Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
На повесть А.С. Пушкина «Выстрел»
Что касается полемики в художественных произведениях, первой реминисценцией Пушкина «из Гюго» можно назвать мотив отложенной мести в повести «Выстрел», написанной в 1830 г. и изданной в составе цикла «Повестей Белкина» в 1831 г. Литературоведы находят несколько произведений русской и зарубежной литературы, которые стали первоисточниками для повести, в числе которых называют и драму В. Гюго «Эрнани» [28]. С нашумевшей драмой Пушкин познакомился в год её выхода. Об этом говорит письмо Е.М. Хитрово от 19 — 24 мая 1830 г., из Москвы в Петербург: «Прежде всего позвольте, сударыня, поблагодарить вас за «Эрнани». Это одно из современных произведений, которое я прочел с наибольшим удовольствием. Гюго и Сент-Бёв бесспорно единственные французские поэты нашего времени» [3, XIV, 93-94]. Для французской сцены это произведение стало решающим ударом для классического театра. Брешь для романтизма в сценическом искусстве была пробита еще «Предисловием к драме «Кромвель», а после постановки «Эрнани» романтизм окончательно захватил сцену. Пушкин не мог оставить в стороне столь важное событие общеевропейского масштаба. Но важно помнить, что русский поэт не был согласен с французской трактовкой романтизма, трактовкой Виктора Гюго. Поэтому в «Выстреле» все реминисценции из «Эрнани» глубоко полемичны. Заимствования из «Эрнани» настолько выпуклы в повести Пушкина, что их невозможно обойти вниманием. Имя главного героя «Выстрела» - Сильвио напрямую перекликается с именем одного из главных героев «Эрнани» - доном де Сильва. Впервые в критике это сходство было отмечено известным пушкинистом Н.О. Лернером в статье, посвященной генезису повести «Выстрел» [22, 133]. Как противник Сильвио совсем не имеет имени, так и Эрнани – псевдоним, взятый человеком у города, а имя Хуан, которое открывает Эрнани в четвертом явлении, настолько типично для Испании, что, скорее, делает героя еще более безликим. Донна Соль, чье имя означает «одиночество» (http://navegador.narod.ru/inombres.htm), становится у Пушкина Марией – «горькой, печальной» (http://www.listname.ru/name_maria.html). Сюжетная зависимость пушкинской повести от драмы Гюго также велика: два сильных характера, один из которых обласкан жизнью, другой же прозябает, сталкиваются на почве ревности, дуэль неизбежна, но поединок отложен, в результате чего у Сильвио – де Сильва в руках жизнь его соперника, которую он в любой момент может потребовать. И делает он это в тот час, когда его противник познает счастье быть любимым и блаженствует.
Мотив отложенной дуэли – главное сюжетное сходство повестей - описывает в своей книге Н.Я. Берковский, отмечая их сущностное различие: «У Пушкина нет ничего похожего на эксплуатацию человека в интересах искусства» [12, 283] В связи с этим и развязку коллизии Гюго и Пушкин осмысливают по-разному, и в этих различиях заключается противоположность их взглядов на художественные задачи романтического произведения. Гюго убивает своих героев. Для него важен выбор, который должен сделать Эрнани: в пользу долга и чести – и умереть, или же в пользу любви – и жить, но обесчещенным своим выбором. Ради этой внутренней борьбы между чувством и долгом сплетается весь сюжет трагедии. Поэтому в развязке трагедии мы видим уже не героев, а, скорее, понятия. Тем самым Гюго выводит частную драматическую ситуацию на абстрактный уровень, конечной точкой которого является наиболее непостижимое явление мира абстрактного – смерть. Пушкин решает конфликт иначе. Он сводит на «нет» конфликт героев, удовлетворив жажду мести Сильвио унижением графа, а графа примиряет с Сильвио тем, что искусный бретёр пощадил не только жизнь графа, но и нежное сердце его молодой жены. В трагедии Гюго также есть эпизод, когда пощада изменяет ход дальнейших событий. Это эпизод, когда дон Карлос становится императором. Карл прощает заговорщиков, дарует им жизнь и назначает свадьбу Эрнани и донны Соль. Причиной императорской милости стало мудрое наставление его предка, Карла Великого: Я спрашивал тебя: в чем тайна управленья, С чего начать? И ты ответил мне: "С прощенья!"[1, III, 286]. Но для «неистового» Гюго счастливый конец неприемлем – он ослабил бы драматический эффект всего произведения, поэтому ход событий делает еще один поворот – в сторону трагической развязки. Пушкин же меняет эпизоды пощады и мести местами. И когда всё ведет к трагической развязке, Пушкин обносит читателя «кровавым блюдом, на которое, казалось, мог бы надеяться» [12, 284]. Тем самым характер Сильвио, мстительный и непреклонный, как и де Сильва, оказывается также не чужд императорского благородства и имеет в себе силы пощадить врага.
Н.Я. Берковский в «Статьях о литературе» видит в измененной Пушкиным развязке его борьбу против эстетики эффектов, которая была присуща творческому стилю Гюго и других французских романтиков. Важно также и другое замечание исследователя, сделанное в статье. Для того, чтобы сохранить эффект и нагнетать трагическую развязку, Гюго отказывает своим героям в духовном развитии [12, 282-283]. Единственное лицо, которое совершает неожиданный поступок, обусловленный некими изменениями в характере, – молодой император Карл. Однако и это неожиданное изменение идет, скорее, не из-за внутреннего переустройства личности героя, а из-за смены им социального статуса. Остальные же герои переходят из действия в действие без изменений. У Пушкина характеры героев меняются со временем. «Гюго думает об эффекте, а Пушкин … подумал о человеке, носителе эффекта» - пишет Берковский [12, 282]. Две дуэли Сильвио с графом не случайно так похожи внешне. При этом внешнем сходстве читателю становится лучше видно, что оба участника дуэли изменились. Графу есть, что терять, и он уже не столь ветрен, как шесть лет назад, а Сильвио, задумавший жестокую и кровавую месть, отказывается от неё. Вместе с героями изменяется и отношение читателя к ним. Пушкин срывает со своих героев маски, которые на них наложило время и общество. Не случайно вторая дуэль происходит вдалеке от света, «в бедной деревеньке H ** уезда» [3, VIII, 70]. Гюго же, напротив, изучает маски своих персонажей и исследует все возможности их игры именно в этих личинах.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.186.6 (0.005 с.) |