Специфические обороты научного стиля 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфические обороты научного стиля



Аспект Примеры
Актуальность проблемы (темы) В современной науке особенную остроту приобретает тема… Актуальная проблема… Внимание учёных (критиков и т.д.) привлекают вопросы… Многочисленные работы… посвящены…
Перечисление работ, посвященных проблеме (теме) Существует обширная литература, посвященная данной теме. Данному вопросу (проблеме, теме) посвящены следующие работы (статьи, монографии)… Эта проблема рассматривается в следующих работах…
Описание основных подходов Среди учёных, занимающихся проблемой…, нет единой концепции… Можно выделить несколько подходов к решению данной проблемы. Существует две (три, четыре) основных точки зрения на проблему. Первый подход реализован в работах…, в основе второго лежит концепция…, третий подход состоит в том, что… В исследовании данной проблемы можно выделить несколько школ (направлений, точек зрения).
Изложение сущности различных точек зрения Одна из точек зрения принадлежит… и заключается в… Вторая точка зрения противостоит первой и утверждает… Этой точки зрения придерживается… Третий подход представлен в работах… и сводится к… Автор… считает, что… Автор выдвигает положение (концепцию, теорию), в которой… Как считает… По мнению… С точки зрения… Сущность (суть, основное положение)… состоит (заключается в…, сводится к…) Согласно теории (концепции, трактовке, точке зрения, мнению)…
Сравнение точек зрения. Сходство Автор высказывает мнение, сходное с мнением… Автор придерживается тех же взглядов, что и… Позиция автора близка взглядам… Автор опирается на концепцию… Автор является представителем школы… Автор разделяет мнение… по вопросу… …объединяет с… во взглядах на… …по своей позиции близок… …так же, как и…, утверждает, что… Авторы придерживаются одинакового мнения по вопросу…
Сравнение точек зрения. Различение. Точка зрения… коренным образом отличается от взглядов… на… Взгляды… значительно (незначительно, принципиально) отличаются от точки зрения… …диаметрально противоположно… …отличается от.... тем, что… Если… утверждает, что…, то считает, что…
Отношение к рассматриваемым точкам зрения. Согласие / несогласие Можно согласиться… Трудно согласиться с… Трудно принять точку зрения… Нельзя принять утверждение…, потому что…
Мотивированный выбор точки зрения Из всего сказанного следует, что наиболее обоснованной является точка зрения… Таким образом, можно остановиться на…, так как… Мы принимаем точку зрения…, исходя из следующих соображений… Мы считаем наиболее убедительными аргументы… Неоспоримость доводов... заключается в том, что… Описание результатов экспериментов… представляется нам наиболее весомым аргументом к признанию точки зрения…
Оценка Данная точка зрения оригинальна (интересна, любопытна, наиболее адекватна нашему пониманию проблемы). Нельзя не отметить достоинство…

 

ВВЕДЕНИЕ

Обоснованию цели исследования посвящено Введение. Во введении автор должен объяснить и доказать, что выбранная им проблема - самая актуальная и самая значимая на сегодняшний день в научном мире.

Сюда можно включить обзор литературы по теме исследования.

 На основании данных литературы аргументируют теоретическую и практическую значимость выбранной темы (цепь взаимосвязанных суждений и фактов, которые доказывают значение), показывают состояние   изученности на сегодняшний день, отмечают перспективы, которые открывает изучение данной темы. В конце введения формулируют цель и задачи исследования.

 

Основные линии доказательства актуальности темы в разделе «Введение»:

· Этой темой уже занимаются и достигнуты существенные успехи.

· Но, тем не менее, она изучена недостаточно (пробелы, противоречия).

· Теоретическая значимость темы.

· Практическая значимость темы.

· Особая значимость темы для РБ, образования, школы.

 

Цели и задачи

В конце введения формируют цель и задачи исследования. Проблему надо  четко сформулировать в виде цели исследования. Цель указывает, какое именно новое знание (ответ, на какой вопрос) должно быть получено. Цель исследования – это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы. Цель - это как бы приказ исследователя самому себе на проведение научной работы.

Цель может быть сформулирована хорошо или плохо. Хорошо сформулированная Цель - 50% успеха. Если, прочитав Цель, Вам сразу стало ясно, как ее можно достигнуть - цель сформулирована хорошо. Если, прочитав формулировку цели, Вы в недоумении - что делать, с какого края начинать - значит, цель сформулирована плохо.

В качестве цели не следует указывать «сделать то, то». Правильно будет использовать глаголы: раскрыть, определить, установить, показать, выявить, изучить, уточнить, разработать, обосновать, обобщить и др. К примеру, «выявить закономерности процесса…», «обобщить собранный материал», «установить время возникновения…» и т.д.

