или весьма скромен в своих требованиях; и как бы не увеличивались размеры домика с прогрессом цивилизации, но если соседний дворец увеличивается в одинаковой или еще большей степени, обитатель сравнительно маленького домика будет чувствовать себя в своих четырех стенах все более неуютно, все более неудовлетворенно, все более приниженно» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – 2-е изд. – Т. 6. С. 446).

Прокомментируйте это высказывание применительно к причинам преступности. Можно ли считать классовое, социальное и индивидуальное неравенство одной из причин преступности?

7.6. В.И. Ленин писал: «…мы знаем, что коренная социальная причина эксцессов, состоящих в нарушении правил общежития, есть эксплуатация масс, нужда и нищета их. С устранением этой главной причины эксцессы начнут неизбежно "отмирать". Мы не знаем, как быстро и в какой постепенности, но мы знаем, что они будут отмирать». Согласны ли вы с этим утверждением? Обоснуйте свой ответ.

7.7. Какое из приведенных ниже суждений представляется вам наиболее правильным и почему? Аргументируйте:

1. Основа причин преступности заключается в определенных экономических факторах.

2. Причинами преступности являются прежде всего дефекты общественного сознания.

3. Причины преступности коренятся в индивидуальном сознании.

4. В основе причин преступности лежит социальное неравенство.

5. Коренная причина преступности – это биологическая природа человека.

7.8. Изучите приведенный ниже перечень факторов и укажите, какие из них могут быть криминогенными, какие нейтральными и антикриминогенными:

- несоответствие между растущими потребностями и возможностями их удовлетворения;

- нарушение правил торговли спиртными напитками;

- повышение уровня правосознания населения;

- увеличение свободного времени;

- снижение потребления спиртных напитков на душу населения;

- увеличение уровня доходов населения;

- увеличение числа лиц, потребляющих наркотики;

- увеличение количества жителей крупных городов;

- повышение общеобразовательного уровня населения;

- расширение связей с зарубежными странами;

- высокая миграция;

- создание инфраструктуры социальных служб;

- миграция сельского населения;

- снижение уровня рождаемости;

- значительное преобладание женского населения над мужским;

- формирование гражданского общества;

- стирание различий между городом и сельской местностью;

- повышение культурного уровня населения;

- низкая квалификация сотрудников правоохранительных органов;

- повышение уровня нравственного воспитания;

- дальнейшее совершенствование уголовного законодательства;

- создание инфраструктуры социальной помощи по месту жительства;

- стирание границ между физическим и умственным трудом;

- духовное неблагополучие;

- отсутствие национальной идеи;

- потребительская психология;

- разрушение нравственных ценностей;

- атеистическое воспитание;

- возрождение православия;

- система привилегий для чиновников.

7.9. Сгруппируйте приводимые ниже факторы, оказывающие влияние на совершение преступлений, по следующим основаниям:

- по уровню влияния: на преступность в целом, на совершение конкретных преступлений;

- по содержанию: социально-психологического характера, социально-экономического, идеологического, организационного (в том числе и правового), иного характера;

- в каждую из выделенных ниже групп факторов попытайтесь классифицировать по а) причинам преступности (преступлений), б) условиям преступности (преступлений).

1. Плотность народонаселения, его миграция.

2. Раскрываемость преступлений.

3. Влияние средств массовой информации.

4. Изменение уголовного законодательства.

5. Дефекты правосознания.

6. «Омоложение» структуры населения.

7. Недостатки воспитания в семье, школе, трудовом коллективе.

8. Эгоизм, цинизм.

9. Противоречия между потребностями и средствами для их удовлетворения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.203.172 (0.152 с.)