№
| Тематический план
| Лекции
| Практические занятия, семинары
| Лабораторные работы
| |
1
| Вводная лекция: Мировое востоковедение и отражение в нем новой и новейшей истории Азии и Африки
| 1
| -
| -
| |
2
| Особенности возникновения и развития дореволюционного российского востоковедения
| 1
| -
| -
| |
3
| Советское востоковедение как научно-образовательный и интеллектуальный феномен
| 1
| 1
| -
| |
4
| Российское востоковедение в конце XX- начале XXI вв.
| 1
| 1
| -
| |
5
| Востоковедение в постсоветских государствах Центральной Азии
| 1
| 1
| -
| |
6
| Европейское востоковедение в XIX – начале XXI вв. Британское востоковедение – от колониального знания к престижному учебно-научному комплексу
| 1
| -
| -
| |
7
| Германское востоковедение – от колониальной мечты к учебно-академической системе
| 1
| -
| -
| |
8
| «Малые» европейские школы востоковедческого профиля (французская, скандинавская, польская, швейцарская, венгерская и др.).
| 1
| -
| -
| |
9
| Американское востоковедение между наукой и политикой
| 2
| 1
| -
| |
10
| Восток в фокусе азиат-ской науки и аналитики. Официальное «историописание» Китая – старейшая отрасль азиатского и мирового востоковедения
| 1
| -
| -
| |
11
| Востоковедение в Индии: из недр британской колониальной школы к великодержавному универсализму
| 1
| -
| -
| |
12
| Востоковедение в Пакистане – от национально-государственной мифологии к многоотраслевому восточному регионоведению
| 1
| -
| -
| |
13
| Востоковедение в Афганистане: история без страны – страна без истории?
| 1
| -
| -
| |
| Всего
| 14
| 4
|
| |
4.2. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ
№
п/п
| Тематический план
| |
1.
| Общая характеристика науки о Востоке.
Российское востоковедение: прошлое, настоящее, будущее
Особенности возникновения и развития дореволюционного российского востоковедения
Исторические связи России со странами Востока и возникновение российского востоковедения. Роль иностранных ученых в становлении востоковедных традиций российской науки и практики. Академическое и практическое востоковедение XVIII - XIX вв. Создание Азиатского департамента Министерства иностранных дел России. Российский генеральный штаб и Азия (научно-аналитическая работа и разведка). Российские путешественники и военные – исследователи Востока (Н. Пржевальский, П. Кропоткин, А. Куропаткин, Л. Корнилов, К. Маннергейм и др.).
Университетское востоковедение России в 19 в. – столичные и региональные центры. Азиатский музей – центр отечественной науки о Востоке XIX – начала XX вв. Жизнь и исследования В. Радлова. Создание восточного факультета в Санкт-Петербургском университета (1855 г.). А. Казем-бек – первый декан ВФ Санкт-Петербургского университета. Российское географическое общество: восточное направление экспедиций и исследований. С.Витте и создание Российского общества востоковедов в начале XX в.
Дисциплинарная структура, основные школы и методы востоковедческих исследований в дореволюционной России.
| |
2.
| Советское востоковедение как научно-интеллектуальный и образовательный феномен
Октябрьский переворот 1917 г. и его влияние на судьбу отечественного востоковедения. Всероссийская ассоциация востоковедов – новая форма организации науки и практики. Роль востоковедов дореволюционной школы в сохранении традиций науки и Востоке (Б. Владимирцов, В. Бартольд, В. Алексеев, В. Струве, И. Крачковский и др.). Востоковедение и востоковеды на службе большевистского режима. Коминтерн и создание политико-пропагандистских структур востоковедного профиля (Международный аграрный институт, Коммунистический университет трудящихся Востока и др.).
Приход в науку и прикладную аналитику нового поколения отечественных востоковедов (И. Рейснер, Р. Ульяновский и др.). Возрождение академической науки и научно-политические дискуссии 1930-х гг. Первый вузовский учебник по новой истории колониальных и зависимых стран (1940 г.) и проблемы преподавания истории Востока в высшей и средней школе.
Советское востоковедение в период Великой отечественной войны. Востоковеды на фронте и в эвакуации (Средняя Азия).
