Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет, задачи, периодизация историографии России с древнейших времен до середины XIX в. Определение предмета в историографии.↑ Стр 1 из 10Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Предмет, задачи, периодизация историографии России с древнейших времен до середины XIX в. Определение предмета в историографии. "И" буквально означает письм-й рассказ о прошлом. "История" - наука о прошлом, "графо" - пишу. Поэтому историков в Рос. наз-ли историографами. Одно вр. под предметом ис-тории (ПИ) истор-й науки поним-сь сумма биографий отдел-х историков с перечнем их трудов. Важ. этапом в опред-ии ПИ стал учебник Рубинштейна «Рус. И» (1941), где утверж-ся, что «И» - история истор-й науки, её задача показать историю разв-я истор-й науки в связи с общим разв-ем общест-й и науч-й мысли, но эти взгляды не получили тогда поддержки. В 55 г. выходят «Очерки истории истор-й науки в СССР», где отмеч-сь что «И» - наука, изуч-щая историю накопл-я знаний о разв-ии челов-го общ-ва, историю совершен-ния методов истор-го исслед-я, историю борьбы разл. теч-й в обл. истолков-я общест-х явлений. В учебнике «И. истории СССР с древ-ших времен до Вел. Октяб-й соц-й рев-ции» (1961, 1971) под ред. Иллерицкого и Кудрявцева под ПИ поним-сь устан-е классовой сущности истор-х теорий. Борьба истор-х направ-й (дворян-го, бурж-го, марксистского) преподносилась как история победы марксистко-ленинской науки над бурж-й. В нач. 60 гг. на страницах журнала «История СССР» развернулась дискуссия о периодизации сов. истор-й науки и ПИ. Ряд ученых выступили за расшир-е ПИ: Шапиро выступил за включ-е в предмет истории истор-й науки процессе внедрения истор-х знаний в жизнь. В 62-63г. была проведена дискуссия, в ходе к-рой Сахаров определил предмет истории истор-й науки, как объектив-й процесс разв-я знаний о прошлом, обусловл-й всем общ-но-эк разв-м. Академик Нечкина предложила включить в ПИ не только историю изуч-я собст-й страны, но и всемирной истории, а также историю спец. и вспомог-х истор-х дисциплин. В 50-60 гг. 20 в. оформ-сь неск-ко подходов к опред-ю ПИ. . И. - это история истор-й мысли, сближая это опред-е предмета истории истор-й науки с историей ф-фии, социологии, общест-й мысли. 2. Расшир-е понятия ПИ (Шапиро, Шмидт, Черепнин) вплоть до распростр-я истор. знаний в общ-ве и отражения прошлого в произв-ях лит-ры и искусства. 3. И - история истор. науки (Сахаров, Нечкина, Городецкий). Больш-во исследов-лей в вопросе об опред-ии ПИ разделяют т.зр. Сахарова. Под историей истор-й науки они понимают процесс разв-я истор-й науки и всех её подсистем, а под И - науку, изу-чающую этот процесс. Т.о., в шир. смысле И наз-ют спец. истор-ю дисц-ну, к-рая изучает слож., многогра-нный и противоречивый процесс разв-я истор-й науки и его закономерности. Задачи: 1. Изуч-е закономе-рности смены и утвержд-я истор-х концепций и их анализ; 2. Анализ теоретико-методологических прин-ципов разл-х направл-й в истор-й науке и выяснение закономерностей их смены и борьбы; 3. Исслед-е процесса накопл-я фак-х знаний о челов-м общ-ве, введ-я в науч. оборот источ-в; 4. Изуч-е процесса из-менения и совершенствования методов и приемов источниковедческого анализа; 5. Анализ закономе-рностей измен-я проблематики истор-х исслед-й; 6. Изуч-е истор науч. учрежд-й, системы подг-ки кадров историков; 7. Распростр-е истор. знаний, состояние науч. и науч.-популярной периодич-й печати; 8. исслед-е междунар-х связей отеч-й истор-й науки, воздействие ф-фии, истории Зап. на росс-х ученых; 9. изуч-е объект-х усл разв-я истор-й науки. Реш-е этих задач приблизит нас к адекватным представл-ям об уровне, направленности и особ-тях разв-я истор-й науки. Хар-зуя разв-е отеч-й истор-й науки, сов. ученые выделяли обычно 3 этапа: 1) дворянский; 2) бурж-й; 3) совет-й. Сейчас доб-ся постсов-й период отеч-й И.
