Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
III . 4. Гигиена питания детей⇐ ПредыдущаяСтр 15 из 15
Вскармливание детей первого года жизни Естественное вскармливание Естественным вскармливанием называется вскармливание ребенка молоком матери. В первые месяцы жизни (до 5 месяцев) материнское молоко является самой благоприятной пищей, так как в нем есть все основные питательные вещества, в том составе и соотношении, которые наилучшим образом перевариваются и усваиваются в этом возрасте. Кроме того, грудное молоко содержит ферменты, гормоны, специфические антитела и неспецифические вещества, убивающие микробов. Дети получают из груди матери стерильное молоко. При грудном вскармливании они лучше развиваются, реже болеют и легче переносят заболевания, чем дети, находящиеся на смешанном или искусственном вскармливании. Принимая во внимание большую потребность ребенка в пи ще и невозможность благодаря малым размерам желудка и слабой деятельности пищеварительных желез получать и переваривать сразу большие ее количества, в первые два-три месяца жизни детей рекомендуется кормить часто и небольшими, порциями. По мере развития желудочно-кишечного тракта и усиления деятельности пищеварительных желез количество пищи ребенку на один прием постепенно увеличивают, а частоту кормлений в течение суток уменьшают. Более правильным является определение количества молока, необходимого ребенку исходя из его веса, состояния и потребностей в пищевых ингредиентах. Если вес ребенка соответствует средним возрастным нормам, количество молока в сутки должно составлять для ребенка от 2 недель до 2 месяцев 1/5 веса его тела; для ребенка от 2 до 4 месяцев – 1/6 веса его тела; для ребенка от 4 до 6 месяцев – 1/7 веса его тела; для ребенка от 6 до 9 месяцев – 1/8 веса его тела. Данные объема пищи следует принимать как приблизительные при первом назначении питания. В дальнейшем нужно считаться с аппетитом ребенка, внося только качественную коррекцию. Недостающее количество белка можно восполнить творогом или белковыми препаратами. Дефицит жира целесообразнее всего корригировать рыбьим жиром, а также сливками и в более старшем возрасте – сливочным маслом. Для возмещения недостающего количества углеводов пользуются сахарным сиропом. Перед кормлением ребенка женщина должна вымыть руки с мылом, надеть чистый халат и косынку, рот и нос прикрыть повязкой, состоящей из четырех слоев марли, протереть сосок Ватным тампоном, смоченным раствором борной кислоты.
Введение в пищу ребенка витаминов и минеральных солей. При естественном вскармливании все дети с месячного возраста должны получать аскорбиновую кислоту. Детям, вскармливаемым грудью, аскорбиновую кислоту следует давать по 30 мг в день, а получающим донорское стерилизованное молоко – не менее 100 мг в день (по 50 мг 2 раза). Витамины группы В малышам дают с 2-месячного возраста в виде пасты из пекарских дрожжей по одной чайной ложке в день или гидролизата сухих пивных дрожжей по две чайные ложки в день. Витамины А и D ребенок получает с месячного возраста, в виде капель. С 1 – 1,5-месячного возраста ребенку следует давать ягодные, фруктовые и овощные соки, начиная с 1/2 чайной ложки и до 40 – 50 мг в день (в 2 – 3 приема), с 4-месячного возраста – протертое яблоко, начиная с 1/2 чайной ложки до 2 столовых ложек в день. В 4,5 месяца ребенок может получать 1/2 яичного желтка в день как источник фосфора, кальция, железа, витаминов, а также высококачественного белка и жира. С целью меньшей аллергизации и профилактики вирусных заболеваний желток надо давать в вареном виде. Прикорм. К 5 – 6 месяцам жизни у ребенка возрастает возможность переваривания и усвоения новых видов пищи. Грудное молоко уже не удовлетворяет всех его потребностей в питательных веществах, и если своевременно не начать прикармливать, у ребенка может наступить задержка в росте и развитии, нарушение обмена веществ. Более раннее (с 4 месяцев) введение прикорма можно рекомендовать при анемии, рахите, упорных срыгиваниях, позднее – при острых желудочно-кишечных расстройствах, лихорадочных заболеваниях, сильной жаре. Вводя прикорм, надо соблюдать следующие основные правила: прикорм давать перед кормлением грудью, вводить постепенно, начиная с малых количеств, переходить к другому виду прикорма только после того, как ребенок привыкнет к первому виду; прикорм должен быть гомогенным и не вызывать у ребенка затруднений при глотании. С возрастом следует переходить к более густой, а позже и к плотной пище, возможно раньше приучая, ребенка к приему пищи с ложечки и к жеванию.
