Раздел 1. Классическая эстетика. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Классическая эстетика.



Учебная программа

Планы семинарских занятий

Семинары проводятся для обсуждения вопросов лекционных занятий.

Семинар №1.

Эстетика как философия искусства.

Цели:

Определить границы эстетики как науки.

Выявить основные направления эстетических исследования.

Время: 2 часа.

Вопросы для обсуждения:

1. Искусство как подражание и как выражение.

2. Эстетическое суждение.

3. Эстетическая деятельность и познание.

Литература:

Основная: Памятники мировой эстетической мысли в 5-ти тт.(под ред. М.Ф. Овсянникова), М., 1980; Кривцун О.А. Творческое сознание художника. М. «Памятники исторической мысли». 2008; Золкин А.Л. Эстетика. Учебник. Юнити-Дана, 2008;

Дополнительная: Киященко Н.И. Эстетика - философская наука. М., 2005; Борев Ю. Эстетика: Отношение к действительности; Творчество; Произведения; Природа и виды искусства; Художественный процесс; Обращение с искусством. М., АСТ, 2006; Яковлев Е.Г. Эстетика. М., 1999.

Семинар №2.

Основные эстетические категории.

Цели:

1. Перечислить основные категории эстетики.

2. Выявить эволюцию категорий в истории культуры.

Время: 4 часа.

Вопросы для обсуждения:

1.Категория гармонии.

2.Иерархия жанров.

3.Трактовки катарсиса.

Литература:

Основная: Эстетика. Словарь. М., 1989; Лосев А.Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий. М.,1965;

Дополнительная: Татаркевич В. История шести понятий. М., 2004.

Каган М.С. Морфология искусства. Л., 1972;

Шестаков В.П. Гармония как эстетическая категория. М.,1973.

Семинар №3.

Проблема художественного стиля.

Цели:

1.Дать определение художественного стиля.

2. Выявить критерии систематизации искусств.

Время: 2 часа.

Вопросы для обсуждения:

1. Виды и жанры искусства.

2. Направления и стили в искусстве. 

3. Основы систематизации искусств.

Литература:

Основная: Лосев А.Ф. Проблема художественного стиля. Киев. 1994; Лосев А.Ф. Художественный канон как проблема стиля. // Вопросы эстетики. М., 1964;

Дополнительная: Вёльфлин Г. Основные понятия истории искусств. М., 2002

Данилова И.Е. Проблема жанров в европейской живописи. Человек и вещь. Портрет и натюрморт. М., 1998; Лессинг. Лаокоон, или о границах живописи и поэзии. М., 1957; Дмитриева Н.А. Изображение и слово. Л., 1982; Данилова И.Е. Мир внутри и вне стен: Интерьер и пейзаж в европейской живописи XV – XX веков. М., 1999;

Семинар №4.

Содержание и форма в произведении искусства.

Цели:

- Определить роль сюжета и фабулы в искусстве.

- Перечислить выразительные и формальные средства искусства.

Время: 2 часа.

Вопросы для обсуждения:

1. Язык искусства.

2. Канон и его роль в искусстве.

3.Произведение искусства как система.

Литература:

Основная: Волкова Е.В. Проблема содержания и формы в искусстве. М., 1976; Бахтин М.М. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве // Вопросы литературы и эстетики. М., 1975; Кривцун О.А. Эстетика. М., 1998;

Дополнительная: Кондратьев Е.А. Художественная деталь и целое. М., «Индрик», 2010;Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М., 1991; Овчинникова Ю.А., Рожковский В.Б. Эстетика. Курс лекций. М., Феникс, 2008;

Семинар №5.

Семинар №6.

Цели:

  1. Показать воздействие религиозного мифа на искусство.

2.Установить роль сопереживания в эстетике.

Время: 2 часа.

Вопросы для обуждения:

1. Мифотворчество, архетипы и искусство.

2. Предназначение искусства.

3. Эстетическое и нравственное развитие личности. Морализм и имморализм в искусстве.

Литература:

Основная: Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии. М., 1985;Бычков В. В. Эстетика. М., 2005.; Шестаков В.П. История эстетических учений. М. 2009; Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1995;

Дополнительная: Зедльмайр Х. Искусство и истина. М., 1999; Бердяев Н.А. Смысл творчества. М., 1989; Раппопорт С.Х. От художника к зрителю. М., 1978; Яковлев Д.Е. Философия эстетизма. М. 1999. Л.Н. Толстой «Что такое искусство?» // Собр. соч. 1958; Идеи эстетического воспитания. Антология. М., 1971; Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки // Собр. соч. в 2-х тт. 1990; Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: исследования в области мифопоэтичского. М., 1995; О. Шпенглер. Закат Европы. М., 1993; Хейзинга Й. Homo ludens. М., 1992;

Семинар №7.

