Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема урока: Рисование предметов домашнего обихода

Поиск

Цель  урока: научить студентов практическому освоению способов рисования с натуры объемных предметов геометрической формы.

Ход урока

Архитектурная среда – сложный организм, решающий функциональные, эстетические и социальные вопросы. Однако, будь то отдельно стоящее знание, комплекс или целый ансамбль все это воспринимается через параметры объемов, их конструктивную основу, композиционное размещение, цветность и фактурность. В современной архитектуре с ее лаконизмом, геометричностью форм, объемов и деталей, значение таких композиционных средств как цвет фактура, пропорциональность сильно возрастают. Отсюда в процессе подготовки студента- архитектора необходимо развитие таких качеств как понятие композиции, конструктивного построения, масштабности и пропорциональности, фактурности предмета и его светотеневой моделировки, цветовых и цвето-тоновых отношений. Немаловажную роль в развитии этих качеств имеет учебная постановка по натюрморту, поскольку поступательное осмысление от проектных форм ксложным является непреложным законом познания окружающего нас мира, основным принципом творческой деятельности.

Цель и задачи натюрморта

Цель – на относительно небольших по размерам геометрических телах, архитектурных обломах и предметах домашнего обихода познакомить студента с принципами композиционного размещения тел, с их конструктивной основой, масштабностью и пропорциональностью, с фактурностью предметов и их светотеневой моделировкой.

Задачи – средствами линейного и тонового рисунка передать изображение натюрморта со всеми присущими ему зрительными качествами с соблюдением закономерностей перспективного построения воздушной перспективы. В изображении натюрморта решаются три конкретные задачи: 1) Композиционная, где ставятся вопросы освоения основных закономерностей и средств композиции, формируется художественный образ;

2) Предметная, в процессе решения которой развивается ощущение решения формы, объема, материальности и фактуры предметов;

3) Тональная, цель которой является освоение техники штриховки, лепки объема светотеневыми отношениями;

 Рисунок натюрморта выполняется при дневном и искусственном освещении. Освещение можно применять прямое, боковое, верхнебоковое.

Постановка натюрморта можно располагать:

а) выше линии горизонта;

 б) ниже линии горизонта;

в) на уровне линии горизонта;

Каждая учебная постановка должна иметь проблемные ситуации, решаемые студентами в процессе работы. Натюрморт служит экспериментальной базой в поисках композиционных возможностей, дает основы теории графики и осуществляет связь с архитектурой, активизирует художественно-творческий процесс.

Требования к постановке натюрморта

Правильно поставленный натюрморт вызывает у студентов интерес и желание его нарисовать, правильно составленный натюрморт вызывает желание работать. Глубоко осмысленный натюрморт приучает студентов глубже раскрывать значимость вещей и связь их с человеком и природой, лучше понимать закономерности применения тех или иных графических средств, в целом активизирует образные и пространственные мышления. Натюрморт – учебная постановка, выражающая цели и задачи, в процессе решения которых у студентов должны сформироваться новые знания, умения и навыки. Сама постановка должна способствовать целостному видению прекрасного; способности анализировать пластику и конструкцию формы, материальность вещей и их фактуру, плоскость и пространство, планы, предметы, симметрию и ассиметрию, равновесие и неустойчивость, светотеневые отношения. Для постановки натюрморта предметов брать столько, чтобы композиция не оказалась очень трудной.

Примером может служить:

а) натюрморт из бытовых предметов разных по материалу: стекло, глина, металл, фаянс, керамика, драпировка;

б) натюрморт из гипсовых геометрических тел – конус, параллелепипед, трехгранная призма.

 в) гипс, ваза, капитель, драпировка;

 г) комбинированная постановка из геометрических тел и архитектурных обломов

Этапы выполнения

 Рисунок натюрморта предусматривает более сложные учебные задачи, чем изображение отдельных предметов. При изображении натюрморта нельзя прорисовывать все предметы в одинаковой степени. Каждый предмет натурной постановки требует к себе особого отношения: одни предметы (переднего плана) требуют более внимательного анализа формы, более детальной проработки; другие (дальнего плана) могут быть изображены в общих чертах, для чего достаточно выразить характер общей формы.

Рисуя натюрморт из различных предметов, студент глубже усваивает принципы линейно-конструктивного изображения формы, широко знакомится с теорией перспективы, получает возможности творчески использовать полученные знания и навыки. Кроме того, на рисунке натюрморта студент должен передать не только объем предметов, но и их фактуру (материальность – гипс, металл, стекло, шелк и т.д.). Если при рисовании с натуры одного предмета стояло небольшое количество аналитических задач, то в натюрморте их становиться гораздо больше. При рисовании группы предметов эти задачи значительно усложняются. Рисующему нужно передать форму не одного предмета, а нескольких, увязать их между собой и выдержать тональную закономерность всей композиции. Отсутствие методической последовательности в работе приводит к пассивному, бездумному срисовыванию.

Для успешного выполнения рисунка необходимо работу разделить на следующие этапы:

1) предварительный анализ постановки;

2) композиционное размещение изображения на листе бумаги;

3) передача характеров формы предметов и их пропорций;

 4) конструктивный анализ формы предмета и перспективное построение изображения на плоскости;

5) выявление объема предметов посредством светотени;

6) детальная прорисовка формы предметов;

 7) синтез – подведение итогов работы над рисунком.

На примере анализа несложного натюрморта предлагается рассмотреть принцип выполнения каждого этапа.

Предварительный анализ

 Перед началом работы надо рассмотреть натюрморт с различных точек зрения и выбрать наиболее интересные из них. Обратить внимание на эффект освещения – с каждой точки зрения более интересно выглядят формы предметов. Обычно предметы выглядят более интересно и выразительно при боковом освещении. Садиться против света не рекомендуется. Следует подумать, как лучше скомпоновать натюрморт на листе бумаги – вертикально или горизонтально.

2. Композиционное размещение (рис. 2)

Построение как всегда начинается с композиционного размещения. Важно скомпоновать всю группу предметов так, чтобы лист бумаги был планомерно заполнен. Надо мысленно определить всю группу предметов в одно целое и продумать ее размещение на бумаге. Сверху лучше оставить больше места, чем снизу, тогда предметы крепко будут стоять на плоскости. Надо следить за тем, чтобы изображаемые предметы не упирались в края листа бумаги и, наоборот, не оставалось много пустого места. В данном натюрморте предметы подобранны по принципу разнообразия материалов и тональных отношений.

Одной из учебных задач, связанных с изображением натюрморта, является передача пространства, степень удаления предметов друг от друга. Ч этой целью составные элементы в натюрморте следует расставлять так, чтобы предметы переднего плана как бы случайно загораживали часть второго плана, но основания последних должны быть частично видны. Это поможет лучше выявить пространство и воздушную среду между предметами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 278; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.200.102 (0.009 с.)