Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кафедра психологии и конфликтологииСтр 1 из 6Следующая ⇒
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЛИАЛ РГСУ В г.МИНСКЕ Кафедра психологии и конфликтологии
РАЗРАБОТКА МЕТОДОВ ПОВЫШЕНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ И КОНСТРУКТИВНОСТИ МОДЕЛЕЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ У СОТРУДНИКОВ АВИАЦИОННОГО СЕРВИСА
Минск 2019
ОГЛАВЛЕНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность исследования: В современных условиях на первое место выступает проблема социальной ценности человека, при этом здоровье является одним из важных объективных условий жизнедеятельности. Среди множества факторов, определяющих работоспособность и другие характеристики здоровья, большую роль играет психическая устойчивость к стрессовым ситуациям. Высокий уровень психической устойчивости к стрессам является залогом сохранения, развития и укрепления здоровья и профессионального долголетия личности. Проблеме стресса посвящено большое количество работ, авторами которых являются отечественные исследователи А. В. Петровский, СНОСКИ М. Г. Ярошевский, Ф. Е. Василюк, JI. А. Китаев-Смык, Н. И. Наенко, JI. П. Гримак, В. А. Бодров, Д. М. Аболин, В. А. Ганзен, В. Д. Небылицын, С. С. Чшмаритян, Д. Н. Исаев и др., а также зарубежные авторы Г. Селье, С. Ulrich, М. Arnold, R. S. Lazarus, R. S. Launier, A. Lehtonen, E. Hubbard, M. Seligman, J. Rosenstock, N. H. Rizvi, Д. Гринберг и др. Современные исследователи обращают особое внимание на выявление детерминант устойчивости к психическому стрессу, ее проявлений в учебной деятельности, а также роли в профессиональном становлении молодого специалиста. Это отражено в работах и отечественных и зарубежных авторов (К. К. Платонов, О. Я. Черникова, С. М. Оя, В. JT. Марищук, JI. А. Китаев-Смык, В. А. Бодров, JI. И. Анцыферова, С. В. Субботин, О. В. Лозгачева, R. Lazarus, S. Folkman, L. Pearlin, S. Kobasa и др.) Формирование стрессоустойчивости является залогом психического здоровья людей и непременным условием социальной стабильности, прогнозируемости процессов, происходящих в обществе. Нарастающие нагрузки, в том числе психические, на нервную систему и психику современного человека приводит к формированию эмоционального напряжения, которое выступает одним из главных факторов развития различных заболеваний. В настоящее время на передний план выходит забота о сохранении психического здоровья и формировании стрессоустойчивости современного человека. На этом пути важно познавать особенности своей психики, что позволит не только предупреждать возникновение болезней, укреплять здоровье, но и совершенствовать самих себя и свое взаимодействие с внешним миром.
Социальные взаимоотношения могут способствовать психологической, социальной адаптации, усвоению форм здорового поведения и восстановлению, если они носят поддерживающий характер, а также влиять на физиологические показатели здоровья. Цель исследования: Разработать методы повышения стрессоустойчивости и конструктивности моделей поведения в конфликтах у сотрудников службы авиационного сервиса" Задачи исследования: 1. Определить теоретико-методологические основания проблемы стрессоустойчивости, и конструктивности моделей поведения в конфликтах работников службы авиационного сервиса. 2. Выявить показатели стрессоустойчивости и особенности поведения в конфликтной ситуации сотрудников службы авиационной сервиса. 3. Выявить взаимосвязь стрессоустойчивости и особенностИ поведения в конфликтных ситуациях сотрудников службы авиационного сервиса, методы их совершенствования. 4 Предложить рекомендации по конструктивному взаимодействию Объект исследования: Методы повышения стрессоустойчивости и конструктивности моделей поведения Предмет исследования: Методы повышения стрессоустойчивости и конструктивности моделей поведения в конфликтах у сотрудников службы авиационного сервиса Гипотеза исследования: Методологическая основа исследования: Основная индивидная характеристика содержания стресса - адаптация (стрессоустойчивость). По мнению «пограничных» психиатров (Ю.А. Александровский, А.Д. Адо, А.В. Вальдман, В.И. Лебедев и др.) - это барьер психической адаптации. Психологи (Л.Г. Дикая, О.А. Конопкин, В.И. Моросанова, Р.Р. Сагиев) основой стрессоустойчивости считают саморегуляцию человека, которая состоит из определенных звеньев (О.А. Конопкин) и стилистически разнообразна (В.И. Моросанова, Р.Р. Сагиев, Л.Г. Дикая). Другие авторы (Л. Мерфи, Р. Лазарус, С. Фолкман, Д. Амирхан, Н. Сирота и др.) относят к данной характеристике различные когнитивно обусловленные механизмы совладания со стрессом (копинг-механизмы) и механизмы психологической защиты (Н. Хаан).
