Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В.М.Шукшин “Калина красная”.- М.: Эксмо-Пресс, 1998., стр.624-630. ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Хочешь быть мастером, Макай свое перо в правду. Ничем другим не удивишь.
В. Шукшин
Цели урока:
познакомить учащихся с личностью и многогранной деятельностью В.М. Шукшина; показать на примере одного произведения Шукшина правдивое изображение жизни, глубокое раскрытие характеров героев, помочь учащимся увидеть писательское мастерство Шукшина, пробудить живой отклик на проблемы своего времени. воспитывать в учениках нравственные качества на примере жизни главного героя рассказа В.М. Шукшина “Материнское сердце”. Оборудование:
портреты писателя, художественные произведения, подборка критической литературы, запись в исполнении В. Высоцкого, театральный реквизит. Форма урока – устный журнал.
Ход урока
1. Слово учителя
Учитель показывает портрет В.М. Шукшина и обращается к учащимся с вопросом:
– Знакомо вам это лицо?
– Где вы его могли видеть?
Предполагаемый ответ учащихся:
– Это киноартист.
Учитель:
– В каких фильмах вы его могли видеть?
Ответ учащихся:
Учитель:
– Это и кинорежиссер и писатель.
Василий Макарович Шукшин родился в 1929 году, а умер в 1974.
Скоропостижно, неожиданно.
Диагноз был неточен. Шукшин принадлежал к тем людям, которые умирают не от сердечной недостаточности, а от сердечного избытка. Сердечная недостаточность – этот диагноз больше подходит для лжеискуства. Настоящее искусство – всегда сердечный переизбыток. Бережливость по отношению к себе несвойственна истинным художникам. Первый признак истинности – нежаление себя ради других. Таким нежалением себя и была вся жизнь Шукшина
Сегодня мы посвящаем В. Шукшину устный журнал:
“Право рассказывать правду”
2. Страница первая. Многогранность таланта Василия Макаровича.
Выступает с сообщением 1-й ученик.
Шукшин родился в селе Сростки Алтайского края в крестьянской семье. До прихода в литературу и кино работал слесарем, директором школы, служил во флоте. Вот что писатель говорил о себе:
“Я родом из деревни, крестьянин потомственный, традиционный. Очень рано пошел работать. Была война, и мы не доучивали в школах. Я окончил 7 классов и пошел работать в 14 лет. И только потом у меня в жизни появился институт. Я начал писать в институте. Но это были еще слабые рассказы. По окончании института я выбрался на профессиональную дорогу и стал печататься”
Выступает 2-й ученик.
В 1964 году в судьбе Шукшина произошли перемены. Связаны они были с тем, что в этом же году состоялся его творческий дебют – в кинематографе – на экраны вышел его первый фильм “Живет такой парень”. В основу сценария Шукшин положил два своих рассказа “Кассный водитель” и “Гринька Малюгин”, удачно объединив их главных героев в образе Пашки Колокольчикова.
Действие фильма происходит в основном на Чуйском тракте, в прилегающих к нему деревнях и поселках, в том числе в Сростках, где прошло детство автора.
Фильм “Живет такой парень” получил приз в 1964 году на Ленинградском фестивале и на Международном кинофестивале в Венеции.
Во многих своих произведениях Шукшин приходит к мысли, что измена самому себе влечет за собой разрушение личности, ее нравственную гибель. К этой теме он обратился в фильме “Калина красная”.
Определяя главную мысль этого фильма, Шукшин писал: “Перед нами – человек умный, от природы добрый и даже, если хотите, талантливый.
Когда в его жизни случилась первая серьезная трудность, он свернул с дорого, пусть, даже бессознательно, обойти эту трудность. Так начался путь компромисса с совестью, предательства самого себя, предательства матери. Жизнь искривилась, потекла по законам ложным, неестественным. Разве не самое интересное и не самое поучительное обнаружить, вскрыть законы, по которым строилась и эта неудавшаяся жизнь?
Далее учащийся напоминает об эпизоде в фильме, когда герой пришел к матери, не назвав себя, и услышал горький упрек родного человека, а затем поклялся не причинять близким горя.
3. Учитель:
Страница литературная.
Итак, Шукшин сначала стал сценаристом, актером, затем кинорежиссером, и, наконец, писателем. И здесь его талант раскрылся необыкновенно быстро,с самых первых его произведений. Уже первая его книга, сборник рассказов “Сельские жители”, дала основание читателям и критике говорить об особом “шукшинском” герое. И споры эти шли вокруг Шукшина на протяжении его творчества.
Естественность, простота, доброжелательность к человеку, а, главное, правдивость – вот что такое Шукшин в прозе. Дома вы, ребята, должны были прочитать рассказы из сборника “Охота жить”, вышедшего в 1977 году.
Обратите внимание на название “Охота жить”. Как понимаете смысл названия?
