Послесловие редактора русского перевода 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Послесловие редактора русского перевода



 

К сожалению, основная масса переводной литературы, посвященной проблемам эволюции сознания, дает нам чисто интеллектуальное удовлетворение, иногда – быстропреходящий эмоциональный подъем; в лучшем случае эти книги помогают осознать уже имевшийся у читателей духовный опыт, увидеть его с точки зрения более широкой духовной перспективы. Опыт, как таковой, обретается либо спонтанно («кармически»), либо входе живой практики. Книги дают нам знание, а не опыт, они усложняют нас, но не изменяют.

Литература может помочь нам измениться, лишь предоставив МЕТОДИКУ такого изменения. Собственно говоря, в литературе мы сталкиваемся именно с множеством различных методик. Однако фактически все они оказываются неудовлетворительными по двум основным причинам: либо это методики, направленные на осуществление каких‑то частных задач, а не расширения сознания («самоосуществления»), либо это методики, разработанные и успешно применяемые в условиях резко отличных от привычной для нас обыденной жизни больших городов. Практика же, чтобы быть действенной, должна осуществляться не «по утрам и вечерам», но наполнять собой всю структуру нашей жизнедеятельности.

Гурджиев предлагает нам именно такую РЕАЛЬНУЮ МЕТОДИКУ самоосуществления, пригодную для индивидуального пользования в условиях «открытого социума» (а не только замкнутого микро социума духовной общины – Ашрама). Применимость данной методики в любых жизненных ситуациях не вызывает сомнений.

Поэтому методика Гурджиева не оставляет нм никаких шансов для само потакания со ссылками на жизненные условия, не способствующие якобы, практике, никаких поводов для откладывания работы над собой «на потом». И если искатель, ознакомившись с этой методикой, не воспользовался ею, значит, его «духовные намерения» представляют собой только ширму для чего‑то иного.

Следует отличать, однако, методическую структуру Системы Гурджиева от ее теоретического «наполнителя». В частности, отношение космологических спекуляций Успенского к учению самого Гурджиева далеко не однозначно. Теоретический «наполнитель» Системы можно рассматривать в качестве УЛОВКИ для вовлечения «спящих» в действительный процесс работы над собой.

Далее, следует упомянуть о двух очень важных моментах, не затронутых в этой книге; забвение их, однако, исключает возможность какого‑либо реального духовного прогресса. Речь идет об идеях любви и служения.

Отсутствие ЛЮБВИ и СОСТРАДАНИЯ к «спящим» превращает «практикующего» в наблюдательного монстра, отличного от «спящих» исключительно своей способностью манипулировать последними. Отсутствие любви и сострадания к «спящим» свидетельствует, что для взора этого «искателя истины» остался закрытым огромный пласт реальности. Кроме того, любовь – это единственная сила, способная прорвать блокаду эго, функцией которого является противопоставление данной индивидуальности остальному миру, и которое не существует вне этой функции. Однако даже любовь и сострадание оказываются бессильными, если они не подкреплены СЛУЖЕНИЕМ.

Об идее служения автор лишь вскользь упоминает на последних страницах. Между тем наша личная сила обусловлена личностью и не способна освободить нас из ее скорлупы: для этого необходимо подключение к каким‑то надличным источникам. А в процессе служения мы как раз и становимся проводниками сил объекта нашего служения.

Обретение Господа или того, кому (чему) посвящено наше служение, составляет решающий этап на пути духовно‑ го развития, – этап, без прохождения которого дальнейшее продвижение становится невозможным[Кстати, этот этап – Ишварапранидхана, посвящение себя в своих действиях Господу, – завершает вторую ступень классической восьмиступеньчатой йоги, описанной в «Йога сутрах» Патанджали]. При этом объект служения должен быть надличным, но не обязательно должен быть объектом веры. Нашим Господом, например, может быть «то, что есть», «эволюционный процесс», какая‑то конкретная идеология, организация, или даже какие‑то узко групповые, сектантские интересы.

И, наконец, следует сказать несколько слов для уточнения таких концепций как «воображаемое „я“ и „множественность „я“. Воображаемое „я“ – это именно представление о чем‑то монолитном и от момента к моменту неизменном, представление, которое мы привлекаем в случае необходимости говорить или мыслить о „самих себе“. Отождествляясь с этим чисто условным, утилитарным плодом воображения и соотнося с ним все свои реакции на среду, человек пролетает по жизни подобно ледяной глыбе, раскалывая обстоятельства послабее и раскалываясь об обстоятельства покрепче.

