Кафедра психологии и конфликтологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра психологии и конфликтологии



РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФИЛИАЛ РГСУ В г.МИНСКЕ

Кафедра психологии и конфликтологии

 

 

РАЗРАБОТКА МЕТОДОВ ПОВЫШЕНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ И КОНСТРУКТИВНОСТИ МОДЕЛЕЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ У СОТРУДНИКОВ АВИАЦИОННОГО СЕРВИСА

 

 

  Автор: Петрожицкий Андрей Витальевич, студент 4 курса очного отделения, направления подготовки Конфлитология
  Научный руководитель: Марищук Людмила Владимировна доктор психологических наук  
   

 

 

Минск 2019


 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Общая характеристика работы……………………………………………….. 3
1.Теоретический анализ проблемы стрессоустойчивости и конструктивности моделей поведения в конфликте у сотрудников авиационного сервиса…………………………………………………………  
1.1 Понятие стресса и стрессоустойчивости…………………………………  
1.2Модели поведения в конфликте………………..................................  
1.3Специфика работы сотрудников авиационного сервиса……………. 14
Выводы…………………………………………………………………………. 20
2. Эмпирическое исследование стрессоустойчивости и конструктивности моделей поведения в конфликте у сотрудников авиационного сервиса …………………………………………………………………………………...     21
2.1 Организация и проведение исследования…………………………… 21
2.2 Исследование стрессоустойчивости у сотрудников службы авиационного сервиса………………………………………………………   22
2.3 Исследование моделей поведения в конфликте сотрудников службы авиационного сервиса ……………………………………………   25
2.4 Разработка методов повышения стрессоустойчивости и конструктивности моделей поведения в конфликте у сотрудников авиационного сервиса………………………………………………………………   28
2.4 Взаимосвязь профессионального выгорания, жизнестойкости и копинг-поведения у работников службы авиационной безопасности …………………………………..........................................................................     33
Выводы…………………………………………………………………………. 34
Заключение…………………………………………………………………….. 37
Список использованных источников………………………………………… 40
Приложения……………………………………………………………………. 45

 

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования: В современных условиях на первое место выступает проблема социальной ценности человека, при этом здоровье является одним из важных объективных условий жизнедеятельности. Среди множества факторов, определяющих работоспособность и другие характеристики здоровья, большую роль играет психическая устойчивость к стрессовым ситуациям. Высокий уровень психической устойчивости к стрессам является залогом сохранения, развития и укрепления здоровья и профессионального долголетия личности.

Проблеме стресса посвящено большое количество работ, авторами которых являются отечественные исследователи А. В. Петровский, СНОСКИ М. Г. Ярошевский, Ф. Е. Василюк, JI. А. Китаев-Смык, Н. И. Наенко, JI. П. Гримак, В. А. Бодров, Д. М. Аболин, В. А. Ганзен, В. Д. Небылицын, С. С. Чшмаритян, Д. Н. Исаев и др., а также зарубежные авторы Г. Селье, С. Ulrich, М. Arnold, R. S. Lazarus, R. S. Launier, A. Lehtonen, E. Hubbard, M. Seligman, J. Rosenstock, N. H. Rizvi, Д. Гринберг и др. Современные исследователи обращают особое внимание на выявление детерминант устойчивости к психическому стрессу, ее проявлений в учебной деятельности, а также роли в профессиональном становлении молодого специалиста. Это отражено в работах и отечественных и зарубежных авторов (К. К. Платонов, О. Я. Черникова, С. М. Оя, В. JT. Марищук, JI. А. Китаев-Смык, В. А. Бодров, JI. И. Анцыферова, С. В. Субботин, О. В. Лозгачева, R. Lazarus, S. Folkman, L. Pearlin, S. Kobasa и др.)

Формирование стрессоустойчивости является залогом психического здоровья людей и непременным условием социальной стабильности, прогнозируемости процессов, происходящих в обществе. Нарастающие нагрузки, в том числе психические, на нервную систему и психику современного человека приводит к формированию эмоционального напряжения, которое выступает одним из главных факторов развития различных заболеваний. В настоящее время на передний план выходит забота о сохранении психического здоровья и формировании стрессоустойчивости современного человека. На этом пути важно познавать особенности своей психики, что позволит не только предупреждать возникновение болезней, укреплять здоровье, но и совершенствовать самих себя и свое взаимодействие с внешним миром.

