Учебно-методический комплекс 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учебно-методический комплекс



Кафедра

Всеобщей истории

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

МОДУЛЯ:

Историография

Специальность:

050401.65                «История»

050401.65                «История» с доп. спец. «Юриспруденция»

(код)                         (наименование)

 

 

 

Барнаул

2012

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Алтайская государственная педагогическая академия»

(ФГБОУ ВПО «АлтГПА»)

 

Кафедра

Всеобщей истории

Учебно-методический комплекс модуля

Историография

АННОТАЦИЯ

1. Минимальные требования к содержанию модуля

Основное назначение историографии новой и новейшей истории Востока - заложить теоретические основы для освоения самых основных историографических принципов познания новой и новейшей истории стран Востока, сформировать осознание поступательного характера развития исторических востоковедных дисциплин, продолжить формирование базового понятийного аппарата исторической науки, способствовать дальнейшему формированию навыков работы с учебной и научной литературой по востоковедению, специальных навыков обращения с различными методологическими принципами и подходами к изучению историографии.

Это один из полноформатных курсов заключительного этапа подготовки специалиста-гуманитария широкого профиля в рамках специалитета, и его преподавание позволяет прибегать к знаниям, полученным студентами в течение предыдущих 4,5 лет учебы в вузе, широко использовать межпредметные связи – инструментарий и понятийный аппарат политологии, истории России и Запада, историографии истории России и Запада.

Изучение историографии новой и новейшей истории Востока требует интеллектуальной и общепрофессиональной зрелости студентов-историков, придает завершенность их конкретно-востоковедческой осведомленности, углубляет знание и понимание феномена науки о Востоке на самом Востоке.

 

2. Взаимосвязь модуля с другими дисциплинами учебного плана специальности (сетов в ГОС ВПО).

Историография новой и новейшей истории Востока по своему предметному полю тесно связана с другими учебными субдисциплинами исторического модуля, и прежде всего с историографией истории стран Европы и Америки и историографией истории России. Вместе с тем, она интерферируется с многими темами и разделами новой и новейшей истории Востока – историей общественной мысли, историей науки. Наконец, специфика развития и тематики отечественного регионоведения и краеведения, особенно их азиатских «ветвей», и наличие в них богатого историографического компонента, позволяет включать в историографию новой и новейшей истории Востока ряд сюжетов из этих интерферирующихся областей учебно-научного знания.

3. Перечень элементов учебно-методического комплекса:

· учебная программа;

· учебно-методическое обеспечение дисциплины/модуля/спецкурса по видам занятий в соответствии с рабочей программой:

· методическое обеспечение всех видов контроля знаний студентов:

Кафедра

Всеобщей истории

Учебно-методический комплекс модуля:

Историография

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по УРиИ__________________

"____"______________200_г.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

По модулю

Историография

Специальность

050401.65                    «История»

(код)                                              (наименование)

Факультет

Исторический

 

Курс обучения                                               ___5___/_______/_______

Семестр                                                             ___10___ /_______/______

Всего часов по учебному плану:        __ 100 ___

В том числе по формам обучения:   очная / очно-заочная /заочная

       - лекции                                     __34___/____________/______

- практикум                             ___16___/____________/______

                   - самостоятельная работа ___50___/____________/______

Формы итогового контроля знаний:

- зачет                               __10__сем./ ____сем./ ___ сем.

- экзамен                                   ____сем./ ____сем./ __ _ _сем.

 

Барнаул

2012

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Алтайская государственная педагогическая академия»

(ФГБОУ ВПО «АлтГПА»)

Кафедра

Всеобщей истории

Учебно-методический комплекс модуля:

Историография

УТВЕРЖДАЮ

I Проректор по УР___________________

"____"______________200_г.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

По модулю

Историография

Специальность

050401.65                         «История» с доп. спец. «Юриспруденция»

(код)                                              (наименование)

Факультет

Исторический

 

Курс обучения                                               ___5___/_______/_______

Семестр                                                             ___10___ /_______/______

Всего часов по учебному плану:        __ 36 ___

В том числе по формам обучения:   очная / очно-заочная /заочная

       - лекции                                     __14___/____________/______

- практикум                             ___4___/____________/______

                   - самостоятельная работа ___18___/____________/______

Формы итогового контроля знаний:

- зачет                               __10__сем./ ____сем./ ___ сем.

