Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Оп. 06. Теория и устройство судна↑ Стр 1 из 13Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ЗАОЧНОЙ ФОРМЕ Колледж Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова (Колледж ГУМРФ) (наименование образовательного учреждения)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.06. ТЕОРИЯ И УСТРОЙСТВО СУДНА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ЗАОЧНОЙ ФОРМЕ «профессиональный учебный цикл» программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 26.02.03 Судовождение базовой подготовки САНКТ - ПЕТЕРБУРГ, 2015
Методические рекомендации для обучающихся по заочной форме по изучению общепрофессиональной дисциплины Теория и устройство судна составлены в соответствии с требованиями к минимуму результатов освоения общепрофессиональной дисциплины изложенными в Федеральном государственном стандарте среднего профессионального образования по специальности 26.02.03 Судовождения и требованиями ПДНВ
Разработчик: Щербатых В.В., преподаватель колледжа ГУМРФ
СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УМР __________ Т.Н. Позднякова
Протокол цикловой комиссии №_______ от «____» ___________ 20 ___ г.
Председатель ЦК _______________ В.В. Щербатых СОДЕРЖАНИЕ Стр.
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ. Каждый студент-заочник обязан:
1.Соблюдать последовательность изучения учебных дисциплин, выполнять учебный план специальности согласно учебного графика, своевременно выполнять все контрольные работы и сдавать зачеты и экзамены. 2.Выполнять рекомендации преподавателей, содержащихся в рецензии на контрольную работу, курсовую работу (проект), практические и лабораторные работы. 3.Своевременно являться по вызову Колледжа ГУМРФ на сессии, защиту курсовых проектов, сдачу ГИА (государственного итогового экзамена). 4.Допуск на сессию оформлять у заведующего заочным отделением, при отсутствии задолженностей в зачетной книжке. 5.Возвращать в Колледж использованную учебно-методическую документацию и учебную литературу после сдачи экзамена. 6.Немедленно извещать Колледж о переходе на другую работу или об изменении местожительства, а также о болезни, длительных командировках (препятствующих своевременному выполнению учебного графика) для внесения необходимых изменений в личное дело учащегося. 7.При переписке с Колледжем на всей корреспонденции (письмах, контрольных работах, чертежах и др.) указывать свой шифр и точный почтовый адрес по месту жительства.
МЕТОДИКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА Основной формой работы заочников над учебными материалами является самостоятельная работа с учебником и учебным пособием, которую необходимо планировать, руководствуясь следующими правилами: 1. Равномерно распределять время, запланированное для самостоятельной работы над отдельными дисциплинами, по неделям и месяцам семестра в соответствии с объемом. 2. Заниматься не менее 5-6 раз в неделю самостоятельно. 3. Не включать в план занятия на каждый день более 2-х предметов, причем желательно, чтобы это были дисциплины различных областей знаний. 4. Вначале рекомендуется заниматься тем предметом, который труднее усваивается.
При изучении материала по той или иной дисциплине надо руководствоваться программой и методическими указаниями к ней. Рекомендуется в самом начале просмотреть программу, внимательно прочитать «Методические указания», где говорится о цели изучения данной дисциплины, об особенностях и порядке изучения материала, о распределении этого материала по заданиям и дается общий список литературы.
ПОРЯДОК ИЗУЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. По программе надо познакомиться с вопросами, входящими в ту или иную тему; 2. По методическим указаниям ознакомиться, как лучше изучать эти вопросы; 3. По учебнику отыскать необходимые страницы, материал внимательно прочитать и законспектировать; 4. Следует обязательно сделать все упражнения, решить задачи, начертить чертежи, диаграммы и выполнить все советы и рекомендации, которые даны в методических указаниях, так как это способствует закреплению знаний. 5. После изучения материала темы следует ответить на вопросы для самопроверки, чтобы закрепить знания по теме. Чтобы облегчить запоминание и усвоение материала, рекомендуется составлять конспект по каждому прочитанному разделу. В конспекте записывается основной материал, подлежащий усвоению: главные закономерности, текст важнейших теорем, их математические выражения, хронологические даты, главнейшие статистические данные, таблицы. Важную роль играет оформление конспекта, поэтому целесообразно вести его в тетради на одной стороне развернутого листа, чтобы при чтении дополнительной литературы записывать дополнительные сведения по изучаемому вопросу на свободной странице. При составлении конспекта следует выделять заголовки, отдельные абзацы, подчеркивать важные места и т.д. Составление конспекта вырабатывает умение хорошо чертить на бумаге схемы и простые чертежи, что очень важно в практической работе техника. В процессе подготовки к экзамену составленные конспекты значительно облегчают повторение пройденного материала. Изучение материала учебника должно сопровождаться выполнением содержащихся в нем упражнений и задач, относящихся к данной теме. Это необходимо, так как только таким путем можно вполне усвоить все необходимые теоретические положения данной дисциплины.