Социальные взаимоотношения могут способствовать психологической, социальной адаптации, усвоению форм здорового поведения и восстановлению, если они носят поддерживающий характер, а также влиять на физиологические показатели здоровья.

Цель исследования: Разработать методы повышения стрессоустойчивости и конструктивности моделей поведения в конфликтах у сотрудников службы авиационного сервиса"

Задачи исследования:

1. Определить теоретико-методологические основания проблемы стрессоустойчивости, и конструктивности моделей поведения в конфликтах работников службы авиационного сервиса.

2.  Выявить показатели стрессоустойчивости и особенности поведения в конфликтной ситуации сотрудников службы авиационной сервиса.

3. Выявить взаимосвязь стрессоустойчивости и особенностИ поведения в конфликтных ситуациях сотрудников службы авиационного сервиса, методы их совершенствования.

4 Предложить рекомендации по конструктивному взаимодействию

Объект исследования: Методы повышения стрессоустойчивости и конструктивности моделей поведения

Предмет исследования: Методы повышения стрессоустойчивости и конструктивности моделей поведения в конфликтах у сотрудников службы авиационного сервиса

Гипотеза исследования:

Методологическая основа исследования: Основная индивидная характеристика содержания стресса - адаптация (стрессоустойчивость). По мнению «пограничных» психиатров (Ю.А. Александровский, А.Д. Адо, А.В. Вальдман, В.И. Лебедев и др.) - это барьер психической адаптации. Психологи (Л.Г. Дикая, О.А. Конопкин, В.И. Моросанова, Р.Р. Сагиев) основой стрессоустойчивости считают саморегуляцию человека, которая состоит из определенных звеньев (О.А. Конопкин) и стилистически разнообразна (В.И. Моросанова, Р.Р. Сагиев, Л.Г. Дикая). Другие авторы (Л. Мерфи, Р. Лазарус, С. Фолкман, Д. Амирхан, Н. Сирота и др.) относят к данной характеристике различные когнитивно обусловленные механизмы совладания со стрессом (копинг-механизмы) и механизмы психологической защиты (Н. Хаан).

 

Методы исследования: Общенаучные методы (анализ, синтез, обобщение); метод тестов; метод статистической обработки эмпирических данных (ранговая корреляция Спирмена в системе STATISTIСA 6.0).

Методики исследования:

Тест-опросник Томаса-Килманна на поведение в конфликтной

Тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона.

Научная новизна и значимость полученных результатов: в результате исследования была выявлена взаимосвязь, особенностей конструктивного поведения и стрессоустойчивости у работников службы авиационного сервиса.

Практическая значимость полученных результатов: полученные эмпирические результаты могут быть положены в основу разработки тренингов и коррекционных программ для работников службы авиационного сервиса, а также могут быть использованы в рабочем процессе в целях его усовершенствования и модернизации.

Эмпирическая база исследования: РУП «Национальный аэропорт «Минск». Общая экспериментальная выборка составила из 50 человек в возрасте 25-50 лет.

Структура и объем курсовой работы: Общая характеристика работы, две главы, заключение, список использованных источников, приложения. Список использованных источников включает 51 наименование. Объем курсовой работы составляет 40 страниц, с приложениями 45 страниц.


Заключение

В данной работе были рассмотрены теоретические подходы к исследованию проблемы стресса и стрессоустойчивости в целом, а также изучены модели поведения в конфликте применительно к деятельности сотрудников службы авиационного сервиса в трудах отечественных и зарубежных учёных. Мы изучили психологические особенности деятельности службы авиационного сервиса, ознакомились с условиями, способствующими возникновению стрессовых состояний в деятельности службы авиационного сервиса, и на основе этого выявили факторы, способствующие формированию высокого уровня стрессоустойчивости и конструктивного взаимодействия у сотрудника службы авиационного сервиса.

В соответствии с целью и задачами было проведено эмпирическое исследование психологических особенностей стрессоустойчивости и конфликтологических особенностей моделей поведения у сотрудников службы авиационного сервиса с различным стажем работы, а также предложены рекомендации по повышению уровня стрессоустойчивости и конструктивности.