Отвечают учащиеся:
– Я понимаю так: жить хочет каждый человек. Жить по-настоящему, в полную силу, испытывая все радости жизни.
– Жить охота тем, кто страдает от физических и духовных мук, от материальных трудностей.
– Мне кажется, что острую потребность в жизни, свободной жизни ощущают люди, потерявшие свободу, находящиеся в местах лишения.
Учитель: Все это так. Есть еще одна сторона – борьба за жизнь, за право жить на свободе близкого человека, которому грозит суд, тюрьма. Таким примером является рассказ “Материнское сердце”, который вошел в сборник “Охота жить”. Напомните его содержание.
4. Выступает 3-й ученик.
Он пересказывает содержание части рассказа, из которой мы узнаем, что Витька Борзенков поехал в город, продал сало, так как деньги были нужны для предстоящей свадьбы, выпил, затем, угостив подошедшую девушку, принял приглашение пойти к ней в гости. Там он еще больше выпил и очнулся поздно вечером под забором без денег в неизвестном месте. Витка нашел в потайном кармане последнюю десятку и с горя купил еще бутылку, обозлившись на всех городских жителей за обман. После замечания, что он бросает бутылки туда, где могут быть люди, Витька снял ремень, оставшийся после службы во флоте, и стал им размахивать. Нанес раны трем человекам, в том числе милиционеру. Его арестовали и отправили в КПЗ.
На другой день мать узнала о случившемся и поспешила в райцентр, пришла в милицию.
Учитель:
Посмотрите сцену разговора матери Витьки с представителями правоохранительных органов. Дайте оценку его поведения, милиционера.
5. Страница театральная.
Сцена в милиции (исполняют два ученика).
И тут вошла мать Витьки. Переступив порог, упала на колени, и завыла, и закричала:
– Да ангелы Вы милые, да разумные ваши головушки. Простите окаянного! Пьяный он был. Он трезвый последнюю рубаху отдаст, сроду трезвый никого не обидел…
– Ты подожди, мать, ты встань – здесь не церква. Иди, глянь? (милиционер показывает на ремень).
– Вот гляди: ремень твоего сына… Он во флоте,что ли служил?
– Во флоте, во флоте – на кораблях то на этих…
– Теперь смотри: видишь? – начальник перевернул бляху, взвесил на руке: – Этим же убить человека – дважды два. Попади он вчера кому-нибудь этой штукой ребром – конец. Убийство. Да и плашмя троих уходил так, что теперь врачи борются за их жизни. А ты говоришь: простишь. Ведь они же при исполнении служебных обязанностей. Ты подумай сама: как же прощать за такие дела действительно.
– Да сыночки вы мои милые! Да нешто не бывает по пьяному делу?! Да всякое бывает – подрались. Сжальтесь вы над ним. Один он у меня: и поилец мой и кормилец. А еще вот жениться надумал – как же тогда с девкой-то, если его посадют? Неужели ждать его станет? Не станет. А девка-то добрая, их хорошей семьи – жалко.
– Он зачем в город приезжал?
– Сала продать. На базар – сальца продать. Деньжонки-то нужны, раз уж свадьбу-то наметим, где их больше возьмешь?
– При нем никаких денег не было.
– Батюшки – святы! – испугалась мать. – А где же они?
– Это у него надо спросить.
– Да украли, небось! Украли!... Да милый ты сын, он оттого, видно, и в драку-то полез – украли их у него!... Жулики украли…
– Жулики-то украли, а причем здесь наш сотрудник – за что он его-то!
– Да попал видно под горячую руку.
– Ну, а если каждый раз так попадать под горячую руку, у нас скоро и милиции не останется… Не будет на это прощения, получит свое по закону.
– Да ангелы вы мои, люди добрые, – опять взмолилась мать, – пожалейте вы хоть меня, старуху, я только теперь маленько и свет-то увидела. Он работящий парень-то, а женился бы, он бы совсем справный мужик был. Я бы хоть внучаток понянчила…
– Дело даже не в нас, мать, ты пойми. Есть же прокурор. Ну, выпустили мы его, а с нас спросят: на каком основании? Мы не имеем права, я же не буду вместо него садиться.
– А может, как-нибудь задобрить того милиционера: У меня холст есть, я нынче холста наткала – пропасть. Все им готовила…
– Да не будет он у тебя ничто брать, не будет! – уже кричал начальник. – Не ставь ты людей в смешное положение, действительно. Это же не кум с кумой поцапались!
– Куда же мне теперь идите-то, сыночки? Повыше-то вас есть кто или уже не ту?
– Пусть к прокурору сходит, – посоветовал один из присутствующих. Мать с молитвами вышла из милиции.
6. Страница дискуссионная.
Беседа с классом.
Учитель:
– Итак, оцените поведение матери, что она чувствует?
