Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Возрастная анатомия, физиология и гигиена↑ Стр 1 из 15Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА Учебное пособие
Составитель Ю.А. Гончарова
Воронеж 2008
Утверждено Научно–методическим советом факультета философии и психологии, протокол № от. Рецензент канд. психол. наук, доцент Н.М. Пинегина Пособие подготовлено на кафедре педагогики и педагогической психологии факультета философии и психологии Воронежского государственного университета. Рекомендуется для студентов 1 курса отделения социальной педагогики факультета философии и психологии.
Для специальности 050711 – Социальная педагогика ОПД. С. 01 ОГЛАВЛЕНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Курс «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» входит в структуру общепрофессиональных дисциплин и является обязательным для студентов, обучающихся по специальности «Социальная педагогика». В соответствии с Государственным образовательным стандартом, он включает в себя широкий круг проблем, касающихся анатомо-физиологических особенностей и гигиенических аспектов воспитания детей различного возраста. Курс включает теоретическую и практическую части. Данное пособие поможет студентам овладеть теоретическими основами курса. В качестве базовой цели изучаемой дисциплины выступает общетеоретическая подготовка специалиста в области анатомии, физиологии и гигиены человека вообще и специфики детского организма на разных возрастных этапах, в частности. Задачами курса являются: · формирование у студентов системы знаний об особенностях строения и функционирования организма ребенка на различных возрастных этапах; · формирование у будущих специалистов устойчивых гигиенических навыков, умения организовать окружающую среду и быт в соответствии с гигиеническими требованиями; · выявление особенностей и специфики развития детского организма на разных этапах; · подготовка студентов к освоению последующих учебных дисциплин и прохождению практики. Пособие включает в себя три главы. В рамках первой главы «Общие закономерности роста и развития детей и подростков» студенты знакомятся с понятиями рост и развитие, возрастной периодизацией индивидуального развития организма, закономерностями роста и развития на каждом возрастном этапе, показателями нормального роста и развития, определением здоровья как качества жизнедеятельности детей и подростков. Вторая глава «Анатомо-физиологические особенности систем органов» посвящена изучению особенностей внутриутробного развития организма человека, развития различных систем органов в онтогенезе, специфике их функционирования на разных возрастных этапах, В третьей главе «Гигиенические основы здорового образа жизни» изучается организация рационального режима жизни детей различных возрастных групп (сон, игры, прогулки, занятия и т.д.); гигиенические основы питания как источника здоровья и нормального физического развития детей. Особое внимание уделяется организации гигиенического воспитания детей, санитарному просвещению родителей и персонала учебных учреждений.
При изучении курса студенты актуализируют, закрепляют и овладевают системой базовых понятий и дидактических единиц дисциплины: онтогенез, возрастная периодизация, здоровье, здоровый образ жизни, физическое развитие, анатомо-физиологические особенности, гигиенические требования, санитарно-просветительская работа. В процессе изучения курса студент должен знать: основные теоретические вопросы курса; анатомо-физиологические особенности детского организма на разных этапах онтогенеза; основные гигиенические требования к организации труда и быта детей разного возраста. Результатом изучения данного курса должны явиться следующие умения студентов: выявлять анатомо-физиологические особенности ребенка конкретного возраста; организовывать окружающую ребенка обстановку в соответствии с гигиеническими требованиями; ухаживать за новорожденным ребенком; организовать занятия и игры для детей различного возраста. Критерием успешного усвоения курса является умение практически воплотить теоретические знания, обозначенные в содержании. Глава I ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ Глава II СИСТЕМ ОРГАНОВ II.2. СИСТЕМА КРОВИ К системе крови относятся периферическая кровь, органы кроветворения и кроверазрушения (красный костный мозг, печень, селезенка, лимфатические узлы и другие лимфоидные образования). В