Проблемы и достижения востоковедения в позднесоветский период. Развитие национально-республиканских школ востоковедческого знания и образования (Средняя Азия). Подьем национально-освободительного движения в 1950-е – 1970-е гг. и его влияние на советское востоковедение (изменения в инфраструктуре, тематике, концептуально-методологической базе). Дискуссии об азиатском способе производства. Разработка и применение концепции социалистической ориентации (некапиталистического развития) освободившихся стран Азии и Африки. Роль Международного отдела ЦК КПСС в политизации ведущих научно-академических центров советского востоковедения (Б. Пономарев, Р. Ульяновский, К. Брутенц и др.). Вклад вузовского востоковедения в развитие науки и подготовки кадров.
Основные востоковедческие школы и направления 1970-х – начала 1990-х гг. Новации в теории и практике востоковедческих исследований (политологическое направление – Вл. Ли, В. Хорос, В. Максименко и др., социально-экономическое направление – А. Левковский, Р. Ланда культурологическое направление – Б. Ерасов, религиоведческое направление – Л. Полонская, А. Вафа и др.). Концепция синтеза традиционного и современного – важный шаг к использованию цивилизационного метода. Н. Симония как лидер инновационного направления. Роль личности в развитии и организации востоковедческого знания – от контролируемого академизма(Б. Гафуров) к многопрофильной аналитике и прогностике (Е. Примаков)
Возрождение Общества востоковедов в начале 1980-х гг. и научно-организационные инициативы позднесоветского периода. Последний Всесоюзный съезд востоковедов (Махачкала, 1991 г.).
| |
3
| Российское востоковедение в конце XX – начале XXI вв.
Российское востоковедение на переходном этапе (1990-е гг.): кризис парадигмы и организации. Материальные и кадровые проблемы (смена поколений и др.). Изменения в географии и структуре востоковедческой науки и аналитики и ее связи с практикой. 6-томная академическая «История Востока» и преемственность отечественной востоковедческой традиции. Институт востоковедения РАН – научно-организационный центр отечественного востоковедения: либеральный патернализм руководства (Р. Рыбаков, В. Исаев), концептуальность и инновации «золотого запаса» (Л. Алаев, В. Наумкин,, Р. Ланда, В. Белокреницкий и др.).
Институт стран Азии и Африки при МГУ и его роль в подготовке востоковедческих кадров и учебной литературы. Основные учебники по новой и новейшей истории Востока 1990-х – начала 2000-х гг.
Особенности профиля и работы научно-отраслевых востоковедческий центров. Комплексная восточная полития в МГИМО МИД РФ (А. Богатуров, А. Воскресенский и др.).
Региональное российское востоковедение пост-советского периода: основные центры, школы, лидеры. Востоковедение в Сибири и на Алтае (В. Дацышен, В. Моисеев, В. Бойко, С. Комиссаров и др.). Связь между востоковедением и смежными социально-гуманитарными дисциплинами (регионоведением, краеведением и др. – «феномен» А. Контева-В. Бородаева).
| |
4
| Востоковедение в пост-советских государствах Центральной Азии
Распад СССР и смена научно-идеологических парадигм в востоковедении независимых государств Центральной Азии в 1990-е – начале 2000-х гг. Востоковедческие школы центральноазиатского региона между национализмом, политикой и наукой. Влияние Запада на концептуальные подходы, организацию и финансирование центральноазиатского востоковедения (программы, фонды, институты). Особенности востоковедческих комплексов Казахстана, Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана: учреждения, лидеры, научно-образовательная продукция. Россия и страны Центральной Азии: соперничество и сотрудничество в области востоковедения (Российско-Кыргызский Славянский Университет, Российско-Таджикский Славянский Университет и др.).
| |
5
| Европейское востоковедение в XIX – начале XXI вв.
Британское востоковедение – от колониального знания к престижному учебно-научному комплексу
Политика Великобритании на Востоке в XVIII – XX вв. и зарождение британского колониального востоковедения. Военные, чиновники, торговцы и миссионеры – пионеры исследования Востока. Возникновение общественных и государственных профильных структур востоковедческого профиля (Азиатское королевское общество и др.). Университеты как центры востоковедческой науки и подготовки кадров в XIX – начале XXI вв. Школа восточных и африканских исследований Лондонского университета – ведущий учебно-образовательный центр британского востоковедения. Роль Кембриджского и Оксфордского университетов в развитии востоковедческой науки. Британская академия и развитие востоковедческого знания в конце XX – начале XXI вв. Соревновательность и материально-финансовые источники науки о Востоке: британский опыт.