Раздел 2. История эстетической мысли.

Семинар №9.

Семинар №10.

Эстетика пифагорейцев.

Цели:

  1. Показать специфику числовой гармонии пифагорейцев.
  2. Раскрыть музыкальную теорию пифагорейцов. Показать влияние философии пифагорейства на последующую эстетическую традицию.

Время: 2 часа.

Вопросы для обсуждения:

  1. Представление о космосе как числовой гармонии. Музыка сфер.
  2.  Музыкальная теория пифагорейцев (каноники). Матемтические пропорции и пластические искусства (скульптор Поликлет).
  3. Воспитательное значение музыки.

Литература:

Основная: Татаркевич В. Античная эстетика. М., 1977; Шестаков В.П. История эстетических учений. М. 2009;

Дополнительная: Гилберт К.Э., Кун Г. История эстетики. СПб., 2000;

Семинар №11.

Семинар №12.

Эстетика эллинизма.

Цели:

1. Рассмотреть спцифические эстетические учения стоиков, скептиков, эпикурейцев, неоплатоников.

2. Показать преемственность идеалистических представлений о гармонии.

Время: 2 часа.

Вопросы для обсуждения:

  1. Концепция прекрасного как симметрии.
  2. Эстетические представления Горация, Витрувия, Цицерона.
  3. Эстетика эпикурейцев.
  4. Неоплатоническая теория красоты.

Литература:

Основная: Татаркевич В. Античная эстетика. М., 1977;

Дополнительная: Гилберт К.Э., Кун Г. История эстетики. СПб., 2000; Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. М. 1994.

Семинар №13.

Семинар №14.

Семинар №15.

Семинар №16.

Семинар №17.

Литература:

Основная: Буало Н. Поэтическое искусство. М., 1957; Голенищев-Кутузов И.Н. Барокко и его теоретики // 17 век в мировом литературном развитии. М., 1969;

Дополнительная: Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. М., 2002.

Семинар №18.

Эстетика просветителей.

Цели:

1. Выявить специфику эстетики Просвещения в отличие от классицистской эстетики.

2. Проанализировать суть полемики Лессинга с Винкельманом.

Время: 2 часа.

Вопросы для обсуждения:

1. Проблема вкуса в эстетике английского просвещения.

2. Концепции Лессинга и Дидро.

Литература:

Основная: Хогарт У. Анализ красоты. М., 1958; Лессинг Г.Э. Избранные произведения. М., 1953;

Дополнительная: Баумгартен А. Философские размышления. Эстетика. // Памятники мировой эстетической мысли. Т.2. М., 1964; 1998; Руссо об искусстве. М., 1959; Шиллер Ф. Статьи по эстетике. М.-Л., 1953; Дидро Д. Салоны. М., 1989.

Семинар №19.

Литература:

Основная: Кант И. Критика способности суждения. С.с. т.5. М., 1976; Шеллинг Ф.Й. Философия искусства. М., 1966; Гегель Г.В.Ф. Эстетика в 4-х тт. М., 1973;

Дополнительная: Шиллер Ф. Статьи по эстетике. М.-Л., 1953;

Семинар №20.

Литература:

Основная:  Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М., 1980; Литературные манифесты французских реалистов. Л., 1935; Белик А.П. Эстетика Н.Г. Чернышевского. М., 1961;

Дополнительная:  Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. Л., 1974; Р. Вагнер. Избранные работы. М., 1978; Зарубежная литература 19 века. Романтизм. Хрестоматия. М., 1990; Жан-Поль. Приготовительная школа эстетики. М., 1981; Жирмунский В.М. Немецкий романтизм и современная мистика. М.,1996; Борисова Е.А. Русская архитектура в эпоху романтизма. СПб., 1997; Бальзак О. Об искусстве. М., М.-Л., 1941; Стасов В.В. Избр. соч. М., 1952.

Семинар №21.