Задача всех методик саморазвития заключается в том, чтобы превратить для начала лед в воду, при этом речь идет не об избавлении личности (эго), а об освобождении от власти этого плода воображения над нашей жизнью и деятельностью. Это должно не исчезнуть, но занять должное ему место, выполняя надлежащие ему инструментальные функции. Лед превращается в воду в огне самонаблюдения, показывающего, что за личиной статического и неизменного „я“ скрывается индивидуальный динамический ПРОЦЕСС, живо взаимодействующий с процессами, протекающими в окружающей среде, и видоизменяющийся в соответствии с ними. Именно для указания на этот факт привлекается идея о „множественности я“. Мы различны в различные моменты и в различных ситуациях, поскольку мы представляем собой воду, а не лед. Лед создается нашим воображением.

Наблюдая себя как ПРОЦЕСС, мы обнаружим, что наше отношение к себе как к целостной сам осознающей личности было не более чем хорошей миной при плохой игре, что единый, казалось бы, поток наблюдаемого. процесса образуется рядом относительно автономных, живущих своей собственной жизнью „течений“ – интеллектуальных, эмоциональных, „энергетических“. Однако благодаря практике „некритического наблюдения“ внутреннего потока у нас появляется возможность обрести себя как действительное (не воображаемое) неизменное „Я“ – бескачественного „Свидетеля Потока“, т. е. стать существом САМОСОЗНАЮЩИМ в полном смысле этого слова. И лишь затем можно будет идти дальше.

Декабрь 1982 г.

 

Приложение

 

А. Владимирский. Йога, психиатрия и конструктивная психология

(теоретико‑методологические тезисы)

 

I

 

А теперь о конструктивной психологии.

1. Используя науковедческий подход, мы называем конструктивной психологией науку о принципах и методах эффективного восстановления, оптимального функционирования и интегрального развития индивидов в течение жизненного цикла.

2. Целью конструктивной психологии является ИСПОЛЬЗОВАНИЕ психологических знаний, накопленных и обобщенных описательной (дескриптивной) и объяснительной (концептивной) психологией, а также непосредственного психического опыта индивидов для повышения эффективности их восстановления (в том числе и лечения), функционирования и развития а течение всего жизненного цикла.

3. Конструктивная психология имеет три уровня.

4. Верхний уровень занимает психология интегрального развития, принципы и методы интегрального (т. е. всестороннего, целостного и гармонического) развития индивида.

5. Средний уровень занимает психология оптимального функционирования, принципы и методы оптимального функционирования индивида в структурах и процессах социально‑природного мира.

6. Нижний уровень занимает психология эффективного восстановления, принципы и методы восстановления присущей индивиду в норме способности быть удовлетворительной (с точки зрения общества и самого индивида) функциональной единицей в структурах и процессах природно‑социального мира.

7. Принцип интегрального развития, фиксируя тенденцию эволюции человека в мире, требует реализации и объединения человеком всех возможных состояний сознания, раскрытия всех резервных возможностей психики.

8. Йога, наряду с древнейшими направлениями эзотерической (т. е. изучающей человеческую психику изнутри) психологии, следуя принципу интегрального развития, правомерно считает наличие ложных («воображаемых») представление индивида о себе, низкий уровень самоконтроля и наличие одного только индивидуального типа самосознания неполным, частичным развитием индивида. При этом эзотерическая психология не ограничивается констатацией факта, но предлагает МЕТОДИКИ интегрального развития человека, – например, методики Патанджали, Шри Ауробиндо, Рериха, Шмакова, Судзуки, Гурджиева, Успенского, Кришнамурти, Тартанга Тулку и др.

9. Эти методики значительно превосходят все то, что предлагает индивиду, желающему развиваться интегрально, экзотерическая (т. е. изучающая человеческую психику извне) психология.

