Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы и оценка текущего контроля

Поиск

Темы для рефератов, свободных эссе, проблемных дискуссий:

1. Основные эстетические категории.

2. Эстетическое понятие катарсиса.

3. Происхождение искусства из игры.

4. Содержание и форма в произведении искусства.

5. Канон и его роль в искусстве.

6. Место художника в современном социуме.

7. Основы систематизации искусств.

8. Мифологические темы в искусстве.

9. Мусические и пластические искусства в Древней Греции.

10. Эстетика античности.

11. Эстетика Сократа и Платона.

12. «Поэтика» Аристотеля. Неоплатонизм и византийская эстетика.

13. Эстетика патристики.

14. Эстетика и схоластика.

15. Византийская и древнерусская эстетика.

16. П. А. Флоренский о храмовом синтезе и искусств /обратной перспективе.

17. Эстетика Востока: Ислам, Индия, Дальний Восток.

18. Проблема прекрасного в эстетике Возрождения.

19. Эстетические принципы барокко и классицизма.

20. Эстетика просветителей (Руссо, Вольтер, Дидро, Лессинга).

21. Эстетические идеи в немецкой классической философии (Кант, Гегель, Шеллинг).

22.  Эстетика романтиков.

23. Эстетика натурализма и реализма

24. Эстетика символизма, модерна.

25. Эстетика всеединства.

26. Эстетика раннего модернизма и авангарда

27. Западная эстетика ХХ века.

28. Эстетика и психоанализ.

29. Семиотический и структуралистский подходы к изучению искусства.

30. Эстетика постмодернизма.

 

13.2 Формы и оценка самостоятельной работы

 

Конспектирование фрагментов рекомендованных текстов по тематике курса с обсуждением их на двух контрольных коллоквиумах.

 

13.3 Форма и оценка промежуточной аттестации

Аттестация проводится в форме зачета (6 семестр) и экзамена (7 семестр)

 

Примерный список вопросов к зачету

1. Определение предмета эстетики.

2. Категория трагического.

3. Эстетические категории (прекрасное, возвышенное, комическое).

4. Воспитательная роль катарсиса.

5. Происхождение термина катарсис.

6. Происхождение искусства из игры.

7. Содержание и форма в произведении искусства.

13. Канон и его роль в искусстве.

14. Место художника в современном социуме.

15. Проблема объективности красоты.

16. Основы систематизации искусств.

17. Миф и искусство.

18. Мусические и пластические искусства в Древней Греции.

19. Эстетика пифагорейцев.

20. Эстетика Сократа и Платона. Прекрасное и целесообразное. Мимесис. Анамнесис. Искусство в идеальном государстве.

21. «Поэтика» Аристотеля. Философия трагедии, концепция катарсиса.

22. Неоплатонизм и византийская эстетика.

23. Эстетика Августина.

24. Определение красоты у Фомы Аквинского.

25. Византийская и древнерусская эстетика. Полемика иконоборчества и иконопочитания. Иоанн Дамаскин о сущности иконы. Икона и канон.

26. П. А. Флоренский о храмовом синтезе и искусств и обратной перспективе. русского религиозного искусства.

27. Древнеиранская и древнеиндийская художественные традиции. Эстетика индуизма и буддизма.

28. Эстетика ислама. Архитектурный символизм мечети.

29. Древнекитайская эстетика даосизма и конфуцианства. Особенности художественной культуры Дальнего Востока. Чань-буддизм и искусство.

Примерный список вопросов к экзамену

 

1. Эстетическая ценность. Эстетическое суждение.

2. Основные эстетические категории. 

3. Происхождение термина катарсис и его значение у античных мыслителей. 

4. Эстетические основы систематизации искусств.

5. Семантические уровни художественного произведения.

6. Канон и его роль в искусстве.

7. Различные системы художественной перспективы и их роль в реализации эстетического смысла произведения.

8. Морализм и искусство. Роль сопереживания в эстетике.

9. Искусство и наука. Проблема объективности красоты.

