Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Постановка темы и целей урока.Стр 1 из 7Следующая ⇒
Тема: «Литература шестидесятых годов. Поэзия периода «оттепели». Цели: познакомить учащихся с особенностями развития культуры в период «оттепели» показать роль литературы в духовном обновлении общества. Планируемые результаты: Личностные: развитие нравственных категорий; формирование собственного отношения к теме, формирование понимания ценности исторических сведений(контекстаа истории), понимание автроской позиции
Метапредметные: Познавательные: формирование умения анализировать текст, умения мыслить, формирование интереса к истории, формирование умения критически мыслить, расширение картины мира
Регулятивные: умение работать по плану, выполнять задание в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: планированиеучебного сотрудничества, постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, уважение мнения, позиции и оценки товарища,умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мыслив соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Предметные: В познавательной (интеллектуальной) сфере: самостоятельное выделение познавательной цели, поиск и выделениеинформации, смысловое чтение. В ценностно-ориентационной сфере: приобщение к духовно –нравственным ценностям классической литературы, формирование собственного отношения к творчеству писателей; развитие умения выражать свои мысли; воспитание любви к поэзии. В коммуникативной сфере: умение вести диалог, грамотно отвечать на вопросы, формулировать мысли В эстетической сфере: формирование эстетического вкуса, понимание ценности и красоты литературного искусства Тип урока: лекция-беседа
Методические приемы: беседа с обучающимися по вопросам, работа с текстом, устные сообщения учащихся, коллективная самостоятельная работа
Ход урока: Организационный момент. Приветствие. Проверка посещаемости, запись отсутствующих на уроке. Фотография - (Слайд 4) Учитель: Сегодня мы будем работать в соответствии со следующим планом: (Слайд 5) • Познакомиться с биографиями поэтов-шестидесятников. • Провести исследовательскую работу по выявлению особенностей поэзии данного периода на основании стихотворений различной тематики (работа в группах).
• Защитить результаты группового исследования, прочитать стихотворения наизусть. • Сопоставить лирику поэтов 60-х годов со стихотворениями поэтов Серебряного века. • Составить таблицу на основании групповой работы. • Выполнить самостоятельную работу письменно ответить на вопрос.
Подготовка к восприятию нового материала. Роберт Рождественский, известный поэт 60-годов написал поэму «Реквием». Мы уже знакомились с поэмой «Реквием» А. Ахматовой, что же означает название? (Это произведение, написанное на смерть). Сейчас я вам зачитаю отрывок из этой поэмы, который стал самостоятельным стихотворением. Ваша задача сопоставить это стихотворение с произведением А.Т. Твардовского «Я убит подо Ржевом» и выявить сходства и различия. (учитель читает стихотворение наизусть). (Слайд 7) Учитель: В чем сходство этих стихотворений? (Военная тематика, мотив памяти и бессмертия героического подвига во имя победы жизни над смертью. Лирическим героем являются мертвые солдаты) Какие различия вы отметили? (В стихотворении Твардовского повествование идет от лица павшего солдата, как обращение к живым. Герой сокрушается только над тем, что не знает, одержали ли наши солдаты победу. В стихотворении Рождественского связь двусторонняя, то есть изображается горе как мертвых, так и живых. Герои напоминают живым, что участь всех на земле «Знать что жизнь продолжается без нас.» Появляется идея мимолетности жизни, а значит нужно ценить каждое мгновение.) Сделайте вывод, ответив на вопрос: Продолжают ли поэты 60-х годов основные темы предшественников?(Конечно, но раз их выделяют в новое направление, значит для них характерно какое-то своеобразие.) Действительно, поэты шестидесятники продолжают традиции предшественников, как реалистов, так и модернистов. Наша задача выявить особенности литературы данного периода. Изучение нового материала. «Колоссальнейшая эпоха!» — так охарактеризовал Андрей Вознесенский 50-60-е годы XX века. Это время отмечено небывалым всплеском поэзии и - главное - интересом к ней массового читателя. Поколение литераторов, начавших свою творческую деятельность в это время, в истории русской литературы принято называть «шестидесятниками». Поэты шестидесятых, в отличие от представителей литературных течений начала века, собирают тысячные залы, стадионы: молодёжь всеми правдами и неправдами старается попасть на поэтический вечер. Всплески интереса к поэзии в нашей стране совпадают с особенно острыми историческими периодами. Лирика становится выразителем времени, откликается на события и перемены, даёт им эмоциональную оценку ещё до того, как происходит осмысление
Учитель: Сегодня мы займемся групповой исследовательской работой. У вас на столах лежит раздаточный материал, переверните листы. Ваша задача познакомиться с биографией поэта-шестидесятника, определить тему и идею стихотворений на основании предложенных текстов, отметить в чем заключалось творческое переосмысление исторических событий и традиционных в литературе тем. 1)Исследовательская работа: знакомство с биографией поэтов-шестидесятников: Е. Евтушенко, А. Вознесенским, Р. Рождественским, В. Высоцким; выявление основных тем и мотивов в творчестве конкретного автора на основании стихотворений различной тематики (работа в группах). (Слайд 8) План групповой работы: 1. Прочитайте биографию поэта. Подготовьтесь к подробному пересказу с опорой на текст. 2. Определите тему и идею предложенных произведений. 3. Выявите особенности творчества автора. 4. Заполните таблицу. Время работы – 15 минут.