КОНСУЛЬТАЦИИ Для оказания помощи учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом и выполнении контрольных работ в Колледже проводятся групповые консультации по всем дисциплинам учебного семестра, а также письменные и индивидуальные очные консультации. Если в процессе изучения учебного материала у учащегося возникают затруднения, он может обраться в Колледж за получением устной или письменной консультации. Рекомендуется обращаться за консультацией после изучения всей темы, так как это дает возможность учащемуся получить ответы на все интересующие его вопросы по теме. Вопросы, выносимые студентами на консультацию, могут быть самыми разнообразными по содержанию: вопросы программного материала, методика решения той или иной задачи, вопросы справочного характера, вопросы методики и самостоятельной работы по данной дисциплине. Следует помнить, что преподаватель не должен решать за учащегося задачи или отвечать за него на вопросы контрольной работы. Задача преподавателя - помочь студенту самостоятельно разобраться в учебном материале.
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Каждая контрольная работа выполняется в отдельной тетради. 2. Контрольные работы надо писать, четким и разборчивым почерком в тетради или выполнять в печатном виде в формате А-4, шрифт 14,. пробел 1,5. 3. Объем контрольной работы не должен превышать ученической тетради в 18 листов. 4. Ответ на каждый вопрос необходимо начинать с новой страницы. 5. Дня замечания и поправок: преподавателя следует оставлять поле в 2 см, а также не менее одной страницы в начале для рецензии. 6. В конце контрольной работы учащийся указывает список использованной литературы. 7. Страницы контрольной работы должны быть пронумерованы. 8. Чертежи, рисунки, схемы, диаграммы, являющиеся пояснением к тексту контрольной работы, обязательно подшиваются в конце тетради. 9. Чертежи в контрольной работе по инженерной графике складываются и подшиваются в отдельной папке. 10. Контрольные работы или чертежи: без шифра (или варианта), не рецензируются.
Все отрецензированные контрольные работы обязан представить, преподавателю при сдаче экзамена или зачета в период лабораторно - экзаменационной сессии.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.06. ТЕОРИЯ И УСТРОЙСТВО СУДНА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ЗАОЧНОЙ ФОРМЕ. Эффективная и безопасная эксплуатация флота в современных условиях требует глубоких и прочных знаний о судах, их устройстве, основных качествах. Будущие судоводители должны знать характеристики морских судов, теоретически и практически разбираться в вопросах плавучести, остойчивости, непотопляемости, качки и управляемости судов, а также прочности и конструкции корпуса, знать судовые устройства и системы. Общепрофессиональная дисциплина «Теория и устройство судна» изучает зависимости различных качеств судна от размерений и формы корпуса судна, распределения на нем грузов, типа и мощности энергетической установки судна, материала и конструкции корпуса, надстроек, конструкции различных устройств и оборудования. Программа подготовки специалистов среднего звена определяет требования по результатам изучения ОП.06. «Теория и устройство судна»: уметь: применять информацию об остойчивости судна, диаграммы, устройства и компьютерные программы для расчета остойчивости в неповрежденном состоянии судна и в случае частичной потери плавучести; знать: основные конструктивные элементы судна, геометрию корпуса и плавучесть судна, изменение технического состояния корпуса во времени и его контроль, основы прочности корпуса; судовые устройства и системы жизнеобеспечения и живучести судна; требования к остойчивости судна; теорию устройства судна для расчета остойчивости, крена, дифферента, осадки и других мореходных качеств; мореходных качеств; маневренные, инерционные и эксплуатационные качества, ходкость судна, судовые движители, характеристики гребных винтов, условия остойчивости в неповрежденном состоянии для всех условий загрузки; техническое обслуживание судна. Ответственность за поддержание судна в мореходном состоянии и обеспечение безопасности судоходства лежит на всех моряках по всему миру, демонстрирующих высокие стандарты компетентности и профессионализма при выполнении своих обязанностей на борту судна. Международная конвенция о подготовке, дипломировании моряков и несении вахты (ПДНВ) 1978 г., дополненная в 1995 г., а затем в 2010 г., устанавливает такие стандарты, управляет выдачей сертификатов и контролирует условия несения вахты. ее положения относятся не только к морякам, но и к судовладельцам, учебным организациям и национальным морским властям. Международная конвенция о подготовке, дипломировании моряков и несении вахты (ПДНВ) 1978 г. с поправками в Главе II Стандарты в отношении капитана и палубной команды, в Разделе A-II/1 Обязательные минимальные требования для