Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методологические трудности исследования самоотношения.
Несмотря на достаточную разработанность проблемы самосознания, сфера психических феноменов, которая связана с личностным самоотношением, разработана далеко не достаточно. Авторских концепций и исследований (особенно в западной психологии), посвященных изучению отношения человека к себе, существует большое количество (Rosenberg, Kaplan, Coopersmith, Hoge, Butler, Haigh, Piers и др.), но единения в вопросах понимания самоотношения, единой терминологической базы так и не выработано. На данный момент, недостаточно определенным является как само понятие самоотношения, так и представления о его психологической природе, строении и функциях. В обозначении аспекта, связанного с отношением к себе присутствует большая терминологическая неопределенность, авторами применяется разное словоупотребление без общепризнанных концептуальных разграничениях (Пантилеев, 1991). Терминов, описывающих схожие самоотношению понятия достаточно много: эмоционально-ценностное отношение к себе, самоуважение, обобщенная самооценка, глобальная самооценка, общая самооценка, самочувствие, установка на себя и др. Несмотря на разносторонние взгляды, можно выделить две основных составляющих самоотношения: когнитивная и аффективная, по другому – оценочный и эмоциональный компоненты. Именно этот вопрос является одним из «камней преткновения» при понимании самоотношения различными авторами. Некоторые авторы рассматривают самоотношение как эмоционально-ценностное отношение к себе – «специфический вид эмоционального переживания, в котором отражается отношение человека ко всему тому, что он узнает о самом себе» (Чеснокова). Т.е. как некое обобщенное чувство в адрес собственного «Я». Другие же определяют самоотношение как совокупность когнитивного и эмоционального компонентов, воспринимая его как неделимую оценочно-эмоциональную систему. Пантилеев придерживается идеи о нерасчлененном единстве этих компонентов, о неделимости аспектов самоотражения и эмоционального отношения к себе (Пантилеев, 1988). Он считает, что в самоотношении можно выделить две совместно функционирующих подсистемы: самооценочную и эмоционально-ценностную, но это не значит, что эти два аспекта можно разграничить в едином процессе самосознания.
Выделение самоотношения как самостоятельного объекта психологического анализа чаще всего осуществляется путем разграничения в едином процессе самосознания двух аспектов: процесса получения знаний о себе (и самих этих знаний) и процесса самоотношения (вместе с более или менее устойчивым самоотношением как некоторой стабильной характеристикой субъекта (Кон, 1979; Столин, 1986; Бернс 1986 и др.). Желание выделить, отделить эмоциональный компонент и рассматривать самоотношение как аффективную составляющую Я-концепции кажется действительно неоправданным. Ведь в психологическом плане очень сложно разделить когнитивный и эмоциональный компоненты в общем процессе самовосприятия. Открытие и накопление знаний о себе неразрывно связанно с оцениванием этой информации, которое непременно вызывает эмоциональную реакцию – отношение человека к самому себе. Поэтому если рассматривать самоотношение как когнитивно-аффективное образование, то можно заметить, что его содержание сходно со структурой Я-концепции.
Концепции самоотношения Концепция Н. И. Сарджвеладзе. Самоотношение как самостоятельная психологическая категория. Сарджвеладзе рассматривает самоотношение как отдельно стоящую категорию, не сводимую к самосознанию и другим родственным понятиям с приставкой «само», образованием «Я». Наоборот, самоотношение включает в себя самосознание, самопознание, самооценку, эмоционально-ценностное отношение к себе и др. Из системы отношений (особенностей связей в ней) зависят личностные характеристики. Самоотношение – подструктурная единица общей системы отношений. Отношение к себе и отношение к другим имеют тесные взаимосвязи и являются единым механизмом, который определяет способы и содержание отношений личности (к себе или к внешнему миру). Эти способы отношений определяются установкой (по Узнадзе), которая и является основной активностью человека. Поведение – реализация установок, которые лежат в основе личностных отношений и действий. Различие отношения к себе и отношения к миру исключительно в референтах (в одном случае собственное тело и психологические особенности, в другом – объекты внешнего мира).
Самоотношение состоит из когнитивного, эмоционального и конативного компонентов. Причем, эмоциональный или аффективный компонент не следует приравнивать к самоотношению в целом. Эмоциональное отношение к себе включает себялюбие, аутокоммуникацию, самоуважение, самовосхищение, неудовлетворенность собой,… Внутренние действия в свой адрес носят разнородный характер: самоуверенность как отбрасывание сомнений, самопоследовательность, самопринятие как одобрение самого себя, самообвинение, снисходительность и самобичевание, самоконтроль и самокоррекция, ожидаемое отношение других и самопредставление другому и т.д. Кроме того на что направлено внимание человека (предметное содержание), важным является и способ этой направленности – «как». Существует два способа (типа) отношений: субъект-объектный и субъект-субъектный. Самость – способ отношения к себе. Человек «рассматривает», воспринимает себя с двух сторон (позиций): как субъекта и как объекта. Объектный способ презентации в сознании соотносится с Я-концепцией (Кон: что такое мое я?), познание происходит с позиции внешнего наблюдателя. Субъектный способ презентации близок «экзистенциальному я», это действующая составляющая «Я» (кто я?), познание происходит со стороны внутреннего наблюдателя. «Я» как объект познания и является темой многих эксперементальных психологических исследований. Для «объектного» познания необходимо дистанцирование. Положительные или отрицательные эмоции здесь связаны с уровнем собственной эффективности. Такой способ рассмотрения себя близок к оценочному, причем оценивание происходит в контексте деятельности и сравнения с другими людьми. Самокоррекция, самоконтроль – показатели «субъект-объектного» подхода, мотивацией здесь выступает желание «владеть собой» и «контролировать» внутренний мир. Ценность здесь определяется способностью достигать поставленные цели и соответствием себя с образом «желательного Я». В таком подходе идет постоянное манипулирование собой «во имя» продуктивности, эффективности. Такому отношению свойственен излишний рационализм, который вызван необходимостью адаптации и самоутверждения в конкурентной борьбе с другими людьми. «Перегиб» в сторону «объектного» способа отношений (гипертрофированность), приведет (по Роджерсу) к самоотчуждению, потому что при таком способе взаимодействия с собой подавляется экзистенциальное самоощущение, т.е. спонтанные проявления своего «Я», эмоции и нахождение в «здесь и теперь». Для «субъектного» подхода, напротив, эффективность не имеет центрального, определяющего значения. В «субъект-субъектном» подходе главное – самовыражение, самопроявление своего «Я», вне зависимости от соответствия этих проявлений социальным стандартам. Это внелогическое переживание самосуществования, аутокоммуникации, переживания, понимания и выражения своего «Я». В отличии от ригидных тенденций «объектного» способа отношений, здесь проявляется ощущение постоянной изменчивости, текучести внутреннего мира, пластичности способа существования. Взгляд изнутри позволяет лучше понимать и постигать себя, принимая себя «таким, какой есть», не сравнивая с другими и не оценивая себя. Здесь гораздо сильнее стремление быть собой и как награда при проявлении собственной уникальности – получение удовлетворения. Фрустрация характерна при невозможности такого самовыражения (самопроявления), подавленности собственной спонтанности и естественности.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 240; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.172.252 (0.004 с.) |