- экзамен                                   ____сем./ ____сем./ __ _ _сем.

 

Барнаул

2012

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МОДУЛЯ

Основной целью изучения историографии новой и новейшей истории Востока является знакомство с совокупностью специальных (научно-исторических и др.) знаний о процессе интеллектуального и учебно-познавательного (в том числе прикладного) освоения Востока представителями различных школ российского и мирового обществоведения, в основном в хронологических рамках XVIII – начала XXI вв.

Задачи дисциплины:

- охарактеризовать условия возникновения и этапы развития различных направлений в историографии Востока нового и новейшего времени;

- рассмотреть конкретные историографические ситуации с точки зрения соотношения преемственности и изменчивости в исторической науке о Востоке;

- определить векторы историографической динамики и конкретизация сложных процессов дифференциации и интеграции в востоковедной науке;

- изучить процесс формирования междисциплинарных подходов и новых исследовательских парадигм;

- проанализировать изменения в организационно-институциональной структуре востоковедной науки и классификации исторических востоковедных дисциплин;

- выявить складывающиеся в историографии комплексы дискуссионных проблем и способы их разрешения;

- пересмотреть или существенно уточнить оценки кризисных явлений в мировой историографии XX века;

- проанализировать современное состояние востоковедной науки, определить перспективы ее развития в глобальном, национально-государственном, региональном и командно-индивидуальном измерении.

Дисциплина ориентирует на преимущественно теоретические виды профессиональной деятельности, ее изучение способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности:

- анализ основных научно-теоретических концепций и сюжетно-тематических направлений востоковедческого и специально-историографического поиска;

использование исследовательских методик и конкретно-научных результатов в научной, преподавательской, аналитической и иной деятельности.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Студент, изучивший дисциплину, должен:

Знать особенности формирования и развития основных национальных, региональных и локальных востоковедческих школ, концептуальные основы и проблемно-тематический фокус их деятельности, персональный вклад наиболее известных востоковедов России, ближнего и дальнего зарубежья в постановку и решение проблем научного освоения Востока нового и новейшего времени;

Уметь отбирать собственно историографический и культурно-науковедческий материал, определять концептуальную ценность и конкретно-историческую новизну классического наследия востоковедения и его новейшей продукции в ее академических, научно-популярных и учебно-образовательных формах;

Владеть навыками. Собственно историографического и науковедческого анализа наиболее значимых и спорных достижений российского и мирового востоковедения

 

3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Название Автор Вид издания (учебник, учебное пособие) Место издания, издательство, год издания, кол-во страниц Колич-во экземп-ляров Место хране-ния

Основная литература

Мировая афганистика в XX — начале XXI вв.: научно-организационная структура и основные направления исследований В. С. Бойко учебное пособие Барнаул: АлтГПА, 2012. - 86 с.. неограниченный доступ локальная сеть АлтГПА http://esb.general.uni-altai.ru/EBooks/63/boiko/boiko.pdf

