Постановка темы и целей урока. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Постановка темы и целей урока.



Тема: «Литература шестидесятых годов. Поэзия периода «оттепели».

Цели:

 познакомить учащихся с особенностями развития культуры в период «оттепели»

показать роль литературы в духовном обновлении общества.

Планируемые результаты:

Личностные: развитие нравственных категорий; формирование собственного отношения к теме, формирование понимания ценности исторических сведений(контекстаа истории), понимание автроской позиции

 

Метапредметные: Познавательные: формирование умения анализировать текст, умения мыслить, формирование интереса к истории, формирование умения критически мыслить, расширение картины мира

 

Регулятивные: умение работать по плану, выполнять задание в соответствии с поставленной задачей.

 

Коммуникативные: планированиеучебного сотрудничества,  постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, уважение мнения, позиции и оценки товарища,умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мыслив соответствии с задачами и условиями коммуникации.

 

Предметные: В познавательной (интеллектуальной) сфере: самостоятельное выделение познавательной цели, поиск и выделениеинформации, смысловое чтение.

В ценностно-ориентационной сфере: приобщение к духовно –нравственным ценностям классической литературы, формирование собственного отношения к творчеству писателей; развитие умения выражать свои мысли; воспитание любви к поэзии.

 В коммуникативной сфере: умение вести диалог, грамотно отвечать на вопросы, формулировать мысли

  В эстетической сфере: формирование эстетического вкуса, понимание ценности и красоты литературного искусства

Тип урока: лекция-беседа

 

Методические приемы: беседа с обучающимися по вопросам, работа с текстом, устные сообщения учащихся, коллективная самостоятельная работа

 

    Ход урока:

Организационный момент.

Приветствие. Проверка посещаемости, запись отсутствующих на уроке.

Фотография - (Слайд 4)

Учитель: Сегодня мы будем работать в соответствии со следующим планом: (Слайд 5)

• Познакомиться с биографиями поэтов-шестидесятников.

• Провести исследовательскую работу по выявлению особенностей поэзии данного периода на основании стихотворений различной тематики (работа в группах).

• Защитить результаты группового исследования, прочитать стихотворения наизусть.

• Сопоставить лирику поэтов 60-х годов со стихотворениями поэтов Серебряного века.

• Составить таблицу на основании групповой работы.

• Выполнить самостоятельную работу письменно ответить на вопрос.

 

Подготовка к восприятию нового материала.

Роберт Рождественский, известный поэт 60-годов написал поэму «Реквием». Мы уже знакомились с поэмой «Реквием» А. Ахматовой, что же означает название? (Это произведение, написанное на смерть).

Сейчас я вам зачитаю отрывок из этой поэмы, который стал самостоятельным стихотворением. Ваша задача сопоставить это стихотворение с произведением А.Т. Твардовского «Я убит подо Ржевом» и выявить сходства и различия. (учитель читает стихотворение наизусть). (Слайд 7)

Учитель: В чем сходство этих стихотворений? (Военная тематика, мотив памяти и бессмертия героического подвига во имя победы жизни над смертью. Лирическим героем являются мертвые солдаты)

Какие различия вы отметили? (В стихотворении Твардовского повествование идет от лица павшего солдата, как обращение к живым. Герой сокрушается только над тем, что не знает, одержали ли наши солдаты победу. В стихотворении Рождественского связь двусторонняя, то есть изображается горе как мертвых, так и живых. Герои напоминают живым, что участь всех на земле «Знать что жизнь продолжается без нас.» Появляется идея мимолетности жизни, а значит нужно ценить каждое мгновение.)

Сделайте вывод, ответив на вопрос: Продолжают ли поэты 60-х годов основные темы предшественников?(Конечно, но раз их выделяют в новое направление, значит для них характерно какое-то своеобразие.)

Действительно, поэты шестидесятники продолжают традиции предшественников, как реалистов, так и модернистов. Наша задача выявить особенности литературы данного периода.

Изучение нового материала.

«Колоссальнейшая эпоха!» — так охарактеризовал Андрей Вознесенский 50-60-е годы XX века. Это время отмечено небывалым всплеском поэзии и - главное - интересом к ней массового читателя. Поколение литераторов, начавших свою творческую деятельность в это время, в истории русской литературы принято называть «шестидесятниками». Поэты шестидесятых, в отличие от представителей литературных течений начала века, собирают тысячные залы, стадионы: молодёжь всеми правдами и неправдами старается попасть на поэтический вечер. Всплески интереса к поэзии в нашей стране совпадают с особенно острыми историческими периодами. Лирика становится выразителем времени, откликается на события и перемены, даёт им эмоциональную оценку ещё до того, как происходит осмысление
нового.