10. Искусство как коммуникативная система.

11. Мусические и пластические искусства в античности.

12. Эстетика пифагорейцев.

13. Эстетика Платона.

14. Эстетика Аристотеля.

15. Эстетика эллинизма.

16. Эстетические концепции раннего христианства (апологеты, Августин).

17. Эстетика иконы, концепция подражания в апофатическом богословии.

18. Абеляр, Бернар Клервоский, Сугерий об месте образов в сакральном искусстве. Определение красоты у Фомы Аквинского.

19. Замещение понятий мера, симметрия, гармония понятиями «символ» и «образ» в христианском религиозном искусстве.

20. Эстетика ислама. Выразительность геометрического орнамента, арабески. Архитектурный символизм мечети.

21. Идеал прекрасного в эстетике Возрождения.

22. Эстетические принципы барокко и классицизма.

23. Эстетика просветителей.

24. Немецкая классическая эстетика.

25. Эстетика романтиков.

26. Эстетика натурализма и реализма.

27. Эстетика символизма, модерна.

28. Эстетика русского религиозно-философского ренессанса.

29. Эстетика модернизма и манифестарная эстетика авангарда.

30. Эстетика «значащей формы» и формальный подход в искусствознании и литературоведении.

31. Эстетические основания иконологии.

32. Эмпирическая эстетика.

33. Эстетическая теория «вчувствования».

34. Эстетика интуитивизма.

35. Психоаналитическая трактовка художественного творчества.

36. Феноменологический подход и экзистенциализм в эстетике.

37. Герменевтическая и рецептивная эстетика.

38. Франкфуртская школа и социология искусства.

39. Неотомизм и современный христианский платонизм в эстетике.

40. Семиотический и структуралистский подходы к изучению искусства.

41. Отличие понятий модернизм и постмодернизм в эстетическом контексте.

42. Эстетические принципы постструктуралистской теории искусства.

43. Категории неклассической эстетики: полистилитика, цитатность, интертекстуальность, деконструкция.

44. Коннотация в искусстве.

45. Соотношение автора и текста в постмодернистской эстетике.

46. Постфрейдизм и современная эстетическая теория.

47. Институциональная теория искусства и проблема границы произведения искусства.

48. «Произведение искусства в век технической воспроизводимости».

49. Жанры и направления искусства постмодернизма, гибридные эстетические формы.

50. Антимиметизм в современном искусстве.

 

Ресурсное обеспечение

Основная литература

 

  1. Бычков В.В. Эстетика. - КноРус, 2017. - 528 с.
  2. Шестаков В.П. История эстетических учений. М., 2009;
  3. Яковлев Е.Г. Эстетика. М., 2004;
  4. Данилова И.Е. Проблема жанров в европейской живописи. М., 1988;
  5. Кондратьев Е.А. Художественная деталь и целое. М., «Индрик», 2010;
  6. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М., 1985;
  7. Волков Н.Н. Композиция в живописи. М., 1977;
  8. Татаркевич В. Античная эстетика. М., 1977;
  9. Эко У. Эволюция средневековой эстетики. СПб, 2004;\
  10. Панофский Э. Этюды по иконологии. СПб., 2009;
  11. Гегель Г.В.Ф. Эстетика в 4-х тт. М., 1973.
  12. Турчин В.С. По лабиринтам авангарда. М., 1993;

 

