Исследовательские работы обучающихся 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исследовательские работы обучающихся



ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

Научное исследование - технологический процесс производства знаний. Все этапы этого процесса имеют жесткие стандарты, соблюдение которых обеспечивает качество результата - достоверность знаний.

Основная особенность исследования в образовательном процессе – то, что оно является учебным. Если в науке главная цель - получить новые знания, то в образовании цель исследовательской деятельности в том, чтобы обучающиеся приобрели функциональные навыки исследования, как универсального способа освоения действительности, развития способности к исследовательскому типу мышления, активизации личной позиции обучающегося.

Исследовательская работа обучающихся организуется со следующими целями:

А) закрепить, углубить, расширить теоретические и практические знания по школьному курсу;

Б) овладеть навыками самостоятельной работы со специальной литературой и другими источниками информации;

В) выработать умение формулировать суждения и выводы, логически последовательно и доказательно их излагать;

Г) выработать умение в подготовке публичных выступлений на различного рода конференциях.

Классификация письменных работ обучающихся

 

Название группы Характеристика группы Категория работы
1 Творческие работы Сочинения, описания на заданную тему, критические заметки   Не подпадают под понятие учебно- исследовательских
2 Реферативные работы Проработка автором большого количества статей, монографий. Если присутствует анализ и обработка представленного материала Литературный обзор или информационный обзор (часть научной работы) Научная работа
3 Отчеты о проделанной работе Содержат фактический материал без обработки и без систематизации собранных данных Часть научной работы
4 Учебно-исследовательские работы

Содержат обязательные элементы научного исследования - постановка цели, формулирование задач, выбор методов сбора и обработки фактического материала, проведение наблюдений, опытов, экспериментов, анализ и обсуждение результатов

Научная работа, выполненная учащимся под постоянным контролем учителя. Результаты работы известны преподавателю заранее.
55 Исследовательские работы Научная работа, предполагающая большую самостоятельность автора. Результаты работы не известны преподавателю заранее

СТРУКТУРА НАУЧНОЙ РАБОТЫ

Основная форма представления результатов исследования в «большой» науке - научная статья. Конкурсная работа (как и курсовая и дипломная работы) воспроизводят структуру научной статьи, которая отрабатывалась десятилетиями.

Подготовив конкурсную работу, исследователь подает ее на конкурс, а затем делает устную презентацию (научный доклад).

 

Как выглядит готовая научная работа?

Титульный лист: название, автор, руководитель, учреждение (1 стр.)

Оглавление (1 стр.)

Введение (1 -2 стр.)     

Глава 1. Обзор литературы (5-10 стр.)               

Глава 2. Материал и методы исследования (2 - 4 стр.)    

Глава 3. Результаты и обсуждение(5 -10 стр.)  

Выводы (1-2 стр.)

Список литературы.

Приложения (если есть необходимость)

ПРОБЛЕМА, ЦЕЛЬ, НАЗВАНИЕ

 

Метафора «Человек»

Научную работу можно представить как человека:

Голова - это идея работы.

Руки - методика получения данных

Ноги (на которых человек стоит) - личные результаты автора

Одежда - оформление и презентация работы

Как бы ни была красива одежда, человек будет выглядеть красивым только тогда, когда у него будет гармоничная пропорциональная фигура. Непропорционально короткие ноги (мало результатов) или огромная голова (идея глобального масштаба) в сочетании с длиннющими руками (чрезмерно сложная методика) создают не красоту, а уродство. Хотя это уродство и может привлечь внимание.

Метафора  «Стол» 

Научную работу можно представить как стол с четырьмя ножками:

1 -Идея

2 -Методика          

3- Результаты

4 -Представление работы

Если одна из ножек стола будет отсутствовать или будет непропорционально длинной (короткой), толстой (тонкой), то стол будет некрасивым и работоспособным.

Идея - поиск проблемы.

Любой научное исследование начинается с проблемы. Научная проблема - дефицит знания. Проблем вокруг - тысячи, главная проблема состоит в том, чтобы эти проблемы увидеть! Найти проблему значит очертить то новое знание, которые должно быть получено в результате научного исследования, и обосновать, почему стоит тратить время и ресурсы на его поиск.