Жанрово-тематические особенности востоковедческого знания в Великобритании в позднеимперский и пост-имперский период. Ведущие
британские востоковеды XIX – начала XXI вв. (А. Бернс, А. Вамбери, Г. Роулинсон, П. Сайкс, А. Стейн, А. Тойнби и др.).
| |
6
| Германское востоковедение – от колониальной мечты к учебно-академической системе
Германия на Востоке – позиция «третьей силы» в конце XIX – первой половине XX вв. и становление германского военно-прикладного востоковедения (О. фон Хентиг и О. Нидермайер). Расистские концепции германского востоковедения межвоенного и военного периода об «арийском братстве» с некоторыми народами Азии.
Возрождение германского научного и практического востоковедения в 1950-е – 1970-е гг. Роль государственных и неправительственных структур в развитии связей со странами Востока и научного знания о них (Немецкое исследовательское общество, Немецкая служба академических обменов – ДААД, фонды Фольксвагена, Тиссена, Герды Хенкель и др.).
Основные центры научно-прикладного, академического и университетского востоковедения (Восточный институт в Гамбурге, университеты Берлина, Бонна, Кельна, Гейдельберга, Бамберга, Галле, Бохума и др.). Научные направления, школы и лидеры германского востоковедения (арабистика, иранистика, афганистика, индология и др.).
Общественные организации востоковедческого профиля и их роль в развитии и распространении востоковедческих знаний (Германская ассоциация исследования Среднего Востока, Рабочая группа по Афганистану и др.).
| |
7
| «Малые» европейские школы востоковедческого профиля (французская, скандинавская, польская, швейцарская, венгерская и др.).
Характеристика основных школ и направлений центрально-/, восточно-/ и северо-европейского востоковедения: кадры, идеи, институты
| |
8
| Американское востоковедение между наукой и политикой
Мессианская внешняя политика США после первой мировой войны и зарождение американского востоковедения. О. Латтимор – пионер междисциплинарного исследования Внутренней Азии.
Вторая мировая война и активизация востоковедческой науки и практики в 1940-е – начале 1950-х гг. Р. Фрай – востоковед-энциклопедист.
Зарождение основных проблемно-дисциплинарных научных школ («плеяд») американского востоковедения в 1960-е – 1970-е гг. Организационный рост и научно-отраслевая экспансия науки о Востоке в США (Ассоциация азиатских исследований, Азиатское общество и др.). Американские университеты – центры востоковедческой науки и подготовки кадров (Гарвардский, Колумбийский, Принстонский, Стэнфордский и др. университеты и их специализированные востоковедческие центры и программы).
Сила и слабость американского востоковедения в 1980-е – начале 2000-х гг.: связь с политикой и экономикой, отраслевая гибкость и др. Материально-финансовая база науки о Востоке (фонды, программы, стипендии и др.). Общественные организации востоковедческого профиля (Ассоциация азиатских исследований, Общество изучения Центральной Евразии и др.) и их роль в интернационализации науки о Востоке. Этнические азиаты и их место в американском востоковедении.
Основные концепции и подходы американского востоковедения: энциклопедизм и специализация, «ориентализм» Э. Саида, «столкновение цивилизаций» С. Хантингтона, «Большая Центральная Азия» Р. Кенфилда и Ф. Старра, «Большой Средний Восток».
| |
9
| Восток в фокусе азиатской науки а аналитики
Официальное «историописание» Китая – старейшая отрасль азиатского и мирового востоковедения
Традиционное китайское востоковедение до образования КНР. Китайское востоковедение во второй половине XX – начале XXI вв. Особенности изучения Востока в Гонконге и на Тайване.
| |
10
| Востоковедение в Индии: из недр британской колониальной школы к великодержавному универсализму
Связь индийского востоковедения с британской школой науки о Востоке. Дж. Неру и развитие национальной историографии независимой Индии. Основные центры изучения национальной истории и зарубежной азиатики (университеты, научно-аналитические центры и др. – Университет им. Дж.Неру в Дели, Кашмирский университет в Сринагаре, Центр социальных и культурных исследований в Колкате и др.). Ведущие востоковеды Индии (Махаланобис, М. Хайдар, Варику, А. Патнаик и др.). Новые направления и подходы в индийском востоковедении (изучение Азиатской России и Евразии и др.).
| |
11
| Востоковедение в Пакистане – от национально-государственной мифологии
к многоотраслевому восточному регионоведению
История движения за создание Пакистана – первая и основная тема пакистанской гуманитарной науки. Пешаварский университет и его роль в развитии знания о зарубежном Востоке (в т.ч. Центральной Азии, Китае, России). Региональные университеты – центры изучения местных народов и культур (Академия белуджеведения в университете Кветты и др.). Роль государства, армии и разведки в формировании научных концепций и знаний о национальной и зарубежной истории. Институт стратегических исследований и Институт региональных исследований – мозговые центры официальной аналитики и прогностики о Востоке.
| |
12
| Востоковедение в Афганистане: история без страны – страна без истории?