эмбриональный период жизни кроветворными органами являются печень, селезенка, костный мозг и лимфоидная ткань. После рождения ребенка кроветворение сосредоточивается главным образом в костном мозге и происходит у детей раннего возраста во всех костях. Начиная с 1-го года жизни появляются признаки превращения красного костного мозга в желтый (жировой). К периоду полового созревания кроветворение происходит в плоских костях (грудине, ребрах, телах позвонков), эпифизах трубчатых костей, а также в лимфатических узлах и селезенке. Лимфоузлы. У новорожденных по сравнению со взрослыми они более богаты лимфатическими сосудами и лимфоидными элементами с множеством молодых форм, количество которых после 4 – 5 лет жизни постепенно уменьшается. Морфологическая и связанная с ней функциональная незрелость лимфатических узлов приводит к их недостаточной барьерной функции, в связи с чем у детей первых месяцев жизни инфекционные агенты легко проникают в кровяное русло. В возрасте 1 – 3 лет лимфатические узлы начинают отвечать на внедрение возбудителя. С 7 – 8 лет, в связи с завершением развития лимфатических узлов, появляется возможность местной защиты от возбудителей инфекции. Вилочковая железа. Центральный орган иммунитета. К моменту рождения ребенка она хорошо развита. В возрасте от 1 до 3 лет происходит увеличение ее массы. С началом периода полового созревания начинается возрастная инволюция вилочковой железы. Селезенка. Один из периферических органов иммунитета. В ней происходит образование лимфоцитов, разрушение эритроцитов и тромбоцитов, накопление железа, синтез иммуноглобулинов. В функции селезенки входит депонирование крови.
Миндалины. Основные лимфоидные образования. У новорожденного ребенка они расположены глубоко и имеют небольшие размеры. В связи со структурой и функциональной незрелостью лимфоидной ткани миндалин дети первого года жизни редко болеют ангинами. С 5 – 10 лет нередко наблюдается увеличение небных миндалин, часто сочетающееся с увеличением носоглоточной миндалины и другими лимфоидными образованиями глотки. С периода полового созревания начинается их обратное развитие. Лимфоидная ткань замещается соединительной, миндалины уменьшаются в размере, становятся более плотными. Количество крови. У взрослого человека количество крови составляет примерно 7 – 8% массы его тела. У детей крови относительно массы тела больше, чем у взрослых (табл.1). У новорожденных кровь составляет 14,7% массы, у детей одного года – 10,9%, у детей 14 лет – 7%. Это связано с более интенсивным протеканием обмена веществ в детском организме. Таблица 1. Табл. 2. Таблица 3. II.4. ОРГАНЫ ДЫХАНИЯ Развитие полости носа и костной основы наружного носа у плода тесно связано с развитием костей черепа, полости рта и органов обоняния. Нижние дыхательные пути (гортань, трахея, бронхи) и дыхательные органы (легкие) закладываются на 3-й неделе эмбрионального развития в виде мешковидного выпячивания стенки первичной кишки, которое затем превращается в трубку. К 4-й неделе на конце этой трубки образуются выпячивания, из которых в дальнейшем развиваются легкие. Зачатки бронхов появляются на 5-й неделе эмбриогенеза. На 8 – 9-й неделе начинают формироваться хрящи и мышцы трахеи. К моменту рождения дыхательная система готова выполнять свои функции. У новорожденного полость носа низкая и узкая. Верхний носовой ход отсутствует. К 6 мес. жизни высота полости носа увеличивается. К 10 годам – в 1,5 раза, а к 20 годам – в 2 раза. Носоглотка у новорожденного сравнительно широкая, а евстахиева труба короткая, в связи с чем заболевания верхних дыхательных путей у детей нередко осложняются воспалением среднего уха так как инфекция легко проникает в среднее ухо через широкую и короткую евстахиеву трубу. Гортань у новорожденных располагается выше, чем у взрослых вследствие чего ребенок одновременно может дышать и глотать. Хрящи гортани, тонкие у новорожденных, с возрастом становятся более толстыми. После 2 – 3 лет у девочек гортань отстает в росте, она становится короче и меньше, чем у мальчиков, что сохраняется и у взрослых. Половые различия гортани больше всего заметны на щитовидном хряще и голосовых связках. В 12 – 14 лет у мальчиков на мес. те соединения пластинок щитовидного хряща начинает расти кадык, удлиняются голосовые связки, вся гортань становится шире и длиннее, чем у девочек. У мальчиков в этот период происходит ломка голоса.
