Исследование степени эмоционального выгорания коллектива 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исследование степени эмоционального выгорания коллектива



Для диагностики степени выраженности "эффекта эмоционального выгорания" может быть использована методика анкетирования персонала, разработанная американскими психологами К. Маслачом и С. Джексоном для измерения степени выгорания в профессиях типа "человек-человек". Анкета состоит из 22 утверждений, отражающих мысли и переживания человека по поводу его профессиональной деятельности, и имеет три оценочные шкалы:

- "эмоциональное истощение" (проявляется в ощущениях эмоционального перенапряжения и в чувстве опустошенности, исчерпанности своих эмоциональных ресурсов; человек чувствует, что не может отдаваться работе, как раньше);

- "деперсонализация" (связана с возникновением равнодушного, негативного и даже циничного отношения к людям, с которыми необходимо контактировать по роду работы; контакты с ними становятся обезличенными и формальными);

- "редукция личных достижений" (проявляется в снижении оценки своей компетентности (в негативном восприятии себя как профессионала), недовольстве собой, уменьшении ценности своей деятельности, негативном отношении к себе как к личности; в безразличии к работе).

Методика позволяет оценить интенсивность негативных чувств и мыслей, испытываемых опрашиваемым, которая характеризует степень выраженности эффекта "выгорания". Ниже приведен образец бланка опросного листа для исследования степени выраженности "синдрома эмоционального выгорания" и порядок интерпретации результатов исследования.

Интерпретация результатов исследования

"Эффект эмоционального выгорания" выражен, если наблюдается высокая степень эмоционального истощения, выраженности деперсонализации и редукция личных достижений.

Ответы на вопросы анкеты оцениваются следующим образом: «никогда» - 1 балл, «очень редко» - 2 балла, «иногда» - 3 балла, «часто» - 4 балла, «очень часто» - 5 баллов, «каждый день» - 6 баллов.

Степень эмоционального истощения работников коллектива характеризует сумма баллов за ответы на вопросы N 1, 2, 3, 6, 8, 13, 14, 16, 20.

Выраженность деперсонализации характеризует сумма баллов на вопросы N 5, 10, 11, 15, 22.

Снижение рабочей продуктивности как редукцию личных достижений характеризуют ответы на вопросы N 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21.

 

Оценочные шкалы

Степень выраженности

эффекта эмоционального выгорания, баллы

минимальная средняя высокая критическая
Степень эмоционального истощения 9-12 13-26 27-40 41-54
Выраженность деперсонализации 5-6 7-14 15-22 23-30
Редукция личных достижений 8-12 13-24 25-36 37-48
Всего по 22 вопросам анкеты 22-33 34-68 69-102 103-136

 

Развитие "выгорания" происходит подспудно, в течение длительного периода, и зависит от личностных особенностей работника (например, необщительность, застенчивость, эмоциональная неустойчивость, низкая самодостаточность и т.п.) и влияния производственных факторов. "Выгорание" развивается раньше, если работник:

- оценивает свою работу как незначимую;

- не удовлетворен профессиональным ростом;

- испытывает недостаток самостоятельности, считает, что его излишне контролируют;

- полностью поглощен своей работой (трудоголик);

- испытывает ролевую неопределенность вследствие нечетких к нему требований;

- испытывает перегрузку или, наоборот, недогрузку (последнее порождает чувство своей ненужности).

Анкета

Стресс-мониторинг проводится с целью изучения стрессогенности организационной среды и разработки на этой основе действенных мер по снижению профессиональных стрессов и конфликтов.

Инструкция: Внимательно ознакомьтесь с описанием эмоциональных состояний, представленных в таблице ниже, и оцените, как часто это описание соответствует вашему состоянию, проставив знак "+" в соответствующей колонке.

Как часто Вы можете сказать о себе

следующее:

Варианты ответов

(отметьте только один ответ на каждый вопрос):

никогда Оч. редко иногда часто очень часто каждый день
1.Я чувствую себя эмоционально опустошенным                                    
2.После работы я чувствую себя, как "выжатый лимон"            
3.Утром я чувствую усталость и не испытываю желания идти на работу                
4.Я хорошо понимаю, что чувствуют мои коллеги и подчиненные и стараюсь учитывать это в интересах дела                  
5.Я чувствую, что общаюсь некоторыми подчиненными и коллегами, как с предметами (без теплоты и расположения к ним)                             
6.После работы на некоторое время мне хочется уединиться от всех и от всего                                           
7.Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях, возникающих при общении с коллегами                         
8.Я чувствую угнетенность и апатию             
9.Я уверен(а), что моя работа нужна людям                                           
10.В последнее время я стал(а) более черствым по отношению к тем людям, с кем работаю                                     
11.Я замечаю, что моя работа ожесточает меня                                 
12.У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление                       
13.Моя работа все больше меня разочаровывает                                  
14.Мне кажется, что я слишком много работаю                                         
15.Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит с некоторыми моими коллегами и подчиненными                                    
16.Мне хочется уединиться и отдохнуть от всех и от всего             
17.Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в коллективе                                      
18.Во время работы я чувствую приятное оживление                              
19.Благодаря своей работе я уже сделал(а) в жизни много действительно ценного                                         
20.Я чувствую потерю интереса и равнодушие ко многому, что радовало меня в моей работе                              
21.На работе я спокойно справляюсь с эмоциональными проблемами                       
22.В последнее время мне кажется, что коллеги и подчиненные все чаще перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей                          

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.35.60 (0.005 с.)