дипломирования вахтенных помощников капитана судов валовой вместимостью 500 или более определила, что каждый кандидат на получение диплома должен продемонстрировать компетентность, позволяющую ему принять на себя на уровне эксплуатации задачи, обязанности и ответственность, перечисленные в таблице A-II/1. Изучение курсантами и студентами заочного обучения общепрофессиональной дисциплины «Теория и устройство судна» предусматривает освоение необходимых компетенций в соответствии с МК ПДНВ 1978 года с Манильскими поправками 2010 года и получении минимальных знаний, понимания и профессиональных навыков, требуемых для дипломирования. Большая роль при освоении общих и профессиональных компетенций, а также компетентностей ПДНВ отводится самостоятельной работе обучающихся. В плане учебного процесса СПО по специальности 26.02.03 Судовождение в общепрофессиональном цикле на дисциплину ОП.06 Теория и устройство судна для студентов заочной формы обучения запланировано: Максимальная учебная нагрузка обучающих составляет - 132 часа; Самостоятельная работа обучающихся -98 часов; Обязательные аудиторные занятия - 34 часа: из них практических занятий - 20 часов. В лабораторно - экзаменационные сессии запланированы: на 2 курсе - дифференцированный зачет; на 3 курсе - экзамен. Студент выполняет в течение учебного года контрольные работы по общепрофессиональной дисциплине "Теория и устройство судна", которые представляются в Колледж на рецензию в сроки, указанные в учебном графике. Выбор варианта контрольной работы производится согласно шифра студента. Допуск студентов к дифференцированному зачету на 2 курсе и экзамену на 3 курсе производится только после сдачи и защиты письменной домашней контрольной работы. Номер варианта контрольной работы выбирается по последней цифре номера зачётной книжки учащегося согласно таблицы:
Контрольная работа выполняется в отдельной рабочей тетради в рукописной форме или в печатной форме на ПК на листах формата А-4. Наличие в контрольной работе размноженных на ксероксе листов, кроме иллюстраций, не допускается. Студенту заочной формы обучения к выполнению контрольной работы можно приступить только тогда, когда усвоен весь учебный материал согласно, тематическому плану. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ТЕОРИЯ И УСТРОЙСТВО СУДНА" по специальности 26.02.03 Судовождение
РАЗДЕЛ 1. Студенты осваивают на 2 курсе и выполняют контрольную работу №1 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание учебного материала: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Системы набора корпуса судна, понятие о прочности корпуса в системах набора. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Конструкция и назначение наружной обшивки, настила палубы и второго дна, продольные и поперечные переборки, форштевень и ахтерштевень. Судовые надстройки и рубки, их назначение. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Шахты, горловины, грузовые люки и люковые закрытия. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Новые материалы в судостроении. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | Ледовые подкрепления корпуса. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание учебного материала: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Рулевое устройство - рулевые приводы, рулевые машины, классификация рулей, их назначение, составные элементы, принцип работы, правила технической эксплуатации. Требования руководящих документов к рулевому устройству. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Якорное устройство и его составные части. Типы якорей. Якорные цепи. Маркировка якорной цепи. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Требования регистра, предъявляемые к якорному устройству. Правила технической эксплуатации и техники безопасности при работе с ним. Освидетельствование и испытание якорного устройства. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Швартовное устройство - назначение и расположение на судне швартовного устройства. Составные части устройства. Правила техники безопасности при работе со швартовным устройством. Требования регистра, предъявляемые к швартовному устройству. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | Назначение, состав и правила технической эксплуатации буксирного устройства. Требования, предъявляемые к буксирному устройству. Техника безопасности при эксплуатации. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | Правилабуксировки объектов буксирными судами и судами общего назначения (транспортными). Подготовка судна к буксировке. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание учебного материала: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Классификация грузовых устройств и размещение на судне. Устройство грузовой стрелы. Правила технической эксплуатации и техника безопасности при работе с грузовым устройством. Захватные приспособления для груза. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Оборудование грузовых трюмов и люков. Грузовые устройства танкеров. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Крепление палубных грузов. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 1.8. Требования Морского регистра к техническому состоянию судов. Организация технологического обслуживания и ремонта судна и его систем при эксплуатации. |