Литература:

Основная: Асмус В. Эстетика русского символизма. М., 1968. Бычков В. Русская теургическая эстетика. М., 2007; Бодлер Ш. Об искусстве. М., 1986; Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994;

Дополнительная: Соловьев В.С. Соч. в 2-х тт. М., 1988; Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989; Ницше Ф. Собрание сочинений в 2-х тт. М., 1990; Яковлев Д.Е. Философия эстетизма. М., 1999;Флоренский П.А. Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии. М., 2000;

Семинар №22.

Семинар № 23.

Литература:

Основная:  Якимович И. Магическая вселенная. М., 1995; Самосознание европейской культуры ХХ века. М., 1991; Манн Т. Доктор Фаустус. М., 1990; Зарубежная эстетика и теория литературы 19-20 вв. М., 1987;

Дополнительная: Кроче Б. Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика. М., 2000; Бергсон А. Смех. М., 1992; Сартр Ж.-П. Произведение искусства // Зап.-европ. эстетика ХХ века. М., 1991; Кроче Б. Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика; Турчин В.С. По лабиринтам авангарда. М., 1993; Антология французского сюрреализма. М., 1994; Хайдеггер М. Исток художественного творения; Ханзен-Лёве О. Русский формализм. М., 2001; Кандинский В.В. Избранные труды по теории искусства (в 2-х тт.). М., 2001; Русский футуризм. Антология. М., 2000; Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. М., 1999. Юнг К.Г. Феномен духа в искусстве и науке. М., 1992; М. Бахтин. Автор и герой в эстетической деятельности. СПб., 2000; Фрейд З. Леонардо да Винчи // Художник и фантазирование. М., 1995; Эйзенштейн С.М. Психологические вопросы искусства. М., 2002; Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974; Тэн И. Философия искусства. М., 1996; Т. Адорно. Эстетическая теория. М., 2001; И. Евин. Искусство и синергетика. УРСС. М., 2004.; Гадамер Г.-Г. Искусство и подражание / Актуальность прекрасного. М., 1991.

Семинар №24.

Литература:

Основная:  Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб., 2000; Иванов В.В. Избранные труды по семиотике и истории культуры. М., 1999; Даниэль С. Сети для Протея. СПб., 2005.

Дополнительная: Система. Симметрия. Гармония. М.; Ханслик Э. О музыкально-прекрасном. М., 1985; Теория метафоры. М., 1990; Эйхенбаум Б. Как сделана «Шинель» Гоголя. Пг.,1919; Успенский Б.А. Семиотика искусства. М., 1995; Фаворский В.А. Литературно-теоретическое наследие. М., 1988;

Семинар №25.

Эстетика постмодернизма.

Цели:

1.Рассмотреть основные понятия постструктурализма.

2. Ознакомиться с основными постмодернистскими моделями искусства.

Время: 2 часа.

Вопросы для обсуждения:

  1. Искусство как интертекст.
  2. Антимиметизм в искусстве.

Литература:

Основная: Бычков В.В. (ред.) Лексикон нон-классики. М., 2003; Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. Спб., 2000.

Дополнительная: Онуфриенко Г. Художник в мире западного арт-бизнеса // Вопросы искусствознания. 1994. №1; Дженкс Ч. Язык архитектуры постмодернизма. М., 1985; Барт Р. Мифологии. М., 1996; Бодрийяр Ж. Система вещей. М.,1995;Американская философия искусства. Екатеринбург, 1997; Ж. Диди-Юберман. То, что мы видим, то, что смотрит на нас. СПб., 2002; Ю. Дамиш. Теория облака. Спб., 2003; М. Фуко. Слова и вещи., СПб, 1994; Ж. Делез. Логика смысла. М., 1995; М. Фуко. Это не трубка. М., 1999; Р. Барт. Camera Lucida. Комментарий к фотографии. М., 1997; Deleuze G. Francis Bacon. The Logic of Sensation. Minnesota Press, 2004; М. Фуко. Живопись Мане.СПб., 2011.

Семинар №26.

Примерный список вопросов к зачету

1. Определение предмета эстетики.

2. Категория трагического.

3. Эстетические категории (прекрасное, возвышенное, комическое).

4. Воспитательная роль катарсиса.

5. Происхождение термина катарсис.

6. Происхождение искусства из игры.

7. Содержание и форма в произведении искусства.

13. Канон и его роль в искусстве.

14. Место художника в современном социуме.

15. Проблема объективности красоты.

16. Основы систематизации искусств.

17. Миф и искусство.

18. Мусические и пластические искусства в Древней Греции.