Отвечают учащиеся:
– Мать убита горем. Все мысли ее и действия направлены на то, чтобы помочь сыну, вызволить из беды.
– Мать встает на колени, унижается ради сына.
– Мать надеется на всепрощение людей, на их доброту.
– Получив отказ, она намерена пойти дальше, в высшие инстанции.
Учитель:
– Все ли понимает мать, что произошло с сыном?
Отвечают учащиеся:
– Она понимает, что сын в беде. Но что совершил сын, она еще не понимает, вернее, не хочет понять. Главное, его спасти, уберечь от суда и тюрьмы. Кроме того, она оправдывает его, говоря, что он сделал это под пьяную руку.
Учитель:
– На какую уловку она готова пойти ради сына?
Отвечают учащиеся:
– Она готова подкупить милиционера, думая, что это поможет. У нее есть холст. Может это поможет.
Учитель:
– Итак, сначала мать взывает к милосердию, унижается, затем предлагает своего рода взятку, а только потом выходит из кабинета с намерением пойти дальше, к вышестоящему начальству. А как милиционеры и прокурор реагируют на мать?
Отвечают учащиеся:
– Они доброжелательно выслушивают мать. Им понятно ее горе.
– Они душой разделяют ее состояние, но сделать ничего не могут, так как Витька нарушил закон.
– Они понимают, что его ограбили, но и он виноват, нечего было напиваться.
Учитель:
– В чем же вина Витьки?
Отвечают учащиеся:
– В том, что он решил расслабиться и выпить после продажи сала.
– В том, что, имея невесту, принял приглашение незнакомки и пошел к ней в гости.
– В том, что он вступил в дружеский разговор с молодой женщиной, имеющей явно сомнительный вид (с похмелья).
– В том, что, опомнившись, обозлился на всех и вся и затеял без серьезного повода драку.
– Он крутил своим ремнем направо и налево, не замечая даже, что его останавливают, сдерживают представители милиции. Он полностью потерял контроль над собой.
– Он нарушил закон. Своим поведением он не только нарушил порядок, а нанес телесное повреждение.
– Оправдать его невозможно. Он был до слепоты жесток. Все три пострадавших оказались в больнице.
Учитель:
– Все правильно. Заметьте еще одну сторону: а если бы матери тех пострадавших людей пришли бы в милицию. Что бы они сказали Витьке: наверное, они бросили бы ему в глаза все слова упрека и обвинения. И если бы здесь была мать Витьки, – ей бы не сдобровать. Но ее счастье, что она это не видела и, может быть, не догадывалась о возможных слезах тех матерей.
Зато, получив отказ простить Витьку в милиции, у прокурора, мать не опустила рук. Ведь Витька – единственный из 5 детей, который здесь, жил с ней, хорошо работал и был на хорошем счету. Она получила разрешение на свидание с ним, успокоила его, вселила и в него надежду, а сама, вздохнув, готовилась к новым встречам с высокопоставленными людьми, чтобы защитить своего Витьку. Вот она, материнская правда! Вот оно, материнское сердце! Разве не хватает за живое все: и причитания, молитвы, увещевания? Только Шукшин мог так проникновенно написать о матери.
7. Выступает учащийся и рассказывает о взаимоотношениях писателя и своей матери.
Учитель:
– Сам Шукшин так говорил о матери: “Мать – самое уважаемое что ни на есть в жизни, самое родное – вся состоит из жалости. Она любит свое дитя, уважает, ревнует, хочет ему добра – много всякого, но неизменно, – всю жизнь – жалеет”.
8. Учитель:
– Напутствуя, молодые люди, вас в жизнь, я хочу напомнить о заповедях:
Не переступайте той заветной черты, которая отделяет человека от зверя. Не теряйте в себе человеческого достоинства. Не становитесь жестокими, даже если вам сделали зло. И главное, помните, ваше счастье – счастье матери, ваше горе – горе матери, ваше преступление – безграничное страдание матери.
Вот это и есть шукшинская правда, правда великого писателя Шукшина.
Шукшинской правде был близок современник писателя, столь же разносторонне талантливый поэт, певец, артист театра и кино Владимир Высоцкий. Многие его песни созвучны духу и настроению рассказов Шукшина.
9. Страница музыкальная.
Песня в исполнении В. Высоцкого “Протопи ты мне баньку по-белому”.
10. Страница творческая.
Учитель:
– Завершая сегодняшний урок по творчеству Шукшина, я хотела бы предложить написать дома сочинение – размышление на одну из тем:
1. Что бы я посоветовал Витьке, если бы пришел к нему на свидание в камеру.
2. Какой конец этой истории я вижу.
Ведь произведение не закончено. Мать верит, мать надеется. Сбудутся ли ее надежды?
11. Подведение итогов урока.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.246.218 (0.067 с.) |