Методы исследования: Общенаучные методы (анализ, синтез, обобщение); метод тестов; метод статистической обработки эмпирических данных (ранговая корреляция Спирмена в системе STATISTIСA 6.0). Методики исследования: Тест-опросник Томаса-Килманна на поведение в конфликтной Тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона. Научная новизна и значимость полученных результатов: в результате исследования была выявлена взаимосвязь, особенностей конструктивного поведения и стрессоустойчивости у работников службы авиационного сервиса. Практическая значимость полученных результатов: полученные эмпирические результаты могут быть положены в основу разработки тренингов и коррекционных программ для работников службы авиационного сервиса, а также могут быть использованы в рабочем процессе в целях его усовершенствования и модернизации. Эмпирическая база исследования: РУП «Национальный аэропорт «Минск». Общая экспериментальная выборка составила из 50 человек в возрасте 25-50 лет. Структура и объем курсовой работы: Общая характеристика работы, две главы, заключение, список использованных источников, приложения. Список использованных источников включает 51 наименование. Объем курсовой работы составляет 40 страниц, с приложениями 45 страниц.
Заключение В данной работе были рассмотрены теоретические подходы к исследованию проблемы стресса и стрессоустойчивости в целом, а также изучены модели поведения в конфликте применительно к деятельности сотрудников службы авиационного сервиса в трудах отечественных и зарубежных учёных. Мы изучили психологические особенности деятельности службы авиационного сервиса, ознакомились с условиями, способствующими возникновению стрессовых состояний в деятельности службы авиационного сервиса, и на основе этого выявили факторы, способствующие формированию высокого уровня стрессоустойчивости и конструктивного взаимодействия у сотрудника службы авиационного сервиса. В соответствии с целью и задачами было проведено эмпирическое исследование психологических особенностей стрессоустойчивости и конфликтологических особенностей моделей поведения у сотрудников службы авиационного сервиса с различным стажем работы, а также предложены рекомендации по повышению уровня стрессоустойчивости и конструктивности. На основании проведенного комплексного теоретического и эмпирического исследования были получены следующие выводы. 1. Выявлено, что у сотрудников САС с большим стажем полностью сформированы такие личностных качества и свойства, как ответственность за построение межличностных и производственных отношений, высокий уровень субъективного контроля над значимыми ситуациями, ориентация на достижение успеха и реализацию поставленной цели. 2. Обнаружено, что главным фактором в организации собственной производственной деятельности сотрудники САС считают свои действия, способствующие дальнейшему продвижению по службе. 3. Выявлено, что сотрудники с большим стажем работы полностью способны контролировать свои формальные и неформальные отношения с другими людьми, берут на себя всю ответственность за построение межличностных отношений с окружающими, и проявляют высокий уровень конструктивности в конфликте. 4. Выявлено, что у сотрудников с меньшим стажем работы в САС (1-7 лет) значения формальных и неформальных отношений с другими людьми, ответственность за построение межличностных отношений с окружающими, способности к саморегуляции собственного поведения развиты в меньшей степени, что и является причиной их низкой стрессоустойчивости.
5. Выявлено, что группе сотрудников САС с большим стажем характерен интернальный тип субъективного контроля. Полученные данные позволяют говорить о таких сотрудниках как об уверенных в себе, успешных и целеустремлённых. Это в полной мере свидетельствует о более высоком уровне стрессоустойчивости сотрудников данной группы. 6. Обнаружено, что сотрудники САС с большим стажем работы отличаются высокой мотивированностью на достижение успеха, что так же соответствуют высокому уровню стрессоустойчивости. 7. Выявлено, что у сотрудников ОВД с большим стажем работы в большей степени сформированы способности контролировать и сознательно управлять сложившейся ситуацией, регулировать своё поведение в соответствии с условиями ситуации, а так же способности предполагать возможный исход событий в будущем. Представленные выводы в полной мере подтверждают выдвинутую в данном исследовании основную гипотезу о том, что уровень стрессоустойчивости будет выше у сотрудников САС сотрудников с большим стажем работы (8-15 лет), чем у сотрудников САС с меньшим стажем работы (1-7 лет) в данной сфере. Приложение Обширный сравнительный и корреляционный анализ психологических особенностей стрессоустойчивости у сотрудников САС с различным стажем работы позволяет отобрать методы и выработать рекомендации по повышению стрессоустойчивости у сотрудников САС. Для повышения уровня стрессоустойчивости сотрудников САС предлагается использовать следующие основные методы: 1. Релаксационные техники. Обучение человека правильному расслаблению как на телесном, так и на эмоциональном уровнях. Аутотренинг, мышечная релаксация, методы ускоренного восстановления работоспособности и оптимизации функционального состояния и т.д. Такие методики достаточно просты в освоении и предполагают регулярное применение в повседневной жизни. 2. Дыхательные техники. Обучение управлению эмоциональным состоянием проводится с использованием различных типов дыхания. Существует большое количество дыхательных техник, которые помогают справиться с отрицательными эмоциями (холотропное дыхание, ребефинг и др). 3. Саморегуляция. Универсальное средство повышения стрессоустойчивости и углубления самопознания, усиления внутренней концентрации, которые помогают в решении повседневных задач и достижении жизненных целей. Суть метода - обучение сотрудников навыкам правильного общения со своим подсознанием, гармонизации активности полушарий головного мозга, создании позитивной установки на сохранение здоровья. 4. Естественные биоритмы организма. Важнейшим фактором является правильное распределение режимов сна и бодрствования, труда и отдыха. Обязательным условием высокой стрессоустойчивости является полноценный ночной сон (7-8 часов), во время которого организм запускает процессы саморегуляции и самовосстановления. Недостаток сна приводит к быстрому снижению сопротивляемости организма.
