Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Два истока музыки Вила-Лобоса
Эйтор Вила-Лобос (1887-1959) – бразильский композитор, дирижѐр, фольклорист, педагог, музыкально-общественный деятель. «Вила-Лобос останется одной из великих фигур современной ему музыки и величайшей гордостью страны, которая его породила» (9, с. 132). Это мнение испанского виолончелиста и дирижера Пабло Казальса о бразильском композиторе разделяли многие выдающиеся музыканты XX века. Основоположник бразильской национальной музыки, автор симфоний и опер, камерных сочинений и балетов, фольклорист и дирижер, инициатор учреждения и первый президент Бразильской музыкальной академии, – всем этим далеко не исчерпывается значение Вила-Лобоса в мировой культуре. Его творчество нельзя ограничивать достижением бразильской культуры, его музыка – достояние мировой музыкальной культуры, она обогатила музыку оригинальной мелодикой, ритмикой, новыми звуковыми красками. Два истока питали музыку Вила-Лобоса. Первый – это бразильский фольклор. В юношеские годы он не обучался профессионально музыке, но свои «университеты» он получил в игре в уличных ансамблях «шоро», в собирании бразильского музыкального фольклора (записал свыше 1000 народных мелодий). Позже он сказал: «Моим учебником гармонии стала карта Бразилии» (61, с. 317). Второй исток его творчества – европейские традиции, которые он впитал в годы пребывания во Франции. Но бразильскую классику Вила Лобос создавал на основе сплава национальных традиций с музыкой прошлых эпох. Самой известной частью творческого наследия Вила-Лобоса остаются его девять «Бразильских бахиан», созданные в 1930-1945 годах. Цикл написан для различных составов ансамблей и оркестров. «Старинное» и «национальное» питали музыку «Бахиан», что отражено и в названии. «Бразильские» – указывает на национальные истоки произведения. Сюиты – калейдоскоп бразильских песен, танцев и способов их исполнения. Но название – «Бахианы» – вдохновлено творчеством великого немецкого композитора. Вила Лобос обнаружил многочисленные параллели между музыкой Баха и бразильской народной музыкой. Вила Лобос отмечал, что формы Баха «фольклорно универсальны», тематизм некоторых бразильских песен близок к баховским ариозо, танцы – к токкате и жиге. Поэтому он и дает двойное название частям сюиты, один подзаголовок – в традиционной европейской в манере – названия музыкальных форм барокко, второй подзаголовок содержит названия бразильской музыки.
Так, в «Бразильской бахиане № 1», созданной в 1930 году, вторая и третья часть названы «прелюдия» и «фуга», но решены они своеобразно. Сюита написана для виолончельного оркестра; как прекрасный виолон- челист, Вила Лобос использовал все возможности инструмента. Характерно название второй части: Прелюдия. «Модинья» (в переводе – «мелодия»). Это часть как бы соответствует медленным частям баховских концертов с его прекрасными мелодиями. В медленной и томной главной теме «Модиньи» проступают очертания мелодий баховских лирических арий: 75 Но средний раздел более оживленный и жанровый. Особенно эффектно окончание части на «пианиссимо» соло виолончели. Третья часть также имеет двойное название – Фуга. «Беседа». Композитор соединяет контрапунктическое мастерство в баховском стиле с особенностями музицирования бразильского уличного ансамбля. По словам композитора, эта часть написана в манере известного серейстеро (народный музыкант, создающий и исполняющий сересты-серенады). Четырехголосная фуга – это как беседа четырех музыкантов шоро. Шоро – уличный ансамбль городской народной музыки в Рио-де-Жанейро (напомним, что композитор в молодости был «шораном»). Инструменты как бы оспаривают у друг друга первенство в проведении темы, в своих импровизациях как бы задавая вопросы и отвечая на них. Тема, написанная в стиле известного серейстеро, близка интонационным оборотам и ритму бразильского фольклора: 76 Бразильская бахиана № 5 – самая популярная из цикла «Бахиан». Она состоит из двух частей, первая создана в 1938 году, вторая - в 1945. Написан цикл для сопрано и восьми виолончелей. Первая часть – Ария («Кантилена»). Она написана на стихи бразильской поэтессы Р.Корреа. Основная тема «Кантилены» органично соединяет народный мелос с характерными признаками мелодики Баха.