Дополнительная литература

История как история, история как наука. Д. А. Алимова монография Ташкент: Узбекистан, 2008. – 277 с. 1 Лаборатории «Россия и Восток» АлтГПА
Факторный анализ исторического процесса. История Востока С. А. Нефедов монография М.: Территория будущего, 2008. — 751 с. 1 НПБ АлтГПА
Мы, востоковеды …: воспоминания К. А. Антонова статья Восток. – 1991. - № 1. - С. 140 – 154. 1 НПБ АлтГПА
История социально-политической мысли стран Востока: прогр. учеб. курса Л. Б. Алаев, А. Д. Воскресенский статья Восток. — М., 2004. — № 1. — С. 106-125. 1 НПБ АлтГПА
Полвека в мире востоковедения Г. И. Мирский статья Восток. – 1996. - № 6. - С. 128 – 140.   1 НПБ АлтГПА
Востоковедение в БГПУ: научные и педагогические аспекты В. С. Бойко статья БГПУ и народное образование на Алтае: (тез. Докл. научно-практ. Конф., посвященные 65-летию БГПУ) /; [редкол.: Г. А. Калачев, Е. Ф. Широкова]. — Барнаул, 1998. — С. 112-113. 10 НПБ АлтГПА
Общество русских ориенталистов в Харбине А. А. Хисамутдинов статья Восток. – 1999. - № 3. - С. 104 – 114. 1 НПБ АлтГПА
Записки востоковеда Ф. А. Тодер статья Восток. – 1999. - № 5. - С. 134 – 146. 1 НПБ АлтГПА
Восток и мировое обществознание. Зарубежные концепции развития освободившихся стран отв. ред. Л. И. Рейснер сборник статей М.: Наука, 1991. — 243 с. 1 НПБ АлтГПА
Современный Синьцзян в американской историографии конца XX - начала XXI вв. В. С. Бойко статья Россия, Сибирь и Центральная Азия: взаимодействие народов и культур: материалы III международной научно-практ. конф., Барнаул,15-16 ноября 2001 г. / [ редкол.: В. С. Бойко (отв. ред.), В. А. Бармин, М. М. Волобуева]. -Барнаул, 2001. — С. 52-56. 3 НПБ АлтГПА
История Кореи и России в российских и корейских учебниках Т. М. Симбирцева статья Восток. – 2004. - № 6. - С. 110 – 120. 1 НПБ АлтГПА
Афганистан в творчестве и судьбе Ричарда Фрая В. С. Бойко статья Россия, Сибирь и Центральная Азия: (взаимодействие народов и культур): материалы 2-й регион. конф., 26 октября 1999 г. [редкол.: В. А. Бармин и др.]. — Барнаул, 1999. — С. 78-85. 3 НПБ АлтГПА
Центральная Азия в фокусе научно-экспертного общества: мировой и индийский опыт   В. С. Бойко статья Сибирь и Центральная Азия: проблемы этнографии, истории и международных отношений. Третьи научные чтения памяти Е. М. Залкинда / под ред. В.А. Моисеева. -Барнаул, 2007. -? 1 Кафедра всеобщей истории
Центрально-азиатская проблематика и международные связи в формировании регионального компонента исторического образования в педагогическом вузе В. С. Бойко статья Материалы по всеобщей и отечественной истории: [сб. ст. ] / науч. ред. З. С. Ионина. — Барнаул, 2004. — С. 98-103. 3 НПБ АлтГПА
Государственное историописание в Китае Б. Г. Доронин статья Всемирная история и Восток: сб. ст. / отв. ред. Б. Б. Пиотровский. - М.: Наука, 1989. – С. 230-242. 1 Кафедра всеобщей истории
Историография стран Востока: проблемы феодализма редкол.: Ф. М. Ацамба и др. сборник статей М.: МГУ, 1977.- 294 с.   1 НПБ АлтГПА
Историография стран Востока: проблемы нового времени редкол.: Ф. М. Ацамба и др. сборник статей М.: Изд-во МГУ, 1978. — 255 с. 3 НПБ АлтГПА
Современная историография стран Зарубежного Востока. Вып.1. (Китай)  [ редкол.: Б. Н. Занегин и др.] сборник статей М.: Изд-во восточной литературы, 1963. — 240 с. 1 НПБ АлтГПА
Современное российское корееведение [сост.: Л. Р. Концевич, Т. М. Симбирцева] справочное издание М.: Ин-т востоковедения РАН: Первое марта, 2006. - 622 с. 1 Кафедра всеобщей истории
Страницы истории и историографии Индии и Афганистана [редкол.: Р. Б. Рыбаков (отв. ред.) и др.] сборник М.: Вост. лит., 2000. - 365, [2] с. 1 Кафедра всеобщей истории
В науке нет широкой, столбовой … запись бесед Лилии Т. Пак с Вл. Ф. Ли, дополненная материалами текущего архива Центра восточных исследований Дипакадемии МИД России Лилия Т. Пак сборник Москва: Науч. кн.; Новороссийск: [б. и.], 2009. - 172 с., [4] л. ил. 1 Лаборатория «Россия и Восток»
Историография истории Африки Д. П. Урсу учебное пособие М.: Высш. шк., 1990. - 299,[3] с. 1 Кафедра всеобщей истории
The Russian General Staff and Asia, 1800-1917 Marshall A. монография Routledge, L., 2006. - 274 p. 1 Лаборатория «Россия и Восток»
“Barnaul school” of Central Asian Studies. Boyko, Vladimir. статья CESS Newsletter, 2001, v. 2, #1 1 Кафедра всеобщей истории

 

5.2. СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Для обеспечения данной дисциплины необходимы:

оборудованные аудитории (специальная мебель и оргсредства);

технические средства обучения:

аудио, -видеоаппараура: аудио-/видео-кассеты с выступлениями ведущих востоковедов

России и мира

оссии

учебно-наглядные пособия: портреты ведущих востоковедов России и мира, фото

профильных учебно-научных учреждений (вузов, научных центров и т.д.)

