Родительское отношение как фактор, влияющий на тревожность детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Родительское отношение как фактор, влияющий на тревожность детей



 

Одна из наиболее существенных проблем развития общения ребенка-дошкольника связана с его семьей. Можно без преувеличения сказать, что личность ребенка-дошкольника формируется в семье, в семейных отношениях. С одной стороны, данное утверждение не представляет собой никакой новости или проблемы. У большинства детей дошкольного возраста есть семьи, где их любят. Но вот с другой стороны, как указывают многие исследователи семейных отношений, современная семья находится в кризисе и ей самой часто необходима помощь со стороны.

Проблемы семьи сказываются на развитии ребенка. В последние годы возникла даже новая отрасль психологической науки - семейная психотерапия. При этом в нашей стране, в отличие от большинства западных стран, основной целью психологической работы является ребенок.

Мир, в котором живут дети, образ жизни семей существенно изменился и продолжает интенсивно меняться. Эти изменения затрагивают социально-экономические и экологические условия, ценностные ориентации детей, родителей, межличностные отношения детей и взрослых (семейное окружение, участники образовательного процесса). Активизация социальной адаптации должна опираться «на философию конструирования социальной реальности через развитие человека и человеческих ресурсов, поиск творческих возможностей, возрождение субъективности, перевод социальной коммуникации в соотношении субъект - субъект; для максимального социального здоровья, благополучия человеку нужны ресурсы - внешние и внутренние. Внутренние ресурсы - в личностных и физических способностях и возможностях. Внешние - в окружении человека - от семьи до всего сообщества, государства, цивилизации».

Многочисленные психологические исследования показывают, что на восприятие ребенка и отношение к нему влияют множество факторов, среди которых только некоторые непосредственно связаны с чертами самого мальчика или девочки. Вряд ли можно осветить все аспекты, формирующие детско-родительские отношения, в рамках работы, поэтому остановимся на наиболее важных. Осознание действия хотя бы некоторых из них может стать очень полезным для улучшения ваших отношений с детьми, способствовать «очищению» вашего восприятия ребенка и принятию его таким, какой он есть.

Итак, на отношение родителя к ребенку влияют:

) Детский опыт самих родителей.

Люди, став взрослыми, зачастую в своей собственной семье неосознанно формируют отношения, которые сложились в семье родителей, а также воспроизводят те проблемы, которые они не смогли решить в детстве.

Так, например, если человек в детстве имел младшего брата или сестру, «забравшего» всю любовь и внимание родителей, то весь период взросления может оцениваться им как «несчастливый» период жизни, при этом радости и безмятежность младшего возраста могут, напротив, идеализироваться. Велика вероятность того, что такой человек будет неосознанно тормозить взросление своего ребенка, считать его «еще слишком маленьким», игнорировать растущую потребность в самостоятельности.

) Нереализованные потребности родителей.

Для некоторых родителей (особенно матерей) воспитание может становиться основной деятельностью и даже основным смыслом жизни. Тогда сам ребенок становится единственным объектом удовлетворения этой потребности. Как такая позиция может отразиться на отношении к ребенку? С возрастом дети естественно несколько отдаляются от родителей, в их жизни начинают играть большую роль другие люди. Подобные следствия взросления воспринимаются таким родителем как угроза собственному благополучию, вследствие этого он может неосознанно препятствовать установлению ребенком тесных контактов вне семьи, стремиться принимать участие во всех сферах жизни сына (дочери), сильно огорчаться при наличии у него (нее) мыслей или чувств, которыми тот не хочет делиться с родителем (то есть фактически не признавать права ребенка на свой внутренний мир). Другая потребность, влияющая на отношение к ребенку, это потребность родителя в достижениях. Здесь, согласно исследованиям, возможны два сценария. Родитель хочет, чтобы ребенок добился многого, особенно того, чего по каким-то причинам не смог достичь сам родитель. Отрицательным результатом реализации такой потребности иногда становится выбор сферы достижения, которая не соответствует реальным возможностям и склонностям ребенка. Так папы и мамы могут выбирать, например, тип школы или виды развивающих кружков и секций, исходя не из желаний, способностей и потребностей своего ребенка, а движимые на самом деле желанием, чтобы он достиг того, что они считают важным, но что им самим не удалось. Такая ситуация обнаруживается довольно часто в процессе консультирования родителей, хотя их истинные мотивы могут скрываться под самыми разными рассуждениями о перспективности и полезности этой деятельности для ребенка.