Рост трахеи у детей осуществляется в соответствии с ростом тела. К 10 годам ее длина увеличивается в 2 раза, к 25 годам – в 3 раза. Слизистая оболочка трахеи и носоглотки детей нежна и богата кровеносными сосудами. Бронхи у детей узкие, слизистая оболочка содержит мало слизистых желез, богато снабжена сосудами. Рост бронхов наиболее энергичен в первый год жизни и в период полового созревания. Рост легких осуществляется за счет ветвления мелких бронхов, образования альвеол и увеличения их объема. До 3-х лет происходит усиленный рост легких и дифференцировка их отдельных элементов. В возрасте от 3 до 7 лет темпы роста легких снижаются. Особенно энергично растут альвеолы после 12 лет. Объем легких в этом возрасте увеличивается в 10 раз по сравнению с объемом легких новорожденного, а к концу полового созревания – в 20 раз. Грудная клетка ребенка растет параллельно росту тела, ребра принимают наклонное вниз положение и начинают принимать участие в дыхании. Тип дыхания становится смешанным. Совершенствуется рефлекторная регуляция дыхания, т. е. кора головного мозга постепенно начинает контролировать деятельность дыхательного центра продолговатого мозга, однако морфологическая и функциональная незрелость органов дыхания сохраняется до 14 лет. Формирование половых различий в строении грудной клетки и типе дыхания заканчивается к 21 годам. Однако развитие органов дыхания и совершенствование его регуляции продолжается и у взрослых людей. При этом наблюдаются значительные индивидуальные различия в зависимости от того, занимается ли человек физическим трудом, спортом или ведет малоподвижный образ жизни, курит, употребляет алкоголь. Дыхательные движения. Первый вдох новорожденного происходит в результате резкого возбуждения центра вдоха после перерезания пуповины. У новорожденных мышцы ребер в дыхании не участвуют, и оно осуществляется только за счет сокращений диафрагмы (диафрагмальный или брюшной тип дыхания). Дыхание новорожденного поверхностное и частое (до 60 в минуту), вентиляция в периферических участках легких слабо выражена, минутный объем легких всего 1300 мл (у взрослого 4 – 6 л). У детей первого года жизни частота дыхательных движений равна 50 – 60 в минуту во время бодрствования. У детей 1 – 2- лет – 35 – 40 в минуту; у 2 – 4- летних – 25 – 35 в минуту и у 4 – 6-летних – 23 – 26 в минуту. У школьников происходит снижение частоты дыхания до 18 – 20 в минуту. Объем дыхательного воздуха увеличивается с возрастом: 1 мес. – 30 мл; 1 год – 70 мл; 6 лет – 160 мл; 10 лет – 230 мл; 14 лет – 300мл. Жизненная емкость легких меняется с возрастом, зависит она также от пола, степени развития грудной клетки, дыхательных мышц (табл. 4).
Таблица 4. Средняя величина жизненной емкости легких (в мл) Пол |
Возраст в годах | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 10 | 12 | 15 | 17 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мал. | 1200 | 1200 | 1200 | 1400 | 1440 | 1630 | 1975 | 2600 | 3520 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дев. | 1100 | 1100 | 1100 | 1200 | 1360 | 1460 | 1905 | 2530 | 2760 |
Большое значение для роста и развития ребенка имеет носовое дыхание, выключение которого ведет к расстройству сна и пищеварения и, как следствие, к отставанию физического и умственного развития. Требуется тщательный уход за полостью носа грудных детей, а при возникновении заболеваний носоглотки (риниты, назофарингиты, аденоиды носовой полости) следует незамедлительно провести соответствующее лечение.
