Сравнительный анализ мотивов деятельности общения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сравнительный анализ мотивов деятельности общения



 

Данный методический приём был использован для выяснения, на каком уровне (форме), общения находится каждый конкретный ребёнок.

В ходе проведения данного методического приёма для детей был создан ряд различных ситуаций, каждая из которых даёт ребёнку возможность осуществить только один тип контакта с взрослым. Затем детям предлагалось выбрать ту ситуацию, которая наиболее отвечает его склонностям. На основании выбора ребёнка был сделан вывод о том, какого типа взаимодействие с взрослым он предпочитает (см. Приложение 3).

 

Таблица 1.

Сравнительный анализ показателей мотивов деятельности общения у дошкольников из дисфункциональных и функциональных семей.

  дисфункциональные семьи функционирующие семьи t-Стьюдента df p-уровень
ситуативно-личностное 0,24 0,00 2,95 48,00 0,001
ситуативно-деловое 0,43 0,07 3,29 48,00 0,001
внеситуативно-познавательное 0,29 0,34 -0,43 48,00 0,67
внеситуативно-личностное 0,05 0,59 -4,61 48,00 0,001

 


Данные математической статистики позволили сделать заключение о том, что существуют статистически достоверные различия между показателями развития форм общения у детей дошкольного возраста из дисфункциональных и функционирующих семей по переменным: ситуативно-личностная, ситуативно-деловая, внеситуативно-личностная форма общения. Показатели дошкольников из дисфункциональных семей выше по переменным: ситуативно-личностная, ситуативно-деловая. Показатели дошкольников из функционирующих семей выше по переменной: внеситуативно-личностная форма общения. Можно предположить, что развитие общения у дошкольников из дисфункциональных семей находится на более низком уровне, чем развитие общения у дошкольников из функционирующих семей.

Таким образом, в ходе проведённого исследования детей из функционирующих семей были получены следующие результаты:

,9 % детей выбрали 3 ситуацию (совместную деятельность с взрослым);

,5 % детей выбрали 4 ситуацию (слушание сказки);

,6 % детей выбрали 5 ситуацию (личностная беседа).

Таким образом, в ходе проведённого исследования детей из дисфункциональных семей были получены следующие результаты:

% детей выбрали 1 ситуацию (получение новых впечатлений);

,8 % детей выбрали 2 ситуацию (ласка взрослого);

,8 % детей выбрали 3 ситуацию (совместные действия с взрослым);

,6 % детей выбрали 4 ситуацию (слушание сказки);

,8 % детей выбрали 5 ситуацию (личностная беседа).


Рисунок 1. Сравнение причин общения дошкольников из функциональных и дисфункциональных семей

 

Сделанный ребёнком выбор свидетельствует о мотивирующем, побуждающем значении для него предметного содержания соответствующей ситуации. Поэтому данный методологический приём позволяет, определяя отношение детей к разным вариантам общения с взрослыми, делать заключение о тех мотивах, которыми руководствуются дошкольники при своём взаимодействии с взрослыми.

В соответствии с данными:

I и II ситуации соответствует - I форма общения (ситуативно-личностное общение).

III ситуации соответствует - II форма общения (ситуативно-деловое общение).

IV ситуации соответствует - III форма общения (внеситуативно-познавательное общение).

V ситуации соответствует - IV форма общения (внеситуативно-личностное общение).


Рисунок 2. Формы общения у дошкольников их функционирующих и дисфункциональных семей

 

Результаты проведённого исследования показали, что большинство детей (58,6%) из функционирующих семей имеют сформированную четвёртую (внеситуативно-личностную) форму общения, что соответствует их возрасту. Тогда как дети из дисфункциональных семей показали сформированность у них первой (ситуативно-личностной) - их 23,89 %, второй (ситуативно-деловой) - их 42,8 % и третьей (внеситуативно-познавательной) - их 28,6 % форм общения и всего 4,8 % детей показали соответствующую их возрасту (внеситуативно-личностную) форму общения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-27; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.140.5 (0.006 с.)