Содержание учебного материала: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Организация технического надзора за судами. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Оформление судовую документацию для проведения освидетельствования судов инспекцией Морского регистра. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Требования международных документов к техническому состоянию судна его устройствам и системам. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Методы и виды технического обслуживания судов и судовой техники. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | Распределение экипажа по заведованиям. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 2. | Теория судна. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
РАЗДЕЛ 2.. Студенты осваивают на 3 курсе и выполняют контрольную работу №2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 2.2. Плавучесть судна. |
Содержание учебного материала: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Силы действующие на плавающее судно. Центр тяжести и центр величины. Условия равновесия судна. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Массовое и объемное водоизмещение судна, массовые характеристики. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Объемные характеристики. Изменение средней осадки судна после приема или снятия малого груза и при переходе судна из воды одной плотности в воду другой плотности. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Грузовой размер. Грузовая шкала. Запас плавучести. Грузовая и тоннажная марка. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание учебного материала: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Общие сведения о непотопляемости. Требования руководящих документов по вопросам непотопляемости. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Конструктивное и организационно – техническое обеспечение непотопляемости. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание учебного материала: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Общие понятия об управляемости судна и силах, действующих на корпус судна. Виды траекторий движения судна. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Циркуляция и ее элементы. Угол крена и угол дрейфа на циркуляции. Понятие о диаграмме управляемости. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Управляемость судна в особых условиях: при ветре, на волнении, на мелководье, в канале, на заднем ходу, на малом ходе и др. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Виды и элементы качки. Свободные и вынужденные колебания судна. Качка на тихой воде. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | Избыточная остойчивость. Качка на волнении и резонансе. Факторы, влияющие на качку. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
КОМПЕТЕНТНОСТИ ПДНВ
Изучение раздела 1. Устройство судна завершается выполнением домашней контрольной работой.
Изучение тем этого раздела формирует следующие компетентности ПДНВ:
На вспомогательном уровне
К.13. Содействие безопасной эксплуатации палубного оборудования
и механизмов.
К.14. Соблюдение правил гигиены труда и мер предосторожности.
К.15. Применение мер предосторожности и содействие предотвращению загрязнения морской среды.
К.16. Эксплуатация спасательных шлюпок и плотов и дежурных шлюпок.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Архитектурные типы судов.
Основной архитектурный тип судна определяется формой основного корпуса и его оконечностей, числом надстроек и рубок и их расположением на судне, размещением машинно-котельных отделений, расположением палуб, рангоута, дымовых труб и т.п. и их общим архитектурно-эстетическим оформлением, в совокупности обусловливающими общий вид судна.
Внешний вид судна не создается искусственно, а зависит от его основного назначения. Формы судна должны быть рациональными, в максимальной степени отвечающими его назначению.
Главными архитектурными элементами всякого современного судна являются: корпус судна с его палубами, платформами, прочными поперечными и продольными переборками, надстройками и рубками.
Палубой называется сплошное перекрытие на судне, идущее в горизонтальном направлении. Палуба, идущая не по всей длине или ширине судна, а только на части ее, называется платформой. Внутреннее пространство корпуса по высоте разделяется палубами и платформами на междупалубные пространства, которые называются твиндеками.