Первым прикормом может быть овощное пюре или 5%-ная каша на овощном отваре пополам с молоком. Овощное пюре как первый прикорм полезно назначать детям недоношенным, страдающим экссудативным диатезом, рахитом, гипотрофией, а также в связи с тем, что после каши дети неохотно берут овощное; пюре. Через 2 недели после введения 5%-ной каши ее заменяют 10%-ной на цельном молоке, причем манную кашу нужно чередовать с гречневой, овсяной, рисовой. Особенно полезна детям гречневая каша. Сливочное масло в рацион ребенка вводят с 5,5-месячного возраста. В 10%-ную кашу и овощное пюре добавляют 3 г масла. В 7-месячном возрасте дают суп на мясном бульоне (не более 50 мл в день) и сухарик из белого хлеба. Таким образом, в 7 месяцев ребенку вводят второй прикорм – обед, состоящий из супа, овощного пюре и протертого свежего яблока. С 8 месяцев ребенку назначают третий прикорм – кефир или цельное молоко с печеньем. В этом же возрасте начинают давать мясо (до 30 г в день). Вначале дают фарш (вареное мясо, дважды провернутое), с 10 месяцев – фрикадельки, к концу года – паровую котлету. Полезно давать ребенку печень, мозги, рыбу. Назначать кисели детям первого года жизни не следует, так как это блюдо сильно обогащает пищу углеводами, а питательная ценность его незначительна. Более целесообразно давать свежие или консервированные фрукты, ягоды, соки, богатые витаминами и минеральными солями. В районах, где и в летнее время население испытывает недостаток в свежих ягодах, фруктах и овощах, а также в зимнее время (в средней полосе нашей страны), можно давать консервы, приготовленные специально для детского питания из высококачественных сортов продуктов. Прикорм желательно разнообразить, но никогда не переходить к новому виду пищи, если ребенок не привык к предыдущему. Увеличивая по мере привыкания ребенка количество даваемой ему новой пищи, постепенно заменяют ею одно за другим кормление грудью. Общее количество пищи, получаемой ребенком за одно кормление, во вторую половину года не должно превышать 200 мл.
Смешанное и искусственное вскармливание Назначать смешанное и искусственное вскармливание необходимо, если имеются для этого существенные показания. Вместе с тем при недостатке грудного молока не следует задерживать ребенка на естественном вскармливании. Своевременное назначение рационального смешанного, а при необходимости и искусственного вскармливания предупреждает развитие гипотрофии. Смешанным вскармливанием принято условно считать такое вскармливание, когда смеси составляют более 1/5 суточного рациона питания ребенка; при искусственном вскармливании грудное молоко или полностью отсутствует, или его количество составляет менее 1/5 общего объема пищи. Показаниями к назначению смешанного вскармливания являются истинная гипогалактия (отсутствие молока) и некоторые заболевания матери, когда нет нужды полностью отнимать ребенка от груди, но желательно уменьшить число грудных кормлений. Основанием к переводу ребенка на искусственное вскармливание являются полное отсутствие молока и невозможность обеспечить ребенка донорским молоком.