19. Эстетика пифагорейцев.

20. Эстетика Сократа и Платона. Прекрасное и целесообразное. Мимесис. Анамнесис. Искусство в идеальном государстве.

21. «Поэтика» Аристотеля. Философия трагедии, концепция катарсиса.

22. Неоплатонизм и византийская эстетика.

23. Эстетика Августина.

24. Определение красоты у Фомы Аквинского.

25. Византийская и древнерусская эстетика. Полемика иконоборчества и иконопочитания. Иоанн Дамаскин о сущности иконы. Икона и канон.

26. П. А. Флоренский о храмовом синтезе и искусств и обратной перспективе. русского религиозного искусства.

27. Древнеиранская и древнеиндийская художественные традиции. Эстетика индуизма и буддизма.

28. Эстетика ислама. Архитектурный символизм мечети.

29. Древнекитайская эстетика даосизма и конфуцианства. Особенности художественной культуры Дальнего Востока. Чань-буддизм и искусство.

Примерный список вопросов к экзамену

 

1. Эстетическая ценность. Эстетическое суждение.

2. Основные эстетические категории. 

3. Происхождение термина катарсис и его значение у античных мыслителей. 

4. Эстетические основы систематизации искусств.

5. Семантические уровни художественного произведения.

6. Канон и его роль в искусстве.

7. Различные системы художественной перспективы и их роль в реализации эстетического смысла произведения.

8. Морализм и искусство. Роль сопереживания в эстетике.

9. Искусство и наука. Проблема объективности красоты.

10. Искусство как коммуникативная система.

11. Мусические и пластические искусства в античности.

12. Эстетика пифагорейцев.

13. Эстетика Платона.

14. Эстетика Аристотеля.

15. Эстетика эллинизма.

16. Эстетические концепции раннего христианства (апологеты, Августин).

17. Эстетика иконы, концепция подражания в апофатическом богословии.

18. Абеляр, Бернар Клервоский, Сугерий об месте образов в сакральном искусстве. Определение красоты у Фомы Аквинского.

19. Замещение понятий мера, симметрия, гармония понятиями «символ» и «образ» в христианском религиозном искусстве.

20. Эстетика ислама. Выразительность геометрического орнамента, арабески. Архитектурный символизм мечети.

21. Идеал прекрасного в эстетике Возрождения.

22. Эстетические принципы барокко и классицизма.

23. Эстетика просветителей.

24. Немецкая классическая эстетика.

25. Эстетика романтиков.

26. Эстетика натурализма и реализма.

27. Эстетика символизма, модерна.

28. Эстетика русского религиозно-философского ренессанса.

29. Эстетика модернизма и манифестарная эстетика авангарда.

30. Эстетика «значащей формы» и формальный подход в искусствознании и литературоведении.

31. Эстетические основания иконологии.

32. Эмпирическая эстетика.

33. Эстетическая теория «вчувствования».

34. Эстетика интуитивизма.

35. Психоаналитическая трактовка художественного творчества.

36. Феноменологический подход и экзистенциализм в эстетике.

37. Герменевтическая и рецептивная эстетика.

38. Франкфуртская школа и социология искусства.

39. Неотомизм и современный христианский платонизм в эстетике.

40. Семиотический и структуралистский подходы к изучению искусства.

41. Отличие понятий модернизм и постмодернизм в эстетическом контексте.

42. Эстетические принципы постструктуралистской теории искусства.

43. Категории неклассической эстетики: полистилитика, цитатность, интертекстуальность, деконструкция.

44. Коннотация в искусстве.

45. Соотношение автора и текста в постмодернистской эстетике.

46. Постфрейдизм и современная эстетическая теория.

47. Институциональная теория искусства и проблема границы произведения искусства.

48. «Произведение искусства в век технической воспроизводимости».

49. Жанры и направления искусства постмодернизма, гибридные эстетические формы.

50. Антимиметизм в современном искусстве.

