Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Повесть временных лет»: основные проблемы Древней Руси.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Начальный свод 90 гг. 11 в. послужил базой д/составл-я в нач. 12 в. ПВЛ. Сохр-сь 2 осн. редакции ПВЛ: Лаврентьевская и Ипатьев-ская. Лаврентьевская – предст-ет собой свод, напис-й в 1377 г. монахом Лаврентием. В него входит ПВЛ, Владимиро-Суздальская летопись. Ипатьевская была написана в кон. 14- нач. 15 вв. и состоит из ПВЛ, Ки-евской и Галицко-Волынской летописей. ПВЛ дошла до нас в измененном виде. ПВЛ завершает историю Древнерус. летописания в Киево-Печерском монасты-ре, подводит итог пол-м, религ-м и истор. воззрениям, сложившимся на Руси в кон. 11- нач. 12 вв. Эта истор-я концепция нашла отраж-е в древнерус. летописях. Составителем ПВЛ больш-во ученых сч-ют Нестора. Истор-е воззрения Др. Руси выражались и в произ-ях др. жанров: в лит-но-публицистич-х соч-ях Киевской Руси (“Слово о Законе и Благодати” митрополита Иллариона, “Моление Даниила Заточника”, “Поучение Владимира Мономаха”). Они помогают уточнить истор-е представ-я Киевской Руси, но важн-шим источ-м яв-ся - ПВЛ. Библейская концепция, из-ложенная в ПВЛ - это попытка устан-ть провиден-циалистскую закономерность истории, утвердить взгляд на историю, как протекающую по единым з-нам единого творца всего сущего. Рассказав о разделе Земли после потопа м/д сыновьями Ноя, 1-й рус. историк нач-ет раскручивать свое повествование. Летописец в нач. своего произв-я сформ-л гл. вопрос: “Откуда есть пошла рус. земля?”. Отвечая на этот вопрос, он нач-ет поиск. Летописец рассм-ет Русь сквозь призму ее взаимоотнош-й со Степью (Восток), рассказ-ет об отнош-ях Руси с Зап. (возн-ет мысль, что Рос. - это Евразия). Однако не меньшее знач-е в созд-и всемирной концепции занимали Юг и Север (обращение рус. книжника к Византии и Скандина-вии). Русь выступала уже как Скандославия. Само полож-е Руси на пути из варяг в греки заставляло ее бороться за свою незав-ть, как с Византией, так и со Скандинавией. Эта борьба и нашла отраж-е в истор-х теориях Др. Руси. Скандинавия была той стороной, с к-рой летописец связывал свою концепцию происхож-я княж-й вл. на Руси. Сюжет о призвании варяжских князей был легендой, открывавшей собой период рус. истор-х теорий. В легенде о Рюрике была сформул-на конце-пция происхож-я монархии в Рос, появл-е 1-го князя было началом рус. земли, исходным рубежом всей рус. истории. Др. летописи составл-сь в те гг., когда единая Русь стала рушиться. И летописец выступал против княжеских междоусобиц, д/чего апеллировал к истории. Концепция летописцев - единый князь на единой земле – яв-сь истор-м обоснованием той истины (д/летописца), что Рюрик был призван на Русь д/успокоения раздоров. В построениях летописцев это был гл. аргумент, с помощью к-го рус. книжники стрем-сь остан-ть распад Др. Руси. Легенда о Рюрике играла > внешнепол-ю роль. Лихачев подчерк-ет, что норманнское происхож-е династии Рюриковичей име-ло антивизантийскую направл-ть. Это происхож-е истор-ки мотивировало незав-ть Руси от Византии, против к-рой она вела борьбу.
4. Исторические знания на Руси периода раздробленности (домонгольский период). В период феод-й раздробл-ти книжная кул-ра пере-живала подъем. Увел-сь кол-во центров летописания, продолжают появ-ся сочин-я религиозных деятелей. Гл. мотивом в них была идея единства рус. княжеств. Появ-ся нов. жанры в лит-ре. В монастырях продолж-ся переписывание богослужебных книг, молитв, сборников церковных преданий, жизнеописаний святых, древней богословской лит-ры. Феодальная раздробленность 12—14 вв. отражена и в летописании: своды этого времени выражают местные политические интересы. В Киеве в 12 в. летописание велось в Печерском и Выдубицком монастырях, а также при княжеском дворе. Галицко-волынское летописание в 13 в. сосредоточивается при дворах галицко-волынских князей и епископов. Южнорусское летописание сохранилось в Ипатьевской летописи, которая состоит из "ПВЛ", продолженной в основном киевскими известиями (кончая 1200), и Галицко-Волынской Л. (кончая 1289—92). Во Владимиро-Суздальской земле главными центрами летописания были Владимир, Суздаль, Ростов и Переяславль. Памятником этого летописания является Лаврентьевская летопись, которая начинается "ПВЛ", продолженной владимиро-суздальскими известиями до 1305, а также Летописец Переяславля-Суздальского (издание 1851) и Радзивилловская летопись, украшенная большим количеством рисунков. > разв-е получило летописание в Новгороде при дворе архиепископа, при монастырях и церквах. Около 1136 г., в связи с изгнанием из Новгорода князя Всеволода, по указанию епископа Нифонта был создан Софийский владычный свод, перерабо-тавший новгородскую княжескую летопись, к-рая велась с сер. 11 в. Еще одним источ-м служил также киевский Начальный свод 1096 г., легший в основу новгород-го летописания. В нач. 13 в. появился нов. владычный свод. Его созд-е было связано с паде-нием Константинополя в 1204 г. Он завершался рассказом о взятии византийской столицы крестоносцами. Параллельно с архиепископской кафедрой летописные записи велись в Неревском конце Новгорода, в церкви св. Иакова. Гипотеза о сущ-ии здесь летописного центра основана на отдел-х упоминаниях, сделанных от первого лица. Именно они позволяют утверждать, что во вт. пол. 12 в. (после 1174 г.) настоятель этой церкви Герман Воята (1144-1188) предпринял литер-ю переработку Софийского свода. При этом он использовал также какую-то южнорусскую летопись. Его работу продолжил до конца XII в. безымянный летописец, оставивший запись о смерти Германа. Наконец, к середине ХШ в. относится летописная деятельность пономаря Тимофея, который упомянул о себе в 1230 г.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.47.89 (0.007 с.) |