10. Йогические методики интегрального развития недостаточно обоснованы с точки зрения современной эзотерической психологии. Однако этот факт свидетельствует не о несостоятельности данных методик, а лишь о недостаточном уровне развития самой эзотерической психологии, еще неспособной всестороннее и полно объяснить йогический опыт. Применение принципа интегрального развития к самой психологии требует синтеза эзотерического и экзотерического направлений.

11. Осуществляющая такой синтез современная йога является высшим уровнем конструктивной психологии, она является психологией интегрального развития.

12. Средний уровень конструктивной психологии занимает психология оптимального функционирования (оптимальной стратегии и тактики индивидуальной деятельности в конкретных природно‑социальных условиях), которой только предстоит формироваться в отдельную науку из общей, социальной, индивидуальной психологии и психологии трудовой («производство средств жизни»), сексуальной («производство самой жизни») и рекреационной («воспроизводство самого индивида») деятельности.

13. Бурное развитие перечисленных направлений психологии объясняется не только имманентными причинами, но и ростом общественной потребности в создании психологии оптимального функционирования. В связи с отсутствием такой науки ее методическую функцию пока берет на себя Йога, занимаясь не только вопросами развития, но и вопросами оптимизации существования индивида.

14. Нижним уровнем конструктивной психологии является психиатрия или психология восстановления.

15. Научно‑конкретное изучение сознания личности и организма индивида в его жизнедеятельности, психосоматических функций в норме и патологии является для психиатрии с самого начала ее существования не познавательной самоцелью, а лишь средством более эффективного восстановления способности индивида быть удовлетворительной функциональной единицей в структурах и процессах природно‑социального мира.

16. Иными словами, задача психиатрической службы – восстановление общественно‑необходимого уровня социального и психиатрического самоконтроля у пациентов и превентивное формирование психиатрического самоконтроля у населения – задача конструктивная. Это дает основание считать психиатрию нижним уровнем конструктивной психологии.

 

II

 

1. Психоз проявляется как неконвенциальная реакция индивида на стимул («импульс») природно‑социального мира. Но таким же образом проявляется и творчество. Как их различить?

2. Во‑первых, интуитивно. В творческой реакции всегда чувствуется присутствие здоровья и уравновешенности, в психопатологической – присутствие болезненности и неуравновешенности.

3. Во‑вторых, интеллектуально. В творческой неконвенциальной реакции конвенциальность присутствует в снятом виде. Поэтому творческая реакция неконвенциальна и конвенциальна одновременно, она синтетична. Психопатологическая реакция – просто неконвенциальна, конвенциальность присутствует в ней в виде «обломков» человеческих шаблонов (стереотипов) поведения.

4. Творческая реакция позитивна, созидательна, конструктивна; в ней элемент разрушения, деструкции не имеет самостоятельного существования, он существует в позитивном новом, включающем старое.

5. Психопатологическая реакция негативна, разрушительна, деструктивна; элемент деструкции в ней – основной, а элемент «созидания» существует в виде рекламной фикции и остаточных «человеческих» форм.

6. Таким образом, существует три типа и уровня реагирования индивида на мир, три типа и уровня психического отражения: конвенциальный (общепринятый), творческий и психопатологический.

7. Каждому индивиду присущи все уровни отражения, а отнесение индивида к тому или иному типу зависит от до^‑минирующего уровня отражения.

8. Соответственно, если называть среднестатистического индивида нормальным человеком (как это принято в науке), то творческий индивид – это сверхнормальный человек, «человек, возведенный в степень», а психический больной – это ненормальный человек, «расчеловечившийся» (например, шизофреник) или «недочеловечившийся» (например, олигофрен) индивид, «частичный человек».

9. Психиатрия делит психозы на экзогенные и эндогенные.

10. Экзогенные психозы (следствие) сопровождают патологию тела (причина), приобретенную по наследству (дефекты генотипа) или «нажитую» в онтогенезе а результате механических, токсических или радиационных воздействий.

11. Эндогенные психозы (причина) сопровождаются патологией тела (следствие) в виде так называемых психосоматических заболеваний.

12. При наркомании (токсикация тела) экзогенный психоз со временем переходит в эндогенный.

13. Основной причиной эндогенных психозов является неправильное функционирование (доминирование) воображения в системе отражения.

14. Воображение – это естественная способность индивида моделировать что‑либо посредством «внутренней голографии».