В возрасте от 3 до 7 лет в связи с развитием плечевого пояса все более начинает преобладать грудной тип дыхания. В период полового созревания грудная клетка приобретает форму взрослого человека, хотя остается еще меньшей по размеру. Грудная клетка у девочек приобретает цилиндрическую форму, и тип дыхания становится грудным (верхние ребра активнее участвуют в дыхании, чем нижние). У мальчиков она приобретает коническую форму с основанием, обращенным вверх (плечевой пояс шире таза) и тип дыхания становится брюшным (нижние ребра и диафрагма активно участвуют в дыхании). В этом возрасте повышается ритмичность дыхания, частота дыхания уменьшается до 20 в минуту, а глубина растет, и минутный объем легких составляет 3500 – 4000 мл, что приближается к показателям взрослого человека. К 18 годам частота дыхания устанавливается 16 – 17 в минуту, и минутный объем дыхания соответствует норме взрослого.
II.5. ОРГАНЫ ПИЩЕВАРЕНИЯ.
Обмен веществ и энергии
Обмен веществ (метаболизм) обеспечивает жизнедеятельность организма при взаимосвязи с внешней средой.
Сложные процессы развития ребенка происходят за счет постоянно протекающего в организме обмена веществ. Обменом веществ называют сложный комплекс различных взаимозависимых и взаимообусловленных процессов, которые происходят в организме с момента поступления в него этих веществ и до момента их выделения.
Обмен белков. Значение белков в организме огромно: они являются главным строительным материалом клетки, источником энергии, необходимы для осуществления защитных функций, образуют ферменты и гормоны, регулируя процессы, протекающие в организме.
Потребность в белке у растущего организма больше, чем у взрослого, так как он необходим для формирования новых клеток и тканей. Синтез белка в развивающемся организме преобладает над его распадом. Чем меньше возраст ребенка, тем большее количество белка требуется на каждый килограмм массы тела: на 1-м году жизни – 5 – 5,5 г. белка на 1 кг массы тела; от 1 года до 3-х лет – 4 – 4,5 г.; от 4 до 7 лет – 3,5 – 4 г.; от 8 до 12 лет – 3 г.; старше 12 лет – 2 – 2,5 г.
Потребность у мальчиков в белках больше, чем у девочек. Особенно необходимо, чтобы дети получали с пищей достаточные количества незаменимых аминокислот, поэтому у детей в возрасте от 1 до 3 лет 75% белка, получаемого с пищей, должно быть животного происхождения, а 25% – растительного.
С увеличением возраста содержание в пище белков животного происхождения должно уменьшаться, а в пище 5-летнего ребенка количество того и другого белка должно быть одинаковым. В пище детей старшего школьного возраста, как и у взрослых, животный белок должен составлять 30%, а растительный – 70%.
Чем меньше возраст детей, тем менее интенсивно идет распад аминокислот до конечных продуктов обмена, и у детей первых месяцев жизни с мочой выводится наибольшее количество аминокислот. К концу первого года жизни их количество в моче становится таким же, как и у взрослых.
Обмен углеводов. Углеводы являются основным энергетическим материалом для организма, а также выполняют пластическую функцию, участвуя в формировании клеточных мембран, межклеточного вещества.
Организм ребенка испытывает большую потребность в углеводах, так как интенсивность гликолиза в нем очень высока, на 35 г выше, чем у взрослых. В то же время синтез углеводов из жиров белков в растущем организме выражен очень слабо, а запас углеводов невелики, и они быстро истощаются. Суточная потребность в углеводах составляет: до 1 года – 10 – 12 г. на 1 кг массы тела в сутки; от 1 года до 3-х лет – 193 г.; от 4 до 7 лет – 288 г.; от 8 до 13 лет – 370 г.; от 14 до 17 лет – 470 г.; у взрослого – 500 г.
Выносливость к сахару у детей больше, чем у взрослых. При избытке глюкозы интенсивно синтезируется гликоген, который; откладывается не только в печени, но и в других органах.
Обмен жиров. Жиры выполняют в организме строительную функцию, входя в состав клеточных мембран, энергетическую и являются растворителями некоторых необходимых для организма витаминов.
