Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Открытый урок по литературе (10 класс)Стр 1 из 4Следующая ⇒
Открытый урок по литературе (10 класс) "ЭТИ РАЗНЫЕ-РАЗНЫЕ СУДЬБЫ" (Урок по творчеству В. Шукшина. Рассказ-характер "Чудик". Рассказ-исповедь "Обида") Цели: - проанализировать рассказы В. Шукшина "Чудик", "Обида"; - учиться видеть и чувствовать человека; - развивать связную речь учащихся. Оборудование: стенд "Человек он редкостный", плакат с высказыванием В. Шукшина: "Русский народ за свою историю отобрал, сохранил и возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту... Помни это. Будь человеком!" Эпиграф: Шукшин остается нашей совестью. Он не мог жить "со стороны", он сгорал в каждом созданном образе, сердце было болеющее, ранимое... Ход урока Слово учителя. Выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский в книге "Родительская педагогика" писал: "Есть такая опасная вещь - лень души. Загляни себе в душу, нет ли в ней зернышка этой беды. Если есть - выбрось, ее, не дай прорасти дурманом. Лень души – это равнодушие к человеку. Ты идешь по улице многолюдного города, видишь среди множества лиц человека, в глазах которого смятение и отчаяние. Твои глаза скользнули по этим единственным в мире глазам, но не донесли до твоей души ни отчаяния, ни смятения, ты не подумал, что перед тобой горе, возможно, перед тобой гибель целого мира: ведь каждая человеческая душа - это неповторимый мир. Если ты не чувствуешь этого мира, значит, у тебя первые признаки этой болезни лени души. Преодолей в себе эту болезнь. Всматривайся во все, что происходит вокруг тебя. Учись видеть и чувствовать человека. Помни, что самое главное в окружающем тебя мире - человек..." Главное в поле зрения Василия Шукшина - человек. В каждом рассказе писателя он возникает зримо, с массой точных бытовых и психологических деталей. Герои В. Шукшина, по словам писателя, - это "люди простые, но всегда неравнодушные, ищущие". 2. Рассказ ученика о жизни В. Шукшина у стенда "Человек он редкостный". Учитель: Нет с нами большого писателя - Василия Макаровича Шукшина. Но остались его книги, его мысли. И каждый его рассказ заставляет нас задуматься о серьезных проблемах современности, о жизни, о поведении человека, его поступках. Шукшин хотел разбудить нашу совесть, чтобы мы задумались, что с нами происходит.
3. Работа с текстом рассказа "Чудик". Ученик выразительно читает отрывок из рассказа "Чудик": "Он купил конфет, пряников, три плитки шоколада. И отошел в сторону, чтобы уложить все в чемодан. Раскрыл чемодан на полу, стал укладывать... Что-то глянул: на полу-то, у прилавка, где очередь, лежит в ногах у людей пятидесятирублевая бумажка..." Учитель: Из какого рассказа эта цитата? Ученик кратко пересказывает содержание рассказ "Чудик". Учитель: Почему Василий Егорыч не вернулся за деньгами? Эпизод "В самолете". Рассказ ученика. Учитель: Послушать живого человека не хотелось. Или еще: "Быстро стали снижаться. Читатель сорвался с места... потом очутился на полу... Все вокруг молчали - это поразило... Чудик отстегнул ремень и тоже стал искать челюсть. - Эта?! - радостно воскликнул он. И подал..." Почему же возмущается читатель? Эпизод "Чудик в аэропорту". Учитель: Как Чудик составил текст телеграммы? Эпизод "Чудик в городе у брата". Учитель: Как встретила Чудика сноха? ("Вот она, мол, жизнь! Видел? Сколько злости в человеке? Сколько злости! Злость..., жестокость... Это же не выход. Не понимаю: зачем они стали злые?") Рассказ ученика о том, как Чудик разрисовал детскую коляску. Эпизод "Разговор между братом и женой". "Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, и возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту... Помни это. Будь человеком!" - обращается к нам В. Шукшин. Глубокая любовь к людям приводит Шукшина к простой, казалось бы, мысли: жизнь только тогда будет прекрасной, когда люди будут делать добро, будут радовать друг друга. Обостренные чувство совести, доброго и прекрасного в человеке у В. Шукшина нерасторжимо связано с отрицанием самодовольства, хамства, зла, равнодушия. 4. Анализ рассказа "Обида". Ученик пересказывает содержание рассказа "Обида". Эпизод "В магазине". Учитель: Какое отношение очереди к Ермолаеву? (Безразличное, равнодушное.)