Второй вариант потребности в достижениях тоже нередок в современном мире, где социальная успешность и конкурентоспособность являются зачастую едва ли не мерилом человеческой ценности. Подобные отношения нередко выстраиваются в семьях успешных, много работающих и привыкших достигать своих целей людей. Такие родители будут требовать от ребенка достижения целей, доведения дел до конца, раздражаться на проявления лени и непоследовательность своего сына или дочери. Цель их воспитания - привить организованность и целеустремленность - безусловно, благая. Однако та настойчивость, с которой они ее добиваются, а также игнорирование возрастных особенностей ребенка и предъявление к нему завышенных требований могут отрицательно сказываться на отношениях в семье и сеять вечное недовольство своим сыном (дочерью).

Одна из базовых человеческих потребностей, потребность в привязанности, может особым образом проявляться в отношениях родителей с детьми. Если взрослый испытывает слишком сильную потребность в эмоциональной привязанности к нему ребенка, то за этим может стоять или страх одиночества (особенно при отсутствии других тесных отношений, например с супругом), или собственная детская недостаточно удовлетворенная потребность в привязанности, в какой-то степени «слиянии» с матерью. Результатами такой потребности в отношениях с ребенком могут стать повышенная опека со стороны родителя, потребность делиться всеми своими переживаниями с ребенком и ожиданием того же от него. Соответственно, поведение сына (дочери) будет восприниматься как положительное или отрицательное в зависимости от того, обеспечивает ли оно родителю ощущение крепкой эмоциональной связи.

) Личностные особенности родителей.

Наверное, действие этого фактора отследить наиболее сложно для многих родителей, однако при некотором навыке или с помощью специалиста вполне возможно осознать наличие у себя тех или иных черт и их влияние на восприятие ребенка.

Так, например, можно проследить связь между тревожностью родителя, ее проявлением (в виде опекающего и оберегающего поведения) и ее следствием - подавлением развития активности и самостоятельности ребенка.

Нередко приходится на практике сталкиваться и с такой ситуацией: родитель считает своими недостатками какие-то черты характера или привычки, отрицательно к ним относится. Поэтому, если он встречает их проявления у своего ребенка, то реагирует на них очень эмоционально и начинает вести борьбу с этими недостатками с удвоенной силой. Однако, описанный случай не самый сложный. Хуже, если родитель не осознает или не признает существование каких-то отрицательных черт в себе, а приписывает их ребенку (иногда совершенно неоправданно) и ведет «военные действия» на чужой территории. Крайним следствием этой борьбы может стать даже эмоциональное отвержение ребенка (родитель не способен смириться с наличием недостатков, а потому никогда не принимает ребенка таким, какой он есть, пытаясь его постоянно «улучшать»).

Такое свойство, как негибкость поведения и мышления родителя, привычка действовать в разных ситуациях по одной схеме, может приводить к конфликтам в детско-родительских отношениях по мере роста и изменения ребенка, что вызывает необходимость «подстраиваться» под новый этап возрастного развития. Таким родителям может казаться, что их дети стали хуже, упрямее, своевольнее, эгоистичнее, скрытнее и т.п., просто потому, что старые методы в обращении с ними уже не годятся, а новые вырабатываются долго, вызывают у таких па и мам напряжение и раздражение от необходимости перемен.

) Отношения со вторым родителем ребенка.

Как здорово, когда внешний вид ребенка, его манеры поведения и склонности напоминают нам черты любимого человека! Тогда мы готовы не замечать мелкие недостатки, прощать ошибки и умиляться странностями. Но если что-то в ребенке напоминает нам того, кого хотелось бы стереть из памяти, кто нанес душевную рану, по отношению к кому, может быть до сих пор, копится груз обид и раздражения? Естественно, что в этом случае, родитель совершенно иначе будет воспринимать те характеристики ребенка, которые он унаследовал от второго биологического родителя. К сожалению, описанное явление довольно часто лежит в основе недовольства ребенком разведенным родителем, однако взрослыми с трудом осознается истинная причина этого неприятия. В подобных ситуациях очень важно осознавать, что «перевоспитывая» ребенка, «борясь» с его недостатками, вы главным образом ведете незримую войну в отношениях с бывшим супругом(гой), но делаете это на территории ребенка, который ничуть не виноват в том, что вы выбрали ему такого отца (или мать).