Академия наук в первой половине XVIII в. Норманнская теория. Со 2четв18в разв науч мысли в Р возг АН. Варяж? стал актуальн после Петровск эпохи. И возник он как антирус явл-е не в сфере науки, а в сфере политики. Норманисты: Миллер, Байер, Шлецер. Байер. Предм иссл-ий – вост языки. Но не знал русского. Заним и антич историей. Трактат Б о варягах послуж началом норман теории (древнерус г-во создано норманнами с добровол согласия славян). Байер выступ против теории о происх Рюрика из Пруссии как потомка Августа. На место трад связей Руси с Зап Байер ставит ее связь с Сев и говорит, что Рюрик был варяг=>он пришел из Скандин, предок шведов. Байер делает вывод, что появл-е варягов на рус земле было насильств, тк норманнов никто не приглашал, их вторж на берега Волхова и Днепра не отлич от таких же воен акций в др странах. Появл-е варягов и их князей на Руси было опр-но Байером как привнесение извне рус гос-ности. Рюрик узурпир власть в Новгор. Т.е. варяги привнесли варварск славян племенам цивилизацию, гос-ность. Миллер залож основы науч орг-ии архив дела в Р. Предмет науч изысканий – рус история. 1764 – постав? о необх-ти ОКП в Р. Один из 1ых исследователей юности П1. Труды: Ист Сибирская, доклад Происх имени и народа российского=>дискус по проблеме; О народах, издревле в Р обитавших. Гл оппонент Миллера – Ломоносов 1) Ообрат вним на несовмест легенды о мирн призвании варягов и тем, что потом было восст новгородцев=>викинги не м/б приглашены без заключ договора. Они были приглаш как предводит дружин д/охраны границ. Т.е. они появ как наемники. Рюрик узурпировал власть. С этого нач захват власти варягами на рус земле. 2) О происх Рюрика – о роксолан - др народ, кот жил м/у Доном и Днепром, кот потом рассел к сев=>Рюрик – не швед. Осн тезисы труда Мил: 1)приход славян с Дуная на Днепр относит к христианск временам, не раньше Юстиниана; 2) варягов он отождествл со скандинавами; 3) приним тождество варягов и Руси и утвержд, что скандинавы дали Руси государей. Шлецер. Утв, что рус ист науки не существует. Филос как теория истории соед с критикой источн – тогда появл наука. Признав заслугу Татищева, но свою задачу видел в том, чтобы выраб науч методы критики источн. Утв, что рус ист создали варяги. Принял тезис Байера о шведском происх Рюрика. Гл предм изуч – ист Руси п-да Рюрикова рода. Работа Нестор. Гл пробл – происх г-ва=> пробл происх княж династии. Ист Руси нач с возник-я г-ва. Не признав происх Рюрика от Августа. Варяги – наемники. Это предки шведов. На пороге 2тыс славяне оказ вне цивилизации – их не затронуло завоев германцев. Поэт славяне – в ист небытие. Из ист небытия славян вывела норманн волна. Полож нач гос-ности у славян. К-ру славяне взяли у Византии. Выводы Байера, Шлецера и Миллера строились на осн изуч-я источн, но опирались на единств возможную в то t методо-логию: на представл об общ развитии, св с пониманием хода истории как рез-та д-ти отдел ист лиц. Рюрик с братьями были прямо названы в др рус источн, абсолютно надежных с тз тогдашних представителей, а в них сообщ об их варяж происх. Это опр-ло представл Байера, Шлецера, Миллера о нач этапах разв-я рус г-ва. Предмет, задачи, периодизация историографии России с древнейших времен до середины XIX в. Определение предмета в