Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Симфоническая поэма «Веселые забавы Тиля Эйленшпигеля»
(1895) – одно из самых ярких его творений. Поэма родилась после знакомства композитора с немецкими народными сказаниями, собранными монахом Мюрнером. «Кто такой Уленшпигель? Один из тех героев-бродяг, создавая которых, угнетенный народ во все времена удовлетворяет не только свою потребность в смехе и свои первобытные инстинкты, но также и свое могучее стремление к независимости… Его вольные шу- точки служат как бы маслом, на котором варят и шкварят в одном котле пряности и сальности, похищенные со всех горшков Фландрии и Валло-нии, Франции и Германии, даже Италии. В течение пяти-шести веков народ, отведав их, облизывает себе пальчики. И в этой-то харчевне Рихард Штраус набрался тех жирных запасов подливы, которые придают аромат его музыкальной поэме «Тиль Уленшпигель» – заметил писатель Ромен Роллан (48, с. 76). Впервые Штраус в своей музыке воплотил юмор, шутку и сатиру. Но программа «Тиля» – это не только показ героя, но и конкретные события, участником которых стал главный герой. Поэма Штрауса принадлежит к типу произведений с сюжетно-повествовательным типом программности. Программу и строение поэмы можно представить в 10-ти разделах. 1.Краткий эпический пролог. Начинает поэму медленная, спокойная тема «от автора», как бы говоря: «Это было однажды». 2.Появление героя. Тиль охарактеризован двумя лейтмотивами. Первая тема главного героя – энергичная, виртуозно-скерцозная, исполняемая солирующей валторной (ее мелодия охватывает около трех октав – почти полный объем инструмента). Широта темы, тембр валторны придают теме черты не только энергичности, но и почти героичности: 1 Второй лейтмотив – тема «Тиля- шутника», рисующая дерзкий облик проказника и насмешника. Тембр малого кларнета подчеркивает шутливый характер мотива: 2 3.«Переполох на базаре». Тиль начинает свои проказы. Верхом на коне Тиль въезжает на базар, где толпа торговок швыряет в него горшками. 4.«Шутовская проповедь». Нарядившись священником и увидев пастора, он читает пародийную проповедь.
Но проказник начинает опасаться возмездия (аккорды страха). 5. «Галантные ухаживания». Любовный эпизод, где Тиль отваживает
6. «Одурачивание схоластов». Тиль издевается над речью ученых-
4а 7.Связующий эпизод. С появлением валторновой темы «сюжетная цепочка как бы обрывается, и музыка приобретает более обобщающий характер» (48, с. 80). 8.«Апофеоз Тиля». Музыка поэмы, помимо сюжета, включает и моменты обобщений. Это как бы апофеоз народного оптимизма в лице Тиля Эйленшпигеля. Этот раздел основан на привнесении черт ликования в характер обоих лейтмотивов, превращение первого в героический марш. Но в момент кульминации неожиданно звучит «тема проповеди» и внезапный срыв на уменьшенном септаккорде всего оркестра. 9. «Сцена суда и казни». Веселые проделки героя обрываются. Сцена 10. Эпилог. Вновь неожиданно звучит спокойная тема пролога – «Это Штраус назвал свое произведение: «Веселые проделки Тиля Эйлен-шпигеля по старинным шутовским песням в форме рондо». Но поэма Штрауса – не классическое рондо, в ней свободно взаимодействуют черты рондо с элементами двойных вариаций и чертами сонатности. Поразительно вариационное мастерство композитора, сумевшего построить музыкальную ткань произведения из двух начальных тем поэмы. Вместе с тем, в его произведении проявляются новые черты в претворении принципов лейтмотивизма и монотематизма, заявленных в романтической музыке Берлиоза, Листа и Вагнера. Основу тематизма произведения составляют ряд повторяющихся лейтмотивов. Одним из главных приемов тематического развития становится монотематические трансформации, особенно второго лейтмотива, который господствует в музыке поэмы. «Тиль Эйленшпигель» – это театр тембров. Важная роль принадлежит оркестровому звучанию, где тембры инструментов – настоящие персонажи сюжета.
«Весѐлые забавы Тиля Эйленшпигеля» – произведение, знаменательное не только в творческом развитии Рихарда Штрауса, но и в эволюции европейского программного симфонизма. Сюжеты романтиков основывались на литературе писателей современного и прошлого, сближались с романами и поэмами. Штраус обогащает традиции программной музыки. В противовес идеалам красоты и субьективности романтиков, композитор более «трезво» трактует программность: вводит в симфоническую музыку комедийный народный персонаж, бытовые сцены, натуралистические детали. Мир симфонических поэм Рихарда Штрауса удивительно богат событиями и эмоциональными переживаниями, новаторскими решениями в области тематизма, форм, оркестровки. Все это ставит произведения композитора в ранг высших достижений программной симфонической музыки.
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 546; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.239.148 (0.006 с.) |