) Обстоятельства рождения ребенка.

Если родители воспринимают своего ребенка как «болезненного», «хрупкого» или «беззащитного», то полезно вспомнить при каких обстоятельствах появился на свет их малыш. Нередко страх потерять ребенка, приводящий к описанному искажению восприятия, появляется у родителей при наличии таких проблем, как долгое лечение бесплодия, тяжелые роды и их последствия, перенесение ребенком серьезного заболевания в раннем детстве и т.п.

Напротив, такие обстоятельства, как нежеланность появления ребенка, несоответствие его пола ожидаемому или желаемому, осложнения в личной жизни с появлением малыша и т.п., могут приводить к эмоциональному отвержению ребенка.

Конечно, перечисленные аспекты отнюдь не исчерпывают все разнообразие факторов, влияющих на отношение родителей к ребенку. Однако их достаточно для того, чтобы понять, как сложны эти отношения и из каких разных компонентов они складываются.

В психологии существуют различные схемы анализа семьи. Семья, по мнению Ю.П. Азарова (2002), никогда не остается неизменной, а переходит от низшей формы к высшей ступени, по мере того как общество развивается от низшей ступени к высшей (в аспекте социогенеза).

Нормальная семья - понятие очень условное. В.Н. Дружинин считает таковой семью, которая обеспечивает требуемый минимум благосостояния, социальной защиты и продвижения ее членами и создает условия для социализации детей до достижения ими психологической и физической зрелости (2002).

По нашему мнению, важнейшими характеристиками семьи являются ее функции, структура и динамика. Наиболее полную, на наш взгляд, схему анализа семьи предложил известный психолог В.Н. Дружинин (2002). Его описание семьи включает следующие характеристики и их варианты:

1. Структурный состав:

ü полная семья (есть мать и отец);

ü неполная семья (есть только мать или отец);

ü искаженная или деформированная семья (наличие отчима вместо отца или мачехи вместо матери).

2. Функциональные особенности:

v гармоничная семья;

v дисгармоничная семья.

По мнению автора, дисгармоничные семьи бывают разными. Выделяются следующие причины дисгармонии:

· отсутствие партнерства между родителями (один из них доминирует, другой - только подчиняется);

·   отсутствие взаимопонимания между членами семьи, отсутствие эмоциональной привязанности, солидарности в решении жизненных проблем (деструктурированная семья);

·   наличие постоянных конфликтов (семья с высоким риском развода, распадающаяся семья);

·   доминирование одного члена семьи с чрезмерной зависимостью других, жесткая регламентация семейной жизни, отсутствие двусторонней эмоциональной теплоты, наличие автоматизации духовного мира членов семьи от вторжения властного лидера (ригидная псевдосоциальная семья).

М.А. Куртышева (2006) предлагает следующую типологию неблагополучных семей:

) семьи с неблагополучной эмоциональной атмосферой, где родители не только равнодушны, но и грубы, неуважительны по отношению к своим детям, подавляют их волю;

) семьи, в которых нет эмоциональных контактов между членами семьи, существует безразличие к потребностям ребенка при внешней благополучности отношений. Ребенок в таких случаях стремится найти эмоционально значимые отношения в семье;

) семьи с нездоровой нравственной атмосферой, в которых ребенку прививаются социально нежелательные потребности и интересы, он вовлекается в аморальный образ жизни.

Как видим, в основу данной классификации положено содержание переживаний ребенка.

Т.А. Репина (1995) называет четыре типа неблагополучных семей, способствующих появлению «трудных детей». Для обоснования данной типологии автор рассматривает социально - психологические факторы, влияющие на возникновение неблагополучных семей.

. Семьи с недостатком воспитательных ресурсов.

. Конфликтные семьи.

. Нравственно неблагополучные семьи.

. Педагогически некомпетентные семьи.