При смешанном и искусственном вскармливании основным продуктом питания является коровье молоко. В 100 мл коровьего молока содержится в 3 раза больше белка, чем в женском, однако усваивается он значительно хуже. Объясняется это преобладанием в коровьем молоке казеиновых фракций. Поэтому при смешанном и искусственном вскармливании белка на 1 кг веса должно быть больше, чем при естественном. Содержание жира в женском и коровьем молоке примерно одинаковое, но различный химический состав его определяет более трудную перевариваемость и усвояемость жира коровьего молока. Углеводов в коровьем молоке в 2 раза меньше, чем в женском, поэтому в коровье молоко добавляют сахар. Витаминов и ферментов в коровьем молоке значительно меньше, чем в женском. Для некоторого приближения количественного состава веществ коровьего молока к женскому его разводят слизистыми или мучными отварами. Этим достигается уменьшение количества чужеродного белка и жира и увеличение количества углеводов. С целью повышения усвоения основных ингредиентов коровьего молока предложены кислые смеси, преимущество которых заключается в кислой реакции, тормозящей рост бактерий и повышающей усвоение жира, а также в мелкохлопчатом створаживании казеина, значительно облегчающем его переваривание усвоение. Из всех известных видов кислого молока наибольшего внимания заслуживает кефир, стимулирующий секрецию пищеварительных соков, желчи, содержащий витамины и ферменты. Молочная кислота, накапливающаяся в кефире, способствует нежному створаживанию белка и лучшему усвоению жира. Молочнокислые бактерии кефира вытесняют патогенную флору кишечника, поэтому он особенно показан детям с неустойчивый стулом и в летнее время года. Чтобы сохранить правильное соотношение ингредиентов и придать пище приятный вкус, в кефир добавляют сахар: для детей первых 5 – 6 месяцев жизни – 10%, для более старших – 5%. При смешанном вскармливании докорм надо давать лишь в действительно необходимом количестве и с таким расчетом, чтобы объем и калорийность пищи соответствовали потребностям ребенка. В каждом случае необходимо учитывать, сколько грудного молока ребенок получает от матери. Для этого в детских учреждениях ребенка в течение 1 – 2 суток взвешивают до и после каждого кормления. Недостающее количество грудного молока восполняют смесями. Докорм вводят постепенно с таким расчетом, чтобы в течение 3 – 4 дней полностью покрыть все потребности ребенка в основных пищевых ингредиентах.
Докорм может быть либо самостоятельным кормлением, либо добавлением к грудному молоку при каждом или некотором кормлении. Последний способ более целесообразен при гипогалактии у матери, так как регулярное и достаточно частое прикладывание ребенка к груди способствует увеличению количества молока у кормящей женщины. Необходим он также в первые дни введения докорма (независимо от причин, вызвавших его назначение) и при повышенной чувствительности ребенка к новой пище. После того как ребенок привыкнет к смесям, их можно давать как самостоятельное кормление, чередуя с кормлениями грудью. Однако необходимо, чтобы кормлений грудью было не менее трех или в крайнем случае двух, так как при редком прикладываний ребенка к груди лактация быстро угасает. В качестве докорма при смешанном вскармливании лучше использовать кефир и только при его отсутствии можно рекомендовать сладкие смеси, в которых к молоку добавлены слизистые или мучные отвары, приготовленные из различных круп: риса, овса, гречки и др. Если ребенка вскармливают сцеженным женским молоком и кефиром, лучше смешивать их вместе в одной бутылочке непосредственно перед кормлением, что обеспечивает легкое привыкание ребенка к кефиру (Он может быть цельным независимо от возраста ребенка). Детям до 3 месяцев, если количество докорма велико или он дается как самостоятельное кормление, назначают В-кефир (1/2 кефира и 1/2 отвара). Перевод ребенка со смешанного вскармливания на искусственное, как правило, переносится им легко, так как грудное молоко из рациона питания вытесняется постепенно. Если же ребенка переводят на искусственное вскармливание внезапно, то осуществлять такой перевод нужно крайне осторожно, начиная с разведений. Режим питания при смешанном вскармливании остается таким же, как и при грудном. При искусственном вскармливания рекомендуется более ранний переход на пятиразовое кормление с более длительными промежутками между отдельными кормлениями, так как чужеродная пища дольше задерживается в желудке. Объем пищи, как и при естественном вскармливании, зависит от возраста и веса ребенка. Потребность ребенка в основных пищевых ингредиентах при смешанном и искусственном вскармливании несколько иная, чем при грудном. Потребность в белке зависит от соотношения грудного и коровьего молока. Если грудное молоко составляет 2/3 суточного количества пищи, ребенок должен получать 3 г. белка на 1 кг веса; при равном количестве грудного и коровьего молока – 3,5 г.; при 1/3 грудного молока и 2/3 коровьего – 4 г. При искусственном вскармливании ребенок должен получать 4,5 г. белка. Жиры и углеводы при смешанном и искусственном вскармливании дети получают в том же количестве на 1 кг веса, как и при естественном вскармливании.