Видовая, индивидуальная и органная специфичность жиров выражена в значительно меньшей степени, чем специфичность белков. Жиры разных видов животных отличаются по своим свойствам, но они могут меняться, приближаясь к свойствам того жира, который длительно употребляется в пищу.
Потребность организма детей в липидах тем выше, чем меньше возраст ребенка. В первые 6 месяцев жизни на каждый килограмм массы тела требуется 6 – 7 г. жиров; в возрасте от 6 месяцев до 4 лет – 3,5 – 4 г.; в дошкольном и школьном возрасте – 2,0 – 2,5 г. Суточное количество жира в пище детей от 1 года до 3 лет должно быть 33 г., от 4 до 7 лет – 40 г., от 8 до 13 лет – 38 г., свыше 14 лет – 47г.
Обмен воды. Вода необходима для нормальной жизнедеятельности организма как обязательная составная часть всех клеток и среда, в которой протекают все химические реакции. Вода выполняет транспортную функцию, участвует в теплорегуляции и т. д. Длительное существование без воды невозможно, и смерть, как правило, наступает через несколько суток. В теле взрослого организма вода составляет 2/3 его массы и такое же количество от всей воды, имеющейся в организме, находится внутри клеток. Ткани различных внутренних органов содержат 70 – 83 % воды, но большая ее часть находится в связанном состоянии – с белками и липидами.
Суточная потребность в воде – 40 г на 1 кг массы. В организм вода поступает в виде жидкостей (1,5 л), с другими пищевыми продуктами (1,5 л) и около 350 мл образуется в тканях в результате окислительных процессов. Выделение воды происходит через почки, кожу, легкие и кишечник.
Обмен минеральных веществ. Минеральные вещества необходимы для поддержания определенной пространственной структуры белков и нуклеиновых кислот, входят в состав ферментов, участвуют в поддержании осмотического давления и активной реакции крови и тканей.
Количество солей, содержащихся в организме ребенка, с возрастом увеличивается. Особенно велика у детей потребность в кальции и фосфоре, которые необходимы для формирования костной ткани. Наибольшая потребность в кальции отмечается на первом году жизни и в период полового созревания. Для нормального процесса окостенения необходимо, чтобы в организм поступало достаточное количество фосфора. У детей дошкольного возраста соотношение солей кальция и фосфора должно быть равным единице, в 8 – 10 лет – 1: 1,5, а в старшем школьном возрасте это соотношение должно быть 1: 2.
Растущий организм весьма чувствителен к содержанию в пище меди, кобальта, железа, марганца, цинка. Потребность в натрии, калии и хлоре у детей меньше, чем у взрослых.
Основной обмен. Растущий организм характеризуется большой интенсивностью основного обмена. С возрастом величина основного обмена до 1,5 лет увеличивается, а затем уменьшается. Общее количество затрачиваемой энергии в пересчете на массу тела с возрастом увеличивается, и у мальчиков больше, чем у девочек.
Из общего количества расходуемой энергии 60 % ребенок затрачивает на основной обмен, 15% – на рост и формирование тканей, 5% – на специфически динамическое действие пищи, 15% – на двигательную активность и 510% теряется с экскрементами.
У детей значительная часть энергии затрачивается на рост, причем тем больше, чем моложе ребенок. В 3 месяца до 36 % от всей расходуемой энергии, в 6 месяцев – 26%, в 9 месяцев – 21%.
Витамины. Витамины – органические соединения, совершенно необходимые для нормального функционирования организма. Витамины входят в состав многих ферментов. Это объясняет важную роль витаминов в обмене веществ. Витамины способствуют действию гормонов, а также повышению сопротивляемости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды (инфекция, действие высокой и низкой температуры и т. д.). Они необходимы для стимулирования роста, восстановления тканей и клеток после травм и операций.
В отличие от ферментов и гормонов большинство витаминов не образуется в организме человека. Главным их источником являются овощи, фрукты и ягоды. Содержатся витамины также в молоке, мясе, рыбе. Витамины требуются в очень небольших количествах, но их недостача или отсутствие в пище нарушает образование соответствующих ферментов, что приводит к заболеваниям – авитаминозам.