Для разделения корпуса судна по ширине в некоторых случаях ставят прочные водонепроницаемые продольные переборки. На наливных судах продольные переборки ставят для уменьшения момента инерции свободной поверхности жидкости, оказывающей влияние на остойчивость судна.
Продольные переборки ставятся и для выделения бортовых цистерн, в которых размещается топливо, вода или прочие жидкие грузы.
Выгородками на судне называются всякие легкие водопроницаемые переборки, разделяющие помещения. Шахтами называются отсеки, ограниченные вертикальными переборками, проходящими через несколько палуб, и не имеющие горизонтальных перекрытий. Могут быть шахты светлого люка, машинно-котельные, вентиляционные, грузовые, запасных выходов и т. п. Надстройкой называется закрытое сооружение на верхней палубе, простирающееся от одного борта до другого или не доходящее до бортов на расстояние, не превышающее 0,04 ширины судна. Надстройки увеличивают общую вместимость судна при основных его размерениях, повышают высоту надводного борта, улучшая одно из мореходных качеств судна — непотопляемость, а также всхожесть на волну, уменьшают заливаемость палубы и т. п.
Носовая надстройка, идущая от форштевня в корму, называется баком, а кормовая, идущая от кормового образования в нос, — ютом. Бак и ют улучшают непотопляемость судна в случае затопления отсеков, создающих дифферент судна. При расположении машинно-котельных отделений в корме судна ют улучшает их защиту от попадания воды.
Полубаком или полуютом называются концевые надстройки, имеющие высоту менее допускаемого междупалубного расстояния, в этом случае верхняя палуба идет не по всей длине судна, а начинается или оканчивается у торцевых переборок этих надстроек или с наклоном поднимается на эти надстройки, переходя в палубы полубака или полуюта.
Средней называется надстройка, расположенная посредине длины судна или сдвинутая в нос или корму. Она защищает во время качки от заливания водой наиболее важные помещения судна: пассажирские и жилые помещения, машинно-котельные отделения, командные посты и т. д.
Рис. 1.а) Сухогрузное судно; б) Танкер
1-форпик; 2-грузовые трюмы (танки); 3-твиндек 4-двойное дно; 5-диптанк; 6-машинное отделение
7-туннель гребного вала; 8--ахтерпик; 9-ю 10-среднняя надстройка; 11-рубки; 12-бак; 13-сухогрузный трюм; 14-насосное отделение; 15-коффердам
•
Вопросы для самоконтроля к разделу 1.
1. Что называется баком?
2. Что называется ютом?
3. Что называется выгородками?
4. Что называется трюмами?
5. Что называется машинными или котельными отделениями?
6. Что называется надстройкой?
7. Что называется шахтами?
8. Что называется палубой?
9. Что называется платформой?
10. Что называется поперечными переборками?
11. Что называется отсеками?
12. Что называется цистерной?
13. Что называется диптанком?
14. Что называется форпиком?
15. Что называется ахтерпиком?
16. Что называется коффердамами?
17. Что называется рубкой?
18. Что называется мостиком?
19. Что называется фальшбортом?
20. Что называется планширем?
21. Что называется рангоутом?
22. Что называется фок-мачтой?
23. Что называется гротмачтой?
24. Что называется бизаньмачтой?
25. Что означает такелаж судна?
26. Что называется дельными вещами?
27. Что означает шельтердечное судно?
28. Что означает катамаран?
Рулевое устройство служит для изменения направления движения судна или удерживать его на заданном курсе. В последнем случае задачей рулевого устройства является противодействие внешним силам, таким как ветер или течение, которые могут привести к отклонению судна от заданного курса.
Рулевое устройство состоит из руля, баллера, рулевого привода, рулевой передачи, рулевой машины и поста управления.
Рулевое устройство должно иметь два привода: главный и вспомогательный.
Главный рулевой привод — это механизмы, исполнительные приводы перекладки руля, силовые агрегаты рулевого привода, а также вспомогательное оборудование и средства приложения крутящего момента к баллеру (например, румпель или сектор), необходимые для перекладки руля с целью управления судном в нормальных условиях эксплуатации.
