Рис. 4. Мориц Эшер. Рисующие руки
Важно отметить, что для применения этого метода не надо уметь рисовать. Рисунок будет получаться спонтанно, и терапевтический эффект обеспечивается вне зависимости от художественной ценности полученного изображения.
В качестве символа метода «Медитативной графической гармонизации личности» я выбрал рисунок М. Эшера «Рисующие руки», поскольку он лучше всего отображает идею возможности самотрансформации человека в процессе творчества — в нашем случае в процессе медитативного рисования (рис. 4).
47
Арт-терапия
Человек создает рисунок, а рисунок преображает человека. В эффективности действия этого механизма меня убедили десять лет практики индивидуальных консультаций и преподавания этого метода на семинарах.
ГЛАВА 2
«ЧЕЛОВЕК XXI ВЕКА, КТО ТЫ, ОТКУДА И КУДА ИДЕШЬ?»
Был философ по имени Шопенгауэр. Однажды ночью он, погруженный в свои мысли, пошел на прогулку и забрел в общественный сад. Сторож: в саду, решив узнать, кто бродит так поздно по саду, грозно спросил: «Кто ты? Откуда и зачем пришел сюда?» Услышав обращенный к нему вопрос, Шопенгауэр засмеялся и сказал: «Вы задаете очень трудный вопрос, мой друг. Всю свою жизнь я задавал его себе: «Кто я, откуда я пришел и почему? И теперь вы тоже спрашиваете об этом у меня. Неужели вы думаете, что я смогу дать вам ответ?» Сторож: был полностью убежден, что бродяга сумасшедший, так как он не знал ни того, откуда он пришел, ни почему и зачем, да и вообще, кто он. Но разве мы знаем?
Бхагаван Шри Раджнеш
У кого есть Зачем жить, может вынести почти любое Как.
Фридрих Ницше
Основа успешной практики нашего метода — необходимость следовать примеру Шопенгауэра и ежедневно задавать себе эти вечные вопросы: «Кто я, откуда и куда иду?» И если вы задаете его искренне, то сам этот факт является источником информационного возбуждения Бытия. Откликом будет тут же рождающийся в нем ответ. Это подобно тому, как если бы вы бросали в пруд камень-вопрос. Расходящиеся круги на воде подобны ответу, который вернется к берегу в виде волны. Но сила волны ослабеет по мере приближения к берегу, и поэтому требуется чрезвычайная внимательность, чтобы увидеть ее, т. е. услышать ответ. Тем более что формы ответа многообразны. Это может быть «случайно» взятая в руки книга, отрывок фразы, услышанный на улице, встреча с интересным собеседником, медитативное переживание, привносящее новое качество в состояние вашего бытия, и т. д. Так, однажды к великому суфийскому Учителю Баха ад-Дину пришел человек. Он попросил Учителя разрешить его проблемы и направить его по Пути Учения. Баха ад-Дин велел ему прекратить всякую духовную практику и тотчас удалиться. Гость начал спорить с Учителем. «Сейчас вы убедитесь в моей правоте», — сказал мудрец. В то же мгновение в комнату влетела птица и в страхе начала бросаться на стены, не в состоянии найти выхода. Баха ад-Дин внимательно наблюдал за ней, пока
|
51
Арт-терапия
птица не успокоилась и не оказалась сидящей около открытого окна. В этот момент он резко хлопнул в ладоши. Испугавшись, птица вылетела прямо в открытое окно и оказалась на свободе. Учитель, улыбнувшись, спросил гостя: не думает ли он, что для птицы его хлопок был подобен неожиданному оскорблению? Иногда ответ бывает прямо противоположен тому, который мы подсознательно ожидаем и очень хотели бы получить.
Эта глава начинается с описания медитации — одного из ответов Бытия.