 

Ресурсное обеспечение

Основная литература

 

  1. Бычков В.В. Эстетика. - КноРус, 2017. - 528 с.
  2. Шестаков В.П. История эстетических учений. М., 2009;
  3. Яковлев Е.Г. Эстетика. М., 2004;
  4. Данилова И.Е. Проблема жанров в европейской живописи. М., 1988;
  5. Кондратьев Е.А. Художественная деталь и целое. М., «Индрик», 2010;
  6. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М., 1985;
  7. Волков Н.Н. Композиция в живописи. М., 1977;
  8. Татаркевич В. Античная эстетика. М., 1977;
  9. Эко У. Эволюция средневековой эстетики. СПб, 2004;\
  10. Панофский Э. Этюды по иконологии. СПб., 2009;
  11. Гегель Г.В.Ф. Эстетика в 4-х тт. М., 1973.
  12. Турчин В.С. По лабиринтам авангарда. М., 1993;

 

Дополнительная литература

Татаркевич В. История шести понятий. М., 2004;Зедльмайр Х. Искусство и истина. М., 1999; Эко У. Эволюция средневековой эстетики. СПб, 2004;Шпенглер О. Закат Европы. т.1. М., 1993;Шестаков В.П. Развитие музыкально-эстетических идей западноевропейского средневековья // Эстетика и искусство. М., 1966;Бычков В.В. Русская средневековая эстетика. М., 1992;Трубецкой Е.Н. Три очерка о русской иконе. М., 1991;Флоренский П.А. Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии. М., 2000;Философия русского религиозного искусства. Антология. М., 1993;Лазарев В.Н. Византийская живопись. М., 1971; Малявин В.В. Сумерки Дао. М., 2000; Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1982Алпатов М.В. Художественные проблемы итальянского Возрождения. М., 1976;Данилова И.Е. Проблема жанров в европейской живописи. Человек и вещь. Портрет и натюрморт. М., 1998; Дмитриева Н.А. Изображение и слово. Л., 1982; Данилова И.Е. Мир внутри и вне стен: Интерьер и пейзаж в европейской живописи XV – XX веков. М., 1999; Даниэль С.М. Картина классической эпохи: проблема композиции в западно-европейской живописи 17 века. Л., 1986; Дидро Д. Салоны. М., 1989; Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М., 1980; Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. Л., 1974; Р. Вагнер. Избранные работы. М., 1978; Зарубежная литература 19 века. Романтизм. Хрестоматия. М., 1990; Жан-Поль. Приготовительная школа эстетики. М., 1981; Жирмунский В.М. Немецкий романтизм и современная мистика. М.,1996; Борисова Е.А. Русская архитектура в эпоху романтизма. СПб., 1997;Бычков В. Русская теургическая эстетика. М., 2007; Бодлер Ш. Об искусстве. М., 1986; Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994; Соловьев В.С. Соч. в 2-х тт. М., 1988; Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989; Ницше Ф. Собрание сочинений в 2-х тт. М., 1990; Яковлев Д.Е. Философия эстетизма. М., 1999;Сартр Ж.-П. Произведение искусства // Зап.-европ. эстетика ХХ века. М., 1991; Турчин В.С. По лабиринтам авангарда. М., 1993; Антология французского сюрреализма. М., 1994; Ханзен-Лёве О. Русский формализм. М., 2001; Кандинский В.В. Избранные труды по теории искусства (в 2-х тт.). М., 2001; Русский футуризм. Антология. М., 2000; Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. М., 1999; Эйхенбаум Б. Как сделана «Шинель» Гоголя. Пг.,1919 Хейзинга Й. Homo ludens. М., 1992; Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб., 2000; Иванов В.В. Избранные труды по семиотике и истории культуры. М., 1999; Ханслик Э. О музыкально-прекрасном. М., 1985; Теория метафоры. М., 1990;Успенский Б.А. Семиотика искусства. М., 1995; Даниэль С. Сети для Протея. СПб., 2005;Бычков В.В. (ред.) Лексикон нон-классики. М., 2003; Барт Р. Мифологии. М., 1996; Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. СПб., 2000; Бодрийяр Ж. Система вещей. М.,1995;Дженкс Ч. Язык архитектуры постмодернизма. М., 1985; Добрицына И. От постмодернизма к нелинейной архитектуре. М., 2004; П. Вирильо. Машина зрения. Спб., 2004; Р. Краусс. Подлинность авангарда и другие модернистские мифы. М., 2003; Делёз Ж. Фрэнсис Бэкон: Логика ощущения. СПб., 2011; Делёз Ж. Кино: Кино 1. Образ-движения; Кино 2. Образ-время. М., 2004.

 

 

Интернет-ресурсы  

- интернет-ресурсы кафедры эстетики

- Электронный информационный ресурс Российской государственной библиотеки (www. rsl. ru);

- Электронный информационный ресурс российской Национальной библиотеки (www. nlr. ru);

- http://www.rchn.org.ru/ - «Российская сеть культурного наследия».

