Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
От «новой деловитости» – к «вечным проблемам»
Уже в годы «расцвета» «Шестерки, их общих творческих устремлений, Артюр Онеггер писал: «Меня влечет ни к ярмарке, ни к мюзик-холлу, я люблю совсем другое – камерную и симфоническую музыку во всей ее серьезности и силе» (95, с. 179). Среди членов «Шести» Онеггер занимает особое место: он раньше других завоевал мировое признание. Творчество Онеггера обширно, он написал около 200 произведений и половину их них в крупных формах, он возродил французскую ораторию и поднял на мировой уровень французскую симфонию. Однако настоящую международную славу композитору принесло произведение, написанное в духе «новой эстетики» французской культуры начала двадцатых годов, когда в среде музыкальной молодежи родилось увлечение культом машин. Новые темы и образы в дальнейшем получили название урбанизм (от лат. urbs-город) или стиля «новой деловитости». Урбанизм открыл в музыке образы техники, моторики ритмов нового века. «Пасифик-231» (симфоническое движение № 1) – оркестровая пьеса Онеггера – создана в 1923 году. Премьера произведения произвела фурор и принесла композитору славу. «Пасифик-231» – марка самого мощного в те годы локомотива. В предисловии к партитуре Онеггер написал: «Я всегда страстно любил локомотивы. Для меня это живые существа, я всегда любил их, как другие любят женщин и лошадей. В «Пасифике» я не хотел подражать шумам локомотива, а стремился передать музыкальными средствами зрительные впечатления и физическое наслаждение быстрым движением. Сочинение начинается спокойным созерцанием: ровное дыхание машины в состоянии покоя, усиление запуска, постепенное нарастание скорости, и, наконец, – состояние, которым проникнут поезд в 300 тонн, летящий глубокой ночью со скоростью 120 километров в час» (70, с. 60). Но содержание «Пасифика» нельзя ограничивать только натуралистической изобразительностью. В музыке пьесы нет примитивного звукоподражания, но в оркестровке есть поразительно точные и остроумные детали, показывающие рѐв гудка или стук колѐс. «В произведении действительно есть звукоизобразительность, но она служит общей картине гораздо более широкого значения, картине, воспевающей силу человеческого духа и радость покорения мощной стихии» (70, с. 60).
«Я преследовал в «Pacific» чисто абстрактную, в чем-то идеальную цель – создать впечатление математического ускорения темпа, в то время как темп по сути замедляется…». Высказывание композитора довольно точно указывает на главные особенности произведения. Самая распостраненная точка зрения, что «Пасифик» написан в форме вариации на тему хорального типа: 78 Вступление пьесы сонористично, атонально («тема пробуждения машины»). Основной принцип вариаций – комбинации ритма, укорочение длительностей (от целых до шестнадцатых) при замедлении темпа. Каждая вариация – наращивание силы и преодоление покоя, постепенное ускорение движения. Музыкальный язык пьесы современен, основан на жесткой, резкой аккордике, полифоничности оркестровой ткани. Однако содержание «Пасифика» не ограничено образами движения. Форма пьесы сочетает вариационность с чертами трехчастности. Середина пьесы – это образная антитеза «чистой» механичности первого раздела, музыка приобретает черты «человечности», лиричности, «французской» жанровости. Тема «срединной» вариации тональна, мелодия обыгрывает тоническое трезвучие. 79 Репризный раздел начинается как вариация на тему «пробуждения машины». Развитие построено на нарастании, но смысловая кульминация произведения – проведение темы, полностью преображенной по сравнению с экспозицией. Она звучит как песня-гимн, утверждая возвышение человеческого духа над машиной. 80 Кода «Пасифика» показывает торможение, устанавливается обратное движение – длительности увеличиваются. Локомотив прибывает на станцию «за каких-то сорок секунд, останавливаясь на аккорде весом в несколько тонн». Но уже в 20-х годах Онеггер создает целый ряд оркестровых и театральных произведений, в которых в полной мере проявилась независимость творческой позиции от эстетики «Шестерки», среди них - оратория «Царь Давид», опера-оратория «Юдифь», опера «Антигона», инструментальные концерты и, наконец, «большая» Первая симфония. Одно из выдающихся достижений Онеггера- композитора – его последующие четыре (со Второй по Пятую) симфонии, созданные в десятилетие 40-х годов.