Анна Ахматова в своем стихотворении «Слушая пение» так отразила впечатление от этой музыки (на полях автографа она записала – «Вишневская пела бразильскую бахиану»):
Женский голос, как ветер, несется Черным кажется, влажным, ночным, И чего на лету не коснется, Все становится сразу иным. Заливает алмазным сияньем, Где-то что-то на миг серебрит И загадочным одеяньем Небывалых шелков шелестит... Интродукция сразу вводит в атмосферу гитарного сопровождения серенад. Лирическая мелодия «парит» над контрапунктом пиццикато, переплетение голосов стилизовано в духе Баха. Средний раздел в более оживленном темпе с мелодией в стиле старинных песен. Мастерство оркестровки передает все богатство нюансов ансамбля виолончелистов. Вторая часть – Танец («Молот») – написана на стихи величайшего бразильского поэта М. Бандейра. Для этого бразильского танца-песни характерен остинатный ритм и импровизационность. «Молот» «создает представление о любопытном типе песен Северо-Востока Бразилии. Основная мелодия этой части построена на музыкальной версии посвистов и щебетаний некоторых птиц этой области» (9, с. 89). В своем творчестве композитор тяготел к лирическим образам-состояниям и жанровости. Пятая «Бахиана» основана на контрасте лири-ко-психологической и красочно-жанровой сфер. «Бразильские бахианы» своеобразно соединяют «старинное» и «народное». Метод Вила Лобоса – не стилизация музыки прошлого, а его «бразильская» адаптация. Циклы можно отнести к неоклассицизму, «но нигде в ― Бахианах ‖ нельзя найти той холодноватой «игры с моделями», которая ощущается в произведениях Стравинского» (61, с. 331 ). Вила Лобос использует классическое наследие в открытой эмоциональной манере. «Бахианы»– вершина творчества знаменитого бразильца. Нигде композитор не достигал такой органичности в сплаве различных элементов. «НОВЫЙ ФРАНЦУЗСКИЙ ДИНАМИЗМ» В музыке Франции начала ХХ века соседствовали различные стили и направления: импрессионизм сосуществовал с традиционализмом в духе прошлого века, вагнеризм – с неоклассицизмом. Особое место в этом калейдоскопе занимает Эрик Сати (1866–1925). Всего лишь один год он учился в консерватории, затем играл на фортепиано в кабачках Монмартра. В те времена он познакомился и подружился с Клодом Дебюсси, который был пленен изящными гармониями Сати. В 1898 году Сати переселился с Монмартра в предместье Аркей, за что получил прозвище «аркейский отшельник». В 1905году он решил сменить эстетическую ориентацию и «изгнать из своего творчества импрессионизм». Удивив всех, Сати в 39 лет отправился на учебу в Школа Канторум. Между 1912-1915 годами композитор создал серию фортепианных пьес. Натура Сати причудлива и парадоксальна. Он обожал давать своим сочинениям эксцентрические названия, вроде «Трех пьес в форме груши», «В лошадиной шкуре», «Настоящие вялые прелюдии» (для собаки)», любил печатать ноты красной краской и писать к своей музыке абсурдные пояснения, не любил выставлять тактовые черты. Стиль его мышления был столь нов, что многие отказывались воспринимать Сати всерьез. До сих пор одни называют Сати гением, а другие – шарлатаном. Однако особую роль не только в творчестве Сати, но и всей французской музыке, сыграл его балет «Парад». «Парад» был поставлен «Русским балетом» Дягилева в Париже в 1917 году, в разгар войны. Сценарий составил поэт, драматург и критик Жан Кокто, декорации к балету создал художник Пабло Пикассо. Франсис Пуленк вспоминал: «В «Параде» скандал вызвали не только пишущие машинки. Все было новым – сюжет, музыка, постановка. Те, кто были постоянными посетителями Русского балета до 1914 года, оцепенев, смотрели, как поднимается занавес Пикассо, совершенно для них необычный, открывая кубистские декорации. Это не был откровенно чисто музыкальный скандал ‖Весны священной― Стравинского. На этот раз все искусства брыкались в своих оглоблях. Некоторым спектакль показался вызовом здравому смыслу. Музыка Сати, такая простая, обыденная, наивно-искусная, подобно картине таможенника Руссо, вызвала скандал своей обыденностью. Впервые – позднее это случалось довольно часто – мюзик-холл заполонил Искусство» (128).