5. Стресспротективное питание. Так как устойчивость организма к стрессу зависит от функционального состояния нервной и эндокринной систем, в рационе питания должны присутствовать все необходимые для этих систем компоненты: белки, жиры, углеводы, витамины и микроэлементы. Довольно часто стресс приводит к нарушению режима питания, например, «заеданию проблем», злоупотреблению сладкими, мучными продуктами или алкоголем. В таких случаях правильным подходом является разработка психотерапевтом индивидуальной программы совместно с диетологом. 6. Психокоррекционные методики, использующие специальные приборы и оборудование. В настоящее время имеется необходимое физиотерапевтическое оборудование для повышения стрессоустойчивости и релаксации. Назначение использования подобных приборов — обучение организма «полезным» функциональным состояниям и стимуляции естественных процессов адаптации организма. 7. Индивидуальная, групповая или семейная психотерапия. В процессе терапии корректируются личностные особенности, деструктивные типы внутриличностных и межличностных отношений, которые могут являться источником стресса.
Также хотелось бы предложить следующие рекомендации по Конструктивному взаимодействию: 1. Дайте партнеру «выпустить пар». Если он раздражен и агрессивен, то нужно помочь ему снизить внутреннее напряжение.
Во время его «взрыва» следует вести себя спокойно, уверенно, но не высокомерно. Он страдающий человек – независимо от того, кто он. Если человек агрессивен, значит, он переполнен отрицательными эмоциями.
2. Потребуйте от него спокойно обосновать свои претензии. Скажите, что будете учитывать только факты и объективные доказательства. Людям свойственно путать факты и эмоции. Поэтому эмоции снимайте вопросами.
3. Сбивайте агрессию неожиданными приемами. Например, попросите совета; задайте неожиданный вопрос; сделайте комплимент, выразите сочувствие и др.
4. Не используйте оценочных суждений, чаще оценивайте свое состояние и свой взгляд на проблему. Чаще используйте местоимение «мы» и направленность в будущее: «для нас важно», «мы можем».
5. Попросите сформулировать желаемый конечный результат и проблему как цепь препятствий. Определите вместе с ним проблему и сосредоточьтесь на ней.
6. Предложите высказать свои соображения по разрешению возникшей проблемы и свои варианты ее решения. Не ищите виновных и не объясняйте создавшееся положение, ищите выход из него.
7. В любом случае дайте партнеру «сохранить свое лицо». Не позволяйте себе распускаться и отвечать агрессией на агрессию. Не задевайте его достоинства. Помните, уязвленное самолюбие найдет способ отомстить.
8. Уточняйте его высказывания посредством повторения и коррекции: «Вы это хотели сказать?», «Правильно ли я вас понял?».
9. Диктуйте спокойствие, уверенность, силу. Если вы в состоянии, то агрессора необходимо остановить: скажите или продемонстрируйте ему позицию «не смей», «со мною это не пройдет» и др.
10. Извинитесь, если чувствуете свою вину. Это обезоруживает оппонента и вызывает у него уважение. Ведь способны к извинению только уверенные и зрелые личности.
11. Ничего не надо доказывать. В любых конфликтных ситуациях никто никогда и никому ничего не может доказать. Даже силой. Это бесполезное, пустое занятие.
12. Замолчите первым. Если так уж получилось, что вы потеряли контроль над собой и не заметили, как вас втянули в конфликт, попытайтесь сделать единственное — замолчите. Ваше молчание позволяет выйти из ссоры и прекратить ее. Но молчанием важно игнорировать сам факт ссоры, отрицательное возбуждение партнера, как если бы ничего этого не было.
13. Уходя, не хлопайте дверью. Ссору можно прекратить, если спокойно и без всяких слов выйти из комнаты.
14. Говорите, когда партнер остыл. Если вы замолчали, и партнер расценил отказ от ссоры как капитуляцию, лучше не опровергать этого. Держите паузу, пока он не остынет. Побеждает не тот, кто оставляет за собой последний разящий выпад, а тот, кто сумеет остановить конфликт вначале, не даст ему разгона.
15. Независимо от результата разрешения противоречия старайтесь не разрушать отношения. А если отношения сохранить невозможно, то вначале наладьте их, а затем расстаньтесь. РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЛИАЛ РГСУ В г.МИНСКЕ Кафедра психологии и конфликтологии
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.161.222 (0.035 с.) |