Прикорм при смешанном и искусственном вскармливании назначают в той же последовательности, как и при естественном, но все их виды в рацион вводят на месяц раньше. Свежие фруктовые, ягодные и овощные соки, тертое сырое яблоко, рыбий жир, желток детям назначают в тех же количествах, но на 2 – 2,5 недели раньше, чем они получают при естественном вскармливании, аскорбиновой кислоты дают ребенку не менее 100 мг в сутки. Одним из условий, обеспечивающих нормальное развитие грудных детей, особенно при смешанном и искусственно вскармливании, является вскармливание их по аппетиту. При этом часы кормления нужно строго соблюдать, а количество пищи в каждое кормление должно быть по аппетиту. Нельзя насильно давать ребенку все назначенное количество пищи или отказывать в дополнительном ее количестве. В тех случаях, когда ребенок систематически съедает меньше назначенного, врач должен внести соответствующие качественные изменения в его рацион.
Питание детей от года до 7 лет Когда ребенок вскармливается нормально, к году он привыкает к разнообразной пище, его можно переводить на общий стол. Не следует отлучать детей от груди в жаркое время года, случаях их заболевания, особенно желудочно-кишечными болезнями, а также в период проведения прививок. Организуя питание детей старше года, надо учитывать их физиологические особенности: развитие жевательного аппарата, нарастание ферментативной энергии пищеварительных соков, развитие вкусового восприятия. На втором году жизни, когда у ребенка уже достаточное количество зубов, его меню становится разнообразнее, жидкая и полужидкая пища заменяется более твердой. Теперь можно давать не только каши, но и запеканки, котлеты, оладьи, овощи вареные или тушеные, нарезанные кусочками. Мясное и рыбное пюре заменяют фрикадельками котлетами. В 2 – 3 года детям можно давать мясо, нарезанное кусочками (рагу, гуляш, бефстроганов). Продукты для детского питания должны быть разнообразными, содержать различные сорта хлеба, всевозможные крупы, овощи, зелень, фрукты, молоко, молочные продукты, мясо, рыбу, яйца. В сутки требуется молока ребенку от 1 года до 2 лет не менее 700 мл, от 2 до 7 лет – не менее 500 мл. В рацион детского питания следует включать куриное мясо, печень, мозги. Нельзя давать жирную свинину, баранину, гусиное мясо, жиры этих продуктов плохо усваиваются. Рыба в питании может быть любая, необходимо только тщательно освобождать мясо от костей; можно давать и селедку (паштет, фаршмак). В детском питании широко используют овощи, фрукты и ягоды, такие, как редис, репу, редьку, лук, кабачки, шиповник, смородину, крыжовник, облепиху, бруснику, клюкву, морошку и др. Следует включать в рацион питания детей огородную и дикорастущую зелень (лук, укроп, шпинат, салат, щавель, крапиву и т. п.). При составлении меню обязательно учитывают количественные и качественные нормы питания, правильное соотношение в нем белков, жиров и углеводов, калорийность пищи. Нормы питания вычисляются в зависимости от возраста и веса ребенка. Например, суточная потребность ребенка 5 лет (вес 18 кг) в питательных веществах: 60 – 65 г. белка, 60 – 65 г. жира и 220–250 г. углеводов. Каждый грамм белка и углевода, попадая в организм, выделяет 4,1 кал, жира – 9,3 кал. Общее их количество составляет 1700 – 1900 кал. Пользуясь таблицами состава и калорийности пищи, составляют меню, отвечающее потребностям детей данного возраста. При этом следят за тем, чтобы в меню входили продукты животного происхождения. Жиры и белки растительного происхождения допускаются в пище ребенка в ограниченных количествах (жиры не более 10 – 15 % общей потребности в пище, белки – не более 25 %); потребность в углеводах на 50% удовлетворяется за счет сахара. Продукты, богатые белком (мясо, рыба, бобовые), дают в первую половину дня – на завтрак и обед, так как они, особенно в сочетании с жиром, дольше задерживаются в желудке и требуют для переработки много пищеварительных соков. Во время ночного сна процессы пищеварения замедляются, потому на ужин ребенок должен получать молочные, овощные и крупяные блюда как легко усваиваемые. В меню детей необходимо ежедневно вводить нужное им количество витаминов и минеральных