 

СОДЕРЖАНИЕ ИТОГОВОГО И ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ

7.1. ПЕРЕЧЕНЬ ПРИМЕРНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ И ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Каковы причины и исторические обстоятельства зарождения российского востоковедения?

Каковы основные формы, методы и результаты деятельности российских востоковедов 19 — начала 20 вв.?

Удалось ли обеспечить преемственность отечественного востоковедения после октябрьского переворота 1917 г.?

Каково было соотношение науки и политики в отечественном востоковеднии раннесоветского периода?

Охарактеризуйте основные концепции и теоретические программы советского востоковедения второй половины 20 в.

Каковы были особенности востоковедения в среднеазиатских республиках бывшего СССР?

В чем состоит сила и слабость востоковедения пост-советских государств?

Какие достижения западного востоковедения оказали влияние на развитие российского (в том числе советского) востоковедения?

Каковы особенности американского востоковедения?

Имеют ли этнические азиаты преимущества (интеллектуальные, культурные и др.) в изучении Востока.

 

7.2.ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ.

1. Особенности возникновения и развития дореволюционного российского востоковедения

2. Академическое и практическое востоковедение в России в 18 – начале 20 вв.

3. Университетское востоковедение в России в 19 – начале 20 вв. и роль в нем Санкт-Петербургского университета

4. Востоковедение в России и СССР в раннесоветский период: потери, преемственность и зарождение новых научно-прикладных школ и направлений

5. Проблемы и достижения востоковедения в позднесоветский период (дискуссии и новации: концептуально-тематические и организационные аспекты)

6. Российское востоковедение в конце 20 – начале 21 вв.: кадры, идеи, институты

7. Основные достижения российского востоковедения в начале 21 в.: научные и образовательные аспекты

8. Особенности развития востоковедения в российских регионах в конце 20 – начале 21 вв.: кадры, организация, продукция

9. Востоковедение в пост-советских государствах Центральной Азии (на примере одной или двух национальных систем/школ)

10. Влияние геополитических и гео-экономических факторов на развитие востоковедения в пост-советских государствах Центральной Азии

11. Зарождение и развитие британской школы востоковедения в 19 – начале 21 вв.

12. Основные особенности британского востоковедения в 20 – начале 21 вв.

13. Востоковедение в Германии: история и эволюция

14. Основные центры и направления германского востоковедения в конце 20 – начале 21 вв.

15. Востоковедение «малых» европейских школ (на примере одной или двух стран): специализация, лидеры, стимулы для развития)

16. Внутренние и внешние факторы зарождения и развития американского востоковедения в 20 – начале 21 вв.

17. Особенности развития американского востоковедения во второй половине 20 – начале 21 вв.: организация, основные школы, лидеры

18. Основные концепции американского востоковедения (Ориентализм Э. Саида, «Большая Центральная Азия» Р. Фрая и Ф. Старра, «Столкновение цивилизаций» С. Хантингтона и др.)

19. Официальное «историописание» Китая – старейшая отрасль азиатского и мирового востоковедения: жанры, особенности, организация

20. Востоковедение Индии: внешнее влияние и факторы внутреннего развития дисциплины в колониальный и независимый периоды

21. Изучение национальной и зарубежной (азиатской) истории в Пакистане: приоритеты, направления, проблемы и перспективы

22. Востоковедение Афганистана в поисках национальной истории: историография «неудавшегося» государства и общества

23. Зарождение науки о Востоке в Израиле и особенности мирового израилеведения

24. Эмигрантские школы мирового востоковедения (на примере стран или диаспор)

25. Учебно-образовательные материалы в историографии Востока (новое и новейшее время).