- http://www.culture.ru - Российский фонд культуры.

- https://www.iaaesthetics.org/item/77-contemporary-aesthetics

Материально-техническое обеспечение дисциплины

А. Помещения.

Аудитории философского факультета МГУ, учебный корпус «Шуваловский».

Б. Оборудование.

Мультимедийные аудитории.

 

  1. Язык преподавания:

русский

 

  1. Преподаватель:

 Кондратьев Евгений Андреевич, к.ф.н., доцент

Учебная программа

Раздел 1. Классическая эстетика.

1. Эстетика и философия искусства. Эстетическая сущность искусства. Искусство как подражание и как выражение. Искусство и познание. Эстетическая ценность. Эстетическое суждение. Эстетическая деятельность и познание.

2. Основные эстетические категории. Гармония (мера, совершенство). Прекрасное - безобразное. Возвышенное (героическое, патетическое, монументальное, фантастическое, чудесное) - низменное. Трагическое - ужасное. Трагедия. Комедия. Комическое (юмор, сатира, сарказм, пародия, фарс, буффонада). Гротеск. Происхождение термина катарсис и его значение у античных мыслителей. Пифагорейская теория очистительного воздействия музыки. Аристотелевская трактовка катарсиса. Концепция катарсиса у Ницше. Проблема катарсиса в романтическом и классическом искусстве. Психологическая теория Выготского. Трагическое и катарсис. Антикатарсические тенденции в искусстве постмодернизма.

3. Проблема художественного стиля. Направления и стили в искусстве. Виды и жанры искусства. Антитезы Вёльфлина при анализе оппозиции «Ренессанс – Барокко». Ф. Ницше об аполлоническом и дионисийском началах в античной культуре. Основы систематизации искусств. Синтез искусств. Эстетические проблемы синестезии.

4. Содержание и форма в произведении искусства. Роль сюжета и фабулы в искусстве. Семантические уровни произведения. Язык искусства (изобразительность, экспрессивность изображение, изобразительно-выразительное средство, знак, аллегория, метафора, символ). Канон и его роль в искусстве. Проблема нормы, новизны в искусстве. Произведение искусства как система. Происхождение искусства из игры.

5. Эстетические проблемы композиции в изобразительных искусствах. Основные исторические композиционные схемы. Трактовки композиции философами и искусствоведами. Трактовка П.А. Флоренским смысла обратной перспективы и храмового синтеза искусств. Анализ М. Алпатовым исторических типов композиции. Анализ Ю.М. Лотманом семиотики композиции. Понятия конструкции и композиции у В. Фаворского. Гештальтпсихология и проблема целостности композиции (Р. Арнхейм). Значение различных систем перспективы в подходе Б. Раушенбаха. Монтаж как композиционный прием.“Beautiful line” у У. Хогарта и «волнообразная линия». «Золотое сечение» как универсальный композиционный принцип. Геометрия и композиция. Линейное и живописное начала в композиции. Эстетическая функция геометрических образов, мотивов (круг, треугольник и др.). Эстетическая функция формата, вертикальных и горизон­тальных построений. Эстетический смысл четырех разнонаправленных диаго­нальных построений (концепция Н.М. Тарабукина). Проблема симметрии и асимметрии в искусстве. Мотив «зеркала» в картине. Перспектива и планы. Проблема точки зрения в композиции. Различные системы художественной перспективы (ортогональная проекция, параллельная, обратная, прямая перспективы) и их роль в реализации эстетического смысла произведения.

6. Религия, нравственность и искусство. Мифотворчество, архетипы и искусство. Воздействие религиозного мифа на искусство. Учение Шпенглера о прасимволе (фаустовский, магический, аполлонический). Бинарные оппозиции в искусстве. Архетип и миф в искусстве. Эстетическое и нравственное развитие личности. Морализм и имморализм в искусстве. Роль сопереживания в эстетике. Воспитательная роль катарсиса. Религиозный догмат и художественный канон.

7. Искусство и наука. Проблема объективности красоты. Функциональная асимметрия головного мозга и художественное творчество. Экспериментальные исследования в психологии и эстетике, эстетика простых форм. Математика и искусство.

8. Современные проблемы эстетики. Судьба понятий классической эстетики в эпоху постмодернизма. Место художника в современном социуме. Искусство как коммуникация. Расширение понятия жанра, эклектика, цитация. Симулякр и демистификация в современном искусстве. Новые средства художественной выразительности. Немиметический характер современного искусства.