Какие же чувства вызывают в герое безразличные плоские реплики? (Непримиримую реакцию. Они подводят к размышлениям о природе человеческого хамства, равнодушия, вообще о человеческой жизни.) К чему же призывает автор своим рассказом? ("Хамство во всех проявлениях - следствие недостатка культуры человеческого общения. Над воспитанием такой культуры и нужно сегодня трудиться".) 5. Учитель: Чем вас удивил, поразил В. Шукшин? Против чего он борется? Какими он хочет видеть людей? После чтения рассказов Шукшина начинаешь более внимательно относиться к людям, которые тебя окружают. Как много может открыться в человеке, если повнимательнее приглядеться к нему. Рассказы Шукшина, "населенные" очень разными героями, - не просто сборники рассказов. Это книги о добре, которым люди живы. Это книги о том, что каждый человек своим путем, может быть, очень трудным, приходит к этой истине. Если он человек. Его рассказы о людях думающих, страдающих и равнодушных, добрых и жестоких воспитывают в нас Человека, предлагают подумать о,самом себе, о жизни. Ученик читает наизусть стихотворение о жизненной (Ю. Левитанский) Учитель: "Никогда, ни разу в своей жизни я не позволил пожить расслабленно, развалившись. Вечно напряжен, собран", -писал о себе В. М. Шукшин. Ученица читает наизусть стихотворение Е. Евтушенко "Памяти Шукшина". В искусстве уютно быть свободною булкой французской, но так не накормишь ни вдов, ни калек, ни сирот. Шукшин был горбушкой вприкуску, черняшкою той, без которой немыслим народ... Когда мы взошли, на тяжелой закваске мужицкой, нас тянет к природе, к есенинским чистым стихам. Нам с ложью не сжиться, в уюте ужей не ужиться. И сердце, как сокол, как связанный Разин Степан... Учитель: И остается в нас чуть усталый, глуховатый голос В. Шукшина: "Нам бы про душу не забыть. Нам бы немножко добрее быть... Мы один раз, уж так случилось, живем на земле. Ну так и будьте повнимательнее друг к другу, подобрее". С этим жил, в это верил, это проповедовал Василий Шукшин.
Урок внеклассного чтения в 9-м классе по рассказу В.М. Шукшина "Волки" Объявление Честность, Трудолюбие, Совестливость, доброту… Помни это. Будь человеком. В.М.Шукшин Цель урока: Оборудование (наглядность): Портреты В.М.Шукшина, Выставка его книг, Стародавнее это село. В огороде копал картошку, На Катуни тягал чебаков… Бьёт о берег Катуни волна. Знает каждый в России, Что Сростки – Это родина Шукшина.[2] Жизнь не баловала Василия Шукшина: в 1933 г. арестовали отца, как говорили тогда, “за вредительство”. С 15 лет пришлось зарабатывать на жизнь, в 16 уйти из дома. Пытался поступить в училище – не удалось, а затем служба на флоте. Вернувшись в родное село, экстерном сдает экзамены на аттестат зрелости, работает в вечерней школе, преподает русский язык и литературу. В 1954 г. поступает на режиссерское отделение ВГИКа. Однокурсники вспоминали, что ВГИКовские педагоги боялись его брать: он был правдолюбец, совершенно не понимал, что можно говорить, а о чем лучше промолчать.
Поверил в Шукшина Михаил Ромм. С этого момента жизнь Василия Шукшина связана с кино. Он играет во многих фильмах: “Печки-лавочки”, “Живет такой парень”, пишет сценарии и сам снимается: “Калина красная”, “Они сражались за родину”. Мы поговорим сегодня о В. Шукшине – писателе. О чем он писал? О том, что очень хорошо знал сам, что пережил сам. Однажды он сказал так: “Цель искусства заключается в том, чтобы помочь человеку познать жизнь и самого себя, сделать людей гуманнее, возвышенней, благородней”. Поэтому писатель-гуманист восставал против всего, что искажает, калечит человеческую душу, будь это мещанство, приобретательство, корыстолюбие, ложь в человеческих отношениях, трусость, подлость, предательство. - Вы прочитали рассказ “Волки”. Попробуем разобраться в прочитанном, выяснить, как ведет себя человек в экстремальной ситуации, дома нужно будет написать сочинение-рассуждение. - Почему рассказ называется “Волки”? (название имеет глубокий подтекст, оно символично-метафорично: волки – это не только лесные хищники, волки – это и люди типа Наума, с которыми приходится жить Ивану). - Что послужило основой написания рассказа?: (случай, который произошел с героями – тестем Наумом Кречетовым и зятем Иваном Дегтяревым, поехавшими в лес за дровами и встретившимися с волками). - Это характерная черта рассказов В. Шукшина: в основе – факт из жизни, случай. Рассказ – судьба, Рассказ – характер, Рассказ – исповедь, Рассказ – анекдот. и всегда настойчиво искал ответ на волнующие вопросы нашей жизни: как защитить достоинство человека, как бороться с воинствующей демагогией, как пробудить совесть в человеке? - Что за рассказ у нас? Докажите. (рассказ - характер) Свою вину Наум признавать не хочет, да и не видит её, защищает себя обилием слов не по делу, демагогией (преднамеренное извращение фактов для привлечения на свою сторону). Наум недоволен всем: водопроводов нету, в деревне плохо, в городе лучше, он всегда прав, виноваты другие.