2)Защита результатов группового исследования, чтение стихотворений наизусть. Запись итогов исследования. Учитель: Обратите внимание на план ответа: (Слайд 9) 1. Выбрать 2х выступающих, + записать таблицу на доске 2. Тезисно озвучить биографию поэта 3. Прочитать стихотворение наизусть. 3. Сформулировать тему и идею стихотворений. 4. Раскрыть своеобразие творчества поэта. 5. Сделать вывод. Время ответа: 10 минут.
Выступления учащихся: Закрепление. Самостоятельная работа: письменный ответ на вопрос «В чем заключаются особенности творчества поэтов 60-х годов?» Учитель: Обратите внимание, на кого из предшественников опиралось большинство поэтов-шестидесятников? (на творчество Маяковского) Какие черты его творчества вы помните? (разрыв с традициями, эпатаж, ориентация на народ). В период 60х годов складывается три основных направления: эстрадная лирика, тихая лирика, авторская песня. 1) «Эстрадниками» стали называть поэтов, громко провозгласивших своё поэтическое кредо со сцены, тех, чьи стихи были как раз рассчитаны на произнесение и непосредственное восприятие «с голоса». Пафос «эстрадной» поэзии — пафос отрицания старого и созидания нового, а лирический герой - герой преобразователь. Поэты «эстрады» старались вглядеться в мир не «идеального героя», а «рядового» человека с его нелегкой судьбой и душевной стойкостью. Основная тема новой поэзии - конфликт старого и нового. Обновлению подвергается и поэтическая система. Молодые поэты ломают традиционный ритм — поэтическая фраза становится похожа на выкрик, призыв. Их стихи нередко напоминают публицистические зарисовки «на злобу дня». 2) На смену социальной активности,потребности постоянного поиска новых тем и форм возвращается стабильность классической традиции русской поэзии, глубокий, задумчивый лиризм. (примерно с 1965 года). Исповедальность, проникновенность «тихой лирики» позволяет увидеть тайну, скрытую от человеческих глаз, познать загадку человеческой души.