Действие «Парада» происходит на арене цирка и представляет собой серию цирковых номеров. Музыка Сати поразила своей повседневностью, элементами «лѐгких» жанров: ритмами джаза и уличных песенок, шумовыми эффектами (автомобильной сирены, стук пишущей машинки и т. п.). Именно «Парад» Сати «скрывал в себе тот взрывчатый материал, который дал толчок своеобразной цепной реакции, вызвавшей к жизни группу ‖Шести― (95, с. 159). Роль теоретика «нового искусства» взял на себя Жан Кокто, который в 1918 году опубликовал памфлет «Петух и Арлекин». Петух – символ зари, в образе которого воплощен смелый национальный дух Франции, а Арлекин – шут, не придерживающийся твердых этических и эстетических правил. «Довольно облаков, туманностей, аквариумов, ундин и ароматов ночи – нам нужна музыка земная, музыка повседневности» – слова из памфлета декларировали борьбу с импрессионизмом, с вагнеровскими влияниями, с поздним романтизмом. Такое движение получило во Франции название «новый динамизм» – это установка на современные городские образы, ритмы жизни и танцев, ясность, рельефность мелодии, упрощение фактуры. Взрыв интереса к «новому динамизму» пришелся на 20-е годы и ярче всего претворился в творческом содружестве французских композиторов, получивших название «Шестерка». В содружество вошли Артюр Онеггер (1892-1955), Дариюс Мийо (1892-1974), Франсис Пуленк (1899–1963), Луи Дюрей (1888-1979), Жер-мен Тайфер (1892-1983) и Жорж Орик (1899-1983). Первое упоминание о «Шестерке» появилось в статье музыкального критика Анри Колле «Пять великороссов, шесть французов и Эрик Сати» в 1920 году. Он сравнил «Могучую кучку» русских музыкантов, последовавших «примеру Глинки», и «Шесть французов», которые вернулись «к простоте, способствуют возрождению французской музыки, ибо поняли урок Эрика Сати и последовали умным советам Жана Кокто».
Участники «Шестерки» по-разному воспринимали свое содружество. Пуленк писал, что «понемногу у нас сложились также и общие идеи, крепко связавшие нас», Онеггер же уже в 1924 году утверждал: «Наша группа – ассоциация не единомышленников, а друзей, и, «Петух и Арлекин Кокто никогда не был нашим общим знаменем; у нас нет единой эстетики» (87, с. 80). Но тем не менее, в первые годы существования содружества, в творчестве всех еѐ членов наблюдается общность устремлений, и главное – дух отрицания искусства старшего поколения, романтизма и импрессионизма, сделавших, по их мнению, французскую музыку излишне утончѐнной. Друзьям был свойствен задор, стремление к ниспровержению авторитетов, к эпатажу публики. Образы для собственных произведений члены «Шестѐрки» искали в звуковом мире современного города, в новых формах музыки (джаза, кабаре и мюзик-холла), а также в национальных и старинных традициях французской культуры. Один из главных лозунгов «Шестерки» – приближение музыки к современности, которая воплощена в темпах жизни города. Почвой для такой музыки «новой простоты» и «повседневности» должен стать слой бытовой музыки. Члены «Шестерки» собирались на веселые сборища по субботам. Мийо так вспоминает: «На этих собраниях, проходивших в атмосфере веселья и безмятежности, определился характер произведений, возникших под влиянием эстетики мюзик-холла» (мюзик-холл – вид эстрадного театра, возникший в Европе в середине XIX века). Самым же известным произведением такого рода стал балет «Бык на крыше» Дариюса Мийо по сценарию Жана Кокто, поставленный в 1920 году. Балет сразу приобрел скандальную репутацию из-за экстравагантности сюжета и включения «музыки улицы». Мийо хотел использовать музыку к популярному кинофильму Чарли Чаплина, но Кокто предложил поставить спектакль. Название балета заимствовано из модной уличной бразильской песенки. Сюжет балета комичен, действие происходит в Америке во времена «сухого закона». Во время налѐта полицейских на подпольный бар, владельцы тут же превращают его в кафе-молочную. В балете было много акробатических трюков, поставленных для братьев Фраттелини. «Бык на крыше» – это остроумная эксцентриада, пантомима -фарс. Музыка основана на эстрадно-танцевальных ритмах; мелодиях латиноамериканского фольклора. Два года Мийо жил в Бразилии, где работал секретарем французского посла - поэта Клоделя. Бразильские впечатления отразились в его творчестве: «В музыке и стремился только, сочиняя «Быка на крыше», создать веселый, невзыскательный дивертисмент в память о бразильских ритмах». Музыка развивается стремительно, как в калейдоскопе, сменяются мелодии песен и танцев. Это темы танго, блюза, самбо, чарльстона и португальской песни фадо, бразильского танца машише, в Америке известного как «ту-степ». Контрастом к стремительной музыке служили движения актеров, как в замедленной съемке кино, это придавало действию характер «сновидения».
Через год, в 1921 году, композиторы «Шестерки» (не участвовал в сочинении только Л. Дюрей) создают совместную балетную партитуру к пьесе Ж. Кокто «Новобрачные на Эйфелевой башне» – забавный и экс-центичный спектакль в духе «Парада» и «Быка на крыше». По сути же, «Новобрачные» стали произведением рубежным: в последующие годы постепенно выявляются различия композиторских почерков каждого из членов «задорной группы». Сати, усматривавший в последующих произведениях некоторых членов содружества предательство его идеалам, отходит от них (он умирает в 1925 г.). Бравада, веселость, эпатаж перестают играть главную роль в творчестве «Шестерки». Уже к концу двадцатых, а особенно в тридцатые годы для большинства из них наступила пора зрелости, серьезности и содержательности творческих задач.
|
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.193.232 (0.017 с.) |