Учитель: Сегодня мы займемся групповой исследовательской работой. У вас на столах лежит раздаточный материал, переверните листы. Ваша задача познакомиться с биографией поэта-шестидесятника, определить тему и идею стихотворений на основании предложенных текстов, отметить в чем заключалось творческое переосмысление исторических событий и традиционных в литературе тем.

1)Исследовательская работа: знакомство с биографией поэтов-шестидесятников: Е. Евтушенко, А. Вознесенским, Р. Рождественским, В. Высоцким; выявление основных тем и мотивов в творчестве конкретного автора на основании стихотворений различной тематики (работа в группах).

(Слайд 8) План групповой работы:

1. Прочитайте биографию поэта. Подготовьтесь к подробному пересказу с опорой на текст.

2. Определите тему и идею предложенных произведений.

3. Выявите особенности творчества автора.

4. Заполните таблицу.

Время работы – 15 минут.

 

2)Защита результатов группового исследования, чтение стихотворений наизусть. Запись итогов исследования.

Учитель: Обратите внимание на план ответа: (Слайд 9)

1. Выбрать 2х выступающих, + записать таблицу на доске

2. Тезисно озвучить биографию поэта

3. Прочитать стихотворение наизусть.

3. Сформулировать тему и идею стихотворений.

4. Раскрыть своеобразие творчества поэта.

5. Сделать вывод.

Время ответа: 10 минут.

 

Выступления учащихся:

Закрепление.

Самостоятельная работа: письменный ответ на вопрос «В чем заключаются особенности творчества поэтов 60-х годов?»

Учитель: Обратите внимание, на кого из предшественников опиралось большинство поэтов-шестидесятников? (на творчество Маяковского)

Какие черты его творчества вы помните? (разрыв с традициями, эпатаж, ориентация на народ).

В период 60х годов складывается три основных направления: эстрадная лирика, тихая лирика, авторская песня.

1) «Эстрадниками» стали называть поэтов, громко провозгласивших своё поэтическое кредо со сцены, тех, чьи стихи были как раз рассчитаны на произнесение и непосредственное восприятие «с голоса». Пафос «эстрадной» поэзии — пафос отрицания старого и созидания нового, а лирический герой - герой преобразователь. Поэты «эстрады» старались вглядеться в мир не «идеального героя», а «рядового» человека с его нелегкой судьбой и душевной стойкостью. Основная тема новой поэзии - конфликт старого и нового. Обновлению подвергается и поэтическая система. Молодые поэты ломают традиционный ритм — поэтическая фраза становится похожа на выкрик, призыв. Их стихи нередко напоминают публицистические зарисовки «на злобу дня».

2) На смену социальной активности,потребности постоянного поиска новых тем и форм возвращается стабильность классической традиции русской поэзии, глубокий, задумчивый лиризм. (примерно с 1965 года). Исповедальность, проникновенность «тихой лирики» позволяет увидеть тайну, скрытую от человеческих глаз, познать загадку человеческой души.

На смену герою-преобразователю приходит герой-созерцатель, любующийся закатом и восходом, первым снегом и последними жёлтыми листьями. Пейзаж в «тихой лирике» всегда созвучен движениям души лирического героя, он дан как бы вне времени. «Тихая лирика» возвращается к традиционной ритмической системе и точным рифмам, к национальным истокам образов.

3)Авторская песня поэтов-бардов. Слово не только читалось с «эстрады», но и пелось поэтами- бардами, насыщавшими его особым, проникновенным лиризмом. Рождение жанра песни- рассказа, песни- исповеди, песни, в которой поющий поэт становится своеобразным режиссером, музыкантом и актером, «выпевающим», выговаривающим свои стихи,- следствие перемещения духовно- нравственных представлений с общественных на частное, личное. Первыми среди поэтов- бардов были: Юрий Визбор(1934- 1984), Александр Галич, Булат Окуджава.