Таким образом, большинство исследователей считают, что важнейшими характеристиками семьи, влияющими на развитие личности, являются структурно-функциональные характеристики. В центре экспериментальных и клинических исследований семейных факторов, оказывающих, влияние на психологическое развитие личности ребёнка находятся следующие: особенности воспитания ребенка и отношения к нему родителей, стиль общения в семье и структура отдельного коммуникативного акта, характер семейного взаимодействия, семейная структура, специфика распределения ролей и др. Так, многие исследователи прогнозируют зависимость развития уровня и стиля общения ребёнка от структурных особенностей семьи: типа семьи (полная, неполная), порядка рождения и количества детей в семье.

В психологии отсутствует единый взгляд на особенности влияния состава родительской семьи на развитие личности Большинство исследователей приходят к выводу, что воспитание в неполной семье оказывает неблагоприятное влияние на развитие личности ребенка.

Среди наиболее общих причин возникновения тревожности у детей дошкольного возраста можно перечислить:

внутриличностные конфликты, прежде всего, связанные с оценкой собственной успешности в различных сферах деятельности (Кочубей Б. И., Новикова Е. В., 1988 и др.);

нарушения внутрисемейного и / или внутришкольного взаимодействия, а также взаимодействия со сверстниками (Захаров А. И., 1988; Прихожан А. М., 1998; Спиваковская А. С, 1988 и др.);

соматические нарушения (Щербатых Ю. В., Ивлева П. И., 1998 и др.).

Чаще всего тревожность развивается тогда, когда ребенок находится в состоянии / ситуации конфликта, вызванного:

негативными требованиями, которые могут поставить его в

униженное или зависимое положение;

неадекватными, чаще всего завышенными требованиями;

противоречивыми требованиями, которые предъявляются к

ребенку родителями и / или школой, сверстниками (Кочубей Б. И., Новикова Е. В., 1988).

В соответствии с онтогенетическими закономерностями психического развития, можно описать специфические причины тревожности на каждом этапе дошкольного и школьного детства.

У дошкольников тревожность является результатом фрустрации потребности в надежности, защищенности со стороны ближайшего окружения (ведущей потребности этого возраста). Таким образом, тревожность в этой возрастной группе представляет собой функцию нарушения отношений с близкими взрослыми. В отличие от дошкольников, у младших школьников таким близким взрослым, помимо родителей, может оказаться учитель.

Важно, что тревога начинает оказывать мобилизующее влияние только с подросткового возраста, когда она может стать мотиватором деятельности, подменяя собой другие потребности и мотивы. В дошкольном детстве тревога вызывает только дезорганизующий эффект (Прихожан А. М., 1998). Боясь совершить ошибку, ребенок постоянно пытается контролировать себя («тревожный гиперконтроль»), что приводит к нарушению соответствующей деятельности.

Необходимо также отметить, что тревожности подвержены как мальчики, так и девочки, но специалисты считают, что в дошкольном возрасте более тревожными являются мальчики, к 9-11 годам соотношение становится равномерным, а после 12 лет происходит резкое повышение тревожности у девочек. При этом тревога девочек по своему содержанию отличается от тревоги мальчиков: девочек больше волнуют взаимоотношения с другими людьми, мальчиков - насилие во всех его аспектах (Захаров А. И., 1997; Кочубей Б. И., Новикова Е. В., 1988; Макшанцева Л. В., 1998).

Если говорить о проявлениях тревожности, то тревожность может проявляться в поведении самыми разнообразными, порой неожиданными, способами, маскируясь под другие проблемы. По данным авторов учебного пособия «Диагностика и коррекция тревожности в школьном возрасте» (1993), основными диагностическими признаками школьной тревожности являются пассивность на уроках, скованность при ответах, смущение при малейшем замечании со стороны учителя. На перемене тревожный ребенок не может найти себе занятие, любит находиться среди детей, не вступая, однако, в тесные контакты с ними. Кроме того, в силу больших эмоциональных нагрузок, ребенок начинает чаще болеть, снижается сопротивляемость соматическим заболеваниям.

Раздражительность и агрессивные проявления ребенка зачастую рассматриваются как самостоятельные «мишени» психологической помощи, в то время как во многих случаях они являются только симптомом, свидетельствующим о том, что такой ученик подвержен школьной тревожности. Раздраженные или агрессивные реакции могут оказаться способом нивелирования эмоционального дискомфорта.