Найти хорошую проблему - самый сложный и самый интересный этап научной работы. Если проблема хорошая, из нее может получиться хорошая или плохая работа; если проблема плохая - работа хорошей не будет.

Проблема – дефицит знания. Проблема – это вопрос, ответ на который должен быть получен в результате исследования.

Кто должен искать проблему?

Ø Подход 1. Задачи формулирует руководитель, обучающийся выполняет практическую часть работы.

Ø Подход 2. Обучающийся сам ищет проблему, сам ставит задачу, сам планирует исследования и корректирует эти элементы по ходу выполнения работы. Преподаватель выполняет роль консультанта.

Этапы работы с проблемой:

Ø Найти проблему - найти и очертить дефицит знания.

Ø Верифицировать проблему - проверить, является ли найденная проблема проблемой вообще или проблемой лично для Вас.

Ø Сформулировать цель и задач и - оформить проблему в виде цели и указать шаги для ее достижения (задачи).

Ø Обосновать проблему - доказать, что на получение указанного знания стоит тратить время и ресурсы.

Способы поиска научной проблемы:

Стандартный (ненаучный) алгоритм поиска проблемы:

- возникает мысль «Давайте сделаем научную работу»;

- возникает вопрос «Что у нас для этого есть» (прибор, знакомый в лаборатории и т.п.);

- придумываем, что бы такое можно сделать с тем, что у нас есть;

- обосновываем, зачем было нужно сделать то, что мы собрались сделать.

Научные алгоритмы поиска проблемы:

Поиск пробела. Определите интересную тему и изучайте литературу, рано или поздно Вы найдете вопрос, ответа на который нет в литературе, и который Вас заинтересует.

От практической проблемы. В основе любой практической проблемы лежит недостаток знаний, который можно выявить и восполнить.

От нового факта. Сложный способ, поскольку требует знания самых последних исследований в избранной области. Открытие нового факта в мировой науке (нового медиатора, нового гормона, нового механизма) дает возможность провести исследование высокого уровня.

Разработка проблемы.

Проблему надо верифицировать, т.е. уточнить, является ли найденная Вами проблема проблемой вообще (дефицит знания) или проблемой лично для Вас (дефицит Вашего образования). Метод верификации - поиск ответа в литературе.

 

НАУЧНЫЙ СТИЛЬ

«… написать в первый раз, затем переписать, чтобы расставить мысли, затем еще раз – чтобы расставить слова». (Л.Н.Толстой)

Сила воздействия научного текста непосредственно зависит от точности, логичности и ясности изложения, полноты содержания и доказательности аргументов, приводимых автором, краткости научного текста. Не следует злоупотреблять научными терминами (частый грех начинающих), тем более нельзя пользоваться словами, смысл которых вам не ясен. Наукообразное нагромождение ученых слов – верное свидетельство того, что автор – новичок в науке. Умение грамотно и понятно писать приходит с опытом.

 

Научный стиль предполагает использование специальных оборотов,. Главной морфологической особенностью научной речи является преобладание имен существительных (наука объясняет суть вещей, а не динамичность) и прилагательных (решают задачи описания и характеристики явлений) над глаголами, отсутствие личных местоимений, сухость (не эмоциональность) и

Пример:

Ненаучный стиль Научный стиль
Наша Маша громко плачет. Уронила в речку мячик. Тише, Машенька не плач, не утонит в речке мяч. У неполовозрелой особи Ноmo sapiens женского пола по имени «Маша» отмечено выраженное усиление секреторной активности слезных желез, которое проявляется интенсивным хорошо заметным слезоотделением. Вероятной причиной усиления активности слезных желез является случайное перемещения игрового объекта «мяч» на водную поверхность. Наблюдатель предложил Маше снизить интенсивность слезоотделения, мотивируя это тем, что средняя плотность мяча ниже плотности воды. Таким образом, мяч обладает положительной плавучестью и не сможет опуститься ниже уровня поверхности (утонуть).

 

ВВЕДЕНИЕ

Обоснованию цели исследования посвящено Введение. Во введении автор должен объяснить и доказать, что выбранная им проблема - самая актуальная и самая значимая на сегодняшний день в научном мире.

Сюда можно включить обзор литературы по теме исследования.