веществ. Детей старше года кормят не более 4 – 5 раз в сутки с промежутками между приемами пищи в 3 –4 ч. Суточный объем рациона питания распределяется примерно так: завтрак – 25%, обед – 35%, полдник – 15%, ужин –25%. Последнее кормление ребенка проводится за 1 –1,5 ч до сна. Детская пища должна быть разнообразной, вкусно приготовленной и красиво подана. Между подачей первого и второго блюда необходимо делать небольшие интервалы. Детей необходимо приучать есть бульон вместе с его заправкой, мясо – с гарниром. Если второе блюдо сухое или твердое, можно разрешить запить его компотом или киселем. Это особенно рекомендуется тем детям, у которых выделяется мало слюны, что затрудняет пережевывание пищи и приводит к длительной задержке ее во рту. Водой запивать пищу не следует, так как она, разбавляя пищеварительные соки, снижает их концентрацию. Не надо принуждать ребенка, если он не хочет, съедать всю пищу. Обычно рекомендуются средние нормы питания, не рассчитанные на индивидуальные особенности и потребности организма ребенка. Кормление ребенка против его желания может вызвать отвращение к пище. Рациональное питание, гигиенический режим и правильный уход за ребенком способствуют улучшению аппетита и хорошему здоровью. Детей учат мыть руки перед едой, во время приема пищи правильно сидеть, не откидываться на спинку стула, не расставлять локти и не ставить их на стол, правильно пользоваться приборами, держать ложку и вилку не в кулаке, а тремя пальцами правой руки, не есть ложкой того, что можно есть вилкой, не пить из блюдца. Шести-семилетних ребят надо приучать пользоваться ножом: правильно резать мясо, огурцы, помидоры, яблоки. Во время приема пищи следят за тем, чтобы дети не спешили, не набивали рот слишком большим количеством пищи и не разговаривали в это время; учат вытирать рот салфеткой не только по окончании приема пищи, но и во время еды, если в этом есть необходимость. Младшим детям перед приемом пищи надевают нагрудники, для старших ставят на стол стакан с бумажными салфетками.
III.5. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДЕТСКОЙ ОДЕЖДЕ Назначение одежды Одежда способствует поддержанию постоянной температуры тела человека, ограждает его от неблагоприятных влияний солнца, термических и других повреждений. В холодную погоду она защищает от излишней потери тепла, в жаркую – не препятствует хорошей теплоотдаче. Большие или меньшие теплосохраняющие свойства одежды зависят от ее покроя, пошива, количества слоев и главным образом от качества ткани, из которой она сшита. Сама одежда не греет, но между нею и телом, а также в порах ткани находится воздух, являющийся плохим проводником тепла. Теплопроводность ткани тем меньше, чем больше воздуха заключено в ней. Высокой теплозащитной способностью обладают мягкие, рыхлые ткани с малым весом: шерсть, мех, ватин, вельвет, трикотаж; в меньшей степени – бумазея, байка, фланель, синтетические ткани – поролон и синтепон. Достоинством всех этих тканей является еще и то, что они обладают хорошей воздухопроницаемостью, обеспечивающей смену воздуха, находящегося между одеждой и телом. Из этих тканей шьют одежду, предназначенную для холодного времени года. Для летней одежды используют гладкие светлые хлопчатобумажные ткани: мадаполам, нансук, батист, бязь, ситец, сатин. Ценным качеством этих тканей является их гигроскопичность, способность хорошо и быстро впитывать и постепенно испарять влагу. Полотно, хорошо впитывая влагу, несколько быстрее, чем другие перечисленные выше ткани, испаряет ее; одежда, сшитая из полотна, особенно хороша в жаркое время, так как способствует охлаждению тела. Капрон, нейлон, хлорин – материалы из синтетического волокна – хорошо впитывают жировые вещества, которые, закупоривая поры тканей, ухудшают их воздухо- и паропроницаемость. Кроме того, эти ткани обладают повышенной проницаемостью для инфракрасной радиации, поэтому для пошива детского белья и летней одежды применять их не следует. Одежда из водоотталкивающих прорезиненных или кожаных тканей удобна в прохладную, сырую погоду. В теплые, сухие дни надевать ее не следует, так как она, не обладая достаточной гигроскопичностью и воздухопроницаемостью, задерживает испарение влаги, способствует перегреванию тела. Одежда должна соответствовать времени года и погоде, возрасту, полу, росту и пропорциям тела ребенка. Она не должна стеснять движений, мешать свободному дыханию, кровообращению, пищеварению, раздражать и травмировать кожные покровы. Недопустимы тугие пояса, лифы, сдавливающие грудную клетку, высокие тесные воротнички,