историографии. "И" буквально означает письм-й рассказ о прошлом. "История" - наука о прошлом, "графо" - пишу. Поэтому историков в Рос. наз-ли историографами. Одно вр. под предметом ис-тории (ПИ) истор-й науки поним-сь сумма биографий отдел-х историков с перечнем их трудов. Важ. этапом в опред-ии ПИ стал учебник Рубинштейна «Рус. И» (1941), где утверж-ся, что «И» - история истор-й науки, её задача показать историю разв-я истор-й науки в связи с общим разв-ем общест-й и науч-й мысли, но эти взгляды не получили тогда поддержки. В 55 г. выходят «Очерки истории истор-й науки в СССР», где отмеч-сь что «И» - наука, изуч-щая историю накопл-я знаний о разв-ии челов-го общ-ва, историю совершен-ния методов истор-го исслед-я, историю борьбы разл. теч-й в обл. истолков-я общест-х явлений. В учебнике «И. истории СССР с древ-ших времен до Вел. Октяб-й соц-й рев-ции» (1961, 1971) под ред. Иллерицкого и Кудрявцева под ПИ поним-сь устан-е классовой сущности истор-х теорий. Борьба истор-х направ-й (дворян-го, бурж-го, марксистского) преподносилась как история победы марксистко-ленинской науки над бурж-й. В нач. 60 гг. на страницах журнала «История СССР» развернулась дискуссия о периодизации сов. истор-й науки и ПИ. Ряд ученых выступили за расшир-е ПИ: Шапиро выступил за включ-е в предмет истории истор-й науки процессе внедрения истор-х знаний в жизнь. В 62-63г. была проведена дискуссия, в ходе к-рой Сахаров определил предмет истории истор-й науки, как объектив-й процесс разв-я знаний о прошлом, обусловл-й всем общ-но-эк разв-м. Академик Нечкина предложила включить в ПИ не только историю изуч-я собст-й страны, но и всемирной истории, а также историю спец. и вспомог-х истор-х дисциплин. В 50-60 гг. 20 в. оформ-сь неск-ко подходов к опред-ю ПИ. . И. - это история истор-й мысли, сближая это опред-е предмета истории истор-й науки с историей ф-фии, социологии, общест-й мысли. 2. Расшир-е понятия ПИ (Шапиро, Шмидт, Черепнин) вплоть до распростр-я истор. знаний в общ-ве и отражения прошлого в произв-ях лит-ры и искусства. 3. И - история истор. науки (Сахаров, Нечкина, Городецкий). Больш-во исследов-лей в вопросе об опред-ии ПИ разделяют т.зр. Сахарова. Под историей истор-й науки они понимают процесс разв-я истор-й науки и всех её подсистем, а под И - науку, изу-чающую этот процесс. Т.о., в шир. смысле И наз-ют спец. истор-ю дисц-ну, к-рая изучает слож., многогра-нный и противоречивый процесс разв-я истор-й науки и его закономерности. Задачи: 1. Изуч-е закономе-рности смены и утвержд-я истор-х концепций и их анализ; 2. Анализ теоретико-методологических прин-ципов разл-х направл-й в истор-й науке и выяснение закономерностей их смены и борьбы; 3. Исслед-е процесса накопл-я фак-х знаний о челов-м общ-ве, введ-я в науч. оборот источ-в; 4. Изуч-е процесса из-менения и совершенствования методов и приемов источниковедческого анализа; 5. Анализ закономе-рностей измен-я проблематики истор-х исслед-й; 6. Изуч-е истор науч. учрежд-й, системы подг-ки кадров историков; 7. Распростр-е истор. знаний, состояние науч. и науч.-популярной периодич-й печати; 8. исслед-е междунар-х связей отеч-й истор-й науки, воздействие ф-фии, истории Зап. на росс-х ученых; 9. изуч-е объект-х усл разв-я истор-й науки. Реш-е этих задач приблизит нас к адекватным представл-ям об уровне, направленности и особ-тях разв-я истор-й науки. Хар-зуя разв-е отеч-й истор-й науки, сов. ученые выделяли обычно 3 этапа: 1) дворянский; 2) бурж-й; 3) совет-й. Сейчас доб-ся постсов-й период отеч-й И.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.96.17 (0.008 с.) |