Все витамины делят на две большие группы: 1) растворимые в воде; 2) растворимые в жирах.
К водорастворимым витаминам относят группу витаминов В, витамины С и Р. К жирорастворимым витаминам относят витамины A, D, Е, К.
Витамин B1 (тиамин, аневрин) содержится в лесных орехах, неочищенном рисе, хлебе грубого помола, ячневой и овсяной крупах, особенно много его в пивных дрожжах и печени. Суточная потребность в витамине у детей до 7 лет 1 мг, от 7 до 14 лет – 1,5 мг, с 14 лет – 2 мг, взрослых – 2 – 3 мг.
При отсутствии в пище витамина B1 развивается заболевание бери-бери. Больной теряет аппетит, быстро утомляется, постепенно появляется слабость в мышцах ног. Затем наступает потеря чувствительности в мышцах ног, поражение слухового и зрительного нервов, гибнут клетки продолговатого и спинного мозга, наступает паралич конечностей. Без своевременного лечения наступает смерть.
Витамин В2 (рибофлавин). У человека первыми признаками отсутствия этого витамина является поражение кожи (в области губ чаще всего). Появляются трещины, которые мокнут и покрываются темной коркой. Позднее развивается поражение глаз и кожи, сопровождающееся отпадением ороговевших чешуек. В дальнейшем могут развиться злокачественное малокровие, поражение нервной системы, внезапное падение кровяного давления, судороги, потеря сознания.
Содержится витамин В2 в хлебе, гречневой крупе, молоке, яйцах, печени, мясе, томатах. Суточная потребность в нем 2 – 4 мг.
Витамин РР (никотинамид) содержится в зеленых овощах, моркови, картофеле, горохе, дрожжах, гречневой крупе, ржаном и пшеничном хлебе, молоке, мясе, печени. Суточная потребность в нем у детей 15 мг, взрослых 15 – 25 мг.
При авитаминозе РР отмечается чувство жжения во рту, обильное слюнотечение и поносы. Язык становится малиново-красным. На руках, шее, лице появляются красные пятна. Кожа становится грубой и шероховатой, отчего заболевание получило название пеллагра (по-итальянски pelle agra – шершавая кожа). При тяжелом течении болезни ослабевает память, развиваются психозы и галлюцинации.
Витамин В6 (цианкобаламин) у человека синтезируется в кишечнике. Содержится в почках, печени млекопитающих и рыб. При его недостатке в организме развивается злокачественное малокровие, связанное с нарушением образования эритроцитов.
Витамин С (аскорбиновая кислота) широко распространен в природе в овощах, фруктах, хвое, в печени. Хорошо сохраняется аскорбиновая кислота в квашеной капусте. В 100 г хвои содержится 250 мг витамина С, в 100 г шиповника – 150 мг. Потребность в витамине С 50 –100 мг в день.
Недостаток витамина С вызывает заболевание цингой. Обычно болезнь начинается с общего недомогания, угнетенности. Кожа приобретает грязновато-серый оттенок, десны кровоточат, выпадают зубы. На теле появляются темные пятна кровоизлияний, некоторые из них изъязвляются и причиняют резкую боль. Раньше очень часто цинга уносила много человеческих жизней.
Витамин А (ретинол, аксерофтол) в организме человека образуется из распространенного природного пигмента каротина, находящегося в больших количествах в свежей моркови, помидорах, салате, абрикосах, рыбьем жире, сливочном масле, печени, почках, желтке яиц. Суточная потребность детей в витамине А – 1 мг, взрослых – 2 мг.
При недостатке витамина А замедляется рост детей, развивается «куриная слепота», т. е. резкое падение остроты зрения при неярком освещении, приводящее в тяжелых случаях к полней, но обратимой слепоте.