На основании проведенного комплексного теоретического и эмпирического исследования были получены следующие выводы.

1. Выявлено, что у сотрудников САС с большим стажем полностью сформированы такие личностных качества и свойства, как ответственность за построение межличностных и производственных отношений, высокий уровень субъективного контроля над значимыми ситуациями, ориентация на достижение успеха и реализацию поставленной цели.

2. Обнаружено, что главным фактором в организации собственной производственной деятельности сотрудники САС считают свои действия, способствующие дальнейшему продвижению по службе.

3. Выявлено, что сотрудники с большим стажем работы полностью способны контролировать свои формальные и неформальные отношения с другими людьми, берут на себя всю ответственность за построение межличностных отношений с окружающими, и проявляют высокий уровень конструктивности в конфликте.

4. Выявлено, что у сотрудников с меньшим стажем работы в САС (1-7 лет) значения формальных и неформальных отношений с другими людьми, ответственность за построение межличностных отношений с окружающими, способности к саморегуляции собственного поведения развиты в меньшей степени, что и является причиной их низкой стрессоустойчивости.

5. Выявлено, что группе сотрудников САС с большим стажем характерен интернальный тип субъективного контроля. Полученные данные позволяют говорить о таких сотрудниках как об уверенных в себе, успешных и целеустремлённых. Это в полной мере свидетельствует о более высоком уровне стрессоустойчивости сотрудников данной группы.

6. Обнаружено, что сотрудники САС с большим стажем работы отличаются высокой мотивированностью на достижение успеха, что так же соответствуют высокому уровню стрессоустойчивости.

7. Выявлено, что у сотрудников ОВД с большим стажем работы в большей степени сформированы способности контролировать и сознательно управлять сложившейся ситуацией, регулировать своё поведение в соответствии с условиями ситуации, а так же способности предполагать возможный исход событий в будущем.

Представленные выводы в полной мере подтверждают выдвинутую в данном исследовании основную гипотезу о том, что уровень стрессоустойчивости будет выше у сотрудников САС сотрудников с большим стажем работы (8-15 лет), чем у сотрудников САС с меньшим стажем работы (1-7 лет) в данной сфере.


Приложение

 
 

Обширный сравнительный и корреляционный анализ психологических особенностей стрессоустойчивости у сотрудников САС с различным стажем работы позволяет отобрать методы и выработать рекомендации по повышению стрессоустойчивости у сотрудников САС.

Для повышения уровня стрессоустойчивости сотрудников САС предлагается использовать следующие основные методы:

1. Релаксационные техники. Обучение человека правильному расслаблению как на телесном, так и на эмоциональном уровнях. Аутотренинг, мышечная релаксация, методы ускоренного восстановления работоспособности и оптимизации функционального состояния и т.д. Такие методики достаточно просты в освоении и предполагают регулярное применение в повседневной жизни.

2. Дыхательные техники. Обучение управлению эмоциональным состоянием проводится с использованием различных типов дыхания. Существует большое количество дыхательных техник, которые помогают справиться с отрицательными эмоциями (холотропное дыхание, ребефинг и др).

3. Саморегуляция. Универсальное средство повышения стрессоустойчивости и углубления самопознания, усиления внутренней концентрации, которые помогают в решении повседневных задач и достижении жизненных целей. Суть метода - обучение сотрудников навыкам правильного общения со своим подсознанием, гармонизации активности полушарий головного мозга, создании позитивной установки на сохранение здоровья.

4. Естественные биоритмы организма. Важнейшим фактором является правильное распределение режимов сна и бодрствования, труда и отдыха. Обязательным условием высокой стрессоустойчивости является полноценный ночной сон (7-8 часов), во время которого организм запускает процессы саморегуляции и самовосстановления. Недостаток сна приводит к быстрому снижению сопротивляемости организма.

5. Стресспротективное питание. Так как устойчивость организма к стрессу зависит от функционального состояния нервной и эндокринной систем, в рационе питания должны присутствовать все необходимые для этих систем компоненты: белки, жиры, углеводы, витамины и микроэлементы. Довольно часто стресс приводит к нарушению режима питания, например, «заеданию проблем», злоупотреблению сладкими, мучными продуктами или алкоголем. В таких случаях правильным подходом является разработка психотерапевтом индивидуальной программы совместно с диетологом.

