Симфоническая поэма «Веселые забавы Тиля Эйленшпигеля» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Симфоническая поэма «Веселые забавы Тиля Эйленшпигеля»



(1895) – одно из самых ярких его творений. Поэма родилась после зна­комства композитора с немецкими народными сказаниями, собранными монахом Мюрнером. «Кто такой Уленшпигель? Один из тех героев-бродяг, создавая которых, угнетенный народ во все времена удовлетворя­ет не только свою потребность в смехе и свои первобытные инстинкты, но также и свое могучее стремление к независимости… Его вольные шу-

точки служат как бы маслом, на котором варят и шкварят в одном котле пряности и сальности, похищенные со всех горшков Фландрии и Валло-нии, Франции и Германии, даже Италии. В течение пяти-шести веков народ, отведав их, облизывает себе пальчики. И в этой-то харчевне Ри­хард Штраус набрался тех жирных запасов подливы, которые придают аромат его музыкальной поэме «Тиль Уленшпигель» – заметил писатель Ромен Роллан (48, с. 76).

Впервые Штраус в своей музыке воплотил юмор, шутку и сатиру. Но программа «Тиля» – это не только показ героя, но и конкретные события, участником которых стал главный герой. Поэма Штрауса принадлежит к типу произведений с сюжетно-повествовательным типом программности.

Программу и строение поэмы можно представить в 10-ти разделах.

1.Краткий эпический пролог. Начинает поэму медленная, спокойная тема «от автора», как бы говоря: «Это было однажды».

2.Появление героя. Тиль охарактеризован двумя лейтмотивами. Пер­вая тема главного героя – энергичная, виртуозно-скерцозная, исполняе­мая солирующей валторной (ее мелодия охватывает около трех октав – почти полный объем инструмента). Широта темы, тембр валторны при­дают теме черты не только энергичности, но и почти героичности:

1

Второй лейтмотив – тема «Тиля- шутника», рисующая дерзкий облик проказника и насмешника. Тембр малого кларнета подчеркивает шутли­вый характер мотива: 2

3.«Переполох на базаре». Тиль начинает свои проказы. Верхом на ко­не Тиль въезжает на базар, где толпа торговок швыряет в него горшками.

4.«Шутовская проповедь». Нарядившись священником и увидев пас­тора, он читает пародийную проповедь.


3


Но проказник начинает опасаться возмездия (аккорды страха).

5. «Галантные ухаживания». Любовный эпизод, где Тиль отваживает­
ся на любовное признание красотке, но не получает ответа, что приводит
его в ярость.

6. «Одурачивание схоластов». Тиль издевается над речью ученых-
схоластов (тема фаготов и бас-кларнета, высмеювающая науку схоластов
в «сухой» и «ученой» форме фугато). Тиль запевает веселую песенку в
духе задорной польки:



7.Связующий эпизод. С появлением валторновой темы «сюжетная цепочка как бы обрывается, и музыка приобретает более обобщающий характер» (48, с. 80).

8.«Апофеоз Тиля». Музыка поэмы, помимо сюжета, включает и мо­менты обобщений. Это как бы апофеоз народного оптимизма в лице Тиля Эйленшпигеля. Этот раздел основан на привнесении черт ликования в характер обоих лейтмотивов, превращение первого в героический марш.

Но в момент кульминации неожиданно звучит «тема проповеди» и вне­запный срыв на уменьшенном септаккорде всего оркестра.

9. «Сцена суда и казни». Веселые проделки героя обрываются. Сцена
допроса показана с театральной зримостью: темам судей (грозные вос­
клицания медных, барабанная дробь) отвечает голосок Тиля. Он пытается
отшучиваться, но затем испытывает нешуточный страх. В глубокой ти­
шине грозно звучит смертный приговор. Тиля, обвиняемого в насмешках
над «сильными мира», ведут на казнь.

10. Эпилог. Вновь неожиданно звучит спокойная тема пролога – «Это
было однажды». Подводится итог всему рассказу: легендарный облик
Тиля всегда будет олицетворением бесстрашия, находчивости и отваги.
Оптимизм торжествует, Тиль «провозглашается вечно живым». Умиро­
творенное проведение первого лейтмотива, энергичное, торжественное –
второго, завершает поэму.

Штраус назвал свое произведение: «Веселые проделки Тиля Эйлен-шпигеля по старинным шутовским песням в форме рондо». Но поэма Штрауса – не классическое рондо, в ней свободно взаимодействуют чер­ты рондо с элементами двойных вариаций и чертами сонатности. Порази­тельно вариационное мастерство композитора, сумевшего построить му­зыкальную ткань произведения из двух начальных тем поэмы. Вместе с тем, в его произведении проявляются новые черты в претворении прин­ципов лейтмотивизма и монотематизма, заявленных в романтической музыке Берлиоза, Листа и Вагнера. Основу тематизма произведения со­ставляют ряд повторяющихся лейтмотивов. Одним из главных приемов тематического развития становится монотематические трансформации, особенно второго лейтмотива, который господствует в музыке поэмы. «Тиль Эйленшпигель» – это театр тембров. Важная роль принадлежит оркестровому звучанию, где тембры инструментов – настоящие персона­жи сюжета.

«Весѐлые забавы Тиля Эйленшпигеля» – произведение, знаменатель­ное не только в творческом развитии Рихарда Штрауса, но и в эволюции европейского программного симфонизма. Сюжеты романтиков основы­вались на литературе писателей современного и прошлого, сближались с романами и поэмами. Штраус обогащает традиции программной музыки. В противовес идеалам красоты и субьективности романтиков, компози­тор более «трезво» трактует программность: вводит в симфоническую музыку комедийный народный персонаж, бытовые сцены, натуралисти­ческие детали.

Мир симфонических поэм Рихарда Штрауса удивительно богат собы­тиями и эмоциональными переживаниями, новаторскими решениями в области тематизма, форм, оркестровки. Все это ставит произведения

композитора в ранг высших достижений программной симфонической музыки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 546; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.239.148 (0.006 с.)