Тревожность как психологическая особенность может иметь разнообразные формы. По мнению А.М. Прихожан, под формой тревожности понимается особое сочетание характера переживания, осознание вербального и невербального выражения в характеристиках поведения, общения и деятельности. Ею были выделены открытые и закрытые формы тревожности.

Открытые формы: острая, нерегулируемая тревожность; регулируемая и компенсирующая тревожность; культивируемая тревожность.

Закрытые (замаскированные) формы тревожности названы ею «масками». В качестве таких масок выступают: агрессивность; чрезмерная зависимость; апатия; лживость; лень; чрезмерная мечтательность.

Повышенная тревожность влияет на все сферы психики ребёнка: аффективно- эмоциональную, коммуникативную, морально-волевую, когнитивную.

Исследования В.В. Лебединского позволяют сделать вывод, что дети с повышенной тревожностью относятся к группам риска по неврозам, аддитивному поведению, эмоциональным нарушениям личности.

Одним из факторов, влияющих на появление тревожности у детей, как указывают А.И. Захаров, А.М. Прихожан и другие, являются родительские отношения.

К. Монпард считает, что жестокое воспитание приводит к характерологическому развитию тормозного типа с пугливостью, робостью и одновременным избирательным доминированием; маятникообразное воспитание (сегодня запретим, завтра разрешим) - к выраженным аффективным состояниям у детей, неврастении; опекающее воспитание приводит к чувству зависимости и созданию низкого волевого потенциала; недостаточное воспитание - к трудностям в социальной адаптации.

С. Блюменфельд, И. Александренко, Г. Героргиц считают, что родительская гиперпротекция или радикальное пренебрежение приводит к неустойчивости и агрессивности детей.

П.А. Лесгафт говорил о том, что недостаточное и жестокое отношение к ребёнку даёт «злостно-забитый» тип детей, с погруженностью в себя, с неустойчивостью поведения и нарушениями в коммуникативной сфере; избыточно-заласкивающее - «мягко-забитый» тип с зависимым поведением, холодностью и равнодушием; воспитание по типу «кумир семьи» - честолюбие, сверхстарательность, стремление быть первым и распоряжаться другими.

И.М. Балинский считал, что строгое несправедливое отношение к детям в семье является причиной развития у них болезненного душевного состояния; чрезмерно-снисходительное отношение - причиной, переходящей через край эмоциональности у детей; чрезмерная требовательность - причиной душевной слабости ребёнка.

В.Н. Мясищев, Е.К. Яковлева, Р.А. Зачепецкий, С.Г. Файеберг говорили о том, что воспитание в условиях строгих, но противоречивых требований и запретов ведёт к возникновению предрасполагающего фактора для невроза, навязчивых состояний и психастении; воспитание по типу чрезмерного внимания и удовлетворения всех потребностей и желаний ребёнка - к развитию истерических черт характера с эгоцентризмом, повышенной эмоциональностью и отсутствием самоконтроля; предъявление к детям непосильных требований - как этиологический фактор неврастении.

Е.Г. Сухарева делает следующие выводы: противоречивое и унижающее воспитание ведёт к агрессивно-защитному типу поведения детей с повышенной возбудимостью и неустойчивостью; деспотическое воспитание - к пассивно защитному типу поведения с тормозимостью, робостью, неуверенностью и зависимостью; сверхопека, предохранение - к инфантилизированному типу поведения с яркими аффективными реакциями.

Отечественные и зарубежные авторы обращают внимание на то, что родители порой строят свои отношения с ребёнком не осознавая, что они просто копируют модель воспитания их собственных родителей.

Исследования В.С. Мухиной, Т.А. Репиной, М.С. Лисиной и других указывают, что причиной построения негативного отношения родителей к ребёнку является незнание психологических особенностей возраста, задач, содержания, форм, методов воспитания ребенка.

С точки зрения обучения и развития, основными особенностями ребёнка шестилетнего возраста является то, что:

а) ребенок может произвольно управлять своим поведением, а также процессами внимания и запоминания, эмоциональными реакциями (А.В. Запорожец).

б) в любом виде деятельности может выйти за пределы сиюминутной ситуации, осознать временную перспективу, одновременно удержать в сознании цепочку взаимосвязанных событий или разные состояния вещества или процесса (Н.Н. Поддъяков).

