Реформирование высших органов власти Петром I. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реформирование высших органов власти Петром I.



Тушканов И.В.,

Кандидат исторических наук, кандидат юридических наук, доцент

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА РОССИИ

 

Рабочий конспект для студентов[1]

Тема 6. Развитие государства и права России в XVIII в.

 

План:

1. Реформирование высших органов власти Петром I.

2. Реформирование отраслевых и региональных органов управления Петром I.

3. Развитие высших органов власти в России в 1725 – 1801 гг.

4. Развитие органов отраслевого управления в России в 1725 – 1801 гг.

5. Развитие органов регионального и местного управления в России в 1725 – 1801 гг.

6. Развитие законотворчества и попытки систематизации права в России в XVIII в.

7. Развитие сословного законодательства и сословного самоуправления в XVIII в.

8. Развитие гражданского, горного, таможенного, трудового и наследственного права в России в XVIII в.

9. Развитие уголовного права и судебного процесса в России в XVIII в.

 

Волгоград 2020

 

 

Тушканов И.В.,

Кандидат исторических наук, кандидат юридических наук, доцент

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА РОССИИ

 

Рабочий конспект для студентов[1]

Тема 6. Развитие государства и права России в XVIII в.

 

План:

1. Реформирование высших органов власти Петром I.

2. Реформирование отраслевых и региональных органов управления Петром I.

3. Развитие высших органов власти в России в 1725 – 1801 гг.

4. Развитие органов отраслевого управления в России в 1725 – 1801 гг.

5. Развитие органов регионального и местного управления в России в 1725 – 1801 гг.

6. Развитие законотворчества и попытки систематизации права в России в XVIII в.

7. Развитие сословного законодательства и сословного самоуправления в XVIII в.

8. Развитие гражданского, горного, таможенного, трудового и наследственного права в России в XVIII в.

9. Развитие уголовного права и судебного процесса в России в XVIII в.

 

Волгоград 2020

 

 

Реформирование высших органов власти Петром I.

Единодержавное правление в Русском государстве Петра 1 Великого, провозглашенного в 1682 г. царем вместе с Иваном V Алексеевичем при Правительнице Софье, с 1689 г. правившего фактически самостоятельно, но при сохранении царского титула и у Ивана началось в 1696 г.

В этот период в России сформировалась абсолютная монархия западноевропейского типа, обладавшая следующими характерными чертами:

1. Монарху принадлежит высшая законодательная власть, высшая исполнительная власть и высшая судебная власть.

2. Право монарха распоряжаться налоговой системой и финансами государства не ограничено никакими органами.

3. Профессиональный государственный аппарат, осуществляющий именем монарха управленческие, финансовые, судебные и полицейские функции.

4. Централизация, унификация и регламентация государственного и местного управления, территориального деления.

5. Строгая регламентация всех видов службы, прав и обязанностей сословий.

Правление Петра I ознаменовалось проведением радикальных реформ коренным образом изменивших государственный механизм России.

В результате, прежде всего, изменился сам статус Главы Русского государства.

В 1704 г. (5 октября) Петром 1 был создан Кабинет Его Царского Величества – центральное государственное учреждение, занимавшееся личной и служебной перепиской Монарха, его личным имуществом; организацией протокольных мероприятий и т.п.

В утвержденном Петром в 1715 г. Артикуле воинском указывалось, что «Его Величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен» (арт. 20). Таким образом, была подчеркнута независимость Царя от каких-либо других государственных органов.

1721 г. – Заключение (30 августа) Ништадтского мирного договора между Россией и Швецией, завершение Северной войны. Швеция признала присоединение к России Прибалтики (Лифляндии, Эстляндии, Ингерманландии), части Карелии и других территорий. Россия выплачивала за эти территории денежную компенсацию (1,5 млн. рублей) и возвращала Швеции завоеванную в ходе боев Финляндию.

В 1721 г. Петром 1 был принят титул Императора Всероссийского, а также Отца Отечества и Петра Великого. Россия получила другое официальное наименование – Российская Империя.

В 1722 г. Петр I подписал Указ о престолонаследии, по которому устанавливалось завещательное наследование Императорского престола: Царь мог передать трон любому, по своему выбору.

Воля монарха признавалась высшим источником права. Законодательные акты издавались либо самим Императором, либо Сенатом от его имени. Император становился главой всей исполнительной власти и верховным судьей, а также верховным главнокомандующим и главой Русской Православной церкви.

Практически одновременно с изменением статуса Монарха происходила и реформа по управлению Русской Православной Церковью. В 1700 г. после смерти Патриарха Адриана, Царь Петр I запретил избирать нового Главу Церкви и назначил митрополита С. Яворского Местоблюстителем Патриаршего престола.