На смену герою-преобразователю приходит герой-созерцатель, любующийся закатом и восходом, первым снегом и последними жёлтыми листьями. Пейзаж в «тихой лирике» всегда созвучен движениям души лирического героя, он дан как бы вне времени. «Тихая лирика» возвращается к традиционной ритмической системе и точным рифмам, к национальным истокам образов. 3)Авторская песня поэтов-бардов. Слово не только читалось с «эстрады», но и пелось поэтами- бардами, насыщавшими его особым, проникновенным лиризмом. Рождение жанра песни- рассказа, песни- исповеди, песни, в которой поющий поэт становится своеобразным режиссером, музыкантом и актером, «выпевающим», выговаривающим свои стихи,- следствие перемещения духовно- нравственных представлений с общественных на частное, личное. Первыми среди поэтов- бардов были: Юрий Визбор(1934- 1984), Александр Галич, Булат Окуджава. (Слайд 14) Запишите в таблицу, к какому из перечисленных направлений относится каждый поэт? На основании таблицы, письменно ответьте на вопрос «В чем заключаются особенности творчества поэтов 60-х годов?» (письменно 3 минуты, послушать 4 ответа) Особенности поэзии 60х годов: Наступил «Бронзовый век» русской литературы. Его основные характеристики: • подъем литературы, популярность, публикация некоторых ранее запрещенных авторов; • возникают новые литературные объединения, поэтические школы; • возникает новое поколение, называющее себя «шестидесятниками», появляются новые молодые и талантливые поэты, и писатели (Е.Евтушенко, А.Вознесенский, Б.Ахмадулина, Б.Окуджава, Р.Рождественский и др.); • расширение границ дозволенного, относительная свобода творчества; • гуманизация литературы (интерес к личности, внутреннему миру человека, вечным вопросам); • «эстрадная» поэзия (выход поэзии к зрителям, продолжение традиции В.Маяковского, публичные чтения на эстраде, лирика становится голосом своей эпохи – Е.Евтушенко, А.Вознесенский, Б.Ахмадулина, Б.Окуджава, Р.Рождественский и др.), • «тихая» лирика начала 60-х гг. (нравственно-философская поэзия, тема судьбы России, есенинские мотивы, тема деревни) – Николай Рубцов, Владимир Соколов, Анатолий Жигулин, Глеб Горбовский.
• популяризация авторской песни (поэты-исполнители, барды создавали песни-рассказы, а сам автор был и поэтом, и исполнителем, и режиссером; их интересовали не общественные проблемы, а частная жизнь человека, его внутренний мир; в песнях так же критиковалась советская действительность, многие авторы были запрещены) – Владимир Высоцкий, Юрий Визбор, Булат Окуджава. А. Вознесенский (необычные метафоры) Р.Рождественский (лексические повторы,особая ритмика стиха) 2. «Барды» (проявление гражданственности, лиризма). В.Высоцкий (злободневность) Вывод: каждый поэт своеобразен, неповторим, в произведениях показывает свободную личность, которая хочет и может проявить себя в жизни. 7. Домашнее задание (дифференцированное). (Слайд 15) 1 уровень: познакомиться с биографией Б. Ахмадулины. 2 уровень: Составить кластер биографии поэтессы. 3 уровень: Опираясь на кластер выявить взаимосвязь творчества и биографии Б. Ахмадулины. 8. Лист самооценивания. Заполните лист по критериям, за каждый пункт максимально 5 баллов. Запишите итоговую оценку в графу: 35-30 баллов - 5 29-21 балл - 4 20- 15 баллов -3 менее 15 баллов -2 Рефлексия. (Слайд 16) Закончим наше занятие кратким выступлением, которое можно начать следующими фразами: - На занятии я задумался над… - Я открыл для себя… - Занятие помогло мне… - Мои чувства можно выразить словами… Выставление оценок. Лист самооценки
Раздаточный материал … Тема: «Литература шестидесятых годов. Поэзия периода «оттепели». Цели: познакомить учащихся с особенностями развития культуры в период «оттепели» показать роль литературы в духовном обновлении общества. Планируемые результаты: Личностные: развитие нравственных категорий; формирование собственного отношения к теме, формирование понимания ценности исторических сведений(контекстаа истории), понимание автроской позиции
Метапредметные: Познавательные: формирование умения анализировать текст, умения мыслить, формирование интереса к истории, формирование умения критически мыслить, расширение картины мира
Регулятивные: умение работать по плану, выполнять задание в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: планированиеучебного сотрудничества, постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, уважение мнения, позиции и оценки товарища,умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мыслив соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Предметные: В познавательной (интеллектуальной) сфере: самостоятельное выделение познавательной цели, поиск и выделениеинформации, смысловое чтение. В ценностно-ориентационной сфере: приобщение к духовно –нравственным ценностям классической литературы, формирование собственного отношения к творчеству писателей; развитие умения выражать свои мысли; воспитание любви к поэзии. В коммуникативной сфере: умение вести диалог, грамотно отвечать на вопросы, формулировать мысли В эстетической сфере: формирование эстетического вкуса, понимание ценности и красоты литературного искусства Тип урока: лекция-беседа