 На основании данных литературы аргументируют теоретическую и практическую значимость выбранной темы (цепь взаимосвязанных суждений и фактов, которые доказывают значение), показывают состояние   изученности на сегодняшний день, отмечают перспективы, которые открывает изучение данной темы. В конце введения формулируют цель и задачи исследования.

 

Цели и задачи

В конце введения формируют цель и задачи исследования. Проблему надо  четко сформулировать в виде цели исследования. Цель указывает, какое именно новое знание (ответ, на какой вопрос) должно быть получено. Цель исследования – это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы. Цель - это как бы приказ исследователя самому себе на проведение научной работы.

Цель может быть сформулирована хорошо или плохо. Хорошо сформулированная Цель - 50% успеха. Если, прочитав Цель, Вам сразу стало ясно, как ее можно достигнуть - цель сформулирована хорошо. Если, прочитав формулировку цели, Вы в недоумении - что делать, с какого края начинать - значит, цель сформулирована плохо.

В качестве цели не следует указывать «сделать то, то». Правильно будет использовать глаголы: раскрыть, определить, установить, показать, выявить, изучить, уточнить, разработать, обосновать, обобщить и др. К примеру, «выявить закономерности процесса…», «обобщить собранный материал», «установить время возникновения…» и т.д.

Целью исследования может быть определение характеристик явлений, не изученных ранее; выявление взаимосвязи неких явлений; изучение развития явлений; описание нового явления; обобщение, выявление общих закономерностей; создание классификаций.

 

Задачи – это шаги, которые ведут к достижению цели. Задач в работе должно быть от 2 до 5.

Задачи исследования – это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута. Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. Перечисление задач строится по принципу от наименее сложных к наиболее сложным, трудоемким, а их количество определяется глубиной исследования.

Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как описание их решения в дальнейшем составит содержание глав. Заголовки глав рождаются именно из формулировок задач. Обычно они даются в форме перечисления: «изучить...», «описать...», «раскрыть...», «выявить...», «определить...», «исследовать...», «выяснить...», «проанализировать...», «ознакомиться в ходе…» и т.д.

 

Вопросы, которые ставятся в задачах, должны быть четкими и предполагать однозначный ответ. Условно можно разделить возможные задачи на следующие типы:

Типы задач Задаваемый вопрос
Количественные задачи на выявление количества Сколько…
Количественные задачи на выявление связей Какова связь…
Качественные задачи на установление зависимости Есть ли…
Функциональные задачи на объяснение Для чего… Зачем…
Функциональные задачи на установление механизмов зависимости Как…
Задачи на выявление причин явлений Почему…

 

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Методы исследования также являются элементом введения к любой исследовательской работе. Поэтому необходимо чётко указать только те методы, которые непосредственно были использованы при написании исследовательской работы. Метод научного исследования – система умственных и (или) практических операций (процедур), которые нацелены на решение определенных познавательных задач с учетом определенной познавательной цели. Чаще всего используются следующие методы:

Анализ - метод исследования, предполагающий такую мыслительную операцию, при которой исследуемый процесс или явление разделяются на составляющие для их специального и углубленного самостоятельного изучения.

Беседа - метод исследования, предполагающий личный контакт с отвечающим.

Классификация - теоретический метод изучения изучаемых объектов, фактов, основанный на упорядочивании явлений по отношению друг к другу.

Моделирование - метод исследования, предполагающий построение модели.

Наблюдение - наиболее информативный метод исследования, позволяющий увидеть со стороны изучаемые процессы и явления, доступные для восприятия.

Обобщение - одна из важных мыслительных операций, в результате которой выделяются и фиксируются относительно устойчивые свойства объектов и их отношений.

Обследование - это изучение исследуемого объекта с той или иной мерой глубины и детализации, что определяется целями и задачами исследования

Синтез - мыслительная операция, в ходе которой из выявленных элементов и фактов восстанавливается целостная картина.

Социологический - опрос части населения по специальному перечню вопросов;

Сравнение - метод исследования, предполагающий сопоставление объектов с целью выявления их сходства и отличий, общего и особенного.

Статистический - метод исследования, предполагающий обработку значительного количества цифрового материала.

Эксперимент - общий эмпирический метод исследования, в основе которого строгий контроль за изучаемыми объектами в управляемых условиях.

ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ

Ни одна серьёзная исследовательская работа не может быть подготовлена без научного предвидения, которое помогает предусмотреть и свести к минимуму возможные ошибки и неудачи. Конкретной формой научного предвидения является гипотеза. Гипотеза – форма теоретического знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве. Она носит вероятностный, а не достоверный характер. В исследовательской работе могут быть несколько гипотез одновременно.

Обычно выделяют следующие типы гипотез:

Сравнительные:

* и * имеют сходство по следующим признакам: * * *.

и * отличаются по признакам: * * *.

Аналитические:

имеет следующую структуру: *

Наиболее важными показателями (характеристиками, формами, следствиями, причинами, аспектами, ценностями и т.д.) * являются * * *

* устроено так *.

Дедуктивные:

Система ценностей героя данного произведения искусства позволяет предположить, что он близко знаком с философией *.

Характерной особенностью поведения подростка начала 21 века является *.

Наблюдаемый феномен * является частным случаем *.

* не является *.

Специфика проявления * в * заключается в *.

* представляет собой частный случай *.

Классификационные:

Изучаемые явления имеют следующую типологию: *.

Ряд исследуемых фактов (феноменов) укладывается в следующую схему (родо-видовую классификацию): *.

Основанием для классификации данных явлений служит *.

Задачи связи и отношения:

* связано (связан, связаны, связана) с *.

Влияние * на * опосредовано * (происходит через *).

* влияет на * таким образом: * (вариант: * зависит от *).

─ Некоторые * имеют (не имеют) отношение к *.

Оценочные:

Использование формулы * вместо формулы * в решении задачи * позволит повысить эффективность (точность) решения.

Использование прибора * вместо прибора * для измерения * в условиях * позволит точнее предсказывать *.

Данное описание более полное (интересное, эмоциональное, глубокое, актуальное, надежное, научное и т.д.), чем *

* должно (не должно) быть * (или не *).

* эффективно для * в условиях *.

Преимущество * перед * состоит в том, что *.

Алгоритмические:

Последовательность операций должна строиться так: *.

Программа обработки данных * должна включать в себя *.

Есть необходимость изменить алгоритм так: *.

Введение в технологию (алгоритм) предлагаемой операции (действия, средства) * позволит изменить результат в требуемую сторону.

Системные:

Структурными единицами (составными частями) * являются *.

* будет развиваться (двигаться, строиться) в направлении *.

Иерархия элементов (связей) системы будет следующей *.

Системообразующим элементом в изучаемом явлении будет *.

Индуктивные (обобщения):

Механизм (принцип действия) * устроен так: *.

Выявленные признаки (факторы, элементы, аспекты и т.д.) укладываются в следующую закономерность *.

На основании полученных данных (на основании анализа проблемы) можно утверждать, что * (это м.б. формула, правило, закон, определение).

─ Все * являются *.

Технологические:

Для получения требуемого результата * использовать лучше, чем *.

Технология * может строиться так: *.

Технология * должна включать в себя * (это м.б. инструмент или средство, этап, действие, операцию и т.д.).

Технология * не соответствует условиям (требованиям, представлениям и т.д.).

К гипотезе предъявляются следующие основные требования: а) гипотеза не должна содержать понятий, которые не уточнены; б) должна быть проверяема при помощи имеющихся методик: в) она должна быть сформулирована на чётком грамотном языке; г) соответствовать предмету исследования так, чтобы истинность, выдвинутого в ней предположения не была очевидна; д) обоснована предшествующими знаниями, вытекать из них.

 

Обычно в ходе исследования гипотезы должны проверяться. Что значит проверить гипотезу? Это значит проверить те следствия, которые логически из неё вытекают. В результате проверки гипотезы подтверждают или опровергают. Проверка выдвинутой гипотезы может проходить разными путями.

В ходе доказательства выдвинутых гипотез одни из них становятся истинной теорией, другие видоизменяются, уточняются и конкретизируются, третьи отбрасываются, превращаются в заблуждения, если проверка дает отрицательный результат. Выдвижение новой гипотезы, как правило, опирается на результаты проверки старой, даже в том случае, если эти результаты были отрицательными.

 

Вопрос новизны является одним из наиболее сложных моментов исследовательской работы. Исследователь должен уметь определить новизну своего научного результата.

