Рельефная (контурная) штриховка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рельефная (контурная) штриховка



Этот вид штриховки выполняется тогда, когда требуется передать рельеф поверхности изображаемого предмета.

Как правило, при рельефной штриховке используются не прямые штрихи, а криволинейные, ломанные или дугообразные.

Очень хороший пример такой штриховки – штриховка цилиндра. При штриховке цилиндра накладываются полукруглые штрихи, именно полукруглые штрихи лучше всего передают округлую поверхность цилиндра.

Неровность поверхности хорошо передаётся криволинейными или ломанными штрихами (см. верхний рисунок).

!

ВАЖНО
Помимо плотности нанесения штрихов тон в штриховке так же передаётся с помощью силы нажатия на карандаш и использования карандашей разной степени мягкости.

!

Несмотря на кажущуюся простоту выполнения приёма «штриховка» он достаточно сложен для новичка. Чтобы грамотно выполнить штриховку, нужен немалый опыт и навык выполнения этого приёма. Многие художники находят (вырабатывают) свой стиль штриховки через несколько лет упорных занятий.

В этом смысле приём растушёвки более приемлем для начинающих, так как позволяет им исправить технические огрехи нанесения штриховки.

Растушёвка

Как отмечалось выше – растушёвка, это основной приём, который целесообразно применять при выполнении рисунка начинающим рисовальщикам (с моей точки зрения).

С помощью градаций тона вы можете сделать фигуры объемнее. Получая с помощью растушевки плавные тоновые переходы, вы создаете реалистичное изображение.

Строго говоря, растушёвка – это частный случай штриховки. После нанесения штрихов, используя свойства графита карандаша и специальный инструмент – растушку (об этом инструменте подробно упоминалось во второй части этого мини-курса), растушёвывают (размазывают) их до получения однородного тона.

Однако, и выполнение самой растушёвки имеет ряд особенностей.

1. Растушёвку штрихов необходимо выполнять ВДОЛЬ штрихов, но не поперёк. Выполняя растушёвку вдоль штрихов, Вы добьетесь тем самым более естественного тонирования.

2. Для растушёвки используют не только простую штриховку, но и зигзагообразные тушующие штрихи.

Зигзагообразных тушующих штрихов мы ещё не касались, поэтому рассмотрим их чуть подробнее.

При зигзагообразном тушующем штриховании карандаш движется по зигзагообразной траектории без отрыва от бумаги, при этом используется, как правило, не кончик грифеля карандаша, а его боковая часть (тут как раз и пригодится способ заточки карандашей для художественных работ). Просветы между штрихами, как правило, не делают. Густоты тона добиваются различной степенью нажима на карандаш (чем сильнее нажим – тем темнее тон, и наоборот), а также использованием карандашей различной твёрдости.

Вот пример зигзагообразной штриховки (см. рисунок).

На втором примере, я намеренно «растянул» штриховку, чтобы показать, как движется карандаш при выполнении этого приёма.

Тут, как и в обыкновенной штриховке, различной интенсивности тона добиваются разным нажимом на карандаш и использованием карандашей разной мягкости (для более светлого тона – твёрдые карандаши, для более тёмного – мягкие).

Этот вид штриховки уже сам по себе является тушёвкой. Её дополнительная обработка «растушкой» (тортилоном) позволяет добиться равномерности тона и мягкости перехода тонов.

Держать растушку при работе надо под углом, чтобы не дать наконечнику сплющиться, и ни в коем случае не перпендикулярно плоскости листа. Если не получается сделать такую же растушку как предложено, найдите свой аналог. Лучше всего аналогом бумажной (замшевой) скрученной растушки будет служить кусок натуральной винной пробки заточенной на конус или клином с тонким рабочим концом. Как я уже писал в части посвящённой материалам и инструментам, в качестве растушки можно использовать кусочек ватки, ватную палочку, кусок мягкой бумаги, свернутый на конус и т.п.

Позаботьтесь о том, чтобы у Вас был достаточный запас растушек и всегда держите при работе над рисунком их под рукой.

Не расстраивайтесь, если растушка испачкалась - грязныерастушки можно использовать при работе с темными участками. Для светлых участков всегда используйте чистуюрастушку. Впрочем, растушку всегда можно «почистить» на мелкозернистой наждачной бумаге (можно так же использовать полоски для полировки ногтей из женского арсенала;-))

 Тоновая шкала

Так как рисунок карандашом это черно-белый рисунок, все цвета реального мира в рисунке передаются различными тонами серого, а так же белого и чёрного цветов. Практически тонов в природе бесконечное множество, но при рисовании это множество ограничивается небольшим количеством: 5, 6, 10. И такого количества тонов вполне хватает, чтобы передать всё богатство цветов реального мира и игру светотени.

Чтобы легче ориентироваться при анализе рисунка, где какой тон применять строят тоновую шкалу, которая содержит выбранное количество тонов.

Сама тоновая шкала это кусок бумаги (именно того типа, что будет применяться при рисовании) которая разделена на квадраты. Они в свою очередь «залиты» тушёвкой сделанной карандашами различной твёрдости и с различным нажимом (см. рисунок). Эта тоновая шкала в дальнейшем будет служить эталоном при создании рисунка. Тона можно пронумеровать, или обозначить буквами это позволит в дальнейшем «разметить» Ваш рисунок по тонам.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.64.128 (0.005 с.)