Вспомогательный рулевой привод – это оборудование необходимое для управления судном в случае выхода из строя главного рулевого привода, за исключением румпеля, сектора или других элементов, предназначенных для той же цели. Главный рулевой привод должен обеспечивать перекладку руля с 35º одного борта на 35º другого борта при максимальной эксплуатационной осадке и скорости переднего хода судна не более чем за 28 секунд. Вспомогательный рулевой привод должен обеспечивать перекладку руля с 15º одного борта на 15º другого борта не более чем за 60 секунд при максимальной эксплуатационной осадке судна и скорости, равной половине его максимальной эксплуатационной скорости переднего хода. Управление вспомогательным рулевым приводом должно быть предусмотрено из румпельного отделения. Переход с главного на вспомогательный привод должен выполняться за время, не превышающее 2 минуты.
Рис. 2 Рулевое устройство |
1 – перо руля; 2 – фланцевое соединение; 3 – баллер; 4 – рулевой привод; 5 – рулевая машина; 6 – рулевая передача; 7 – штурвал ручного управления; 8 – рудерпост; 9 - гельмпортовая труба; 10 – пятка ахтерштевня |
Вопросы для самоконтроля к разделу 1.
1. Какие рулевые устройства называются пассивными?
2. Какие рулевые устройства называются активными?
3. Что такое активный руль?
4. Назначение подруливающих устройств?
5. Что такое р аздельные поворотные насадки?
6. Какие достоинства рулевого устройства AZIPOD?
Что такое румпель?
Какие виды рулей бывают?
Вопросы для самоконтроля к разделу 1.
1. Какая длина смычки якорной цепи?
2. Виды смычек якорной цепи?
3. Какие бывают якоря?
4. Что называется калибр цепи?
5. Какие виды палубных стопоров вы знаете?
6. Для чего служат якорные и палубные клюзы?
7. Как следует отдавать якорь на большой глубине?
8. Какое назначение брашпиля?
9. В какие сроки якорные цепи должны быть предъявлены инспекции Регистра РФ для освидетельствования?
10. Назначение цепного ящика?
11. Какие бывают подъемные механизмы якорного устройства?
12. Назначение звена Кентора?
Швартовные устройства.
Широкое распространение получили швартовы, изготовленные из синтетических тросов. Они легче равнопрочных им стальных и растительных швартовов, обладают хорошей гибкостью, которая сохраняется при относительно низких температурах.
Швартовные тросы на кнехтах закрепляют наложением ряда шлагов в виде восьмерки таким образом, чтобы ходовой конец троса находился сверху. Обычно накладывают две-три полные восьмерки и только в исключительных случаях доводят число шлагов до 10. Чтобы не происходило самосбрасывания троса, на него накладывают схватку. Для крепления каждого швартова, поданного на берег, должен быть отдельный кнехт.
К деталям швартовного устройства относятся также бросательные концы и кранцы.
В качестве швартовных механизмов для выбирания и обтягивания швартовов используются швартовные шпили, швартовные простые и автоматические лебедки, брашпили.
Рис. 4. Крепление швартовного троса на кнехте
Схема заводки швартовых на судне, стоящем бортом к причалу.
Спасательные шлюпки
Спасательная шлюпка - это шлюпка, способная обеспечить сохранение жизни людей, терпящих бедствие, с момента оставления ими судна. Именно это назначение и определяет все требования, предъявляемые к конструкции и снабжению спасательных шлюпок.
По способу доставки на воду спасательные шлюпки делятся на спускаемые механическими средствами и спускаемые свободным падением.
Число спасательных шлюпок на борту судна определяется районом плавания, типом, судна и численностью людей на судне. Грузовые суда неограниченного района плавания оборудуются шлюпками, обеспечивающими весь экипаж с каждого борта (100% + 100% = 200%). Пассажирские суда оборудуются спасательными шлюпками вместимостью 50 % пассажиров и экипажа с каждого борта (50% + 50% =100%).
Рис.6 Элементы шлюпочного устройства
Вопросы для самоконтроля к разделу 1.
1. Сколько шлюпбалок обслуживают каждую шлюпку?
2. Что составляет шлюпочное устройство?
3. Из чего состоит шлюпбалка?
4. Какие бывают шлюпбалки?