9. Мусические и пластические искусства в античности. Миф и искусство. Иерархия искусств. Триединая хорея. Происхождение основных категорий древнегреческой мысли об искусстве. Основные музыкальные лады. Исторические предания об античных художниках и скульпторах (Апеллес, Протоген, Паррасий, Зевксис). Структура театрального действа. Мимесис, катарсис, гармония в античности.

10. Эстетика пифагорейцев и досократиков. Представление о космосе как числовой гармонии. Музыка сфер. Музыкальная теория пифагорейцев. Каноники. Математические пропорции и пластические искусства (скульптор Поликлет). Воспитательное значение музыки. Сравнение определения гармонии у пифагорейцев и Гераклита (образы лука и лиры).

11. Эстетика Платона и Аристотеля. Теория идей и искусство. Красота и благо. Калокагатия. Сущность поэтического искусства по Платону. Теориия двойного мимесиса. Роль поэтов и музыкантов в идеальном государстве. Диалоги «Ион», «Гиппий Больший», «Пир», «Федр», «Государство». Теория трагедии в «Поэтике» Аристотеля. Определение трагедии и комедии. Характеристика драматических произведений (Эсхила, Софокла, Еврипида). Перипетия, катарсис. Форма и материя, возможное и действительное в искусстве. Учение о метафоре. Концепция подражания у Аристотеля.

12. Эстетика эллинизма. Эстетика стоиков. Идеал героического терпения и идеал искусства. Учение о природе как космическом художнике. Воспитательная роль искусства у стоиков (Сенека). Стоическая концепция прекрасного как симметрии. Эстетические представления Горация («Послание к Пизонам»), Витрувия («Десять книг об архитектуре»), Цицерона («Об ораторе»). Принцип единства пользы и красоты у Цицерона. Категории у Витрувия: эвритмия, декорум, расположение, расчет, соразмерность, строй. Эстетика скептиков. Эстетика эпикурейцев. Значение эстетического удовольствия. Трактат скептика Секста Эмпирика «Против музыкантов» и опровержение традиционных положений классической эстетики. Понятие возвышенного у Псевдо-Лонгина («О возвышенном»). Неоплатоническая теория красоты. Гармония как Единое. Специфика неоплатонического определения прекрасного.

13. Эстетика западно-европейского средневековья. Античное философское наследие в эпоху средневековья. Критическое отношение к античному искусству и идолопоклонству у апологетов. Концепция Августина и его эстетические искания («Исповедь», «О музыке»). Категории человеческой и небесной музыки у Боэция. Тривиум и квадривиум. Символизм средневекового искусства. Сущность красоты и света в апофатическом богословии (Ареопагитики). Схоластика. Сен-Викторская школа. Абеляр, Бернар Клервосский, Сугерий о месте образов в сакральном искусстве. Определение красоты у Фомы Аквинского (цельность, пропорция, ясность). «Увядание» средневекового символизма и развитие аллегорий (по Й. Хейзинге, Э. Панофскому). Трактат Витело о перспективе (13 в.). Рисунки Виллара де Оннекура и их эстетическое значение. Музыкальная нотация Гвидо де Ареццо. Ars nova. Идеализм и натурализм в готической скульптуре (по М. Дворжаку). Эволюция символической системы средневекового искусства (Й. Хейзинга).

14. Византийская и древнерусская эстетика. Эстетическое значение иконы. Красота в понимании Василия Великого и Григория Нисского. Иоанн Дамаскин и иконопочитание («Против отвергающих святые иконы»). Исихазм и иконопись (Г. Палама. Ф. Грек, А. Рублев). Символизм иконописного пространства. Значение света, цвета и обратной перспективы в иконе. Интерес к зрительному восприятию в византийской эстетике. Концепция возвышенного как «выражения величия души» (Псевдо-Дионисий). Трактат Прокопия Кесарийского «О постройках» (6 в.). Описание Софии Константинопольской. Рецепция античных идей в Византии (М. Пселл «О всяческой науке»). Замещение понятий мера, симметрия, гармония понятиями «символ» и «образ».