 

 

Рабочая учебная программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 050401.65 «История», 050401.65 «История» с доп. спец. «Юриспруденция».

 

Программу составил: к.и.н., доцент кафедры всеобщей истории В.С. Бойко.

Программа одобрена и утверждена на заседании кафедры всеобщей истории. Протокол № 1 от 20.09.2012.

 

Зав. кафедрой                                                                                             

д.и.н., профессор                                                                                   В.А. Бармин

 

 

Секретарь                                                                            

зав. кабинетом                                                                                       М.Н. Шкурова

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Алтайская государственная педагогическая академия»

(ФГБОУ ВПО «АлтГПА»)

Кафедра

Всеобщей истории

Кафедра

Всеобщей истории

 

Учебно-методический комплекс модуля

Историография

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Специальность:

050401.65                «История»

050401.65                «История» с доп. спец. «Юриспруденция»

(код)                         (наименование)

 

 

 

Барнаул

2012


Практические занятия 10-го семестра

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № _ 1 _

 

Тема: Дореволюционное российское востоковедение

План:

12. Зарождение российского востоковедения: внутренние и внешние

      факторы. Пионеры научного изучения Востока

13. Развитие российской науки о Востоке в XIX начале XX вв.: 

      отраслевая организация, международные связи, достижения

14. Лидеры дореволюционного отечественного востоковедения: на

      службе империи или науки?

Источники и литература:

 

Монголовед О.М. Ковалевский: биография и наследие (1801-1878). Казань, АЛМА-ЛИТ, 2004. – 288 с.

Кессельбреннер Г.Л. Хроника одной дипломатической карьеры. (Дипломат-востоковед С.Л. Лашкарев и его время). М., 1988. – 276 с.

Кривцов В. Отец Иакинф. М.: «Художественная литература», 1988. – 632 с. 

Саидкулов Т.С. Очерки историографии истории народов Средней Азии (Часть I). Ташкент, «Укитувчи», 1992. - 189 с.

Marshall A. The Russian General Staff and Asia, 1800-1917. L., Routledge, 2006. – 274 p.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № _ 2 _

Советское востоковедение

План:

 

1. Зарождение советского востоковедения в 1918 – 1930-е гг.

    Общественные и государственные проекты развития отрасли

2. Академическое, учебное и прикладное (военное и пр.)

3. востоковедение раннесоветского периода

15. Востоковедение в годы Великой Отечественной войны

16. Востоковедение позднесоветского периода: между наукой и

    политикой

 

Источники и литература:

Ахунова М.А., Лунин Б.В. История исторической науки в Узбекистане. Краткий очерк. Ташкент, «Фан», 1970. - 200 с.

Иранистика в России и иранисты. М.: ИВ РАН, 2001. – 240 с.

Историография стран Востока (проблемы нового времени). М., МГУ, 1978. –

Мирский Г.И. Полвека в мире востоковедения//Восток, 1996, № 6. С. 128 - 140

Страницы истории и историографии Индии и Афганистана. М., 2000. – 367 с.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № _ 3 _

Кафедра

Всеобщей истории

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Специальность:

050401.65                         «История»

050401.65                         «История» с доп. спец. «Юриспруденция»

(код)                                  (наименование)

 

 

 

Барнаул

2012


 

I. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ и ЗАДАНИЯ:

1. Каковы теоретические и жанрово-тематические особенности востоковедческих школ пост-советской Центральной Азии?

2. Дайте характеристику востоковедения Пакистана (организация, тематика, основные подходы, ведущие ученые и эксперты)

3. Каковы основные достижения советского востоковедения?

4. Проблемы и перспективы российского востоковедения в конце XX – начале XXI вв.

5. Основные региональные школы российского востоковедения

6. Ведущие ученые-востоковеды Европы (профиль, достижения – на примере 1 – 2-х стран)

7. Британское востоковедение в XIX – начале XXI вв.: причины лидерства и упадка

8. Сила и слабость американского востоковедения

9. Востоковедение на службе науки и политики (советский, американский, китайский и др. опыт)

10. Способен ли Запад понять Восток (о концепции Э. Саида)?

 

II. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ:

1. Где (в рамках какой научной школы или школ) родилась концепция «Большой Центральной Азии»?

