Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В-1. Методология исследования рыночных структур.

Поиск

В-1. Методология исследования рыночных структур.

При анализе структуры рынка часто используются количественные методы оценки уровня его концентрации. Концентрация продавцов отражает относительную величину и число фирм, действующих в отрасли. Чем меньше фирм, тем выше уровень концентрации. При одинаковом числе фирм на рынке, чем сильнее отличаются фирмы друг от друга по размеру, тем выше уровень концентрации. Первоначально следует определить, что служит показателем размера фирмы и каковы границы рынка.
В качестве показателя, определяющего размер фирмы, может служить доля продаж фирмы в общем объеме реализации, или доля занятых на предприятии в общей численности занятых в производстве данной продукции, или доля стоимости активов фирмы в общей стоимости активов всех фирм и т. п.
Существуют и различные критерии выделения рынка. В курсе микроэкономики мы отождествляли понятия «рынок» и «отрасль». Однако различия между ними основаны на том, что рынок объединен удовлетворяемой потребностью, а отрасль — характером используемых технологий, и отождествлять эти понятия для целей определения уровня концентрации не следует. Для упрощения в качестве взаимозаменяемых понятий могут рассматриваться иногда лишь рынок и под отрасль на основании производства близких товаров-заменителей.
В качестве границ рынка могут использоваться:
• товарные (продуктовые) границы;
• временные;
• географические границы.
В каждом конкретном случае необходимая широта или узость границ зависит от особенностей товара и целей анализа. Легко можно ошибиться при определении границ рынка как в сторону уменьшения его, так и слишком расширенного толкования. Так, для товара длительного пользования временные границы рынка будут гораздо шире и менее определены, чем для товара текущего потребления. Однако кроме особенностей товара необходимо исходить и из целей исследования.

 

 


В-2 Подходы к анализу структуры отраслевых рынков.

В настоящее время существует 2 подхода к понятию отрасли.

1-ый подход рассматривает отрасль как часть народнохозяйственного

комплекса, как область производственно-экономической деятельности

предприятий, входящих в состав отрасли.

2-ой подход (или рыночный подход) говорит о том, что границы

отрасли, а, следовательно, и ее состав, будут определяться теми

предприятиями, которые предлагают покупателям товары, относящиеся

к одному товарному рынку. Таким образом, все предприятия,

предлагающие товар, относящийся к одному товарному рынку, а значит

удовлетворяющий одну и ту же потребность, и будут составлять одну

отрасль

В-4 Факторы определяющие структуру отрослевых рынков

Слияния и поглощения (централизация капитала) представляют весьма противоречивый процесс притяжения и отталкивания капиталов. Американская статистика выделяет среди форм централизации дезинвестиции. Эта форма предполагает продажу бизнеса, отдела, дочерней компании собственником фирмы другому собственнику. Бизнес одного собственника уменьшается, а другого увеличивается за счет присоединения чужого капитала.


Ценовая дискриминация

Возможность использования ценовых дискриминаций имеется как у естественной монополии для увеличения чистого дохода, так и у регулирующих субъектов для снижения общего негативного эффекта от деятельности данного предприятия естественного монополиста. Что такое ценовые дискриминации? Экономическая теория дает на этот вопрос следующий ответ — практика установления разных цен на один и тот же товар при условии, что различия в ценах не связаны с затратами.

Практика использования ценовой дискриминации может быть применена обществом не только в случае прямого государственного регулирования естественной монополии, но и в случае торгов за франшизу. Таким образом, ценовая дискриминация становится «обоюдоострым орудием», которое с успехом может быть использовано и естественной монополией, и обществом для достижения своих целей. В результате возникает определенный «баланс интересов» и острота проблемы со стороны естественной монополии смягчается (сглаживается, снимается).

 


В-43 Особенность отраслевых рынков с естественной монополией. Виды естественных монополий.
Естественной монополией называют отрасль, в которой совокупный объем спроса может быть эффективно удовлетворен одной фирмой.
Причинами возникновения естественной монополии могут быть
o особенности технологии, обладающей положительной отдачей от масштаба при любом выпуске продукции
o экономия на разнообразии продуктовой фирмы, выпускающей различные наименования продукции, используя одни и те же производственные мощности
o недостаточная емкость рынка по сравнению с минимально эффективным выпуском
Для многопродуктовой фирмы различают два вида средних издержек:
1. средние издержки товарного набора
2. средние издержки производства товара
В связи с этим для многопродуктовой фирмы могут быть характерны два вида экономии:
1. экономия на масштабе производства всего товарного набора (при увеличении числа товаров в наборе совокупные издержки товарного набора увеличиваются в меньшей пропорции). Эта экономия порождается положительными внешними эффектами одновременного использования ресурсов при производстве различных товаров.
2. экономия на производстве каждого отдельного товара благодаря положительной отдаче от масштаба.
Если естественная монополия возникла вследствие экономии от масштаба производства, кривая долгосрочных издержек имеет так называемый «L-образный» вид (рис.1). Кривая издержек естественной монополии, возникшей в результате недостаточной емкости рыночного спроса, может иметь стандартный «U-образный» вид (

Во втором случае, если спрос на продукцию незначителен (D1), при цене, обеспечивающей нормальную прибыль, объем спроса равен минимально эффективному выпуску. В этом случае фирма может установить цену, ограничивающую вход на рынок других фирм. При незначительном увеличении спроса (D2) ее преимущество не теряется, т.к. средние издержки фирмы, производящей количество (Q2 - Q1), будут выше, чем у производителя Q1. И лишь если рыночный спрос увеличивается до размеров D3, монополист теряет свое рыночное преимущество.

В-44.Цнообразование на рынке естественных монополий.