6. Психокоррекционные методики, использующие специальные приборы и оборудование. В настоящее время имеется необходимое физиотерапевтическое оборудование для повышения стрессоустойчивости и релаксации. Назначение использования подобных приборов — обучение организма «полезным» функциональным состояниям и стимуляции естественных процессов адаптации организма.

7. Индивидуальная, групповая или семейная психотерапия. В процессе терапии корректируются личностные особенности, деструктивные типы внутриличностных и межличностных отношений, которые могут являться источником стресса.


 

Также хотелось бы предложить следующие рекомендации по Конструктивному взаимодействию:

1. Дайте партнеру «выпустить пар». Если он раздражен и агрессивен, то нужно помочь ему снизить внутреннее напряжение.

 

Во время его «взрыва» следует вести себя спокойно, уверенно, но не высокомерно. Он страдающий человек – независимо от того, кто он. Если человек агрессивен, значит, он переполнен отрицательными эмоциями.

 

 2. Потребуйте от него спокойно обосновать свои претензии. Скажите, что будете учитывать только факты и объективные доказательства. Людям свойственно путать факты и эмоции. Поэтому эмоции снимайте вопросами.

 

3. Сбивайте агрессию неожиданными приемами. Например, попросите совета; задайте неожиданный вопрос; сделайте комплимент, выразите сочувствие и др.

 

4. Не используйте оценочных суждений, чаще оценивайте свое состояние и свой взгляд на проблему. Чаще используйте местоимение «мы» и направленность в будущее: «для нас важно», «мы можем».

 

5. Попросите сформулировать желаемый конечный результат и проблему как цепь препятствий. Определите вместе с ним проблему и сосредоточьтесь на ней.

 

6. Предложите высказать свои соображения по разрешению возникшей проблемы и свои варианты ее решения. Не ищите виновных и не объясняйте создавшееся положение, ищите выход из него.

 

7. В любом случае дайте партнеру «сохранить свое лицо». Не позволяйте себе распускаться и отвечать агрессией на агрессию. Не задевайте его достоинства. Помните, уязвленное самолюбие найдет способ отомстить.

 

8. Уточняйте его высказывания посредством повторения и коррекции: «Вы это хотели сказать?», «Правильно ли я вас понял?».

 

9. Диктуйте спокойствие, уверенность, силу. Если вы в состоянии, то агрессора необходимо остановить: скажите или продемонстрируйте ему позицию «не смей», «со мною это не пройдет» и др.

 

10. Извинитесь, если чувствуете свою вину. Это обезоруживает оппонента и вызывает у него уважение. Ведь способны к извинению только уверенные и зрелые личности.

 

11. Ничего не надо доказывать. В любых конфликтных ситуациях никто никогда и никому ничего не может доказать. Даже силой. Это бесполезное, пустое занятие.

 

12. Замолчите первым. Если так уж получилось, что вы потеряли контроль над собой и не заметили, как вас втянули в конфликт, попытайтесь сделать единственное — замолчите. Ваше молчание позволяет выйти из ссоры и прекратить ее. Но молчанием важно игнорировать сам факт ссоры, отрицательное возбуждение партнера, как если бы ничего этого не было.

 

13. Уходя, не хлопайте дверью. Ссору можно прекратить, если спокойно и без всяких слов выйти из комнаты.

 

14. Говорите, когда партнер остыл. Если вы замолчали, и партнер расценил отказ от ссоры как капитуляцию, лучше не опровергать этого. Держите паузу, пока он не остынет. Побеждает не тот, кто оставляет за собой последний разящий выпад, а тот, кто сумеет остановить конфликт вначале, не даст ему разгона.

 

15. Независимо от результата разрешения противоречия старайтесь не разрушать отношения. А если отношения сохранить невозможно, то вначале наладьте их, а затем расстаньтесь.

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФИЛИАЛ РГСУ В г.МИНСКЕ

Кафедра психологии и конфликтологии

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.161.222 (0.035 с.)