2. Практическое востоковедение – это …

3. Пионерами мирового востоковедения являются представители …

 

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Алтайская государственная педагогическая академия»

(ФГБОУ ВПО «АлтГПА»)

 

Кафедра

Всеобщей истории

Кафедра

Всеобщей истории

Кафедра

Всеобщей истории

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ

Специальность:

050401.65                «История»

050401.65               «История» с доп. спец. «Юриспруденция»

(код)                         (наименование)

 

Барнаул

2012

1. Особенности возникновения и развития дореволюционного российского востоковедения

2. Академическое и практическое востоковедение в России в 18 – начале 20 вв.

3. Университетское востоковедение в России в 19 – начале 20 вв. и роль в нем Санкт-Петербургского университета

4. Востоковедение в России и СССР в раннесоветский период: потери, преемственность и зарождение новых научно-прикладных школ и направлений

5. Проблемы и достижения востоковедения в позднесоветский период (дискуссии и новации: концептуально-тематические и организационные аспекты)

6. Российское востоковедение в конце 20 – начале 21 вв.: кадры, идеи, институты

7. Основные достижения российского востоковедения в начале 21 в.: научные и образовательные аспекты

8. Особенности развития востоковедения в российских регионах в конце 20 – начале 21 вв.: кадры, организация, продукция

9. Востоковедение в пост-советских государствах Центральной Азии (на примере одной или двух национальных систем/школ)

10. Влияние геополитических и гео-экономических факторов на развитие востоковедения в пост-советских государствах Центральной Азии

11. Зарождение и развитие британской школы востоковедения в 19 – начале 21 вв.

12. Основные особенности британского востоковедения в 20 – начале 21 вв.

13. Востоковедение в Германии: история и эволюция

14. Основные центры и направления германского востоковедения в конце 20 – начале 21 вв.

15. Востоковедение «малых» европейских школ (на примере одной или двух стран): специализация, лидеры, стимулы для развития)

16. Внутренние и внешние факторы зарождения и развития американского востоковедения в 20 – начале 21 вв.

17. Особенности развития американского востоковедения во второй половине 20 – начале 21 вв.: организация, основные школы, лидеры

18. Основные концепции американского востоковедения (Ориентализм Э. Саида, «Большая Центральная Азия» Р. Фрая и Ф. Старра, «Столкновение цивилизаций» С. Хантингтона и др.)

19. Официальное «историописание» Китая – старейшая отрасль азиатского и мирового востоковедения: жанры, особенности, организация

20. Востоковедение Индии: внешнее влияние и факторы внутреннего развития дисциплины в колониальный и независимый периоды

21. Изучение национальной и зарубежной (азиатской) истории в Пакистане: приоритеты, направления, проблемы и перспективы

22. Востоковедение Афганистана в поисках национальной истории: историография «неудавшегося» государства и общества

23. Зарождение науки о Востоке в Израиле и особенности мирового израилеведения

24. Эмигрантские школы мирового востоковедения (на примере стран или диаспор)

25. Учебно-образовательные материалы в историографии Востока (новое и новейшее время)


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Алтайская государственная педагогическая академия»

(ФГБОУ ВПО «АлтГПА»)

 

Кафедра

Всеобщей истории

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ К ЗАЧЕТУ

Специальность:

050401.65                «История»

050401.65                «История» с доп. спец. «Юриспруденция»

(код)                         (наименование)

 

 

 

Барнаул

2012

1. Дать характеристику основных учебников или учебных пособий по новой и новейшей истории Востока (на примере 1 – 2-х)

2. Особенности историографии дипломного проекта (по востоковедению и смежным дисциплинам)

3. Историографический анализ монографий и сборников статей по ключевым проблемам новой и новейшей истории Востока

 

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Алтайская государственная педагогическая академия»

(ФГБОУ ВПО «АлтГПА»)

Кафедра

Всеобщей истории

Кафедра

Всеобщей истории

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Специальность:

050401.65                «История»

050401.65                «История» с доп. спец. «Юриспруденция»

(код)                         (наименование)

 

 

 