Целью исследования может быть определение характеристик явлений, не изученных ранее; выявление взаимосвязи неких явлений; изучение развития явлений; описание нового явления; обобщение, выявление общих закономерностей; создание классификаций.

 

Задачи – это шаги, которые ведут к достижению цели. Задач в работе должно быть от 2 до 5.

Задачи исследования – это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута. Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. Перечисление задач строится по принципу от наименее сложных к наиболее сложным, трудоемким, а их количество определяется глубиной исследования.

Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как описание их решения в дальнейшем составит содержание глав. Заголовки глав рождаются именно из формулировок задач. Обычно они даются в форме перечисления: «изучить...», «описать...», «раскрыть...», «выявить...», «определить...», «исследовать...», «выяснить...», «проанализировать...», «ознакомиться в ходе…» и т.д.

 

Вопросы, которые ставятся в задачах, должны быть четкими и предполагать однозначный ответ. Условно можно разделить возможные задачи на следующие типы:

Типы задач Задаваемый вопрос
Количественные задачи на выявление количества Сколько…
Количественные задачи на выявление связей Какова связь…
Качественные задачи на установление зависимости Есть ли…
Функциональные задачи на объяснение Для чего… Зачем…
Функциональные задачи на установление механизмов зависимости Как…
Задачи на выявление причин явлений Почему…

 

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Методы исследования также являются элементом введения к любой исследовательской работе. Поэтому необходимо чётко указать только те методы, которые непосредственно были использованы при написании исследовательской работы. Метод научного исследования – система умственных и (или) практических операций (процедур), которые нацелены на решение определенных познавательных задач с учетом определенной познавательной цели. Чаще всего используются следующие методы:

Анализ - метод исследования, предполагающий такую мыслительную операцию, при которой исследуемый процесс или явление разделяются на составляющие для их специального и углубленного самостоятельного изучения.

Беседа - метод исследования, предполагающий личный контакт с отвечающим.

Классификация - теоретический метод изучения изучаемых объектов, фактов, основанный на упорядочивании явлений по отношению друг к другу.

Моделирование - метод исследования, предполагающий построение модели.

Наблюдение - наиболее информативный метод исследования, позволяющий увидеть со стороны изучаемые процессы и явления, доступные для восприятия.

Обобщение - одна из важных мыслительных операций, в результате которой выделяются и фиксируются относительно устойчивые свойства объектов и их отношений.

Обследование - это изучение исследуемого объекта с той или иной мерой глубины и детализации, что определяется целями и задачами исследования

Синтез - мыслительная операция, в ходе которой из выявленных элементов и фактов восстанавливается целостная картина.

Социологический - опрос части населения по специальному перечню вопросов;

Сравнение - метод исследования, предполагающий сопоставление объектов с целью выявления их сходства и отличий, общего и особенного.

Статистический - метод исследования, предполагающий обработку значительного количества цифрового материала.

Эксперимент - общий эмпирический метод исследования, в основе которого строгий контроль за изучаемыми объектами в управляемых условиях.

ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ

Ни одна серьёзная исследовательская работа не может быть подготовлена без научного предвидения, которое помогает предусмотреть и свести к минимуму возможные ошибки и неудачи. Конкретной формой научного предвидения является гипотеза. Гипотеза – форма теоретического знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве. Она носит вероятностный, а не достоверный характер. В исследовательской работе могут быть несколько гипотез одновременно.

Обычно выделяют следующие типы гипотез:

Сравнительные:

* и * имеют сходство по следующим признакам: * * *.

и * отличаются по признакам: * * *.

Аналитические:

имеет следующую структуру: *

Наиболее важными показателями (характеристиками, формами, следствиями, причинами, аспектами, ценностями и т.д.) * являются * * *

* устроено так *.

Дедуктивные:

Система ценностей героя данного произведения искусства позволяет предположить, что он близко знаком с философией *.

Характерной особенностью поведения подростка начала 21 века является *.

Наблюдаемый феномен * является частным случаем *.

* не является *.

Специфика проявления * в * заключается в *.

* представляет собой частный случай *.

Классификационные:

Изучаемые явления имеют следующую типологию: *.

Ряд исследуемых фактов (феноменов) укладывается в следующую схему (родо-видовую классификацию): *.

Основанием для классификации данных явлений служит *.

Задачи связи и отношения:

* связано (связан, связаны, связана) с *.

Влияние * на * опосредовано * (происходит через *).

* влияет на * таким образом: * (вариант: * зависит от *).

─ Некоторые * имеют (не имеют) отношение к *.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.199.243 (0.018 с.)