- Какая фраза является в диалоге ключевой, очень важной для автора? - Она повторяется дважды на одной (629-й) странице. Почему? (Звучит, как рефрен: человек должен оставаться человеком в любой ситуации). - Объясните фразу милиционера: “…там-то не мог?”. (в деревне Наума хорошо знают, не любят, в этом искусство авторского полунамека). - Почему рассказ не закончен, как называется такой финал, как в этом рассказе? (Открытый финал, читатель сам догадывается, как сложатся отношения Наума и Ивана, но не это главное для В. Шукшина. – А что же хотел сказать писатель? (Умение быть человеком, т.е. иметь совесть, оставаться человеком в любой ситуации). - Свяжите тему рассказа с эпиграфом и темой урока. - Как же удалось В. Шукшину в таком маленьком рассказе раскрыть очень важную проблему. Обратите внимание на построение: (В рассказе преобладает диалог (действие через речь) - В каких произведениях мы встречаемся с подобным? (в драматических). - Обратите внимание на абзацы, синтаксические конструкции. (очень короткие, часто из 1предложения). Особенности языка: всё очень просто, лаконично, рассказ написан разговорным стилем. В нескольких словах дается характер человека. Шукшин внимателен к деталям (желтый глаз волка - символ безжалостности.) - Философ Бердяев писал: “Совести человеку нужно повиноваться больше, чем обществу, чем внешнему закону?” Согласны ли? В. Шукшин сумел задеть за живое, пробиться в наши души и заставить нас потрясенно спросить: “ Что с нами происходит?” Не щадил себя, торопился сказать правду и этой правой объединить людей, сблизить. Остались его слова, будоражащие душу: “Нам бы про душу не забыть, нам бы немножко добрее быть, мы один раз, уж так случилось, живем на земле.” Так будьте повнимательнее друг к другу, подобрее. С этим жил, в это верил, это проповедовал В. Шукшин. Свистящий ветер верховой. Мне так и видится застава, Казачий пост сторожевой. Где сказочно земля щедра, Пикетом Правды и Добра. Высь Шукшина… Хлеба резные, След сапога росой не смыт. В сырой траве еще дымит. Где ж уголок его сугревы, Тепла, которым дорожил? Кивает некий старожил. Тропинка на зеленом ворсе. А подниматься нам к нему. (Виктор Баянов) Литература: Литература в школе № 5, 1999г., стр.83-86. Открытый урок по литературе (10 класс) "ЭТИ РАЗНЫЕ-РАЗНЫЕ СУДЬБЫ" (Урок по творчеству В. Шукшина. Рассказ-характер "Чудик". Рассказ-исповедь "Обида") Цели: - проанализировать рассказы В. Шукшина "Чудик", "Обида"; - учиться видеть и чувствовать человека; - развивать связную речь учащихся. Оборудование: стенд "Человек он редкостный", плакат с высказыванием В. Шукшина: "Русский народ за свою историю отобрал, сохранил и возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту... Помни это. Будь человеком!"