(Слайд 14) Запишите в таблицу, к какому из перечисленных направлений относится каждый поэт? На основании таблицы, письменно ответьте на вопрос «В чем заключаются особенности творчества поэтов 60-х годов?» (письменно 3 минуты, послушать 4 ответа)

Особенности поэзии 60х годов:

Наступил «Бронзовый век» русской литературы. Его основные характеристики:

• подъем литературы, популярность, публикация некоторых ранее запрещенных авторов;

• возникают новые литературные объединения, поэтические школы;

• возникает новое поколение, называющее себя «шестидесятниками», появляются новые молодые и талантливые поэты, и писатели (Е.Евтушенко, А.Вознесенский, Б.Ахмадулина, Б.Окуджава, Р.Рождественский и др.);

• расширение границ дозволенного, относительная свобода творчества;

• гуманизация литературы (интерес к личности, внутреннему миру человека, вечным вопросам);

• «эстрадная» поэзия (выход поэзии к зрителям, продолжение традиции В.Маяковского, публичные чтения на эстраде, лирика становится голосом своей эпохи – Е.Евтушенко, А.Вознесенский, Б.Ахмадулина, Б.Окуджава, Р.Рождественский и др.),

• «тихая» лирика начала 60-х гг. (нравственно-философская поэзия, тема судьбы России, есенинские мотивы, тема деревни) – Николай Рубцов, Владимир Соколов, Анатолий Жигулин, Глеб Горбовский.

• популяризация авторской песни (поэты-исполнители, барды создавали песни-рассказы, а сам автор был и поэтом, и исполнителем, и режиссером; их интересовали не общественные проблемы, а частная жизнь человека, его внутренний мир; в песнях так же критиковалась советская действительность, многие авторы были запрещены) – Владимир Высоцкий, Юрий Визбор, Булат Окуджава.

А. Вознесенский (необычные метафоры)

Р.Рождественский (лексические повторы,особая ритмика стиха)

2. «Барды» (проявление гражданственности, лиризма).

В.Высоцкий (злободневность)

Вывод: каждый поэт своеобразен, неповторим, в произведениях показывает свободную личность, которая хочет и может проявить себя в жизни.

7. Домашнее задание (дифференцированное). (Слайд 15)

1 уровень: познакомиться с биографией Б. Ахмадулины.

2 уровень: Составить кластер биографии поэтессы.

3 уровень: Опираясь на кластер выявить взаимосвязь творчества и биографии Б. Ахмадулины.

8. Лист самооценивания. Заполните лист по критериям, за каждый пункт максимально 5 баллов. Запишите итоговую оценку в графу:

35-30 баллов - 5

29-21 балл - 4

20- 15 баллов -3

менее 15 баллов -2

Рефлексия. (Слайд 16)

Закончим наше занятие кратким выступлением, которое можно начать следующими фразами:

- На занятии я задумался над…

- Я открыл для себя…

- Занятие помогло мне…

- Мои чувства можно выразить словами…

Выставление оценок.

Лист самооценки

Самооценка ФИО 1-5 баллов
Я выполнил домашнюю работу  
Я всегда активно участвовал во всех заданиях группы  
Я брал на себя руководство группой в случае необходимости  
Я внимательно выслушал то, что говорили (предлагали) другие члены группы  
Я подавал группе правильные ответы  
Я общался с членами моей группы с уважением, даже если был не согласен с ними  
Я верно составил таблицу, остался доволен своей работой на занятии  
Итого:    баллов.  Оценка:              

 

Раздаточный материал       …

Тема: «Литература шестидесятых годов. Поэзия периода «оттепели».

Цели:

 познакомить учащихся с особенностями развития культуры в период «оттепели»

показать роль литературы в духовном обновлении общества.

Планируемые результаты:

Личностные: развитие нравственных категорий; формирование собственного отношения к теме, формирование понимания ценности исторических сведений(контекстаа истории), понимание автроской позиции

 

Метапредметные: Познавательные: формирование умения анализировать текст, умения мыслить, формирование интереса к истории, формирование умения критически мыслить, расширение картины мира

 

Регулятивные: умение работать по плану, выполнять задание в соответствии с поставленной задачей.

 

Коммуникативные: планированиеучебного сотрудничества,  постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, уважение мнения, позиции и оценки товарища,умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мыслив соответствии с задачами и условиями коммуникации.

 

Предметные: В познавательной (интеллектуальной) сфере: самостоятельное выделение познавательной цели, поиск и выделениеинформации, смысловое чтение.

В ценностно-ориентационной сфере: приобщение к духовно –нравственным ценностям классической литературы, формирование собственного отношения к творчеству писателей; развитие умения выражать свои мысли; воспитание любви к поэзии.

 В коммуникативной сфере: умение вести диалог, грамотно отвечать на вопросы, формулировать мысли

  В эстетической сфере: формирование эстетического вкуса, понимание ценности и красоты литературного искусства

Тип урока: лекция-беседа

 

Методические приемы: беседа с обучающимися по вопросам, работа с текстом, устные сообщения учащихся, коллективная самостоятельная работа

 

    Ход урока:

Организационный момент.