в) ведущее значение приобретает развитие воображения (Л.С. Выготский).

Гармоничные отношения между взрослыми и детьми возникают при соблюдении следующих условий: удовлетворение базовых потребностей ребенка (в безопасности, в психологической поддержке), принятие, признание и понимание индивидуальности ребенка, создание стиля взаимодействия, адекватного индивидуальным особенностям ребенка. Также непременным условием и следствием гармоничных отношений в семье является эмоциональная близость между родителями и детьми.

Для того, чтоб стать авторитетным в глазах ребенка, взрослым необходимо эмоционально принимать ребенка и иметь обоснованную систему требований. По результатам научных исследований, в глазах детей авторитетными становятся те взрослые, кто проявляет по отношению к ним отзывчивость, чувствительность и понимание. Если между родителями и детьми существует эмоциональная близость, поведение таких детей характеризуется открытостью, общительностью, доверительным, дружеским, неконфликтным отношением к их воспитателям. Если родители соблюдают дистанцию, отстраняют ребенка от себя, то в поведении малышей проявляется враждебность, необщительность, повышенная конфликтность, закрытость. Такое поведение ребенка, как правило, наблюдаются только в присутствии родителей.

Одним из факторов, влияющих на разрастание тревожности, являются особенности родительского отношения к ребенку: строгого, жестокого отношения, стили воспитания, позиция родителей по отношению к ребенку, отсутствие эмоционального контакта с ребёнком, ограниченность в общении с ним, незнание возрастных и индивидуальных особенностей малыша.

Анализ психологической литературы, посвященной проблеме влияния порядка рождения детей в семье на формирование личности, на развитие способности к общению также показал отсутствие единой точки зрения на проблему. По мнению В.М. Миниярова (2000) дети с более высокими порядковыми номерами рождения имеют более низкий языковой уровень, по сравнению с первенцами, и чем больше порядковый номер рождения, тем больше речевое отставание. В тоже время, Е.В. Субботский (1981), считает, что, «в разговоре с несколькими участниками существует больше побуждений к формированию и высказыванию своего мнения, больше поддразниваний, больше мотивационных моментов». Г.Т. Хоментаускас (2003) считает, что номер рождения не влияет на процесс развития речи. Нужно отметить, что если разница в возрасте между детьми составляет более чем пять или шесть лет, то каждый из детей будет приближен по своим характеристикам к единственному ребенку, однако, по мнению многих авторов, характерные черты своей сиблинговой позиции все-таки сохраняются.

Особенность общения первого ребенка, как полагает В.М. Минияров (2000), состоит в том, что «он отдает предпочтение установлению дружеских отношений не со сверстниками, а с взрослыми, что вызвано проявлением страха, беспокойством, волнением перед контактами со сверстниками». О.С. Ушакова (2001) полагает, что «типичный первенец - умен и хорошо ведет себя в обществе, но когда он общается с другими детьми, он обычно считает, что знает все лучше других и ведет себя скорее как взрослый».

По мнению Г.Т. Хоментаускаса (2003), средний ребенок не имеет твердых ориентиров для выделения своей индивидуальности, иногда он «жаждет, чтобы его взяли в компанию старших, а иногда ему приятно расслабиться и почувствовать себя малышом». В семьях с тремя детьми средний ребенок чаще всего выбирает для себя роль «клоуна». «Кривлянием, развязанностью, глупыми шутками такие дети стремятся обратить на себя внимание взрослых». Нередко родители меньше уделяют внимание среднему ребенку. «Обиженный ребенок всегда остро ощущает эту неравномерность тепла и внимания и по-своему на нее реагирует, в одних случаях он становится робким, замкнутым, неуверенным в себе, в других - драчуном и задирой». О.С. Ушакова (2001) считает, что большинство вторых детей хорошо приспосабливаются и к первому, и к третьему ребенку в семье и лишь в некоторых случаях им бывает действительно плохо. Автор отмечает, что «средние» дети «внешне довольны всем и когда им нужна компания, то никто из окружающих, в том числе и незнакомые люди на улице, не могут устоять от общения с ними, с ними охотно играют и взрослые, и дети».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-27; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.168.172 (0.044 с.)