В европейской музыкальной культуре 10-х и 20-х годов XX века на В 40-е годы общие тенденции крупнейших мастеров ХХ века обусловлены трагической темой войны. Онеггер рождает симфонические циклы «военной дилогии» – Вторую и Третью симфонии. Артюр Онеггер видел капитуляцию Франции в 1940 году, прожил большую часть войны в нейтральной Швейцарии, лишь после окончания оккупации вернулся в Париж. Вторая симфония создана в первые годы гитлеровской оккупации и была завершена в 1941 году. Симфония № 3 «Литургическая» создана уже в «атмосфере мира», в 1946 году, но и она посвящена теме «войны и мира», но в философском охвате: «Я хотел в этом произведении символизировать протест современного человека против нашествия варварства, тупости, против страданий, против бюрократической машины, которые штурмуют нас уже столько лет. В своей музыке я хотел изобразить борьбу, которая происходит в сердце человека между покорностью слепым, угнетающим его силам и стремлением к счастью, мирной любви и божественной защите. Моя симфония есть драма, в которой играют (в действительности или символично) три действующих лица: Горе, Счастье и Человек. Это – вечная проблема. Я пытался ее обновить…» (70, с. 139). Философский замысел объясняет название симфонии ее частей. Названия частей заимствованы из католической мессы и играют роль эпиграфов. В названиях частей – Dies irae («День гнева»), De profundis cla-mavi («Из бездны взываю»), Dona nobis pacem («Даруй нам мир»), – вырисовывается бетховенская идея «от мрака к свету». Гуманист Онеггер верит в победу духа над человеческим варварством. «Литургическая симфония» – вершина конфликтного симфонизма Онеггера, но жанр симфонии-драмы дан в лирико-психологическом аспекте. Симфонию завершает финал-«многоточие» – образ желаемого мира. «Длинной, певучей мелодией я хотел выразить желание страдающего человечества: ‖Освободи нас от всего этого!― - и прояснить образ страстно ожидаемого мира» (70, с. 151). Такая просветленно- лирическая точка делает концепцию симфонии «разомкнутой». Единство цикла симфонии обусловлено не только сквозной драматургической идеей, но и объединяющими темами, главная из которых – «тема птицы» – образ надежды и веры. Онеггер с конкретностью раскрывает образное содержание каждой части. Первая часть – «Dies irae» («День гнева») – так описана композитором: «В Dies irae я стремился выразить…ужас беспощадно преследуемых поколений народа… День гнева! …Буря рвет все вокруг, сметает прочь слепо, сгоряча. Только в конце первой части появляется птица…Здесь она не столько поет, сколько плачет». В этой части образ «дня гнева» показан как бы от лица подавленных смятением и ужасом людей. Форма части – сонатная, но решена она своеобразно: сонатное Allegro лишь в общих контурах сохраняет традиционные разделы. Так экспозиция основана на противопоставлении психологических образов смятения (главная и побочная партии) и моторно- агрессивных образов угрозы-нашествия (связующая и заключительная партии).
Ведущее положение занимает тематизм главной партии – образ смятения и трагического хаоса. На фоне «пульсирующего» фона возникает тема главной партии, основанная на резкой, «экспрессионистской» интервалике, «рваности» мелодической линии, речевой обостренности, «создается впечатление исступленной речи стоящих на краю гибели людей» (70, с. 151). Второй элемент главной партии основан на мотиве-символе Dies irae. 81 Связующая и заключительная партии совсем иного склада. Образ «злой» напористости и наступательности передан через жанрово-маршевый характер. Связующая тема разорвана на короткие отрезки грозными унисонными ходами низких духовых. 82 Побочная партия принадлежит к психологической образности, но она «договаривает» главную партию в более человечном, личностном плане. Выразительная мелодия виолончелей и фаготов «полна невыразимой боли, слышится высказывание героя симфонии, потрясенного виденным» (73, с. 233). Заключает экспозицию механично-маршевая тема, в которой угадываются контуры темы «марша роботов» из финала симфонии. Краткая, но драматичная разработка построена по волновому принципу и развивает преимущественно тему главной партии. Реприза показывает новое соотношение противостоящих сил. Тема главной партии трансформирована: вместо смятенности и разорванности – черты лиричности и напевности. «Возмужала» и побочная партия за счет интонационной устойчивости. «Контробразы» же потеряли в «силе»: связующая партия упущена, менее агрессивна и заключительная партия. Происходит «перевес сил», и как результат этого – проведение «темы птицы» в коде первой части. Это «мелодия голоса надежды» приобретет в симфонии значение лейттемы. В ясном ля-миноре сумрачно и тревожно звучит пентатонная мелодия, но в последующих частях она трансформируется в светлую «тему птички».