Одежда детей первого года жизни Новорожденным нужны распашонки, чепчики, подгузники и пеленки (100X100 см), количество которых для каждого ребенка должно быть достаточным (как показывают наблюдения, ребенок первых месяцев жизни мочится 20 – 26 раз в сутки). Одежду для самых маленьких шьют из хлопчатобумажной ткани, фланели и байки, без грубых швов, с минимальным количеством завязок и застежек, затрудняющих процесс одевания и раздевания, подгузники делают из марли или старой хлопчатобумажной ткани размером 60 X 65 см. Их подкладывают под ягодицы между ножками ребенка. Для предохранения верхних пеленок и одеяла от загрязнения подкладывают клеенку размером 30 X 30 см. Пользоваться клеенками большего размера не следует, так как они способствуют появлению у ребенка потницы и опрелостей. Если в помещении холодно, можно надеть поверх бумажной и фланелевой кофточки шерстяную, завернуть ребенка до подмышек в бумажную и байковую пеленки, затем в байковое или шерстяное одеяло. Нельзя заворачивать малыша очень туго, так как в таком положении затруднено дыхание, кровообращение, а в теплое время это вызывает перегревание тела и образование на коже потницы. В 1,5 – 2 месяца ребенку можно надеть ползунки. Они не стесняют его движений и предохраняют от переохлаждения. Во время прогулок или сна на свежем воздухе в холодную погоду, помимо обычной комнатной одежды, детей завертывают в ватное одеяло или укладывают в спальный мешок. Спальный мешок должен быть теплым, но легким, весом не более 2 кг, на 20 см превышать рост ребенка и не стеснять его движений. Перед укладыванием в спальный мешок ребенку надевают теплую распашонку, ползунки, на голову – чепчик или косынку, завертывают в пеленку или байковое одеяло. С 6 месяцев, когда дети начинают самостоятельно передвигаться (ползать), ползунки заменяют колготками. Платья для девочек в этом возрасте неудобны, так как затрудняют ползание, мешают свободно нагибаться за игрушками. Их, так же как и специально сшитые костюмы для мальчиков, обычно надевают тогда, когда дети начинают хорошо ходить. Одежда и обувь дошкольника Детское белье, в том числе и постельное (наволочки, простыни, пододеяльники), шьют из белых хлопчатобумажных тканей, которые не линяют при стирке и кипячении. Нижние рубашки для девочек без рукавов, с вырезным воротом, на проймах (бретели плохо держатся на плечах у ребенка); для мальчиков – рубашки с короткими рукавами или майки. Ткани для комнатной одежды (платьев, юбок, костюмов) подбирают в соответствии с сезоном и погодой. Для теплого времени года – ситец, майя, полотно, сатин и др.; для зимы – бумазея, байка, трикотаж, вельвет. Шерстяные ткани дороги и от частой: стирки теряют внешний вид и качество, поэтому из них лучше шить праздничную одежду, которую ребенок надевает реже. Покрой платьев для каждого дня простой, без лишних украшений (рюши, волан), затрудняющих стирку и глажение, без узких манжет, мешающих мытью рук. Верхние штанишки для мальчиков, юбки для девочек делают на бретелях. Поверх платьев и костюмов во время дежурства или работы детей на участке рекомендуется надевать фартучки простого фасона, сшитые из сурового полотна, ситца, пике и других тканей. В жаркое время года лучшая одежда для девочек – сарафаны, для мальчиков – трусы или короткие штанишки на лямках. В верхней детской одежде имеется карман для носового платка. Одежда, предназначенная для прогулок в холодную погоду, обладает хорошими теплозащитными свойствами. Конструкция ее должна обеспечивать возможно большую герметичность, исключающую поступление холодного воздуха через застежки, воротники, рукава. Осенью и весной в зависимости от погоды поверх белья детям надевают байковые или шерстяные костюмы, фуфайки и рейтузы, комбинезоны или куртки из репса с водоотталкивающей пропиткой на