Для работ обучающихся новизна темы может достигаться следующими способами:

1) введением в научный оборот новых, не использованных ранее источников с их последующим анализом;

2) новой трактовкой известных источников с коррекцией старого научного знания;

3) изучением на основе известных источников малоизученных аспектов старого знания;

4) уточнение, конкретизация известных данных, распространение известных результатов на новый класс объектов, систем;

5) практическое применение (какими органами и организациями, в какой форме используются и могут быть использованы результаты выполненного исследования и рекомендации, высказанные в работе).

При этом надо очень осторожно относиться к тому, что автор, как ему кажется, сделал впервые. Понятие «впервые» означает в науке факт отсутствия подобных результатов до их публикации. Впервые может проводиться исследование на оригинальные темы, которые ранее не исследовались в той или иной отрасли научного знания. На практике часто бывает так, что исследователь просто не сумел выявить по литературе уже ранее описанные факты и явления.

 

Значимость полученных результатов чаще всего заключается в возможностях практического применения результатов исследования.

ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

Обзор литературы - краткое описание состояния выбранной проблемы, где автор приводит и систематизирует основные знания, полученные в его области. Обзор литературы подтверждает квалификацию автора - что он действительно знает то, с чем работает. Это является некой гарантией достоверности и корректности полученных им научных результатов.

Обзор литературы представляет собой критический анализ имеющихся в отечественной и зарубежной литературе данных по теме исследования. В обзоре излагают, анализируют, сопоставляют данные, суждения, взгляды различных авторов по конкретным вопросам темы; характеризуют общее состояние изученности темы и ее отдельных вопросов.

Представленные материалы должны обязательно содержать ссылки на использованные источники (см. ниже п. 11). Ссылки на использованную литературу можно приводить с указанием номера источника из приведенного в конце работы списка литературы. Номер источника заключается в квадратные скобки.

ТРЕБОВАНИЯ К МЕТОДИКЕ И ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ МЕТОДИКИ

 

Методика – это описание того как выполнялась работа. Некорректно выбранная методика полностью обесценивает полученные данные.

Методика - это последовательность действий и условий, которые используются для получения научных данных.

 

Требования к методике:

■ должна быть адекватна поставленной цели и задачам,

■ должна обеспечивать получение объективных данных, т.е исключать субъективный фактор)

■ должна быть строго формализована (регламентирована)

Основные элементы методики

                                                    

ü объект исследования (крыса, масса тела, пол, возраст и др.)

ü методики (способы) измерения параметров объекта (не на глазок)

 

ü процедура (последовательность действий)

 

ü условия (температура, время, место, освещение и др.)

 

ü материалы и технические средства

 

Методика и выбранные способы обработки данных должны быть описаны подробно: каким способами велись наблюдении, сколько их было проведено, какие проводились наблюдения, какие использовались способы обработки первичных данных. По корректности представленных методов проведения работы видно насколько их освоил автор.

Типы методик:

Методики для количественного описания сложных систем (методики инвентаризации). Примеры: описание видового состава какой-либо территории, временной динамики видового состава, количественный учет автотранспорта.

 

Экспериментальные методики - методики исследования влияния какого-либо фактора на модельную систему. Эти методики позволяют ответить на вопрос «Как влияет фактор X на явление Y. Эксперимент - универсальный научный метод для получения новых знаний.

 

Примеры вопросов, ответы на которые могут быть получены при помощи эксперимента:

Ø Сравнить эффективность двух видов минеральных удобрений (или двух способов внесения одного и того же минерального удобрения).

Ø Установить, влияет ли музыка на рост и развитие растений.

Ø Выяснить, какой именно элемент комплексного удобрения приводит к повышению площади листовой поверхности.

 

Методика, используемая в научной работе, может быть стандартной (заимствованной из литературы) или оригинальной (разработана автором).

В первом случае будет целесообразно, а во втором случае - абсолютно необходимо методику верифицировать, т.е. убедиться в том, что она позволяет проводить количественное измерение. Желательно установить точность методики.

ГЛАВА ВЫВОДЫ

 

В главе Выводы приводятся краткие формулировки результатов работы, отвечающие на вопросы поставленных задач. Выводы должны быть четкими, убедительными и  логичными.

  При обсуждении проводят сравнение собственных данных с данными других авторов, выясняют их сходства и различия, анализируют причины различий и противоречий. Сопоставляя собственные данные с литературными сведениями, автор высказывает и аргументирует определенные предположения и умозаключения.