Методические приемы: беседа с обучающимися по вопросам, работа с текстом, устные сообщения учащихся, коллективная самостоятельная работа
Ход урока: Организационный момент. Приветствие. Проверка посещаемости, запись отсутствующих на уроке. Постановка темы и целей урока. Учитель: Сегодня мы с вами познакомимся с ярчайшим периодом, с которого начинается Бронзовый век русской поэзии. Для того чтобы понять о каком периоде пойдет речь, необходимо отметить, что Бронзовым является послесталинский период советской поэзии. В середине 50-х годов XX века начался новый этап в жизни нашей страны, связанный с важными историческими и социальными переменами. Этот этап продолжался не так уж долго, но принес значительные, коренные изменения в сознании народа. Для того, чтобы понять, какие же изменения произошли в стране, обратимся к отрывку из стихотворения Е.Евтушенко «Наследники Сталина» 1962 г. (Слайд 1) (музыкальное сопровождение) Наследников Сталина, видно, сегодня не зря Е.Евтушенко «Наследники Сталина» 1962 г Учитель: Что вы думаете? Как мы можем охарактеризовать это время? (Это время отмечено небывалым всплеском поэзии и интересом к ней массового читателя. Учреждается и начинает свою работу Союз писателей Российской Федерации. В середине 50-х годов начался новый этап в жизни нашей страны, связанный с важными историческими и социальными переменами. Этот этап продолжался не так уж долго – немногим более 10 лет, но принес значительные, коренные изменения в сознание народа. Название «оттепель» этот период получил с легкой руки Ильи Эренбурга, опубликовавшего в 1954 году повесть с одноименным названием. Что же происходило в стране? Во-первых, смерть Сталина в марте 1953 года и последовавшие за ней политические изменения: секретный доклад Хрущева на ХХ съезде КПСС в феврале 1956, в котором был намечен курс на развенчание «культа личности» и духовное обновление жизни общества. Во-вторых, связанное с этим ослабление информационной «блокады» и возвращение произведений М. Булгакова, М. Зощенко, А.Платонова, А. Ахматовой, Б. Пастернака, М. Цветаевой. Изданные в 60-е годы произведения этих писателей до сих пор занимают важное место в литературе. Приоткрылся «железный занавес», и советские люди смогли познакомиться с книгами зарубежных авторов – Хэмингуэя, Камю, Фолкнера, с итальянскими фильмами, вообще с западной культурой, несколько лет находившейся под запретом в Советском Союзе. Сам дух времени был «оттепельным». Вот что об этом времени вспоминал Олег Ефремов, известный актер и режиссер: «Создавая «Современник», мы чувствовали себя вместе – не только внутри коллектива, но и вне его. Значит, моему поколению помогла обрести голос некая общественная атмосфера. От нас чего-то ждали, сейчас я понимаю – нас прямо-таки подталкивали вперед и требовали, чтобы мы удержались вместе. И каждый чувствовал – душой, телом, локтем, нервами: я не один!» такая атмосфера способствовала рождению значительных произведений во всех видах искусства: в кино – «Иваново детство» и «Андрей Рублев» А. Тарковского, «Летят журавли» Калатозова, «Баллада о солдате» Г. Чухрая; постановки спектаклей в «Современнике» и «Таганке», «Ленкоме» и «БДТ»; в изобразительном искусстве – скульптура Эрнста Неизвестного: в музыке – произведения Д Шостаковича., А. Шнитке и другие.) Учитель: Итак, как бы вы сформулировали тему нашего урока? (Поэзия послесталинского периода, т.е. поэзия 60-х годов.) (Слайд 2) Учитель: Как бы вы сформулировали цель и задачи нашего занятия? (ученики формулируют цель и задачи). Цель урока: сформировать представление о поэзии 60-х годов; познакомиться с творчеством поэтов-шестидесятников, выявить особенности поэзии указанного периода. (Слайд 3) Фотография - (Слайд 4) Учитель: Сегодня мы будем работать в соответствии со следующим планом: (Слайд 5) • Познакомиться с биографиями поэтов-шестидесятников. • Провести исследовательскую работу по выявлению особенностей поэзии данного периода на основании стихотворений различной тематики (работа в группах). • Защитить результаты группового исследования, прочитать стихотворения наизусть. • Сопоставить лирику поэтов 60-х годов со стихотворениями поэтов Серебряного века. • Составить таблицу на основании групповой работы. • Выполнить самостоятельную работу письменно ответить на вопрос.
|
|||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.129.100 (0.05 с.) |