Естественная монополия возникает в той отрасли, где в силу технологических особенностей долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. Это происходит, если экономия от масштаба производства существенна, и минимально эффективный объем производства товаров близок к тому количеству, на которое рынок предъявляет спрос.
Эффективное ценообразование- Этот метод ценообразования подразумевает установление цены на уровне предельных издержек, что должно имитировать условия равновесия на рынке совершенной конкуренции. При этом равновесие является Парето-эффективным.\
Справедливое ценообразование- Для однопродуктового монополиста: Основной задачей этого метода ценообразования является установление социально справедливой цены, при которой происходит максимизация потребительского выигрыша при условии безубыточной деятельности естественной монополии. В этом случае цена на продукцию монополиста устанавливается на уровне его средних издержек.
Для многопродуктового монополиста: Установление уровня цены для многопродуктового монополиста - более сложная задача. Нужно, чтобы на все производимые товары были установлены такие цены, которые бы обеспечивали максимум потребительского выигрыша, за вычетом затрат на производство продукции, с условием безубыточной деятельности монополиста.
Ценообразование с нормальной прибылью - В этом случае государство определяет норму рентабельности к издержкам монополиста.
Предельные цены- В условиях этого метода ценообразования для монополиста извне устанавливается предельная цена, которая оказывается выше средних издержек. \
Подход, «индекс инфляции - Х» - Основной идеей этого подхода является то, что регулируемой фирме разрешается поднимать уровень своих цен ежегодно на величину, эквивалентную индексу цен, минус определенный процент Х. \
Предельная норма отдачи на капитал. Эффект Аверча-Джонсона- Этот вид ценообразования подразумевает контроль над нормой отдачи на капитал производителя-монополиста. При установлении максимальной нормы доходности в естественной монополии устанавливается более низкая цена и растет объём продаж по сравнению с нерегулируемой монополией\


В45 Естественная монополия и эфективность использования ресурсов. Е стественная монополия (– это отрасль, в которой экономия, обусловленная ростом масштабов производства, столь велика, что продукт может быть произведен одной фирмой при более низких средних издержках, чем если бы его производством занималась не одна, а несколько фирм.) Естественная монополия представляет собой такую структуру отраслевого рынка, которая либо подверглась национализации, либо подвергается государственному регулированию.

Условие возникновения естественной монополии: крупная фирма, опираясь на низкий уровень своих издержек, может посчитать выгодным для себя выжить из отрасли другие фирмы, пойдя для этого на временное снижение цены, а затем останется монополистом и может поднять цену до уровня монопольной, сократив выпуск. После установления в такой отрасли монополии вхождение в нее становится практически невозможным, поскольку претендующая на вхождение фирма должна будет производить сравнительно небольшой объем выпуска, сопряженный, в силу этого, со сравнительно высокими средними издержками.

При естественной монополии: – удовлетворение спроса эффективнее, чем на рынке конкуренции; – отсутствие конкуренции из-за технологии производства; – снижение издержек на единицу продукции по мере увеличение объема производства.
4 естественной монополии: – технологические исключительные преимущества на данном рынке; – FС (постоянные издержки) велики, а VС (переменные) незначительны; – АС (средние издержки) выше МС (предельных издержек).
Основные инструменты регулирования естественных монополий:
– налоги; – контроль за ценами; – устранение барьеров на вход в отрасль; – установление общественной собственности (или национализация) для контроля над естественной монополией.

В-1. Методология исследования рыночных структур.

При анализе структуры рынка часто используются количественные методы оценки уровня его концентрации. Концентрация продавцов отражает относительную величину и число фирм, действующих в отрасли. Чем меньше фирм, тем выше уровень концентрации. При одинаковом числе фирм на рынке, чем сильнее отличаются фирмы друг от друга по размеру, тем выше уровень концентрации. Первоначально следует определить, что служит показателем размера фирмы и каковы границы рынка.
В качестве показателя, определяющего размер фирмы, может служить доля продаж фирмы в общем объеме реализации, или доля занятых на предприятии в общей численности занятых в производстве данной продукции, или доля стоимости активов фирмы в общей стоимости активов всех фирм и т. п.
Существуют и различные критерии выделения рынка. В курсе микроэкономики мы отождествляли понятия «рынок» и «отрасль». Однако различия между ними основаны на том, что рынок объединен удовлетворяемой потребностью, а отрасль — характером используемых технологий, и отождествлять эти понятия для целей определения уровня концентрации не следует. Для упрощения в качестве взаимозаменяемых понятий могут рассматриваться иногда лишь рынок и под отрасль на основании производства близких товаров-заменителей.
В качестве границ рынка могут использоваться:
• товарные (продуктовые) границы;
• временные;
• географические границы.
В каждом конкретном случае необходимая широта или узость границ зависит от особенностей товара и целей анализа. Легко можно ошибиться при определении границ рынка как в сторону уменьшения его, так и слишком расширенного толкования. Так, для товара длительного пользования временные границы рынка будут гораздо шире и менее определены, чем для товара текущего потребления. Однако кроме особенностей товара необходимо исходить и из целей исследования.

 

 


В-2 Подходы к анализу структуры отраслевых рынков.

В настоящее время существует 2 подхода к понятию отрасли.

1-ый подход рассматривает отрасль как часть народнохозяйственного

комплекса, как область производственно-экономической деятельности

предприятий, входящих в состав отрасли.

2-ой подход (или рыночный подход) говорит о том, что границы

отрасли, а, следовательно, и ее состав, будут определяться теми

предприятиями, которые предлагают покупателям товары, относящиеся

к одному товарному рынку. Таким образом, все предприятия,

предлагающие товар, относящийся к одному товарному рынку, а значит

удовлетворяющий одну и ту же потребность, и будут составлять одну

отрасль



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.72.210 (0.009 с.)