Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Изменение частоты сердечных сокращений и ударного объемаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Кровяное давление. Во время систолы желудочков кровь с силой выбрасывается в аорту, давление крови при этом наибольшее (называют систолическим или максимальным). В фазе расслабления (диастолы) сердца артериальное давление понижается и становится диастолическим, или минимальным. Разность между систолическим и диастолическим давлением называют пульсовым давлением. Чем меньше величина пульсового давления, тем меньше поступает крови из желудочка в аорту во время систолы. В плечевой артерии человека систолическое давление составляет 110 – 125 мм рт. ст., а диастолическое – 60 – 85 мм рт. ст. У детей кровяное давление значительно ниже, чем у взрослых. Чем меньше ребенок, тем у него больше капиллярная сеть и шире просвет кровеносных сосудов, а следовательно, и ниже давление крови. У новорожденного максимальное давление крови около 76 мм рт. ст., минимальное – 40 – 50 мм рт. ст., с возрастом уровень кровяного давления повышается вследствие относительного уменьшения просвета артерий. До 6 – 7 лет у детей рост сердца отстает от роста кровеносных сосудов. В период полового созревания наблюдается диспропорция в развитии тела, сердца и сосудов. При увеличении роста тела, сосуды, следуя за ним, удлиняются и становятся узкими, что ведет к увеличению сопротивления току крови, повышению нагрузки на сердце и ухудшению кровоснабжения тканей. В этот период поступление половых гормонов в кровь ведет к дополнительному возникновению спазмов сосудов различных областей тела, в том числе сосудов головного мозга и сердца. Все это способствует появлении у подростков при чрезмерных физических и психических нагрузка обморочных состояний, приступов учащения и нарушения сердечных ритмов и других функциональных расстройств сердечно-сосудистой системы. Курение и употребление наркотиков и алкоголя в этом возрасте усиливают эти функциональные расстройства и нарушают нормальные процессы роста и развития. Скорость кругооборота крови с возрастом замедляется, что связано с увеличением длины сосудов, а в более поздние периоды – значительным снижением эластичности кровеносных сосудов. Более частые сердечные сокращения у детей также способствуют большей скорости, движения крови. У новорожденного кровь совершает полный кругооборот, т. е. проходит большой и малый круги кровообращения, за 12 с, у 3-летних – за 15 с, в 14 лет – за 18,5 с.
Показатели сердечно-сосудистой системы к 18 – 21 годам приближаются к показателям взрослых людей: максимальное кровяное давление составляет 110 – 115 мм рт. ст., а минимально 65 – 70 мм рт. ст., время кругооборота крови 21 – 22 с, частот сердечных сокращений 60 – 80 ударов в минуту. II.4. ОРГАНЫ ДЫХАНИЯ Развитие полости носа и костной основы наружного носа у плода тесно связано с развитием костей черепа, полости рта и органов обоняния. Нижние дыхательные пути (гортань, трахея, бронхи) и дыхательные органы (легкие) закладываются на 3-й неделе эмбрионального развития в виде мешковидного выпячивания стенки первичной кишки, которое затем превращается в трубку. К 4-й неделе на конце этой трубки образуются выпячивания, из которых в дальнейшем развиваются легкие. Зачатки бронхов появляются на 5-й неделе эмбриогенеза. На 8 – 9-й неделе начинают формироваться хрящи и мышцы трахеи. К моменту рождения дыхательная система готова выполнять свои функции. У новорожденного полость носа низкая и узкая. Верхний носовой ход отсутствует. К 6 мес. жизни высота полости носа увеличивается. К 10 годам – в 1,5 раза, а к 20 годам – в 2 раза. Носоглотка у новорожденного сравнительно широкая, а евстахиева труба короткая, в связи с чем заболевания верхних дыхательных путей у детей нередко осложняются воспалением среднего уха так как инфекция легко проникает в среднее ухо через широкую и короткую евстахиеву трубу. Гортань у новорожденных располагается выше, чем у взрослых вследствие чего ребенок одновременно может дышать и глотать. Хрящи гортани, тонкие у новорожденных, с возрастом становятся более толстыми. После 2 – 3 лет у девочек гортань отстает в росте, она становится короче и меньше, чем у мальчиков, что сохраняется и у взрослых. Половые различия гортани больше всего заметны на щитовидном хряще и голосовых связках. В 12 – 14 лет у мальчиков на мес. те соединения пластинок щитовидного хряща начинает расти кадык, удлиняются голосовые связки, вся гортань становится шире и длиннее, чем у девочек. У мальчиков в этот период происходит ломка голоса.