Эпиграф: Шукшин остается нашей совестью. Он не мог жить "со стороны", он сгорал в каждом созданном образе, сердце было болеющее, ранимое... Ход урока Слово учителя. Выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский в книге "Родительская педагогика" писал: "Есть такая опасная вещь - лень души. Загляни себе в душу, нет ли в ней зернышка этой беды. Если есть - выбрось, ее, не дай прорасти дурманом. Лень души – это равнодушие к человеку. Ты идешь по улице многолюдного города, видишь среди множества лиц человека, в глазах которого смятение и отчаяние. Твои глаза скользнули по этим единственным в мире глазам, но не донесли до твоей души ни отчаяния, ни смятения, ты не подумал, что перед тобой горе, возможно, перед тобой гибель целого мира: ведь каждая человеческая душа - это неповторимый мир. Если ты не чувствуешь этого мира, значит, у тебя первые признаки этой болезни лени души. Преодолей в себе эту болезнь. Всматривайся во все, что происходит вокруг тебя. Учись видеть и чувствовать человека. Помни, что самое главное в окружающем тебя мире - человек..." Главное в поле зрения Василия Шукшина - человек. В каждом рассказе писателя он возникает зримо, с массой точных бытовых и психологических деталей. Герои В. Шукшина, по словам писателя, - это "люди простые, но всегда неравнодушные, ищущие". 2. Рассказ ученика о жизни В. Шукшина у стенда "Человек он редкостный". Учитель: Нет с нами большого писателя - Василия Макаровича Шукшина. Но остались его книги, его мысли. И каждый его рассказ заставляет нас задуматься о серьезных проблемах современности, о жизни, о поведении человека, его поступках. Шукшин хотел разбудить нашу совесть, чтобы мы задумались, что с нами происходит. 3. Работа с текстом рассказа "Чудик". Ученик выразительно читает отрывок из рассказа "Чудик": "Он купил конфет, пряников, три плитки шоколада. И отошел в сторону, чтобы уложить все в чемодан. Раскрыл чемодан на полу, стал укладывать... Что-то глянул: на полу-то, у прилавка, где очередь, лежит в ногах у людей пятидесятирублевая бумажка..." Учитель: Из какого рассказа эта цитата? Ученик кратко пересказывает содержание рассказ "Чудик". Учитель: Почему Василий Егорыч не вернулся за деньгами? Эпизод "В самолете". Рассказ ученика. Учитель: Послушать живого человека не хотелось. Или еще: "Быстро стали снижаться. Читатель сорвался с места... потом очутился на полу... Все вокруг молчали - это поразило... Чудик отстегнул ремень и тоже стал искать челюсть. - Эта?! - радостно воскликнул он. И подал..." Почему же возмущается читатель? Эпизод "Чудик в аэропорту". Учитель: Как Чудик составил текст телеграммы? Эпизод "Чудик в городе у брата". Учитель: Как встретила Чудика сноха? ("Вот она, мол, жизнь! Видел? Сколько злости в человеке? Сколько злости! Злость..., жестокость... Это же не выход. Не понимаю: зачем они стали злые?") Рассказ ученика о том, как Чудик разрисовал детскую коляску. Эпизод "Разговор между братом и женой". "Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, и возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту... Помни это. Будь человеком!" - обращается к нам В. Шукшин. Глубокая любовь к людям приводит Шукшина к простой, казалось бы, мысли: жизнь только тогда будет прекрасной, когда люди будут делать добро, будут радовать друг друга. Обостренные чувство совести, доброго и прекрасного в человеке у В. Шукшина нерасторжимо связано с отрицанием самодовольства, хамства, зла, равнодушия. 4. Анализ рассказа "Обида". Ученик пересказывает содержание рассказа "Обида". Эпизод "В магазине". Учитель: Какое отношение очереди к Ермолаеву? (Безразличное, равнодушное.) Какие же чувства вызывают в герое безразличные плоские реплики? (Непримиримую реакцию. Они подводят к размышлениям о природе человеческого хамства, равнодушия, вообще о человеческой жизни.) К чему же призывает автор своим рассказом? ("Хамство во всех проявлениях - следствие недостатка культуры человеческого общения. Над воспитанием такой культуры и нужно сегодня трудиться".) 5. Учитель: Чем вас удивил, поразил В. Шукшин? Против чего он борется? Какими он хочет видеть людей? После чтения рассказов Шукшина начинаешь более внимательно относиться к людям, которые тебя окружают. Как много может открыться в человеке, если повнимательнее приглядеться к нему. Рассказы Шукшина, "населенные" очень разными героями, - не просто сборники рассказов. Это книги о добре, которым люди живы. Это книги о том, что каждый человек своим путем, может быть, очень трудным, приходит к этой истине. Если он человек. Его рассказы о людях думающих, страдающих и равнодушных, добрых и жестоких воспитывают в нас Человека, предлагают подумать о,самом себе, о жизни. Ученик читает наизусть стихотворение о жизненной (Ю. Левитанский) Учитель: "Никогда, ни разу в своей жизни я не позволил пожить расслабленно, развалившись. Вечно напряжен, собран", -писал о себе В. М. Шукшин. Ученица читает наизусть стихотворение Е. Евтушенко "Памяти Шукшина". В искусстве уютно быть свободною булкой французской, но так не накормишь ни вдов, ни калек, ни сирот. Шукшин был горбушкой вприкуску, черняшкою той, без которой немыслим народ... Когда мы взошли, на тяжелой закваске мужицкой, нас тянет к природе, к есенинским чистым стихам. Нам с ложью не сжиться, в уюте ужей не ужиться. И сердце, как сокол, как связанный Разин Степан... Учитель: И остается в нас чуть усталый, глуховатый голос В. Шукшина: "Нам бы про душу не забыть. Нам бы немножко добрее быть... Мы один раз, уж так случилось, живем на земле. Ну так и будьте повнимательнее друг к другу, подобрее". С этим жил, в это верил, это проповедовал Василий Шукшин.
Урок внеклассного чтения в 9-м классе по рассказу В.М. Шукшина "Волки"
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.254.110 (0.114 с.) |