Тема 2.5. Электроток и ионизирующие излучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2.5. Электроток и ионизирующие излучения



 

Студент должен

знать:

- термическое, электрическое и биологическое воздействие электрического тока на различные системы организма;

- физические характеристики, от которых зависит поражающее действие электрического тока;

- способы защиты от статического электричества и молнии;

- что такое радиация и средства защиты от воздействия ее в лесных условиях;

уметь:

- организовать и обеспечить защиту от действия электротока, статического электричества и молнии;

-пользоваться приборами и измерять уровень радиации в лесу;

- применять средства защиты от воздействия радиации в лесу.

 

Действие электротока на организм человека. Защита от действия электротока. Заземление и зануление оборудования, как средства защиты от электротока, защита от статического электричества и молний. Радиация, ее измерение и воздействие на человека. Средства защиты от воздействия радиации в лесных условиях, режимы труда и отдыха.

Практическое занятие

Заземление и зануление оборудования, как средства защиты от действия электротока.

Литература: (5) с.113-117,140-147, (6) с. 168-191, (29), (31).

 

При изучении темы следует обратить внимание на то, что опасность электротока для здоровья и жизни человека обусловлена тем, что проходящий ток не виден и зачастую не воспринимается им как источник опасности.

Следует знать, что поражение электротоком может проявляться двумя видами: электрические травмы и электрический удар. Исход воздействия тока на человека зависит от величины тока, от его рода, пути движения по телу, частоты и времени воздействия, условий среды, в которой находится пострадавший.

Известно, что наиболее опасным является переменный ток с промышленной частотой 50-60 Гц (герц), чем постоянный.

Для человека опасным считают силу тока, равную 0.1 А и более, напряжение 40 В и более. Электричество подразделяют на техническое и атмосферное (удар молнией). Сила тока молнии составляет сотни тысяч ампер, напряжение – десятки миллионов вольт. Температура – около 25000С.

По рекомендованной литературе изучите, в каких случаях человек может получить электротравму (при прикосновении к токоведущим частям, приближении к ним, в результате попадания под шаговое напряжение и т.д.). Там же рассматриваются основные способы и средства электрозащиты: защитное заземление, зануление, изоляция и ограждение токоведущих сетей, использование при работе средств индивидуальной защиты (перчатки, резиновые коврики и галоши и др.)

Молния – серьезная угроза для людей. Часто молния попадает в крупные деревья. В организме пострадавших отмечаются патологические изменения, как при поражении электротоком.

Примерно 25 % тех, в кого попала молния, погибают. Смертельные случаи – обычно в результате остановки сердца. Те, кто выжил, получают серьезные нарушения здоровья.

Вот почему важно знать и применять способы защиты от удара молнией.

В результате чернобыльской радиационной катастрофы большие площади на территории нашей страны и других стран были загрязнены радиоактивными веществами. В основном это долго живущие радионуклиды: цезий – 137 и стронций – 90. Лес задержал до 90 % радиоактивных выпадений. Возможность использования человеком даров леса на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, является одной из проблем обеспечения безопасности жизнедеятельности в лесу.

Проведение работ в загрязненных радионуклидами лесах осуществляется в соответствии с Правилами по охране труда в лесном хозяйстве в условиях радиоактивного загрязнения, Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Норм радиационной безопасности (НРБ) – 76/87, Основных санитарных правил (ОСП) – 72/87 и «Правил по охране труда в лесной, деревообрабатывающей промышленности и в лесном хозяйстве».

В этих правилах изучите обязанности и права административно-технического персонала лесничеств, зоны радиоактивного загрязнения (в зависимости от плотности загрязнения почвы Ки/км2 цезием – 137 и стронцием – 90), регламентации лесохозяйственной деятельности по зонам радиоактивного загрязнения, мероприятия по охране труда

Обратите внимание, что при проведении лесохозяйственных работ в загрязненных радионуклидами лесах, проводятся мероприятия по снижению индивидуальных годовых доз облучения работников критической группы профессий.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем заключается особенность воздействия электротока на человека?

2. Назовите физические характеристики, от которых зависит поражающее действие электрического тока.

3. Назовите основные варианты поражения техническим электричеством.

4. Какие СИЗ используют для защиты от поражения электротоком?

5. Как устроено и работает заземление и зануление?

6. Назовите радионуклиды, которыми загрязнены леса после чернобыльской аварии.

7. Что такое плотность радиоактивного загрязнения почвы и в каких единицах она измеряется?

8. Назовите особенности ведения лесного хозяйства в условиях радиоактивного загрязнения.

9. Какие меры индивидуальной защиты и личной гигиены установлены на предприятиях лесного хозяйства, расположенных на территории зон с плотностью загрязнения почвы цезием – 137 от 15 до 40 Ки/км2?

 

Тема 2.6. Освещенность

 

Студент должен

знать:

- требования к системам освещения и параметрам освещения на рабочих местах;

- виды освещения и его нормирование;

- источники света и светильники;

- методы расчета и контроля освещения.

уметь:

- измерять параметры световой среды люксметрами Ю–16, Ю-117, Кварц-21 и др.;

- организовать правильный выбор освещения на рабочих местах и создать комфортные зрительные условия;

- производить расчет освещения.

 

Понятия: свет, освещенность, световой поток, сила света. Производственное освещение: естественное, искусственное и совмещенное. Местное и комбинированное освещение. Нормирование освещенности. Источники света.

 

Практическое занятие

Нормирование освещенности. Источники света.

 

Литература: (5) с. 110-113, (6) с. 293-325, (20).

        

Изучение данной темы следует начать со значения освещения для здоровья человека. Нужно знать, что недостаточное и избыточное освещение вызывает зрительный дискомфорт, который приводит к отвлечению внимания и общему утомлению, может являться причиной снижения производительности и качества труда, получения травм.

На каждом рабочем месте, в зависимости от предмета труда, необходимо создать определенную нормативом (21) СНиП 23-05-95 освещенность.

Световой поток производственного освещения разделяется в зависимости от источника на естественное (наиболее благоприятное для человека), искусственное и совмещенное.

Изучив по рекомендуемой литературе виды освещения и его нормирование надо правильно выбрать и рассчитать нужное освещение для рабочих цехов, видов работ и места работы.

В литературе (6) изучите основные параметры, характеризующие освещение и световую среду: световой поток (Ф), сила света (I), коэффициент отражения (r), яркость (L), контраст (К), освещенность (Е).

Необходимо узнать, с какой целью устанавливаются светильники, типы светильников для ламп накаливания (энергосберегающих) и люминесцентных ламп.

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите виды естественного освещения.

2. Какие искусственные источники света применяются на производстве? Их достоинства и недостатки.

3. Каково назначение светильников и как они выполняются?

4. Перечислите основные характеристики освещения и световой среды и единицы их измерения.

5. Как осуществляется расчет искусственного освещения?

6. Какими методами осуществляется расчет естественного освещения?

7. Что такое стробоскопический эффект?

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.209 (0.008 с.)