Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Адыгский (адыгейский, кабардинский, черкесский)
Карачаево-балкарский
Даргинский
Аварский
Лезгинский
Лакский
4й этап/группа[14]: на языке говорят разные поколения, но только в домашней (или специфической) сфере (а ещё, возможно, с городским центром проблемы)
раздел языкового активизма
| уже есть
| нужно делать
| лингвистика
| есть отдельные исследования по языку;
существует группа лингвистов по исследованию языка;
| корпус языка;
описание языка;
| информационные технологии
| в наличии что-то из IT:
- все знаки регулярного алфавита (желательно и диалектные, и исторические) в юникоде, при отсутствии таковых организовать присвоение юникодов недостающим знакам (буквам)
- раскладки клавиатуры
| Необходима базового набора IT:
- спелл-чекеры (средства проверки орфографии)
- онлайн и оффлайн словарные приложения, в т.ч. мобильные версии
- корпусы и связанные с ними технологии
| образование на языке
| в школьном и дошкольном образовании язык представлен как предмет;[14]
существует 1-2 места по получению СПО и ВО для будущих учителей;
| необходимо обеспечение каждого желающего обучаться на языке в дошкольном и школьном обучении, кроме того, необходимо широкое внедрение многоязычных подходов;
появление актуального для населения СПО;
расширение направлений профилей в высшем образовании и привлечение разносторонних специалистов, в т.ч. лингвистов, для проработки таких систем образования;
| обучение языку
| существует 1-2 места, где вроде бы можно выучить язык;
| развитие онлайн-школ и курсов по языку;
поддержка и развитие приложений по изучению языка;
| общественное
| проводятся костюмированные фестивали, где язык представлен на сцене;
|
| контент
| контент - в основном издание фольклора, реже - СМИ на языках;
|
| юридическое
|
|
|
Коми-пермяцкий
Горномарийский
Ненецкий
язык
| ненецкий
| особенности
| владеющих - несколько десятков тысяч;
используется в первую очередь в кочевых семьях, но существует большое количество русскоязычных бригад;
богатый регион и ЯНАО в целом много вкладывается в развитие положительного имиджа, в т.ч. по теме КМНС;
разное состояние ненецкого языка в ЯНАО, НАО, в городских населённых пунктах и в тундре;
в письменной сфере часто пишут с заменой символов, например н,
| лингвистика
|
| документация, публикации описания ненецкого языка (разных диалектов), создание корпуса
| информационные технологии
|
| весь набор IT-инструментов
| образование на языке
| в ИНС существует практика, при которой берут только владеющих языком, неизвестно, насколько часто язык используется в самом образовании;
| внедрение двуязычного образования в школах (в т.ч. интернатах);
внедрение кочевых школ с двуязычным подходом;
развитие всех уровней образования на ненецком языке (в т.ч. двуязычно) в городских центрах, в т.ч. в Салехарде
| обучение языку
| -
| создание и поддержка курсов, в т.ч. онлайн, по ненецкому языку;
| общественные меры
| популярные каверы на ненецком;
| создание языковых клубов, в т.ч. по созданию контента;
| контент
|
|
| юридическое
|
|
| особые рекомендации
|
| развитие ненецкоязычной инфраструктуры в официальной сфере;
развитие программ, при которых существует осознанный выбор профориентации: повышение уровня безопасности и комфорта для кочевых бригад, защита такого образа жизни от стресс-факторов; с другой стороны, должна быть возможность профессиональной реализации со знанием ненецкого языка при оседлом образе жизни
|
Каратинский
Арчинский
Алтайский
Казахский
Азербайджанский
3й этап/группа[15]: на языке говорят пожилые, молодые почти не знают язык, но в паре мест есть такое
раздел языкового активизма
| уже есть
| нужно делать
| лингвистика
| есть отдельные исследования по языку;
существует группа лингвистов по исследованию языка;
| корпус языка;
описание языка;
| информационные технологии
| в наличии что-то из IT:
- все знаки регулярного алфавита (желательно и диалектные, и исторические) в юникоде, при отсутствии таковых организовать присвоение юникодов недостающим знакам (буквам)
- раскладки клавиатуры
| Необходима базового набора IT:
- спелл-чекеры (средства проверки орфографии)
- онлайн и оффлайн словарные приложения, в т.ч. мобильные версии
- корпусы и связанные с ними технологии
| образование на языке
| в школьном и дошкольном образовании язык представлен как предмет;[15]
существует 1-2 места по получению СПО и ВО для будущих учителей;
| необходимо обеспечение каждого желающего обучаться на языке в дошкольном и школьном обучении, кроме того, необходимо широкое внедрение многоязычных подходов;
появление актуального для населения СПО;
расширение направлений профилей в высшем образовании и привлечение разносторонних специалистов, в т.ч. лингвистов, для проработки таких систем образования;
| обучение языку
| существует 1-2 места, где вроде бы можно выучить язык;
| развитие онлайн-школ и курсов по языку;
поддержка и развитие приложений по изучению языка;
| общественное
| проводятся костюмированные фестивали, где язык представлен на сцене;
|
| контент
| контент - в основном издание фольклора и/или учебные материалы;
|
| юридическое
|
|
|
Эвенкийский
Эвенский
Челканский
Кумандинский
Мансийский
язык
| мансийский
| особенности
| владеющих - несколько сотен;
на сосьвинском диалекте (который положен в основу “литературного” мансийского языка) сейчас дети школьного возраста практически не говорят, существует около 10 носителей школьного возраста верхнелозьвинского диалекта мансийского языка;
в ХМАО манси проживают в основном в посёлках и городах (при относительно неплохом уровне материального состояния), мансийский язык обычно используется только в домашней сфере, в Ивдельском районе Свердловской области мансийский язык используется во всех сферах при таёжной жизни, и нигде - в городской;
| лингвистика
|
| документация и описание мансийского языка (живых диалектов), работа и публикация архивных данных по языку;
| информационные технологии
|
| вся линейка IT-инструментов
| образование на языке
|
| разработка и введение среднего профессионального образования (разных практических специальностей) на мансийском языке, в т.ч. с подготовительной группой для овладения мансийским языком;
| обучение языку
|
| курсы, в т.ч. онлайн, по мансийскому языку;
поддержка и развитие изучения мансийского языка в школах в соответствии с уровнем владения языка (в Полуночном - в т.ч. путём создания и актуализации контента детьми-носителями)
| общественные меры
|
| создание и поддержка языковых клубов, в т.ч. по созданию разнообразного контента на мансийском языке;
мастер-ученик и языковые гнёзда в Саранпауле, Сосьве, Ханты-Мансийске, Ивделе/Полуночном;
| контент
| существует одна газета на мансийском языке; предпринимаются попытки по выпуску контента на мансийском языке (в т.ч. рэп на актуальную тематику);
|
| юридическое
|
|
| особые рекомендации
|
| меры по социализации молодёжи из числа носителей на мансийском языке с другими подростками, обучение и вовлечение их в работу по передаче языка;
|
Хантыйские?
Сибирскотатарский[16]
|