В глубине недр земли клокотал огненный жар магмы. Ее раскаленные потоки устремлялись вверх и, достигнув океанского дна, рождали ревущие реки кипящей воды, несущие к поверхности океана мириады разнообразных, волшебно красивых и живых пузырьков воздуха. Пролетая сквозь толщу воды, пузырьки оживляли ее, питая собой растения, животных и рыб. Преодолев поверхность океана, воздушные пузырьки попадали в родную стихию атмосферы, и каждый из них в зависимости от желания и энергии либо присоединялся к могучему ветру, наполнявшему силой движения паруса кораблей, либо превращался в густой туман, и тогда корабли, теряя в нем видимость, налетали на скалы и гибли. В некоторых пузырьках находила прибежище чудесная радуга. Были среди них и такие, которые чувствовали сильную связь с породившей их землей. Движимые любовью и состраданием, они возвращались вниз долгожданным дождем, орошающим знойные пески пустыни и дающим живительную влагу золотым хлебам. Самые энергичные пузырьки-романтики устремлялись ввысь, в небеса, становясь прекрасными белыми облаками. Чем выше, тем меньше их становилось, и на очень большой высоте, где стихия воздушного океана граничит с космосом, они претерпевали сказочное превращение,
|
52
Глава 2. Человек XXI века, кто ты, откуда и куда идешь?
объединялись в столь необходимый для сохранения всего живого на планете щит озонового слоя. Затем, выполнив свой последний долг перед Землей, пузырьки улетали в глубины космоса вместе с потоками звездных энергий.
Их ждали новые миры Беспредельности...
У всякого метода есть свое философское обоснование. В нашем случае таким стержнем является философия китайского мудреца Лао-цзы, жившего в конце VII в. до н. э., легендарного основателя даосизма. Свое учение он изложил в одной из величайших книг откровений в истории человечества «Дао Дэ Цзине» («Книга о Пути и его Проявлениях»). Лао-цзы был просветленным Мастером, который получил ответы от Бытия, не задавая вопросов. Согласно легенде, он был рожден без участия отца от солнечной энергии, накопившейся в пятицветной жемчужине и проглоченной его матерью, которая вынашивала его 81 год. Поэтому он был рожден старым и мудрым, и его имя переводится как «старый ребенок». По легенде, он, прожив 200 лет, решил оставить людей и верхом на черном быке отправился на запад. Но страж границы не разрешал ему покинуть страну, пока тот не оставит квинтэссенцию своей мудрости в виде книги. Что он и сделал, оставив нам ответы на вечные вопросы в форме философской поэзии. Такая форма выбрана не случайно, поскольку за счет многосмыслового символизма восприятие Истины становится оккультным, т. е. сокровенным, действием. Можно прочитать стихотворение, но не услышать ответа. Слышание и понимание возникают в момент духовной готовности читателя воспользоваться ключом своего сознания, открывающим кладовую тайного знания Лао-цзы. Ибо «знание есть сила», и какое применение найдет она в руках человека, нравственно не готового к ее использованию? Ответом на этот вопрос служит трагедия Хиросимы
53
Арт-терапия
и Нагасаки. Но пусть исследовательский пыл читателя не будет охлажден кажущейся сложностью философских символов и схем. Искренность ваших намерений познать Истину будет самым надежным ключом, открывающим сокровищницу знаний. А замок на ее дверях походит на секретный замок из старой притчи:
«У султана умер первый министр. Решив найти достойную замену, он пригласил трех мудрецов и поставил перед ними следующее условие. Тот, кто первым откроет сложный замок с математическим секретом, запирающий дверь комнаты, где они будут закрыты, станет первым министром. Испытание было назначено на следующий день. Двое мудрецов отправились в библиотеку, чтобы всю ночь изучать математику и конструкции различных замков. Третий же мудрец пошел спать со словами: „За одну ночь я не успею ни изучить математику, ни познать науку о замках. На все воля Господа. Пусть будет, что будет". На следующее утро мудрецы оказались в комнате с замком на дверях. Двое из них опять стали читать энциклопедии, лихорадочно готовясь к борьбе с секретом замка. Третий же сел спокойно в углу комнаты, закрыл глаза и, посидев некоторое время, подошел к двери, что-то сделал с замком и открыл дверь. В честь его победы султан устроил пир, на котором проигравшие испытание мудрецы попросили победителя открыть секрет замка. Он рассказал, что когда дверь в комнату закрылась и он увидел, как его соперники опять стали читать книги, то решил, что не сможет тягаться со столь образованными людьми. Поэтому сел, закрыл глаза и обратился к Господу с искренней просьбой о помощи. В ответ на нее он услышал: „Пойди и открой дверь". Ему оставалось лишь повиноваться. Подойдя к двери и дотронувшись до замка, он обнаружил, что замок открыт. Так он первым вышел из комнаты. Все слушатели с благоговением по-
54
| Поделиться: |
Читайте также:
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.23.30 (0.005 с.)