15. В бодрствующем состоянии воображение почти не осознается индивидом; во сне мы оказываемся в своем внутреннем топографическом пространстве воображения и воспринимаем его как «физический» мир. Воображать – значит «сновидеть».

16. Во сне для среднестатистического индивида является нормой периодическое «попадание» в топографический мир воображения, восприятие и переживание его как «физической» реальности.

17. В бодрствующем состоянии нормой является восприятие и переживание существования в физическом мире.

18. Воображение в норме функционирует как подсистема психического отражения. Оно выполняет функцию обслуживания мышления и деятельности необходимыми топографическими моделями репродуктивного и проективного характера.

19. Воображение в патологии подчиняет и подменяет отражения.

20. Патологизация отражения индивида происходит в процессе становления воображения доминирующей подсистемой отражения. Воображение начинает господствовать над отражением как часть над целым. В результате этого индивид начинает переживать воображаемую ситуацию, воображаемый мир как физическую реальность.

21. Так воображение проникает в эмоции. «Завязка» эмоций на воображаемую ситуацию автоматически порождает эмоциональное отчуждение индивида от физической ситуации, физического мира. '

22. Проникновение воображения в мышление порождает бред. Индивид начинает мыслить, основываясь не на восприятии физической ситуации, а на воображении о ней.

23. Проникновение воображения в восприятие порождает галлюцинации. На физический мир начинает «накладываться» воображаемый, в результате чего индивид попадает в смешанный физико‑сновидческий мир. Он видит, слышит, ощущает, обоняет не только физический мир, но и воображаемый.

24. Прием психоделиков способствует доминированию воображение в отражении. Если в клинике и научном эксперимента применение ЛСД дает положительный терапевтический эффект за счет развития контроля над воображением, то самодеятельные опыты с психотропными средствами, как правило, приводят в конечном счете к психозу.

25. Воображаемый мир индивида может быть позитивным («рай») и негативным («ад»). «Пребывание» в позитивном воображаемом мире приятно, не вызывает психосоматических заболеваний и даже дает соматотерапевтический эффект. «Попадание» индивида в негативный воображаемый мир вызывает психосоматические заболевания и даже ведет к самоуничтожению (суицид).

26. Освобождение от «экспансии» воображения достигается посредством разотождествления с воображаемым «я» к отождествлением с индивидуальным «я» – целостной динамической психофизической функциональной структурой индивида.

27. Вытеснение воображения из мышления, восприятия и эмоций достигается концентрацией внимания на физическом мире, физической ситуации, физической деятельности тела, отождествлением себя с телом, непрерывным удержанием и подтверждением действием мысли: «Я – это физическое тело», «Я – тело».

 

III

 

1. Психопатологическая реакция индивида свидетельствует о его неспособности разрешить определенный этап или ситуации. ПРОГРАММЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ИНДИВИДА (плана деятельности человека от момента его рождения и до момента его смерти).

2. Программа жизненного цикла индивида задается при‑родно‑общесгвенными закономерностями (природными условиями и формами общественной жизни, совокупностью идеальных и практических общественных требований к человеку в течение его жизни), а также особенностями развития организма индивида.

3. Программа жизненного цикла является комплексной, в ней можно выделить следующую структуру жизнедеятельности индивида:

А. Семейно‑бытовая и сексуальная деятельность

Б. Учебно‑трудовая и общественная деятельность

С. Рекреационная (отдых) и творческая деятельность.

4. Основные этапы программы жизненного цикла связаны с. учебно‑трудовой деятельностью («производство средств жизни.2). В отечественных условиях это следующие этапы: дошкольное развитие в семье и детском „коллективе“, учеба в общеобразовательной школе и других учебных заведениях, работе в государственных и общественных организациях, „послетрудовая“ (пенсионная) деятельность.

5. На основные этапы учебно‑трудовой и общественной деятельности „накладываются“ этапы сексуальной и семейно‑бытовой деятельности („производство самой жизни“): стихийное сексуальное „образование“ а предпубертатный период, пубертатный период (половое созревание), сексуальный поиск, пробы и начало половой жизни, половая жизнь (брачные и внебрачные половые связи), образование семьи, рождение и воспитание детей, климакс у женщин и возрастная импотенция у мужчин, „послеполовой“ период; здесь можно указать и на такие этапы как отделение индивида от семьи родителей, отделение его детей от него, супружеская измена, смерть родителей и смерть „спутника жизни“.