Витамин D (эргокальциферол). Одной из наиболее распространенных болезней детского возраста, в некоторых странах поражающей более половины детей в возрасте до пяти лет, является рахит. При рахите нарушается процесс формирования костей, кости черепа становятся мягкими и податливыми, конечности искривляются. На размягченных участках черепа образуются гипертрофированные теменные и лобные бугры. Вялые, бледные, с неестественно большой головой и коротким кривоногим телом, большим животом, такие дети резко отстают в развитии.
Все эти тяжелые нарушения связаны с отсутствием или недостачей в организме витамина D, который содержится в желтках, коровьем молоке, рыбьем жире.
Температура тела. Терморегуляция. Плод, находящийся в утробе матери при относительно постоянной температуре ее тела, не нуждается в собственной терморегуляции. Тепло, которое образуется организмом плода, передается через плаценту крови матери, и температура крови, оттекающей от плода к плаценте, на 0,3 – 0,5 °С выше, чем крови, текущей к плоду. Температура тела у здорового новорожденного составляет 37,7 –38,2°С, что на 0,1 – 0,6°С выше температуры тела матери.
В течение ближайших нескольких часов после рождения температура тела у здоровых новорожденных понижается на 1,5 – 2 °С. Это явление называется транзиторной гипотермией новорожденных. Она обусловлена действием более низкой, чем в утробе матери, температуры внешней среды и незрелостью механизмов терморегуляции. На степень снижения температуры тела влияют вес ребенка, размеры его тела, количество первородной творожистой смазки, условия ухода за новорожденным. У здоровых детей температура тела вскоре начинает повышаться и через 12 – 24 ч достигает 36– 37°С.
Обычно в первые дни жизни у здорового новорожденного отмечаются неустойчивость температуры, ее быстрые изменения при пеленании, после кормления. В течение последующих дней температура тела у новорожденных остается неустойчивой и лишь постепенно (к 1,5 – 3 мес.) устанавливается температурная кривая, свойственная здоровым детям грудного возраста.
Характер суточных колебаний температуры тела, или циркадного ритма, у разных детей варьирует, но относительно постоянен у отдельного индивидуума. Циркадный ритм отсутствует у новорожденных и детей раннего возраста и устанавливается после второго года жизни. У детей он более выражен, чем у взрослых. Наиболее низкая температура тела отмечается около 3 ч ночи, а самая высокая – с 17 до 18 ч.
Суточные колебания температуры более значительны у девочек, чем у мальчиков. Размах колебаний температуры в течение суток при стабильной температуре окружающей среды в первые дни жизни составляет около 0,3°С, к 2 – 3 мес. увеличивается до 0,6°С и к 3 – 5 годам – до 1°С. Величина колебаний температуры тела зависит не только от возраста, но и от температуры окружающей среды, двигательной активности, эмоционального состояния ребенка, качества и количества принимаемой пищи, функционального состояния эндокринной системы, а также других факторов, влияющих на основной обмен, двигательную активность, сосудистый тонус.
Относительная недостаточность теплопродукции у новорожденных требует создания для них оптимального температурного окружения - термонейтральной зоны. Ее границами является диапазон температуры воздуха, окружающего ребенка. Для здоровых обнаженных новорожденных границы термонейтральной зоны составляют 32 – 35°С. К мес.ячному возрасту температурные показатели термонейтральной зоны смещаются вниз на 1,5 – 2 °С, а ширина их диапазона увеличивается на 0,3 – 0,5 °С.
У небольшой части новорожденных (0,3 – 0,5%) на 3 – 5-й день жизни наблюдается подъем температуры тела до 38–39 °С, сохраняющийся от нескольких часов до одного дня. Это состояние, вероятно, обусловлено некоторым обезвоживанием организма новорожденного и реакцией на заселение кишечника микроорганизмами.
У здоровых новорожденных детей в норме практически не наблюдается снижения температуры тела ниже 36 – 36,1°С. Изменения температуры тела могут быть вызваны различными причинами. Длительное влияние холода или жары может оказаться некомпенсированным еще недостаточно зрелыми механизмами терморегуляции и привести к значительному повышению (экзогенная гипертермия) температуры тела или ее снижению (экзогенная гипотермия).
