Какие мысли, чувства вызвал рассказ? О чем заставил задуматься? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Какие мысли, чувства вызвал рассказ? О чем заставил задуматься?



(негодование и возмущение, о совести человеческой).

- Что такое совесть?

(чувство и осознание моральной ответственности за свое поведение и поступки перед собой, перед людьми, перед обществом)

- Как-то В. Шукшин, отвечая на вопрос, какими должны быть рассказы, заметил, что это:

Рассказ – судьба,

Рассказ – характер,

Рассказ – исповедь,

Рассказ – анекдот.

и всегда настойчиво искал ответ на волнующие вопросы нашей жизни: как защитить достоинство человека, как бороться с воинствующей демагогией, как пробудить совесть в человеке?

- Что за рассказ у нас? Докажите.

(рассказ - характер)

Рассказ начинается просто, прочитаем короткую экспозицию

- Что настораживает читателя?

(хитрый, но обаятельный герой).

- Какие отношения сложились между тестем и зятем?

- Можно ли определить характер героев, может быть, попробуем дать их словесный портрет?

(Наум – небольшого роста, плотный; кареглазый, глаза, как щелочки; хитрый, живой, верткий, сметливый, жадный, лицемерный. Имя говорящее: сам себе на уме.

Иван – простой, добрый, спокойный, рассудительный, несуетливый, высокий.Характеры героев непримиримые, они совсем разные)

В. Шукшин редко прибегает к описанию природы, но если пейзаж есть, то он играет важную роль: связан с душевными переживаниями человека, находится в гармонии с ними или противоречит им.

- чтение пейзажной зарисовки (смотри текст [3] стр. 625).

- Каково назначение пейзажа? (гармония в мире природы контрастна человеческим отношениям).

- Какие чувства переживает Иван, оставшись один на один с волками? (стр. 626).

(страх, жгучее любопытство, смех над тестем – почему?)

- Когда и почему Ивана охватил настоящий страх? (стр. 626).

(взгляд круглых желтых глаз был прям и прост: он догонял жертву), (он (волк) ни перед чем не остановится, его ничто не остановит (стр. 627)).

- Какой подтекст слышится здесь?

(сравнение с Наумом: Наума не остановили ни волки, обходящие зятя, ни его просьба немного попридержать лошадь и дать топор, ни грубый окрик Ивана, ни гибель коня. Ничто не остановило Наума от трусости и предательства. Волки - хищные звери, а Наум?).

- Как вы охарактеризуете его поведение?

(это страшный человек – человек без совести, который думает только о себе.)

- Что спасло Ивана?

(его умение собраться, смелость и.. случайность).

В схватке с волками Иван терпит поражение, он спас себя, но ценой гибели лошади, он чувствует свое бессилие. “Ваша взяла”, - горько произносит он.

- Каким образом повторяется эта сцена “ваша взяла” в доме тестя?

(снова бессилие, за подлость, трусость наказать не может, да и милиционеры уже приглашены).

- Какие чувства испытывает Иван. столкнувшись с волчьей хваткой своего тестя? (стр.629).

- изумление от наглости (“Ты просил топор – я бросил”).

- досаду за самого себя (не смог догнать на дороге).

- безысходность и бессилие, что не смог защитить своего достоинства (стр. 629).

Свою вину Наум признавать не хочет, да и не видит её, защищает себя обилием слов не по делу, демагогией (преднамеренное извращение фактов для привлечения на свою сторону). Наум недоволен всем: водопроводов нету, в деревне плохо, в городе лучше, он всегда прав, виноваты другие.

- Какая фраза является в диалоге ключевой, очень важной для автора?

- Она повторяется дважды на одной (629-й) странице. Почему?

(Звучит, как рефрен: человек должен оставаться человеком в любой ситуации).

- Объясните фразу милиционера: “…там-то не мог?”.

(в деревне Наума хорошо знают, не любят, в этом искусство авторского полунамека).

- Почему рассказ не закончен, как называется такой финал, как в этом рассказе?

(Открытый финал, читатель сам догадывается, как сложатся отношения Наума и Ивана, но не это главное для В. Шукшина.

– А что же хотел сказать писатель?

(Умение быть человеком, т.е. иметь совесть, оставаться человеком в любой ситуации).

- Свяжите тему рассказа с эпиграфом и темой урока.

- Как же удалось В. Шукшину в таком маленьком рассказе раскрыть очень важную проблему. Обратите внимание на построение:

(В рассказе преобладает диалог (действие через речь)

- В каких произведениях мы встречаемся с подобным? (в драматических).

- Обратите внимание на абзацы, синтаксические конструкции.

(очень короткие, часто из 1предложения).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.116.50 (0.008 с.)