Раздел 2. Неклассическая эстетика. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 2. Неклассическая эстетика.



20. Эстетика романтиков. Эстетика натурализма и реализма. Романтическое учение о гармонии («йенские романтики» Ф. и А. Шлегели, Л. Тик, Новалис). Ирония как отличительный признак художественного гения. Романтизм и субъективный идеализм И. Фихте. Романтический культ гениальной личности. Неклассическое понимание границ между видами и жанрами искусства, взаимопереходы между искусствами. Центральное положение музыки в системе искусств. Возрождение интереса к средневековью и национальной культуре в эстетике «гейдельбергских романтиков» (Арним, Брентано). Эстетические взгляды славянофилов. Реалистическая эстетика В. Белинского. Концепция социальной обусловленности искусства (А. Герцен, Н. Чернышевский, Н. Добролюбов). Эстетические положения французского натурализма. (И. Тэн. Ж. и Э. Гонкуры. Э. Золя). Рассказ и описание. Философские идеи в творчестве Ф. Достоевского и Л. Толстого.

21. Эстетика символизма, модерна. Критика морализма и теория «искусства для искусства» у О. Уальда. Влияние философии Ф. Ницше на искусство символизма. Эстетическая программа объединения «Мир искусства». Символ как эстетическая категория. «Символизм как миропонимание» (А. Белый, В. Иванов). Эстетика всеединства В. Соловьева и русский религиозно-философский ренессанс начала ХХ в. В. Соловьев о красоте в природе и красоте в искусстве. Искусство как свободная теургия. Эстетизм В. Розанова. Эстетическое понимание истории (К. Леонтьев). Религиозные поиски в искусстве (М. Нестеров, П. Корин). Теургическая и софиургическая теория творчества Н. Бердяева, С. Булгакова. Работы П. Флоренского «Иконостас», «Обратная перспектива». Философия мифа А. Лосева. Влияние идей Н. Федорова на формирование эстетики и практики искусства русского авангарда.

22. Эстетика модернизма и манифестарная эстетика авангарда. Определение модернизма и различные трактовки этого термина. Основные понятия эстетики модернизма. Отличия между классической эстетикой и эстетикой модернизма. Эстетические принципы импрессионизма. Эстетика и искусство футуризма, кубизма, дадаизма. Эстетика сюрреализма и экспрессионизма: психоанализ и интуитивизм как интерпретативная основа. Конструктивистские идеи в архитектуре. Беспредметное искусство. Эстетические программы и манифесты авангарда (футуризм, экспрессионизм, астракционизм и др.).

23. Западно-европейская эстетика ХХ века. Неокантианство в эстетике (Г. Коген, Г. Риккерт, Н. Гартман). Эстетика «значащей формы» и формальный подход в искусствознании и литературоведении (А. Ригль, Г. Вёльфлин, А. Фосийон, В. Шкловский). Эстетические идеи в современном искусствознании (А. Варбург, Э. Панофский, Э. Гомбрих). Эмпирическая и психологическая эстетика Т. Фехнера, Т. Липпса, В. Вундта. Практическая эстетика А. Цейзинга (трактовка «золотого сечения» как универсального закона красоты). «Физика искусства» Г. Земпера. Теория В. Воррингера. Гештальтпсихология и анализ художественного восприятия (Р. Арнхейм). Иррационализм в эстетике (Ф. Ницше, В. Дильтей). Эстетика интуитивизма (А. Бергсон, Б. Кроче). Прагматистская концепция искусства Д. Дьюи. Психоаналитическая трактовка искусства З. Фрейда. Творческая фантазия как область коллективного бессознательного (К.Г. Юнг, Г. Рид). Философия символических форм Э. Кассирера и С. Лангер. Феноменологический подход и экзистенциализм в эстетике (М. Мерло-Понти, Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер). Категория абсурда у А. Камю. Герменевтическая и рецептивная эстетика (Г.Г. Гадамер, Р. Ингарден). Франкфуртская школа и социология искусства (Т. Адорно, В. Беньямин, Г. Маркузе, Э. Фромм). «Произведение искусства в век технической воспроизводимости» (В. Беньямин). Проблема авангардной формы в эстетике Т. Адорно. Неотомизм и современный христианский платонизм в эстетике (Ж. Маритен, Э. Жильсон, С. Булгаков, П. Флоренский). Интерпретация художественного образа с помощью естественно-научных методов. Синергетический подход.