В 1701 г. был организован Монастырский приказ, в качестве светского органа сбора и расходования доходов с церковных и монастырских вотчин. Это позволило государству контролировать основные доходы Русской Православной Церкви.

В 1718 г. была создана Духовная Коллегия, как высший орган управления Русской Православной Церковью. В 1721 г. она была преобразована в Святейший Правительствующий Синод, в состав которого входили как светские лица, так и назначенные представители православного духовенства. Во главе Синода стоял назначенный Царем из светских лиц обер-прокурор.

В этом же, 1721 г. Петром I был утвержден Духовный регламент – устав Русской Православной Церкви, подготовленный епископом Псковским Феофаном Прокоповичем. Император становился главой Церкви, его представлял Обер-прокурор Святейшего Синода. Патриархи других православных церквей признали Синод, который руководил текущей деятельностью Русской Православной Церкви «во Христе братом».

Существенно изменились полномочия и порядок формирования высшего совещательного органа при Царе.

Так еще в 1699 г. Петром I была сформирована так называемая Ближняя Канцелярия для административно-финансового контроля в государстве. Она фактически заменила Боярскую Думу, вскоре переименованную в Консилию министров. В ее состав в разное время входило от 8 до 14 чиновников, назначаемых лично Государем.

В 1711 г. был учрежден Сенат в качестве высшего государственного органа, наделенного правом контроля за всеми другими государственными учреждениями. Члены Сената назначались и отстранялись Царем.

1699 г. – Образование Судного приказа для производства гражданских исков по земельным спорам, неподсудным местным судебным органам, из ряда поместных судных приказов. В 1719 г. все дела приказа перешли в Юстиц-коллегию.

1712 г. – Учреждение (12 февраля) Коллегии для управления торговлей – первой из новых центральных государственных учреждений.

1715 г. – Создание Коммерц-коллегии – центрального государственного учреждения, основными задачами которого стали: руководство морским торговым судоходством, таможней, купеческими гильдиями и городскими магистратами; составление торговых договоров с другими государствами; решала все дела связанные с вексельным правом.

1717 – 1720 гг. – Вместо приказов были созданы новые центральные учреждения – коллегии, ведавшие строго определенной отраслью управления на всей территории страны. Они располагали не только административными, но и судебными функциями; им подчинялись губернская, провинциальная и уездная администрации. Решения в коллегиях принимались большинством голосов.

1717 г. – Указом Петра 1 (от 11 декабря) создана Военная Коллегия, как орган центрального военного управления в стране. Фактически стала функционировать с 1720 г., состояла из президента, вице-президента, советников (генералов) и асессоров (штаб-офицеров). Включала канцелярию с повытьями, ведавшими комплектацией, организацией и службой войск; артиллерийскую экспедицию; генерала-аудитора (судная часть); прокурора и генерала-фискала (явный и тайный надзор).

1717 г. – Указом Петра 1 (от 11 декабря) создана Камер-коллегия (Коллегия казенных сборов), как орган центрального управления, ведавшая государственными доходами. Фактически стала функционировать с 1721 г., подчинялась Сенату, структура и штаты Камер-коллегии часто менялись.

1717 г. – Указом Петра 1 (от 11 декабря) создана Коллегия иностранных дел. 12 декабря 1718 г. определены ее задачи – сношение с иностранными государствами; 13 февраля 1720 г. утвержден Регламент. Коллегия иностранных дел возглавлялась канцлером, подчинявшимся непосредственно монарху. В 1719-82 гг. к ее функциям относилось почтовое дело. Коллегия иностранных дел в 1717-34 гг. и 1749-56 гг. осуществляла высшее управление Малороссией, с 1719 г. – делами калмыков.

1721 г. – Создание Вотчинной (Отчинной) коллегии (18 января) – центрального государственного органа по вопросам землевладения. Она осуществляла утверждение прав на земельные владения всех видов, решение земельных споров, хранение документов Поместного приказа и межевых планов и книг, межевание частных владений. В 1775 г. была упразднена в связи с передачей ее функций губернским органам.

1722 г. – Создание Герольдии (с 1725 г. – Герольдмейстерская контора) – центрального государственного учреждения, ведавшего делами дворянского сословия. В 1848 г. была реформирована в департамент Сената.

1722 г. – Императором Петром I введены сенаторские ревизии – периодические проверки местных органов власти специальными комиссиями во главе с сенаторами. Результаты ревизий по всем направлениям деятельности докладывались лично Императору.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 418; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.200.136 (0.012 с.)