Дополнительная литература

Татаркевич В. История шести понятий. М., 2004;Зедльмайр Х. Искусство и истина. М., 1999; Эко У. Эволюция средневековой эстетики. СПб, 2004;Шпенглер О. Закат Европы. т.1. М., 1993;Шестаков В.П. Развитие музыкально-эстетических идей западноевропейского средневековья // Эстетика и искусство. М., 1966;Бычков В.В. Русская средневековая эстетика. М., 1992;Трубецкой Е.Н. Три очерка о русской иконе. М., 1991;Флоренский П.А. Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии. М., 2000;Философия русского религиозного искусства. Антология. М., 1993;Лазарев В.Н. Византийская живопись. М., 1971; Малявин В.В. Сумерки Дао. М., 2000; Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1982Алпатов М.В. Художественные проблемы итальянского Возрождения. М., 1976;Данилова И.Е. Проблема жанров в европейской живописи. Человек и вещь. Портрет и натюрморт. М., 1998; Дмитриева Н.А. Изображение и слово. Л., 1982; Данилова И.Е. Мир внутри и вне стен: Интерьер и пейзаж в европейской живописи XV – XX веков. М., 1999; Даниэль С.М. Картина классической эпохи: проблема композиции в западно-европейской живописи 17 века. Л., 1986; Дидро Д. Салоны. М., 1989; Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М., 1980; Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. Л., 1974; Р. Вагнер. Избранные работы. М., 1978; Зарубежная литература 19 века. Романтизм. Хрестоматия. М., 1990; Жан-Поль. Приготовительная школа эстетики. М., 1981; Жирмунский В.М. Немецкий романтизм и современная мистика. М.,1996; Борисова Е.А. Русская архитектура в эпоху романтизма. СПб., 1997;Бычков В. Русская теургическая эстетика. М., 2007; Бодлер Ш. Об искусстве. М., 1986; Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994; Соловьев В.С. Соч. в 2-х тт. М., 1988; Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989; Ницше Ф. Собрание сочинений в 2-х тт. М., 1990; Яковлев Д.Е. Философия эстетизма. М., 1999;Сартр Ж.-П. Произведение искусства // Зап.-европ. эстетика ХХ века. М., 1991; Турчин В.С. По лабиринтам авангарда. М., 1993; Антология французского сюрреализма. М., 1994; Ханзен-Лёве О. Русский формализм. М., 2001; Кандинский В.В. Избранные труды по теории искусства (в 2-х тт.). М., 2001; Русский футуризм. Антология. М., 2000; Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. М., 1999; Эйхенбаум Б. Как сделана «Шинель» Гоголя. Пг.,1919 Хейзинга Й. Homo ludens. М., 1992; Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб., 2000; Иванов В.В. Избранные труды по семиотике и истории культуры. М., 1999; Ханслик Э. О музыкально-прекрасном. М., 1985; Теория метафоры. М., 1990;Успенский Б.А. Семиотика искусства. М., 1995; Даниэль С. Сети для Протея. СПб., 2005;Бычков В.В. (ред.) Лексикон нон-классики. М., 2003; Барт Р. Мифологии. М., 1996; Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. СПб., 2000; Бодрийяр Ж. Система вещей. М.,1995; Дженкс Ч. Язык архитектуры постмодернизма. М., 1985; Добрицына И. От постмодернизма к нелинейной архитектуре. М., 2004; П. Вирильо. Машина зрения. Спб., 2004; Р. Краусс. Подлинность авангарда и другие модернистские мифы. М., 2003; Делёз Ж. Фрэнсис Бэкон: Логика ощущения. СПб., 2011; Делёз Ж. Кино: Кино 1. Образ-движения; Кино 2. Образ-время. М., 2004.

 

 

Интернет-ресурсы  

- интернет-ресурсы кафедры эстетики

- Электронный информационный ресурс Российской государственной библиотеки (www. rsl. ru);

- Электронный информационный ресурс российской Национальной библиотеки (www. nlr. ru);

- http://www.rchn.org.ru/ - «Российская сеть культурного наследия».

- http://www.culture.ru - Российский фонд культуры.

- https://www.iaaesthetics.org/item/77-contemporary-aesthetics

Материально-техническое обеспечение дисциплины

А. Помещения.

Аудитории философского факультета МГУ, учебный корпус «Шуваловский».

Б. Оборудование.

Мультимедийные аудитории.

 

  1. Язык преподавания:

русский

 

  1. Преподаватель:

 Кондратьев Евгений Андреевич, к.ф.н., доцент



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.237.203 (0.006 с.)