15. Эстетика ислама. Выразительность геометрического орнамента, арабески. Отрицательное отношение к изображению человека и животных. Архитектурный символизм мечети (категории: джамал, джалал, сифат). Следование эстетического принципа за этическим. Описание райского сада в Коране. Образ человека в книжной миниатюре. Музыка и поэзия (касида, андалузийский заждаль) в исламской культуре. Поэзия О. Хайяма и суфизм. Мавританский стиль в культуре Андалузии.

16. Проблема прекрасного в эстетике Возрождения. Гуманистические принципы культуры Возрождения (Л. Валла, П. делла Мирандола, Э. Роттердамский, Х.Л. Вивес). Противопоставление studia humanitatis и схоластики. Реабилитация античного искусства, изучение античных поэтов. Защита эпикурейства (К. Раймонди). Принцип единства в многообразии, отход от отвлеченной символики средневековья (Н. Кузанский). М. Фичино и платоновская академия во Флоренции. Учение о красоте Л.-Б. Альберти («Об архитектуре», «О живописии», «О ваянии»). Иерархия архитектурных ордеров А. Палладио. Теория перспективы (Ф. Брунуллески, П. делла Франческа). Воздушная перспектива и иерархия искусств Л. да Винчи. «Божественная пропорция» Л. Пачоли. Система категорий прекрасного А. Фиренцуолы. Эстетические представления А. Дюрера. Идеи «медиевизации» Возрождения (О. Шпенглер, Х. Зедльмайер, Й. Хейзинга).

17. Эстетические принципы барокко и классицизма. Переход от эстетики Ренессанса к маньеризму. Трактаты «Идея храма живописи» (П. Ломаццо) и «Идея скульпторов, живописцев и архитекторов» (Ф. Цуккаро). Учение Цуккаро о «внутреннем рисунке», отказ от математической основы гармонии. Концепция «острого ума» Э. Тезауро («Подзорная труба Аристотеля»). Роль метафоры в поэзии, живописи и архитектуре. Остроумие и прозорливость как эстетические принципы («Тракта об остроумии» М. Перегрини). Архитектура и живопись барокко как выражение возвышенного. Контраст как основа выразительности в музыке барокко. Барочный «модус видения» в интерпретации Г. Вёльфлина. Картезианство, «предустановленная гармония» Г. Лейница и рационализм в искусстве. Теоретик классицизма Н. Буало («Искусство поэзии»). Принцип трех единств в театральном искусстве. Трактат «О трагедии...» Корнеля. Трехчастная форма в музыке (соната, концерт). Переход к аллегоризму в живописи («О методе изображения страстей» Ш. Лебрена, «Диалог о колорите» Р. де Пиля).

18. Эстетика Просветителей. Эстетика английского Просвещения. Значение чувственного восприятия, понятие грации у Д. Локка. Учение о природе А. Шефтсбери. Трактат «Исследование о происхождении наших идей красоты и добродетели» Ф. Хатчесона. Трактовка прекрасного и возвышенного Э. Бёрком. Принцип «о вкусах не спорят» (сенсуалистическая эстетика Д. Юма и трактат «О норме вкуса»). Проблема подражания природе в эстетике французских энциклопедистов. Категория изящного у Вольтера. Полемика с классицистским пониманием выразительности (Д. Дидро «Салоны», «Лаокоон» Г. Лессинга). Проблема воспитания вкуса у Ж.-Ж. Руссо. Книга «Эстетика» А. Баумгартена, трактовка цели эстетики как «совершенства чувственного познания». Эстетическое движение «Бури и натиска» в Германии.

19. Немецкая классическая эстетика. Проблема тождества субъекта и объекта в немецком идеализме. «Критика способности суждения» И. Канта. Кант об эстетическом суждении как свободной игре рассудка и воображения.Антиномия вкуса. Аналитика прекрасного и аналитика возвышенного. Принцип «незаинтересованности» суждения вкуса. Целесообразность без цели. Эстетический идеал как идеал совершенства и эстетическая идея. Проблема соединения всеобщего и индивидуального в эстетическом идеале. Учение Канта о гении, дающем законы миру природы. Классификация искусств у Канта. Различение аллегории и символа у Ф. Шеллинга. Красота как «бесконечное в конечном» у Шеллинга. «Символическая», «классическая» и «романтические» формы искусства в философии Г. Гегеля. Гегель о прекрасном и природе, искусстве и абсолютном духе. Прекрасное как «чувственное явление идеи». Единство красоты и истины у Гегеля. Эстетические взгляды Ф. Шиллера и И. Гёте.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.30 (0.093 с.)