Официальная история и историография в Афганистане в конце XIX – начале XX вв. (Файз Мухаммад и его работы). Общественно-политическая деятельность и научное творчество М.Г.М. Губара в 1920-е – 1970-е гг. («Афганистан на пути истории»). Национальная история и азиатский мир в работах афганских авторов конфликтного времени (1980-е – начало 2000-х гг.). Исследования представителей афганской диаспоры.
| |
13
| Востоковедение в других странах Азии (Турция, арабский мир, Иран, Монголия, Корея, Япония и др.)
Арабы – пионеры всемирного историописания. Современные школы арабского востоковедения. Турецкие проекты создания многотомных историй тюркского мира. Иранская историография о развитии персидского мира и Востока. Евразийская идеология и особенности японского востоковедения.
| |
14
| Становление востоковедения в Израиле и мировое израилеведение, его связь с гебраистикой и диаспороведением
Взаимосвязь религии, науки и политики в изучении истории еврейского народа и государства. Возникновение государства Израиль и израильского научно-аналитического комплекса востоковедческого профиля. Общественно-научные организации по изучению евреев и Израиля (на примере «Сефэра» в России).
| |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
5.1. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Название
| Автор
| Вид издания (учебник, учебное
пособие)
| Место издания, издательство, год издания, кол-во страниц
| Колич-во экземп-ляров
| Место хране-ния
| |
Основная литература
| |
Мировая афганистика в XX — начале XXI вв.: научно-организационная структура и основные направления исследований
| В. С. Бойко
| учебное пособие
| Барнаул: АлтГПА, 2012. - 86 с..
| неограниченный доступ
| локальная сеть АлтГПА
http://esb.general.uni-altai.ru/EBooks/63/boiko/boiko.pdf
| |
Дополнительная литература
| |
История как история, история как наука.
| Д. А. Алимова
| монография
| Ташкент: Узбекистан, 2008. – 277 с.
| 1
| Лаборатории «Россия и Восток» АлтГПА
| |
Факторный анализ исторического процесса. История Востока
| С. А. Нефедов
| монография
| М.: Территория будущего, 2008. — 751 с.
| 1
| НПБ АлтГПА
| |
Мы, востоковеды …: воспоминания
| К. А. Антонова
| статья
| Восток. – 1991. - № 1. - С. 140 – 154.
| 1
| НПБ АлтГПА
| |
История социально-политической мысли стран Востока: прогр. учеб. курса
| Л. Б. Алаев, А. Д. Воскресенский
| статья
| Восток. — М., 2004. — № 1. — С. 106-125.
| 1
| НПБ АлтГПА
| |
Полвека в мире востоковедения
| Г. И. Мирский
| статья
| Восток. – 1996. - № 6. - С. 128 – 140.
| 1
| НПБ АлтГПА
| |
Востоковедение в БГПУ: научные и педагогические аспекты
| В. С. Бойко
| статья
| БГПУ и народное образование на Алтае: (тез. Докл. научно-практ. Конф., посвященные 65-летию БГПУ) /; [редкол.: Г. А. Калачев, Е. Ф. Широкова]. — Барнаул, 1998. — С. 112-113.
| 10
| НПБ АлтГПА
| |
Общество русских ориенталистов в Харбине
| А. А. Хисамутдинов
| статья
| Восток. – 1999. - № 3. - С. 104 – 114.
| 1
| НПБ АлтГПА
| |
Записки востоковеда
| Ф. А. Тодер
| статья
| Восток. – 1999. - № 5. - С. 134 – 146.
| 1
| НПБ АлтГПА
| |
Восток и мировое обществознание. Зарубежные концепции развития освободившихся стран
| отв. ред. Л. И. Рейснер
| сборник статей
| М.: Наука, 1991. — 243 с.
| 1
| НПБ АлтГПА
| |
Современный Синьцзян в американской историографии конца XX - начала XXI вв.