полушерстяном ватине (подкладку делают также из одного слоя – 3 – 4 мм – поролона либо синтепона), демисезонные пальто, плащи. Верхняя зимняя одежда защищает детей от холода и атмосферной влаги, поэтому должна состоять не менее чем из двух слоев: нижнего – теплозащитного (высокопористого, упругого материала) и верхнего – ветрозащитного, предохраняющего от проникновения в одежду и под нее наружного воздуха. Если верхняя ткань этих функций не выполняет, между верхним и теплозащитным слоями делают дополнительный ветрозащитный слой. Полностью воздухонепроницаемые ткани для детской одежды не рекомендуются. Зимнее пальто для ребенка можно сшить из шерсти на шерстяном ватине. Меховые шубы, а также пальто на меховой подкладке, как правило, тяжелы, малогибкие, затрудняют движение ребенка, в них малыш перегревается, поэтому нежелательны. В последнее время для пошива верхней одежды широко применяют тонкую плащевую ткань (репс с водоотталкивающей пропиткой) и синтетические материалы: поролон, синтепон и др. Синтепон толщиной 3 мм греет не хуже, чем шерстяной ватин, а по весу значительно легче. Соединенный с трикотажной, хлопчатобумажной, вискозной или другой тканью, он придает им постоянство размеров и формы, предотвращая усадку. Изделия из него хорошо стираются, а также поддаются химической чистке. Они быстро высыхают, не набухают, не имеют, как мех, специфического запаха, при носке сохраняют эластичность и гибкость, не мнутся, очень прочны, не поражаются молью, грибками и бактериями. В детской одежде хорошо сочетать ветрозащитную ткань с другими тканями – натуральными и синтетическими, обладающими высоким тепловым сопротивлением: ватой (хлопчатобумажная, капроновая, шерстяная, лавсановая), ватином (шерстяной, полушерстяной), искусственным мехом и т. д. Головные уборы. С самого раннего возраста головку ребенка в помещении держат открытой, так как под платком и чепчиком она потеет, может покрыться сыпью или плотными корочками из ороговевшего эпителия (себорея). Головной убор малыша должен соответствовать климатическим условиям и времени года. В летние солнечные дни головку прикрывают светлой панамой, соломенной шапочкой или легкой фуражкой с козырьком; весной и осенью, если не очень холодно и ветрено, девочкам надевают береты, мальчикам – береты и кепи; в прохладную ветреную погоду, а также зимой при отсутствии сильных морозов рекомендуются вязаные или фетровые шапочки, хорошо прикрывающие лоб и уши, в сильные морозы – меховые шапочки или шапки-ушанки. Обувь. С 6 месяцев ребенку надевают колготы соответствующего размера и мягкие ботиночки, которые в дальнейшем, когда он начинает ходить, заменяют кожаными туфельками. Детская обувь должна быть легкой, удобной, иметь эластичную подошву, широкий носок и каблучок высотой 8 мм. Тапочки (чешки) детям надевают только на музыкальные, физкультурные занятия и занятия утренней гимнастикой. Тесная, грубо сшитая обувь может привести к изменению формы стопы и ноги ребенка, способствовать врастанию ногтей, образованию мозолей. Сдавливая кровеносные сосуды и вызывая застой крови в ногах, тесная обувь в холодное время года ускоряет их охлаждение. Слишком свободная обувь также нежелательна, так как она затрудняет движение детей, вызывает потертости ног. Для повседневной носки не следует рекомендовать резиновую и лакированную обувь, так как она обладает плохой воздухопроницаемостью и гигроскопичностью, способствует образованию опрелости ног. Резиновые сапожки с проложенными в них стельками из ткани, хорошо впитывающей влагу, надевают в сравнительно теплую погоду на время прогулок по влажной земле и траве. При низких температурах воздуха детям лучше надевать кожаные ботинки. В теплое время года как в помещениях, так и на прогулках удобна текстильная и вельветовая обувь. Она легка, воздухопроницаема и гигроскопична. Зимой на прогулках следует носить утепленные суконные или кожаные ботинки, а в очень сильные морозы – валенки с галошами. По возвращении с прогулок обувь обязательно снимают, очищают от снега и просушивают. Уход за одеждой и обувью. При загрязнении вес одежды увеличивается (за 10 дней носки на 11%), тепловые и гигроскопические свойства ее снижаются, ткань