 

Требования к заключительной части исследования

Заключение – завершающий раздел текста исследовательской работы, содержащий краткое изложение основных итогов и выводов работы.По тому, как написана заключительная часть,судят о Вашем умении обобщать, выделять то существенное, что достигнуто в результате проведенного исследования.

Содержание данного раздела должно вытекать из теоретического анализа литературы, данных эмпирического исследования. В заключение не нужно писать об актуальности изучаемой проблемы, об этом речь уже шла в разделе «Введение», не нужно рассказывать о том, что Вы собирались сделать и что предполагали, когда начинали исследование, не надо вновь пересказывать содержание работы и то, что Вы в ней хотели достигнуть. Важнее написать, что Вы сделали.

Заключение обычно содержит следующее:

1. Данные о выполнении поставленных задач.

2. Выводы по исследованию.

3. Данные о подтверждении гипотезы (при ее наличии)

4. Рекомендации.

5. Данные о выполнении поставленной цели.

В начале заключительной части исследования говорится о выполнении задач исследования. Обычно это пишется так: «При проведении данного исследования нами были… и далее перечисляются те задачи, которые были выполнены по ходу написания текста.

Формально любая исследовательская работа требует выводов. Выводы корректно сформулированные положения, следующие из результатов проделанной работы. По сути, выводы нужны для того, чтобы кратко охарактеризовать основные результаты, к которым пришел автор в процессе работы.

Выводы «вытекают» из содержания основной части исследовательской работы. Не следует помещать в раздел «Выводы» результаты, полученные другими авторами, призывы и лозунги или повторять отдельные положения текста исследования. В заключительной части не должно быть выводов, которые не подтверждаются текстовым материалом. Не следует искажать собственные результаты, для того чтобы придать работе значимость или практический выход.

На формулировки выводов надо обращать самое серьезное внимание, уделяя им максимум умственных усилий. Сами выводы (резюме) должны быть написаны четким, лаконичным, ясным стилем и должны располагаться по порядку номеров. Выводы отвечают на вопрос, поставленный в цели работы. Они должны соответствовать задачам исследования. Каждый вывод в научной работе должен быть обоснован определенным методом, например: логическим, статистическим или математическим.

Обычно выводы начинаются такими фразами, как: * и так…., таким образом…, * в заключение отметим, что…, * все сказанное позволяет сделать следующие выводы, * подведя итог, следует сказать, что…

Выводы, характеризующие новое научное знание, могут начинаться словами: * Расчет показал, что …при условиях … возникает …явление, которое объясняется…*, или * Экспериментально установлено, что …влияние…, ослабевающее при …*, или * Выявлен факт…, говорящий в том, что… *. Обычно в работе дается 3 – 4 вывода.

В выводах отдельным пунктом обязательно должны быть данные о подтверждении или не подтверждении гипотезы исследовании. Обычно это пишется так: «Мы предположили, что… В ходе проведенного исследования выяснилось, что….Таким образом, проведенное нами исследование подтвердило нашу гипотезу, что, действительно.….». Обычно это пишется так: «Мы предположили, что… В ходе проведенного исследования выяснилось, что….Таким образом, проведенное нами исследование подтвердило нашу гипотезу, что, действительно.….».

Исследователи могут в конце каждой главы и даже параграфа основной части работы приводить промежуточные выводы, отражающие в концентрированной формесодержание главы (параграфа). Они должны быть конкретными, раскрывать сущность нового научного знания с указанием деталей, особенностей и новизны конкретных результатов исследования. Наличие таких выводов позволяет упростить составление заключения по работе. При наличии промежуточных выводов по главам выводы заключительной части должны быть более общими.

Формулировка выводов

ü Выводы представляют собой; краткий итог работы и должны четко отражать смысл и сущность выполненного автором исследования и полученные в результате этого исследования новые знания.

 

ü Выводы формулируют четко, кратко, лаконично. Они должны быть понятны без чтения основного текста работы.

 

ü Вывод не должен быть простым повторением ранее приведенных в работе данных, а должен представлять собой обобщение.

 

ü Вывод должен основывать на собственных экспериментальных данных и полностью подтверждаться ими. Вывод не может включать данные, почерпнутые из литературы.