6. Структура рекреационной и творческой деятельности („простое и расширенное воспроизводство самого индивида“) в течение жизненного цикла связана со структурой трудовой и сексуальной деятельности.

7. Очевидно, что программа жизненного цикла индивида корректируется определенными половыми, региональными, национальными и другими особенностями* (См. примечания в конце текста).

8. Наиболее психопатогенными (опасным в психиатрическом смысле) моментами в программе жизненного цикла индивида являются переходные моменты от одного этапа программы к другому, т. е. переходы между различными циклами деятельности.

9. В процессе жизни индивид периодически попадает в различные жизненные ситуации (чаще всего связанные с переходными моментами программ жизненного цикла, но, разумеется, не обязательно), для размещения которых освоенный конвенциальный опыт отношений оказывается недостаточным. Назовем ситуации такого типа ПРОБЛЕМНЫМИ СИТУАЦИЯМИ индивидуальной жизни.

10. Для разрешения подобных ситуаций на физическом уровне необходим переход от конвенциального типа отражения к творческому.

11. В противном случае возникает опасность психопатологической реакции, поскольку недостаточность конвенциального уровня отражения переживается индивидом как собственная несостоятельность.

12. Такая самооценка, „ударяя“ по воображаемому „я“, может приводить к депрессии или же самокомпенсации на уровне воображения. И то и другое является психопатологической реакцией на жизненную ситуацию, психопатологическим уровнем отражения.

13. Поскольку общество требует от индивида реализации программы жизненного цикла, постольку оно должно „оснастить“ его научными принципами и „внутренними механизмами“, обеспечивающими оптимальное решение проблемных ситуаций индивидуальной жизнедеятельности и реализацию программ жизненного цикла в целом. Последним должна заниматься психология оптимального функционирования.

14. В настоящее время этот вопрос решается стихийно, на уровне обыденного („житейского“), а не научного сознания. Индивидуальное видение мирра и стереотипы деятельности в нем программируются конкретным социальным окружением индивида в процессе социализации.

15. Это видение мира является в определенной мере локальным („местным“, „региональным“, „национальным“) и иллюзорным („пристрастным“, „необъективным“, „воображаемым“), а стереотипы деятельности – ограниченными в применении („специализированными“, „негибкими“, „узкими“).

16. В связи с этим они (т. е. видение мира и стереотипы деятельности) не только не срабатывают в ряде ситуаций жизни, но нередко вовлекают индивида в деятельностные и интерактивные процессы, в которых происходит его биосоциальная деградация (утрата здоровья, нравственное падение, преступные действия).

17. Закономерно возникающее перепрограммирование себя индивидом в проблемной ситуации жизнедеятельности приводит его к двум возможным результатам:

18. А. Либо к „расчеловечиванию“, т. е. девальвации предыдущего видения, дезинтеграции существующих стереотипов деятельности и попаданию в „волшебное поле“ воображения, („рай“ или „ад“), что равнозначно психозу (кстати, преступление, как неконвенциональная деструктивная реакция на действительное положение вещей, также относится к уровню психопатологических проявлений). В этом случае индивид становится объектом психологии восстановления или психиатрии, которая составляет нижний уровень конструктивной психологии.

19. Б. Либо к расширению и углублению видения мира и выработке новых форм деятельности, позволяющих решить проблемную ситуацию удовлетворительным образом для него и для социума (в соответствии с индивидуальными потребностями и общественными требованиями). Достижению такого результата должна способствовать психология оптимального функционирования, которая составляет средний уровень конструктивной психологии.

20. Если проблемной ситуацией индивида оказывается сам факт его существования („быть или не быть, а если быть, то зачем“), т. е. ставится под сомнение программа жизненного цикла, индивид либо (а) становится объектом психологии восстановления (психиатрии), либо (б) обращается к психологии интегрального развития (Йоге), которая составляет верхний уровень конструктивной психологии.

 

IV

 

1. Преодолев этапы „принудительного интегрального развития“ в школе и иногда в ВУЗе (третью и четвертую фазы социализации), среднестатистический индивид продолжает развиваться СТИХИЙНО в процессе разрешения проблемных ситуаций, с которыми он сталкивается в жизни.