83 Вторая часть – De profundis clamavi («Из бездны взываю») – лирико-психологический центр симфонии. Онеггер так отмечает содержание части: «De profundis clamavi» полное боли размышление-молитва… В одном месте контрабасы, контрафагот и рояль – самые низкие, мрачные инструменты – как бы скандируют слова похоронной мессы: «De profun-dis clamavi, ad te Domine!». В конце этой части я ввел тему птицы – снова является голубь, на этот раз в ясной, отчетливой мелодии… Весточка голубя – это оливковая ветвь, символизирующая посреди великого хаоса обещание мира». 84 Адажио написано в трехчастной форме, где образы возвышенного монологического размышления резко контрастируют с открытым драматизмом средней части. Основная тема части – «лирическая исповедь», подчеркнутая высокими виолончелями и светлой диатоникой Ми-мажора. Основной принцип развития – пассакальный. Средняя часть – воспоминание о пережитом, она возвращает в мир катастрофических образов первой части. Ведущее значение здесь приобретает второй мотив-символ симфонии – скорбный и трагический «De pro-fundis»: 85 Тема развивается, напоминая картину приближающегося траурного шествия, и приводит к скорбной кульминации перед репризой. Драматизм средней части наложил отпечаток и на репризу – она динамизирована. Но постепенно восстанавливается «душевное равновесие», колорит светлеет и в коде возвращается «тема птицы», но ее флейтовый наигрыш звучит на фоне сумрачного хорала темы «De profundis». Третья часть - Dona nobis pacem («Даруй нам мир») – возвращает к конфликту человеческого и агрессивного. Онеггер рассуждает: «Dona nobis pacem». Несчастье – плохой советчик: заметили ли вы, до какой степени страдающий человек часто зол и глуп? Что может быть глупее и тупоумнее, чем дать волю варварству! В начале третьей части я хотел выразить это выступление коллективной глупости. Я сочинил тяжеловесный марш, для которого изобрел умышленно идиотическую тему, впервые экспонируемую бас-кларнетом: «бух-бух-бух!»… Это марш роботов против цивилизованного человечества, обладающего душой и телом. Это очереди людей, часами простаивающие перед дверьми магазинов в дождь и снег. Это – бесконечное ожидание выполнения не имеющих значения бюрократических формальностей. Это – ненужные и мучительные ограничения. Это – расправа зверей с духовными ценностями. Неуклюжий марш шествует дальше… Тогда в рядах жертв просыпается чувство воз-мущения…Внезапно раздается и трижды повторяется бесконечный крик из угнетенных сердец: «Dona nobis paсem!»… Длинной, певучей мелодией я хотел выразить желание страдающего человечества: «Освободи нас от всего этого!– и прояснить образ страстно ожидаемого мира…Облака рассеиваются, и в блеске восходящего солнца в последний раз поет птица. Таким образом, птица парит над симфонией, как голубь мира – над бесконечностью моря». Форма финала сочетает черты сонатности и рондо.Рефрен – «марш роботов» - тупой и бездушный, с постепенным приближением (динамизация, повышение регистра, прибавление инструментов), становящийся все более агрессивным. 86
Противостоит механичности страшного марша темы главной и побочной партий. Главная партия – «образ подневолья», духовного гнета – страстный протест против варварства. Это широко развитая, напевная мелодия в натуральном ля-миноре с пониженными ступенями. 87 Солирующая валторна, а затем виолончели ведут мелодию побочной партии. Экспрессивное, героико-лирическое звучание побочной становится символом преодоления. Так экспозиция – показ столкновения образов «злого» нашествия и страдания-протеста. На противостоянии этих же тем строится разработка-реприза, в которой выделены три раздела-волны. В крайних разделах – неумолимый рост «марша роботов», им контрастен «мир человеческого». Разрушительное начало оказывается сильнее и приводит к кульминации – катастрофе, где трижды сопоставляются тематизм «марша роботов» и третьей темы-символа симфонии – «Dona nobis pacem».Но композитор- гуманист прибегает к неожиданному решению – он не закрепляет трагическую кульминацию, а «снимает» конфликт. Завершает симфонию лирическая кода – Адажио. Начинает коду светлый хорал на материале медленной части, ему контрастен преобразованный «призрачный» «марш роботов», символизируя картину «вечного противостояния в мире добра и зла». Но окончание симфонии утверждает светлое начало: то одновременно, то поочередно звучат «тема птицы», лирические интонации второй части, трансформированная в просветленную образность «De profundis». Нечеловеческий ужас, унижение и страдание заняли почти всю симфонию, и будто по воле Божьей, и обернулись миром и просветлением. Высказывание Онеггера – «если поет птица, то стоит жить», – это символ надежды, веры людей в жизнь без войн и насилия в одной из волнующих музыкальных повестей ХХ века – его Третьей симфонии. Сороковые годы – кульминационный период развития проблемной драматической симфонии, что связано в первую очередь с военными катаклизмами. Но два композитора создали лучшие «военные симфонии» – Артюр Онеггер и Дмитрий Шостакович. Третьей симфонии Онеггера особенно близка Восьмая симфония Шостаковича. Их объединяет абстрактно- гуманистическая идея, общее в показе сил зла и насилия: зло – это не только внешняя сила, но и одна их темных сторон человеческого «я», человека-зверя, человека-робота. Много общего в ярко-жанровой природе маршевых тем, мелодическом начале психологических тем, использовании жанра пассакальи.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.209 (0.017 с.) |