5. Сколько спасательных шлюпок на борту судна?
6. Какова скорость шлюпки на тихой воде с полным комплектом людей и снабжения?
7. На какое время запас топлива должен быть в шлюпке для работы двигателя полным ходом?
8. Как определить вместимость спасательного плота?
9. Что такое топрик?
10. Что такое спасательный шкентель?
11. Как часто должно проверяться шлюпочное снабжение?
12. Что необходимо закрывать перед спуском шлюпки на воду?
13. Что такое лопарь?
14. Что такое шлюптали?
15. Что такое фалинь?
16. Какое назначение гидростата?
17. При каком крене и дифференте допускается спуск плота?
18. На какой глубине гидростат автоматически срабатывает?
19. Сколько времени требуется на подготовку и спуск шлюпки?
20. Какую скорость развивает шлюпка на тихой воде?
21. На какое время работы двигателя должен быть запас топлива в шлюпке?
Грузовые устройства.
Грузовым устройством называется комплекс конструкций, механизмов и изделий, предназначенный для грузовых операций силами судна.
Грузовое устройство со стрелами. Основные элементы такого устройства: — мачты или грузовые колонны, которые служат опорой для стрел (на некоторых судах опорой может являться лобовая переборка надстройки);— грузовые стрелы с такелажем и оборудованием для проводки и крепления такелажа;— грузовые лебедки;— грузовые помещения (трюмы и твиндеки) с соответствующим закрытием грузовых люков.
Грузовые мачты. При наличии на судне трех мачт носовую называют фокмачтой, среднюю – грот-мачтой и кормовую – бизань-мачтой. Наиболее простой по конструкции является одиночная мачта, которая представляет собой стальную трубу большого диаметра. Для обеспечения необходимого вылета грузовых стрел за борт вместо одиночных мачт устанавливают грузовые колонки и портальные мачты, состоящие из двух мачт – Л-образной или П-образной, которые в верхней части соединены салингом. Салинг служит для крепления троса, который поддерживает стрелу (рис.96). В середине салинга устанавливается стеньга. Верхний конец стеньги заканчивается плоским диском — клотиком.
Рис. 7. Грузовые мачты:
а) – одиночная; б) – Л-образная; в) – П-образная
Вопросы для самоконтроля к разделу 1.
1. Как называют носовую мачту?
2. Как называют среднюю мачту?
3. Как называют кормовую мачту?
4. Как называю отверстие в верхней палубе для установки мачты?
5. Как называется нижний конец мачты?
6. Какой такелаж используется для крепления мачт?
7. Как называются тросы идущие от мачты к бортам?
8. Чем поддерживаются мачты спереди?
9. Как называются тросы идущие от мачты корму?
10. Как делятся грузовые стрелы?
11. Как называется нижний конец стрелы?
12. Какое назначение грузовой лебедки?
13. Какая грузоподъемность тяжеловесных стрел?
14. Какая грузоподъемность легких стрел?
15. Какая грузоподъемность грузовых кранов?
Типы люковых закрытий.
Люковые закрытия. Закрытия грузовых люков делятся на съемные, откатываемые, откидные и наматываемые. Для доступа в трюмы в палубах делают большие вырезы – грузовые люки, которые по периметру ограждают вертикальным листом – комингсом высотой 500 – 600 мм. Наиболее простым является съемное закрытие, состоящее из одной стальной крышки, которая закрывает весь люк. Подъем крышек и установка их на место производится краном. Снятую крышку укладывают на палубу или на соседний люк. Наиболее широко съемные закрытия применяются на контейнеровозах и лихтеровозах, где они могут выполняться без комингсов люка, что обеспечивает удобное размещение контейнеров на палубе.
Откидное закрытие может быть выполнено из одной крышки, которая закрывает весь люк. Крышка шарнирно крепится к комингсу и при открытом люке занимает вертикальное положение, что создает некоторые неудобства при грузовых операциях. Поэтому чаще применяется откидное закрытие с двумя крышками, каждая из которых закрывает только половину люка. Крышка состоит из двух частей — секций, соединенных между собой шарнирно. Для открывания и закрывания крышек используют мощный г
| Поделиться: |
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 282; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.72.44 (0.012 с.)