 

ü В выводах недопустимы повторения, описание общеизвестных положений, написание ничего не значащих общих фраз, ссылки на других авторов, полемика.

 

ü Выводов работы не должно быть слишком мало (1-2) или слишком много (10-20), т.к. в этом случае они не выполняют своего назначения - подведение итогов работы в сжатой форме. Выводы дают в виде отдельных абзацев, которые нумеруют арабскими цифрами.

 

В заключительной части работы следует показать, в чем состоит новизна содержания работы, иными словами, то новое и существенное, что составляет научную и практическую ценность данной работы.

Рекомендации, которые даются в исследовательской работе, надо формулировать предметно, то есть указать, что и кому (конкретное лицо или организация) надо делать. Эти рекомендации должны опираться на конкретные должностные обязанности физического или юридического лица.

В заключительной части исследования можно предложить перспективы для дальнейших поисков по представленной теме. Обычно это дается такими словами: *Данное исследование можно продолжить в направлении…

СТАНДАРТЫ ОФОРМЛЕНИЯ КОНКУРСНОЙ РАБОТЫ

 

1. Параметры страницы (пример)

ü Конкурсную работу печатают на одной стороне листа белой бумаги формата А4. Страница должна иметь поля: левое - 30 мм, правое - 10 мм, верхнее - 20 мм, нижнее 25 мм.

ü На одной странице текста должно размещаться 40±3 строк, в каждой строке - 60-75 символов. Рекомендуемые параметры: междустрочный интервал - одинарный, шрифт Тimes New Romam, кегль - 12 - 13.

ü Абзацный отступ должен составлять 4-5 символов.

 

Заголовки

• Заголовок разделов печатают прописными буквами. Заголовки подразделов печатают строчными буквами (кроме первой прописной). Точку в конце заголовка не ставят.

• Заголовки располагают по центру строк (выравнивание по центру). Между заголовком и текстом оставляют одну свободную строку.

• Каждый раздел начинают печатать с новой страницы.

 

Латинские названия в тексте

• При первом упоминании дают полное видовое название организма в соответствии с правилами номенклатуры (Rattus norvegcus), при повторном упоминании - сокращенное (R. norvegicus).

• Общепринятые латинские аббревиатуры набирают курсивом (in vitro, per se, s. str. )

• Названия сложных химических веществ можно писать в виде химических формул (NaCl, N0, НСОз).

Нумерация

Страницы нумеруют в правом верхнем углу. Первый номер присваивают титульному листу. Номера страниц начинают печатать начиная с первой страницы раздела «Введение».

Подразделы нумеруют последовательно в пределах каждого раздела.

Таблицы нумеруют последовательно в пределах работы. В правом верхнем углу над заголовком таблицы помещают надпись «Таблица» с указанием ее номера (Таблица 3). Если в работе только одна таблица, то номер ей не присваивают, а пишут только слово «Таблица».

Рисунки нумеруют последовательно в пределах работы. Номер рисунка после слова «Рис.» указывают под рисунком. Если в работе только один рисунок, то его не нумеруют, а пишут только слово «Рисунок».

Формулы и уравнения нумеруют последовательно в пределах работы. Номера формул пишут в круглых скобках у правого поля страницы.

 

Таблицы

• Название таблицы печатают с заглавной буквы без точки на конце. Название размещают над таблицей и выравнивают по центру таблицы. Между названием и рамкой таблицы оставляют свободную строку.

• Названия строк и основных граф таблицы пишут с прописной буквы, названия подчиненных граф - со строчной буквы.

• К таблице могут быть даны (помимо описания ее в тексте) дополнительные пояснения и примечания. Их размещают под таблицей поле слова «Примечание».

• Таблицу размещают в тексте после абзаца, в котором встречается первая ссылка на таблицу. Большие таблицы можно приводить на отдельной странице.

 

Рисунки

• Название рисунка размещают под ним, справа от его порядкового номера. Рис. 1. Схема эксперимента.

• Под названием рисунка приводят пояснение имеющихся на рисунке условных обозначений.

Рисунок размещают в тексте после абзаца, в котором встречается первая ссылка на рисунок. Большие рисунки можно приводить на отдельной странице.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 63; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.181.231 (0.175 с.)