Приветствие. Проверка посещаемости, запись отсутствующих на уроке.

Постановка темы и целей урока.

Учитель: Сегодня мы с вами познакомимся с ярчайшим периодом, с которого начинается Бронзовый век русской поэзии.

Для того чтобы понять о каком периоде пойдет речь, необходимо отметить, что Бронзовым является послесталинский период советской поэзии.

В середине 50-х годов XX века начался новый этап в жизни нашей страны, связанный с важными историческими и социальными переменами. Этот этап продолжался не так уж долго, но принес значительные, коренные изменения в сознании народа. Для того, чтобы понять, какие же изменения произошли в стране, обратимся к отрывку из стихотворения Е.Евтушенко «Наследники Сталина» 1962 г. (Слайд 1) (музыкальное сопровождение)

Наследников Сталина, видно, сегодня не зря
Хватают инфаркты. Им, бывшим когда-то опорами,
Не нравится время, в котором пусты лагеря,
А залы, где слушают люди стихи, переполнены.

Е.Евтушенко «Наследники Сталина» 1962 г

Учитель: Что вы думаете? Как мы можем охарактеризовать это время?

(Это время отмечено небывалым всплеском поэзии и интересом к ней массового читателя. Учреждается и начинает свою работу Союз писателей Российской Федерации. В середине 50-х годов начался новый этап в жизни нашей страны, связанный с важными историческими и социальными переменами. Этот этап продолжался не так уж долго – немногим более 10 лет, но принес значительные, коренные изменения в сознание народа. Название «оттепель» этот период получил с легкой руки Ильи Эренбурга, опубликовавшего в 1954 году повесть с одноименным названием.

Что же происходило в стране?

Во-первых, смерть Сталина в марте 1953 года и последовавшие за ней политические изменения: секретный доклад Хрущева на ХХ съезде КПСС в феврале 1956, в котором был намечен курс на развенчание «культа личности» и духовное обновление жизни общества. Во-вторых, связанное с этим ослабление информационной «блокады» и возвращение произведений М. Булгакова, М. Зощенко, А.Платонова, А. Ахматовой, Б. Пастернака,

М. Цветаевой. Изданные в 60-е годы произведения этих писателей до сих пор занимают важное место в литературе. Приоткрылся «железный занавес», и советские люди смогли познакомиться с книгами зарубежных авторов – Хэмингуэя, Камю, Фолкнера, с итальянскими фильмами, вообще с западной культурой, несколько лет находившейся под запретом в Советском Союзе.

Сам дух времени был «оттепельным». Вот что об этом времени вспоминал Олег Ефремов, известный актер и режиссер: «Создавая «Современник», мы чувствовали себя вместе – не только внутри коллектива, но и вне его. Значит, моему поколению помогла обрести голос некая общественная атмосфера. От нас чего-то ждали, сейчас я понимаю – нас прямо-таки подталкивали вперед и требовали, чтобы мы удержались вместе. И каждый чувствовал – душой, телом, локтем, нервами: я не один!» такая атмосфера способствовала рождению значительных произведений во всех видах искусства: в кино – «Иваново детство» и «Андрей Рублев» А. Тарковского, «Летят журавли» Калатозова, «Баллада о солдате» Г. Чухрая; постановки спектаклей в «Современнике» и «Таганке», «Ленкоме» и «БДТ»; в изобразительном искусстве – скульптура Эрнста Неизвестного: в музыке – произведения Д Шостаковича., А. Шнитке и другие.)

Учитель: Итак, как бы вы сформулировали тему нашего урока? (Поэзия послесталинского периода, т.е. поэзия 60-х годов.) (Слайд 2)

Учитель: Как бы вы сформулировали цель и задачи нашего занятия? (ученики формулируют цель и задачи).

Цель урока: сформировать представление о поэзии 60-х годов; познакомиться с творчеством поэтов-шестидесятников, выявить особенности поэзии указанного периода. (Слайд 3)

Фотография - (Слайд 4)

Учитель: Сегодня мы будем работать в соответствии со следующим планом: (Слайд 5)

• Познакомиться с биографиями поэтов-шестидесятников.

• Провести исследовательскую работу по выявлению особенностей поэзии данного периода на основании стихотворений различной тематики (работа в группах).

• Защитить результаты группового исследования, прочитать стихотворения наизусть.

• Сопоставить лирику поэтов 60-х годов со стихотворениями поэтов Серебряного века.

• Составить таблицу на основании групповой работы.

• Выполнить самостоятельную работу письменно ответить на вопрос.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.129.100 (0.05 с.)