Новорожденные легко перегреваются при повышении температуры воздуха, что обусловлено малой массой их тела, низкой функциональной активностью потовых желез. Перегреванию способствует также излишнее ограничение теплоотдачи одеждой.
Таким образом, среди важнейших особенностей терморегуляции у новорожденных можно выделить: более высокий уровень теплоотдачи по отношению к теплопродукции; ограниченную способность увеличивать теплоотдачу при перегревании, а также повышать теплопродукцию при охлаждении; неспособность реагировать лихорадочной температурной реакцией из-за слабой чувствительности нейронов гипоталамуса. Особенностью терморегуляции у новорожденных является отсутствие реакций повышения терморегуляционного тонуса и холодовой дрожи при понижении температуры тела. При быстром охлаждении у них возникают разнообразные некоординированные движения, сопровождаемые криком. Эта реакция служит сигналом для матери о необходимости устранить воздействие холода.
II.7. НЕРВНАЯ СИСТЕМА
ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Нервная система человека развивается из наружнего зародышевого листка – эктодермы. На ранних стадиях эмбрионального развития она имеет вид трубки, из передней части которой развивается головной мозг. Нервная система является одной из наиболее быстро развивающихся систем человеческого организма.
У новорожденного строение мозга практически сходно с таковым взрослого человека. Основное количество нейронов формируется уже к 20 – 24 неделе и остается постоянным до пожилого возраста. В дальнейшем увеличивается только число связей между нейронами.
Во время родов мозг ребенка низкочувствителен к кислородной недостаточности, имеет замедленный обмен веществ, а также получает энергию анаэробным путем. Масса головного мозга новорожденного составляет 1/8 массы тела.
Наиболее интенсивно головной мозг человека развивается в первые два года жизни, затем темпы снижаются, но остаются высокими до 7 лет. Окончательное созревание заканчивается к 21 году, при этом масса увеличивается по сравнению с новорожденным в 4 – 5 раз и составляет в среднем 1300 – 1400 г.
Изменение размеров, формы и массы мозга сопровождается изменением его внутренней структуры: усложняются строение нейронов, форма межнейронных связей, формируются различные проводящие пути головного мозга.
Развитие головного мозга идет гетерохронно (неравномерно). В первую очередь созревают те нервные структуры, от которых зависит нормальная жизнедеятельность организма на данном возрастном этапе. Функциональной полноценности прежде всего достигают стволовые, подкорковые и корковые структуры, регулирующие вегетативные функции организма. Эти отделы приближаются по своему развитию к мозгу взрослого человека уже к 2 – 4-летнему возрасту ребенка. Окончательное формирование структур стволовой части головного мозга, и особенно промежуточного, завершается в 13 – 16 лет, когда заканчивается половое развитие подростков.
Морфологическая незрелость коры больших полушарий ребенка. Функциональное недоразвитие коры является причиной слабого контроля над подкорковыми образованиями, в результате чего регуляция жизнедеятельности организма осуществляется в основном за счет безусловных рефлексов. У новорожденного большую часть суток кора не функционирует, и он спит 22 часа. Неучастие коры в координации тонуса мышц и движений и работе органов чувств объясняет то, что движения новорожденного неточны и несогласованны, ориентировочные (зрительные и слуховые) рефлексы слабо выражены.
Отсутствует контроль со стороны высших вегетативных центров, в результате чего имеется несовершенство терморегуляции и других вегетативных процессов. Однако уже спустя неделю после рождения у ребенка начинают образовываться первые условные рефлексы, способствующие поддержанию гомеостаза, т. е. обеспечивающие большую приспособляемость к внешней среде.
В первые 7 лет жизни ребенка быстро увеличивается масса головного мозга, идет формообразование больших полушарий, рост и дифференцировка их нейронов. Вслед за морфологическими изменениями наступает и функциональное созревание: благодаря корковому контролю над спинным мозгом (тормозящее действие) более координиро
| Поделиться: |
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.105.46 (0.019 с.)