пропитывается потом и салом, в ней увеличивается количество микробов. Поэтому загрязнившуюся одежду надо вовремя и хорошо чистить, простирывать, а где это возможно – кипятить и гладить. Крахмалить детское белье и одежду не следует, так как после этого они становятся жесткими, снижается их гигроскопичность и воздухопроницаемость. Белье и комнатную одежду следует менять при каждом загрязнении и после каждого купания ребенка. Грязное белье и пеленки складывают в бак или специальное ведро с крышкой, а затем простирывают, кипятят и проглаживают горячим утюгом. Чистое белье хранят в специальных шкафах. В зависимости от возраста ребенка частота смены белья может быть различной. У детей первых шести месяцев жизни – не реже одного раза в день; от 6 месяцев до года – через день: от 1 года до 2 лет – 2 раза в неделю и старше 2 лет – раз в 5 – 7 дней. Носки и колготы быстро пропитываются потом и легко загрязняются, поэтому их надо менять не реже чем через каждые 2 – 3 дня. Постельные принадлежности: матрацы, подушки, одеяла, спальные мешки – выносят на воздух для проветривания и сушки не реже 2 раз в месяц. Стеганые ватные одеяла, кроме того, 1 – 2 раза в год надо стирать. С раннего детства ребенку прививают навыки бережного отношения к своей одежде. Перед сном ребенок должен аккуратно сложить одежду на стульчик или повесить на специальные плечики. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: программа курса и планы семинарских занятий: специальность 031300 (050711) – Социальная педагогика. ОПД.Ф.04 / Воронеж. гос. ун-т; сост. Ю.А. Гончарова. – Воронеж: ВГУ, 2007. – 19 с. 2. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: учебно-методическое пособие: специальность 031300 (050711) – Социальная педагогика. ОПД.Ф.04 / Воронеж. гос. ун-т; сост. Ю.А. Гончарова. – Воронеж: ВГУ, 2005. – 39 с. 3. Громова З.П. Гигиена и физическое воспитание школьника в семье / З.П. Громова. – Мн.: Высш. шк., 1973. – 143 с. 4. Ежова Н.В. Педиатрия: учеб. пособие / Н.В. Ежова, Е.М. Русакова, Г.И. Кащеева. – Мн.: Высш. шк., 1999. – 524 с. 5. Жучкова А.И. Тестовые задания по анатомии, физиологии и гигиене: учеб. пособие для школьников по анатомии, физиологии и гигиене / Жучкова А.И., Чурикова В.В., Наквасина М.А.; Воронеж. гос. ун-т, Гимназия им. Н.Г. Басова. – Воронеж: ВГУ, 2001.– 43 с. 6. Матвеев Н.И. Самостоятельные работы учащихся по анатомии, физиологии и гигиене человека: пособ. для учащ. / Н.И. Матвеев.– М.: Просвещение, 1986. – 112 с. 7. Матюшонок М.Т. Физиология и гигиена детей и подростков: учеб. пособ. для пед. ин-тов / М.Т. Матюшонок, Г.Г. Турик, А.А. Крюкова; Под ред. М.П. Кравцова. – Изд. 2-е, перер. – Минск: Выш. шк., 1980. – 285 с. 8. Никишов А.И. Дидактический материал по анатомии, физиологии и гигиене: пособ. для учителей биологии и уч-ся / А.И. Никишов. – М.: РАУБ: Топикал, 1995. – 117 с. 9. Обреимова Н.И. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков: учеб. пособ. для студ. дефектологических фак. высш. пед. учеб. заведений / Н.И. Обреимова, А.С. Петрухин. – М.: Academia, 2000.– 373 с. 10. Попов С.В. Валеология в школе и дома: О физическом благополучии школьников / С.В. Попов. – СПб.: СОЮЗ, 1998. – 253 с. 11. Сапин М.Р. Анатомия и физиология детей и подростков: Учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Сапин, З.Г. Брыксина. – М.: ACADEMIA, 2002. – 453 с. 12. Фарбер Д.А. Физиология школьника / Д.А. Фарбер, И.А. Корниенко, В.Д. Сонькин. – М.: Педагогика, 1990. – 61с. 13. Хрипкова А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена: учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов / А.Г. Хрипкова, М.В. Антропова, Д.А. Фарбер. – М.: Просвещение, 1990. – 239 с. 14. Хрипкова А.Г. Гигиена и здоровье школьника / А.Г. Хрипкова, Д.В. Колесов. – М.: Просвещение, 1988. – 190 с. 15. Чабовская А.П. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста: учебник для студентов пед. институтов / А.П. Чабовская. – М.: Просвещение, 1980. – 222 с.
Учебное издание Гончарова Юлия Адольфовна ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА Учебное пособие для вузов
Редактор Е.С. Котлярова
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.21.229 (0.115 с.) |