Рост трахеи у детей осуществляется в соответствии с ростом тела. К 10 годам ее длина увеличивается в 2 раза, к 25 годам – в 3 раза. Слизистая оболочка трахеи и носоглотки детей нежна и богата кровеносными сосудами. Бронхи у детей узкие, слизистая оболочка содержит мало слизистых желез, богато снабжена сосудами. Рост бронхов наиболее энергичен в первый год жизни и в период полового созревания. Рост легких осуществляется за счет ветвления мелких бронхов, образования альвеол и увеличения их объема. До 3-х лет происходит усиленный рост легких и дифференцировка их отдельных элементов. В возрасте от 3 до 7 лет темпы роста легких снижаются. Особенно энергично растут альвеолы после 12 лет. Объем легких в этом возрасте увеличивается в 10 раз по сравнению с объемом легких новорожденного, а к концу полового созревания – в 20 раз. Грудная клетка ребенка растет параллельно росту тела, ребра принимают наклонное вниз положение и начинают принимать участие в дыхании. Тип дыхания становится смешанным. Совершенствуется рефлекторная регуляция дыхания, т. е. кора головного мозга постепенно начинает контролировать деятельность дыхательного центра продолговатого мозга, однако морфологическая и функциональная незрелость органов дыхания сохраняется до 14 лет. Формирование половых различий в строении грудной клетки и типе дыхания заканчивается к 21 годам. Однако развитие органов дыхания и совершенствование его регуляции продолжается и у взрослых людей. При этом наблюдаются значительные индивидуальные различия в зависимости от того, занимается ли человек физическим трудом, спортом или ведет малоподвижный образ жизни, курит, употребляет алкоголь. Дыхательные движения. Первый вдох новорожденного происходит в результате резкого возбуждения центра вдоха после перерезания пуповины. У новорожденных мышцы ребер в дыхании не участвуют, и оно осуществляется только за счет сокращений диафрагмы (диафрагмальный или брюшной тип дыхания). Дыхание новорожденного поверхностное и частое (до 60 в минуту), вентиляция в периферических участках легких слабо выражена, минутный объем легких всего 1300 мл (у взрослого 4 – 6 л). У детей первого года жизни частота дыхательных движений равна 50 – 60 в минуту во время бодрствования. У детей 1 – 2- лет – 35 – 40 в минуту; у 2 – 4- летних – 25 – 35 в минуту и у 4 – 6-летних – 23 – 26 в минуту. У школьников происходит снижение частоты дыхания до 18 – 20 в минуту. Объем дыхательного воздуха увеличивается с возрастом: 1 мес. – 30 мл; 1 год – 70 мл; 6 лет – 160 мл; 10 лет – 230 мл; 14 лет – 300мл. Жизненная емкость легких меняется с возрастом, зависит она также от пола, степени развития грудной клетки, дыхательных мышц (табл. 4). Таблица 4. Средняя величина жизненной емкости легких (в мл) Пол |
Возраст в годах | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 10 | 12 | 15 | 17 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мал. | 1200 | 1200 | 1200 | 1400 | 1440 | 1630 | 1975 | 2600 | 3520 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Дев. | 1100 | 1100 | 1100 | 1200 | 1360 | 1460 | 1905 | 2530 | 2760 |
Большое значение для роста и развития ребенка имеет носовое дыхание, выключение которого ведет к расстройству сна и пищеварения и, как следствие, к отставанию физического и умственного развития. Требуется тщательный уход за полостью носа грудных детей, а при возникновении заболеваний носоглотки (риниты, назофарингиты, аденоиды носовой полости) следует незамедлительно провести соответствующее лечение.
|
В возрасте от 3 до 7 лет в связи с развитием плечевого пояса все более начинает преобладать грудной тип дыхания. В период полового созревания грудная клетка приобретает форму взрослого человека, хотя остается еще меньшей по размеру. Грудная клетка у девочек приобретает цилиндрическую форму, и тип дыхания становится грудным (верхние ребра активнее участвуют в дыхании, чем нижние). У мальчиков она приобретает коническую форму с основанием, обращенным вверх (плечевой пояс шире таза) и тип дыхания становится брюшным (нижние ребра и диафрагма активно участвуют в дыхании). В этом возрасте повышается ритмичность дыхания, частота дыхания уменьшается до 20 в минуту, а глубина растет, и минутный объем легких составляет 3500 – 4000 мл, что приближается к показателям взрослого человека. К 18 годам частота дыхания устанавливается 16 – 17 в минуту, и минутный объем дыхания соответствует норме взрослого.
II.5. ОРГАНЫ ПИЩЕВАРЕНИЯ.
| Поделиться: |
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.191.241 (0.012 с.)