Барнаул

2012


Историография новой и новейшей истории Востока – одна из наименее разработанных в учебно-методическом и даже научном отношениях дисциплин высшего исторического образования, - даже ее государственный стандарт ограничивается несколькими краткими и требующими серьезной корректировки положениями. Крайне ограничен опыт преподавания этого предмета и в высших заведениях России, даже учреждениях востоковедческого профиля – такие попытки только предпринимаются в ИСАА при МГУ и Восточном университете при ИВ РАН (оба – в Москве). Автором в течение многих лет собирались и частично апробировались историографические источники и аналитические материалы, создающие представление о процессах научно-исторического освоения Востока представителями разных востоковедческих школ в России и за рубежом. Им опубликовано около 30 работ историографического характера, преимущественно об опыте исследования Афганистана, Пакистана, государств и территорий Центральной Азии. Усилия в этом направлении поддержаны и Российским фондом гуманитарных исследований по проекту «Мировая афганистика: кадры, идеи, институты».

Преподавание историографических аспектов отечественного и мирового востоковедения (хронологическая амплитуда и проблематики, и самих работ – преимущественно XVIII – начало XXI вв.) опирается на тщательно подобранный пул монографий и статей (обзоров), а также многолетний «полевой» опыт автора, накопленный в ходе командировок в ведущие востоковедные центры Москвы, Санкт-Петербурга, Иркутска, Томска, профильные учреждения Европы, США и зарубежной Азии.

Лекции выстраиваются в соответствии с самой историей и логикой развития отечественного и мирового востоковедческого знания, при этом внимание уделяется как ведущим, так и периферийным центрам и институтом, общепризнанным лидерам и начинающим исследователям университетского и академического профиля, отраслевым экспертам и даже интеллектуалам-энтузиастам, достигшим успехов в изучении Востока и знания о Востоке. В преподавании широко используется жанр историографического портрета (кредо) целой плеяды российских и зарубежных востоковедов, фото- и видео-материалы об их творчестве и судьбе.

Данный курс призван теоретизировать и персонифицировать знания, полученные в ходе изучения новой и новейшей истории Востока, углубить и обогатить их концептуальную, сюжетно-тематическую базу, познакомить студентов выпускных курсов с наименее доступными или наиболее сложными сторонами востоковедческого творчества, а также со спефицикой «производства» и «быта» в этой области.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Алтайская государственная педагогическая академия»

(ФГБОУ ВПО «АлтГПА»)

Кафедра

Всеобщей истории

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Специальность:

050401.65                «История»

050401.65                «История» с доп. спец. «Юриспруденция»

(код)                         (наименование)

 

 

 

Барнаул

2012

Изучение историографии новой и новейшей истории Востока – одно из заключительных направлений учебно-образовательной и научно-поисковой работы студентов-историков. Существующий краткий государственный стандарт ориентирует их не сколько на «привязывание» получаемых знаний к освоенным ранее курсам новой и новейшей истории стран Азии и Африки, а на освоение новых областей – научного творчества востоковеда, соотношения науки и политики, других видом практики, профессии и хобби, изучение национальных и региональных особенностей научно-аналитической работы и образования, предметно и географически сфокусированных на Востоке.

Студент не имеет в распоряжении учебника и даже учебных пособий (за исключением учебного пособия Д.П. Урсу «Историография истории Африки», мало востребованного в учебном процессе в силу смены внешнеполитических приоритетов России и научных интересов ее академического и вузовского сообщества), поэтому в обязательном порядке посещает лекции и практические занятия. Сам процесс изучения курса и восприятия его студентами должен способствовать совершенствованию этого инновационного курса, по сути – экспериментального и пока не утвердившегося ни в типовых, ни в факультативных программах историко-гуманитарных вузов.

Для успешного усвоения программы необходима и активная самостоятельная работа – знакомство с оригинальными историко-историографическими трудами (для языковых групп – и на иностранных языках), анализ лучших и массовых учебников и пособий, представляющих собой один из жанров востоковедного творчества, изучение жизни и творчества ведущих востоковедов дореволюционной России, СССР и пост-советских государств, а также представителей зарубежного востоковедения.

Кафедра

Всеобщей истории

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

МОДУЛЯ:

Историография

Специальность:

050401.65                «История»

050401.65                «История» с доп. спец. «Юриспруденция»

(код)                         (наименование)

 

 

 

Барнаул

2012



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.102.182 (0.241 с.)