2. Человек невозможно ни заставить, ни убедить следовать путем СОЗНАТЕЛЬНОГО интегрального развития. Для среднестатистического индивида возможность интегрального развития не актуальна.

3. Вопросы психологии интегрального развития актуализируются для индивида лишь в том случае, если сам факт его существования превращается для него в проблемную ситуацию. Назовем проблемную ситуацию такого рода ПОГРАНИЧНОЙ СИТУАЦИЕЙ индивидуальной жизни.

4. Будучи частным экстремальным случаем проблемной ситуации, пограничная ситуация предполагает также два возможных способа разрешения: психопатический и творческий.

5. В первом случае индивид становится психотиком со всеми вытекающими отсюда последствиями; во втором случае индивид становится йогином, т. е. выходит на путь сознательного интегрального развития.

6. Йогин не только изучает опыт, накопленный теми или иными традиционными школами „эзотерической“ психологии интегрального развития, но и осваивает его, т. е. применяет с учетом наличной ситуации (социально‑географических условий).

7. В изучении необходимы непредубежденность и внимательность, в применении – проницательность и творчество, в целом – смелость встать лицом к лицу с реальностью.

8. Стать йогином – не значит „расчеловечиться“, т. е. утратить нормальные человеческие способности. Это касается как способности к обеспечению себя средствами существования, так и коммуникативных способностей. В то же время не следует отождествлять нормальные способности с вредными привычками (квазинормальными способностями).

9. Стать йогином означает в дополнёние к нормальным способностям приобрести сверхнормальные естественные способности – так называемые Сиддхи.

10. Из сверхнормальных способностей основными в Йоге являются: 1. Способность полного самоконтроля, – в том числе и его снятия; 2. Способность произвольного (контролируемого) изменения самосознания, а также 3. Способность к эффективному сознательному участию во всеобщем эволюционном процессе.

11. Увлеченные развитием и использованием второстепенных сверхнормальных способностей (так называемых пси‑феноменов и т. п.) при игнорировании основных Йогой не поощряется, поскольку бесконтрольность и локальность ведут не к интегральному развитию, а к психозу.

12. Способность полного самоконтроля означает максимизацию способности управления процессом жизнедеятельности в целом (взаимодействия индивида с миром), а также функциями психофизической структуры индивида, – в том числе доведение до совершенства естественных механизмов психического гомеостаза (витальная и ментальная „тишина“) по Шри Ауробиндо, „остановка внутреннего диалога“ по Гурджиеву и т. п.

13. Способность произвольного (контролируемого) изменения самосознания означает способность отождествляться и разотождествляться с любым объектом,'– физическим или символическим, природным или социальным, соматическим или психическим.

14. Интегральная, объединенная реализовавшимся йогином структура самосознания представлена локальным, тотальным и трансцендентальным типами сознания.

15. Человек эволюционно обладает индивидуальным типом самосознания: он выделяет себя из природы и социума (неотождествление) и сознает себя некоторой целостной динамической психофизической структурой – индивидом (отождествление). Индивид – это „я“, а весь остальной мир – „не‑я“. Граница между „я“ и „не=я“ проходит по поверхности тела.

16. Разновидностью локального типа самосознания является так называемое эгрегориальное самосознание: осознание индивидом своей принадлежности, своего членства, а также в пространственно‑временные и культурно‑символические континуумы. Включенность может быть как физической, так и символической.

17. Отождествление себя с миром (не членство, а тождество!), с окружающей средой, с космосом, с тем, что „здесь и теперь“ дает тип тотального или „космического“ самосознания („Все это Я“).

18. Неотождествление себя не только с миром (это естественно для индивидуального типа самосознания), но разотождествление и с целостным и индивидуальным динамическим психофизическим комплексом (тело, эмоции, мышление, жизнедеятельность) дает тип трансцендентального* или „суперкосмического“ самосознания („Все это не Я“)*.

19. Движение от локального самосознания к тотальному посредством отождествления себя с миром можно назвать экстравертивной (направленной вовне) Йогой.

20. Движение от локального самосознания к трансцендентальному посредством последовательного разотождеств‑ления с индивидуальной динамической психофизической структурой можно назвать интравертивной (направленной внутрь) Йогой.