| В. С. Бойко
| статья
| Россия, Сибирь и Центральная Азия: взаимодействие народов и культур: материалы III международной научно-практ. конф., Барнаул,15-16 ноября 2001 г. / [ редкол.: В. С. Бойко (отв. ред.), В. А. Бармин, М. М. Волобуева]. -Барнаул, 2001. — С. 52-56.
| 3
| НПБ АлтГПА
| |
История Кореи и России в российских и корейских учебниках
| Т. М. Симбирцева
| статья
| Восток. – 2004. - № 6. - С. 110 – 120.
| 1
| НПБ АлтГПА
| |
Афганистан в творчестве и судьбе Ричарда Фрая
| В. С. Бойко
| статья
| Россия, Сибирь и Центральная Азия: (взаимодействие народов и культур): материалы 2-й регион. конф., 26 октября 1999 г. [редкол.: В. А. Бармин и др.]. — Барнаул, 1999. — С. 78-85.
| 3
| НПБ АлтГПА
| |
Центральная Азия в фокусе научно-экспертного общества: мировой и индийский опыт
| В. С. Бойко
| статья
| Сибирь и Центральная Азия: проблемы этнографии, истории и международных отношений. Третьи научные чтения памяти Е. М. Залкинда / под ред. В.А. Моисеева. -Барнаул, 2007. -?
| 1
| Кафедра всеобщей истории
| |
Центрально-азиатская проблематика и международные связи в формировании регионального компонента исторического образования в педагогическом вузе
| В. С. Бойко
| статья
| Материалы по всеобщей и отечественной истории: [сб. ст.
] / науч. ред. З. С. Ионина. — Барнаул, 2004. — С. 98-103.
| 3
| НПБ АлтГПА
| |
Государственное историописание в Китае
| Б. Г. Доронин
| статья
| Всемирная история и Восток: сб. ст. / отв. ред. Б. Б. Пиотровский. - М.: Наука, 1989. – С. 230-242.
| 1
| Кафедра всеобщей истории
| |
Историография стран Востока: проблемы феодализма
| редкол.: Ф. М. Ацамба и др.
| сборник статей
| М.: МГУ, 1977.- 294 с.
| 1
| НПБ АлтГПА
| |
Историография стран Востока: проблемы нового времени
| редкол.: Ф. М. Ацамба и др.
| сборник статей
| М.: Изд-во МГУ, 1978. — 255 с.
| 3
| НПБ АлтГПА
| |
Современная историография стран Зарубежного Востока. Вып.1. (Китай)
| [ редкол.: Б. Н. Занегин и др.]
| сборник статей
| М.: Изд-во восточной литературы, 1963. — 240 с.
| 1
| НПБ АлтГПА
| |
Современное российское корееведение
| [сост.: Л. Р. Концевич, Т. М. Симбирцева]
| справочное издание
| М.: Ин-т востоковедения РАН: Первое марта, 2006. - 622 с.
| 1
| Кафедра всеобщей истории
| |
Страницы истории и историографии Индии и Афганистана
| [редкол.: Р. Б. Рыбаков (отв. ред.) и др.]
| сборник
| М.: Вост. лит., 2000. - 365, [2] с.
| 1
| Кафедра всеобщей истории
| |
В науке нет широкой, столбовой … запись бесед Лилии Т. Пак с Вл. Ф. Ли, дополненная материалами текущего архива Центра восточных исследований Дипакадемии МИД России
| Лилия Т. Пак
| сборник
| Москва: Науч. кн.; Новороссийск: [б. и.], 2009. - 172 с., [4] л. ил.
| 1
| Лаборатория «Россия и Восток»
| |
Историография истории Африки
| Д. П. Урсу
| учебное пособие
| М.: Высш. шк., 1990. - 299,[3] с.
| 1
| Кафедра всеобщей истории
| |
The Russian General Staff and Asia, 1800-1917
| Marshall A.
| монография
| Routledge, L., 2006. - 274 p.
| 1
| Лаборатория «Россия и Восток»
| |
“Barnaul school” of Central Asian Studies.
| Boyko, Vladimir.
| статья
| CESS Newsletter, 2001, v. 2, #1
| 1
| Кафедра всеобщей истории
| |
5.2. СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Для обеспечения данной дисциплины необходимы:
оборудованные аудитории (специальная мебель и оргсредства);
технические средства обучения:
аудио, -видеоаппараура: аудио-/видео-кассеты с выступлениями ведущих востоковедов
России и мира
оссии
учебно-наглядные пособия: портреты ведущих востоковедов России и мира, фото
профильных учебно-научных учреждений (вузов, научных центров и т.д.)
