Второй период – 10-40-е годы – период модернизма. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Второй период – 10-40-е годы – период модернизма.



Модернизм (от франц. moderne – современный) – наименование ху­дожественных тенденций, основанных на коренной ломке традиций предшествующих стилей. Термин «модернизм» впервые был употреблен по отношению к сборнику стихов французского поэта Шарля Бодлера "Цветы зла" (1857). Поэт сам объяснил концепцию "Цветов зла": "Этот мир покрыт столь толстым слоем пошлости, что презрение к нему со сто-

роны каждого умного человека неизбежно принимает силу страсти..." (118).

ХХ век вошел в историю культуры как век эксперимента, появления разных деклараций, манифестов и школ, посягавших на вековые тради­ции и незыблемые каноны. Возникло понятие «новая музыка», призван­ная стать непримиримой антитезой музыке «старой».

Модернистические тенденции ярко претворились в двух «волнах» авангарда (авангард с французского - «передовой отряд»). Представите­ли «первой волны» авангарда – «межвоенного» (10-30-е годы) бросили вызов вечным критериям прекрасного, использовали новые («передо­вые») формы, приемы и выразительные средства, радикально отличаю­щееся от традиционных, общепринятых в искусстве законов.

Одним из ведущих стилевых течений этого периода стал экспрессио­низм. Экспрессионизм «вырос» из позднего романтизма, но именно на его почве в творчестве композиторов Новой венской школы произошел радикальный пересмотр тональных основ музыки.

Неоклассицизм – полярная противоположность экспрессионизму. По­сле «стилевых потрясений» двух первых десятилетий XX века в культуре возникает потребность в устойчивых эстетических критериях, порядке, ясности. И путь к этому композиторы-неоклассики нашли через «рекон­струкцию» стиля прошлых эпох, соединения старого с новым.

Неофольклоризм искал новую музыкальную выразительность в от­крытии древнейших слоев фольклора и в новых принципах его претворе­ния в творчестве.

Новые темы и образы современности получили в урбанизме (лат. urbs-город) или стиле «нового динамизма», «новой деловитости». Отразить не только технический прогресс нового века, но новую динамику жизни, досуг нового, «деятельного» человека – эта задача казалась единственно достойной.

В первой половине века в мировую культуру дерзко выдвинулся джаз. Он не только стремительно вошел в моду в сфере «легкой» музыки, но и повлиял на творчество многих композиторов.

XX век принес новые черты в систему музыкальных жанров: измени­лась их иерархия, появились новые трактовки жанров, введены в музы­кальную практику и новые, и забытые жанры.

Королева XIX века – опера – утрачивает свои позиции. Более «акту­альны» инструментальные жанры, а в музыкальном театре – балет. Уди­вителен «рывок» балета от подчиненной роли к ведущей в сценических жанрах за первое десятилетие века. В целом балет развивается под зна­ком симфонизации музыкальных форм и главенства танца (возник даже термин «балетный симфонизм»).

Изменился и облик оперы. Возникает новое понимание оперной «те­атральности». Наряду с традиционной пониманием оперы, как музыки «переживания», когда зритель должен забыть, что он находится в зале, получает развитие театр представления, театр показа, «условный театр», его задача – наблюдать и оценивать. Возникают новые приемы вокально­го пения. Опера взаимодействует как с другими музыкальными жанрами – ораторией, кантатой, песней, так и с другими видами искусства – дра­матическим театром, кино. Опера-микст (от лат. mixtus – смешанный), то есть основанная на смешении жанров – явление как первой, так и второй половины века.

Суть всех исканий в симфонической музыке – отказ от стереотипов классической и романтической симфонии. В ряду «больших», концепци-онных – «маленькие симфонии» инструментальные «музыки», симфо­нии-концерты и т.д.

Камерно-инструментальные жанры – «разведчики» нового, «лабора­тория», где проходят испытание и оттачиваются приемы, вводимые затем в сонаты, концерты, симфонии и даже театральные жанры.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.43 (0.004 с.)