21. В основе любых эзотерических практик (практик внутреннего, психического развития) лежит так называемая Самьяма: процесс отождествления (Сампраджнята Самьяма) и раэотождествления (Асампраджнята Самьяма) субъекта с объектом. Поэтому на сущностном уровне все эзотерические практики сводятся к указанным двум направлениям йоги или их комбинациям, отличаясь на феноменальном уровне пространственно‑временной (т. е. историко‑географической) и культурно‑символической спецификой.

22. Йогу, таким образом, можно считать инвариантом любых эзотерических практик.

23. Самосознание („зрящий“) неразрывно связано с сознательностью („силой зрения“) и сознанием („зримым“). Поэтому действительное (а не воображаемое) развитие самосознания возможно лишь при условии развития сознательности и сознания.

24. „Сознательность“ в данном случае обозначает способность к осознанию „того, что есть“ здесь и теперь, – как во „внутреннем“, так и во „внешнем“ мире, а также к действию на основании такого осознания. Развитие сознательности означает, соответственно, процесс „сплавления“ дискретных „вспышек“ осознания в непрерывный „свет“.

25. „Сознание“ в данном случае обозначает всю сферу осознаваемых явлений и процессов. Развитие сознания происходит в двух формах – интенсивной и экстенсивной.

26. Интенсивное развитие сознания означает выявление новых связей, закономерностей и т. д. в рамках актуальной сферы осознаваемых явлений и процессов; экстенсивное развитие сознания означает расширение актуальной сферы осознаваемых явлений и процессов, „освоение“ явлений и процессов более крупного масштаба.

27. Конечной целью расширения сознания является актуализация конкретно‑исторической „картины мира“ и осознание индивидом своего места в нем, а также привнесение этого осознания в свою жизнедеятельность. Расширение сознания предполагает выход за рамки непосредственно данного „здесь и теперь“ и требует полного контроля над воображением. И, тем не менее, грань между воображением и действительным процессом расширения сознания настолько тонка, что некоторые традиционные школы эзотерической психологии находят задачу фактического (а не воображаемого) расширения сознания слишком затруднительной и предпочитают под тем или иным предлогом отказаться от ее рассмотрения).

28. Способность к эффективному сознательному участию во всеобщем эволюционном процессе, настоящим этапом которого является процесс интегрального развития человеческого общества, означает способность к АДЕКВАТНОМУ ОБОБЩЕСТВЛЕНИЮ индивидом своего личного опыта интегрального развития и результатов освоения ранее обобществленного опыта других людей.

29. Понятие „обобществления“ включает в себя как идеальные (например, теоретические), так и практические (например, методологические) формы опредмечивания индивидуального опыта интегрального развития.

30. „Адекватность“ определяется эффективностью данных форм в наличной конкретно‑исторической ситуации, т. е. степенью их фактической „включенности“ в наличную ситуацию с соответствующей физической модификацией последней в целевом направлении.

31. Принцип адекватного обобществления требует от индивида осознания совершенной ему наличной ситуации – выявления „жизнеспособных“ форм опредмечивания, изучения ведущих тенденций развития и т. д. Глубина осознавания наличной ситуации является основным фактором, определяющим степень „посвящения“ индивида, т е. меру его способности адекватно обобществлять обретенный опыт интегрального развития.

1. На основании изложенного теоретико‑методологического тезисного материала предлагается базисная целевая структура экспериментальной комплексной программы интегрального развития (ЭКПИР) в европейских условиях.

2. Базисный уровень конструирования программы означает конструирование самого общего уровня (1‑й этап конструирования) и ограничивается формированием ее целевой структуры). Требования психологии восстановления фиксируются в первой цели, требования психологии оптимального функционирования – во второй цели, требования психологии интегрального развития – во всех пяти целях.

3. Конкретизация (детализация) базисных целей, „привязка“ ЭКПИР к конкретным условиям является следующим, 2‑м этапом разработки и производится заинтересованными экспериментаторами.

4. ЭКПИР предназначена для индивидуального и группового использования. В первом случае длительность реализации программы ограничена жизненным циклом индивида, во втором – теоретически не ограничена.

5. Базисную целевую структуру ЭКПИР целесообразно также использовать как объект концентрации для размышления.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.133.228 (0.081 с.)