СОДЕРЖАНИЕ ИТОГОВОГО И ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ
7.1. ПЕРЕЧЕНЬ ПРИМЕРНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ И ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Каковы причины и исторические обстоятельства зарождения российского востоковедения?
Каковы основные формы, методы и результаты деятельности российских востоковедов 19 — начала 20 вв.?
Удалось ли обеспечить преемственность отечественного востоковедения после октябрьского переворота 1917 г.?
Каково было соотношение науки и политики в отечественном востоковеднии раннесоветского периода?
Охарактеризуйте основные концепции и теоретические программы советского востоковедения второй половины 20 в.
Каковы были особенности востоковедения в среднеазиатских республиках бывшего СССР?
В чем состоит сила и слабость востоковедения пост-советских государств?
Какие достижения западного востоковедения оказали влияние на развитие российского (в том числе советского) востоковедения?
Каковы особенности американского востоковедения?
Имеют ли этнические азиаты преимущества (интеллектуальные, культурные и др.) в изучении Востока.
7.2.ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ.
1. Особенности возникновения и развития дореволюционного российского востоковедения
2. Академическое и практическое востоковедение в России в 18 – начале 20 вв.
3. Университетское востоковедение в России в 19 – начале 20 вв. и роль в нем Санкт-Петербургского университета
4. Востоковедение в России и СССР в раннесоветский период: потери, преемственность и зарождение новых научно-прикладных школ и направлений
5. Проблемы и достижения востоковедения в позднесоветский период (дискуссии и новации: концептуально-тематические и организационные аспекты)
6. Российское востоковедение в конце 20 – начале 21 вв.: кадры, идеи, институты
7. Основные достижения российского востоковедения в начале 21 в.: научные и образовательные аспекты
8. Особенности развития востоковедения в российских регионах в конце 20 – начале 21 вв.: кадры, организация, продукция
9. Востоковедение в пост-советских государствах Центральной Азии (на примере одной или двух национальных систем/школ)
10. Влияние геополитических и гео-экономических факторов на развитие востоковедения в пост-советских государствах Центральной Азии
11. Зарождение и развитие британской школы востоковедения в 19 – начале 21 вв.
12. Основные особенности британского востоковедения в 20 – начале 21 вв.
13. Востоковедение в Германии: история и эволюция
14. Основные центры и направления германского востоковедения в конце 20 – начале 21 вв.
15. Востоковедение «малых» европейских школ (на примере одной или двух стран): специализация, лидеры, стимулы для развития)
16. Внутренние и внешние факторы зарождения и развития американского востоковедения в 20 – начале 21 вв.
17. Особенности развития американского востоковедения во второй половине 20 – начале 21 вв.: организация, основные школы, лидеры
18. Основные концепции американского востоковедения (Ориентализм Э. Саида, «Большая Центральная Азия» Р. Фрая и Ф. Старра, «Столкновение цивилизаций» С. Хантингтона и др.)
19. Официальное «историописание» Китая – старейшая отрасль азиатского и мирового востоковедения: жанры, особенности, организация
20. Востоковедение Индии: внешнее влияние и факторы внутреннего развития дисциплины в колониальный и независимый периоды
21. Изучение национальной и зарубежной (азиатской) истории в Пакистане: приоритеты, направления, проблемы и перспективы
22. Востоковедение Афганистана в поисках национальной истории: историография «неудавшегося» государства и общества
23. Зарождение науки о Востоке в Израиле и особенности мирового израилеведения
24. Эмигрантские школы мирового востоковедения (на примере стран или диаспор)
25. Учебно-образовательные материалы в историографии Востока (новое и новейшее время).
Рабочая учебная программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 050401.65 «История», 050401.65 «История» с доп. спец. «Юриспруденция».
Программу составил: к.и.н., доцент кафедры всеобщей истории В.С. Бойко.
Программа одобрена и утверждена на заседании кафедры всеобщей истории. Протокол № 1 от 20.09.2012.
Зав. кафедрой
д.и.н., профессор В.А. Бармин
Секретарь
зав. кабинетом М.Н. Шкурова
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Алтайская государственная педагогическая академия»
(ФГБОУ ВПО «АлтГПА»)
Кафедра
Всеобщей истории