24. Семиотический и структуралистский подходы к изучению искусства. Искусство как язык и как моделирующая система (Ю. Лотман, Р. Якобсон). Иконические и конвенциональные знаки в искусстве (Ф. де Соссюр). Семиология Р. Барта («Мифологии»). Антиэкзистенциалистская направленность структурализа (бинарные оппозиции у К. Леви-Строса). Неизменность структур в искусстве, культурные инварианты в искусстве. Понимание эстетики как науки об интрепретации текстового сообщения.

25. Эстетика постмодернизма. Неклассическая эстетика рубежа XX-XXI вв. Особенности эстетической мысли постмодернизма. Отличие понятия модернизм и постмодернизм в эстетическом контексте. Вариативность структур как принцип постструктуралистской теории искусства. Философия культуры М. Фуко и Ж. Деррида. Деконструкция у Ж. Деррида. Концепция симулякра Ж. Бодрийяра, Ж. Делеза. Метафора «ризомы» Ж. Делеза. Семиология Р. Барта («Мифологии»). Денотация и коннотация в искусстве. Соотношение автора и текста в постмодернистской эстетике (Р. Барт, Ю. Кристева). Полифонизм в литературном произведении (М. Бахтин). «Лингвистический» и «визуальный» повороты в современной эстетике. Эстетическая выразительность новых визуальных средства выразительности (фото, кино, видеоарт) и ее анализ Р. Бартом (punсtum), Р. Арнхеймом, Р. Краусс (индексальное), В. Флюссером, В. Беньямином, Ж. Бодрийяром. Постфрейдизм и современная эстетическая теория (Ж. Лакан, "шизоанализ" Ж. Делеза). Институциональная теория искусства и аналитическая традиция (А.Данто, Дж. Дики). Проблема границы произведения искусства, расширение понятия «искусство». Новейшие тенденции в эстетике: неопрагматизм и «сомаэстетика» (Р. Шустерман), «эстетический поворот» (В. Вельш). Эстетизация культуры, расширение понятия «эстетическое». Эстетика среды (эстетика энвайронмента). Проблема восприятия современного произведения искусства и теория «атмосфер» Г. Бёме.

26. Концептуальное и актуальное искусство. Философичность концептуального и актуального искусства. Преодоление «художественности» как главный эстетический признак концептуального искусства. Жанры искусства постмодернизма: инсталляция, перформанс, хэппенинг, акция, видео-арт. Эстетика поп-арта (поворот искусства к объекту). Поп-арт и эгалитаристские тенденции в современном искусстве. Эстетические программы П. Айзенмана, Г. Линна, Ч. Дженкса, Р. Вентури в контесте эстетики деконструкции и эстетики энвайронмента. Эстетика среды, экологическая эстетика и архитектурная мысль. Эстетические аспекты атектоничности и использования новых архитектурных материалов. Неутилитарное арт-пространство, диалог функционального и эстетического. Философия лэнд-арта. Гибридные эстетические формы.

27. Категории постклассической эстетики. Общность и различие между постструктуралистской теорией и постмодернистской практикой. Антимиметизм, и референция в современном искусс тве. Концепт бесформенного в неклассической интерпретационной стратегии. Диффузный образ в понимании Р. Краусс, перцепт-ощущение Ж. Делеза. Художественный минимализм в философской интерпретации (Ж.-Л. Нанси, Ж. Диди-Юберман, Ж.-Л. Марьон). Проблема негативного мимесиса, нерепрезентативные художественные приемы. Феминистская эстетика (Гр. Поллок). Полистилитика, цитатность, полилогизм. Эстетическая природа интертекста. Основные источники интертекстуальности в современном искусстве. Интертекстуальность и проблема авторства в искусстве. Интертекст как свидетельство исчерпанности языка раннего модернизма. Интертекст как радикальный способ демократизации искусства. Интертекст как современный способ прочтения истории. Интертекст и цифровое апроприативное искусство. Интерактивность в искусстве. Включение реципиента (зрителя, слушателя, читателя) в процесс создания произведения искусства. Карнавализация и перформативность. Интерактивность в современном цифровом искусстве.

Планы семинарских занятий



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 311; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.9.141 (0.006 с.)