Глава 1. Особенности развития общения дошкольников в зависимости от семейных взаимоотношений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Особенности развития общения дошкольников в зависимости от семейных взаимоотношений



Содержание

 

Введение

Глава 1. Особенности развития общения дошкольников в зависимости от семейных взаимоотношений

1.1 Психологические характеристики дошкольного детства

1.2 Психологические подходы к пониманию особенностей общения дошкольника и его формы

1.3 Родительское отношение как фактор, влияющий на тревожность детей

1.4 Особенности развития общения ребенка в зависимости от функциональности семьи

Выводы

Глава 2. Организация и методы исследования

2.1 Цель, задачи и гипотеза исследования

2.2 Описание выборки

2.3 Описание методик исследования

2.3.1 Методика «Ролевые ожидания и притязания в браке», разработанная А. Н. Волковой

2.3.2 Изучение мотивов деятельности общения у дошкольников разного возраста по М. И. Лисиной

2.3.3 Исследование личностной тревожности (Р.Теммел, М.Дорки, В.Амен)

2.3.4 Методика диагностики родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин)

Глава 3. Анализ и интерпретация экспериментальных данных, полученных при исследовании особенности форм общения дошкольников, в зависимости от функциональности семьи

3.1 Сравнительный анализ показателей уровня тревожности у дошкольников в функционирующих и дисфункциональных семьях

3.2 Сравнительный анализ родительского отношения

3.3 Корреляционный анализ результатов исследования дошкольников и их родителей из дисфункциональных семей

3.4 Корреляционный анализ результатов исследования дошкольников и их родителей из функционирующих семей

Вывод:

Глава 4. Практические рекомендации

4.1 Тренинг родительской эффективности А. Аладьина

4.2 Занятия, направленные на развитие общения дошкольника с взрослым

Вывод

Заключение

Список использованной литературы

Приложение


Введение

психологический общение дошкольник семья

Актуальность темы исследования. В настоящее время в связи с кризисным состоянием общества, нарушается стабильность семьи, обостряются негативные явления внутри нее: ухудшается эмоциональное самочувствие ее членов, обостряются взаимоотношения между ними, нарушаются права детей. Наметилась стойкая тенденция к увеличению числа так называемых дисфункциональных семей, пораженных смещением моральных ценностей и ориентаций. В такой семье ребенку неуютно, а иногда даже небезопасно. Здесь деформируется его личность - он становится, как правило, «трудным». Многие взрослые не могут научить детей жить в обществе: они сами дезориентированы. На фоне семейных конфликтов очень часты скандалы, разводы.

В формировании общения детей значительную роль играет семья, стиль семейного воспитания, определяемый родительскими ценностными ориентациями, установками, эмоциональным отношением к ребенку. Особенности восприятия родителей ребенком и способы поведения с ними обуславливают усвоение детьми основных правил и норм поведения, вырабатывают их позицию по отношению к миру и самому себе.

Личностные особенности дошкольного возраста изучали многие зарубежные и русские психологи - Э. Фромм, Э. Эриксон, Э. Шпронгер, Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Д.Эльконин и др.

В научном плане, не рассматривался системный подход к семье и влияние этой системы на развитие форм общения. Развитие общения ребёнка со взрослым от рождения до 7 лет М. И. Лисина представляла, как смену нескольких целостных форм общения.

Она изучала, как изменяется общение ребёнка со взрослым человеком на протяжении детства, и выделяла четыре формы общения:

1. Ситуативно-личностное общение.

2. Ситуативно-деловое общение.

.   Внеситуативно-познавательное общение.

.   Внеситуативно-личностное общение, возникающее в середине или конце дошкольного возраста.

В данной работе будут изучаться две последние формы общения.

Благодаря общению, названному М. И. Лисиной внеситуативно-позновательным, увеличивается словарный запас, усваиваются правильные грамматические конструкции. Но дело не только в этом. Усложняются, становятся содержательными диалоги, ребёнок учится задавать вопросы на отвлечённые темы, попутно рассуждать - думать вслух. Следовательно, если эта форма общения не сформирована к 5 годам, то ребёнок не может перейти к следующей, внеситуативно-личностной форме общения, которая важна при подготовке к школе, и если она не сложилась к 6 - 7 годам, ребёнок будет психологически не готов к школьному обучению.

Данные исследования позволят увидеть целостность семьи и регулировать психологическое развитие ребёнка через семью.

Как показывает мировая практика психологической помощи детям и их родителям, даже очень трудные проблемы с детьми вполне разрешимы, если удается создать благоприятный климат общения в семье.

На сегодняшний момент существует недостаточное исследованная область дошкольного детства - это соотнесение особенностей отношений в семье, ее так называемого функционирования и развитие форм общения у дошкольника.

Цель исследования: Сравнить уровни развития общения дошкольников, в зависимости от функциональности семьи.

Объект: Особенности развития общения.

Предмет: Особенности форм общения дошкольников, в зависимости от функциональности семьи.

Гипотеза: Развитие общения старших дошкольников в дисфункциональной семье будет находиться на, более низком, внеситуативно-познавательном уровне.

Исследовательские задачи:

. Рассмотреть психологические аспекты развития детей дошкольного детства.

. Рассмотреть формы общения детей дошкольного детства и особенности их формирования.

. Проанализировать влияние семьи на психическое развитие ребенка.

. Выявить особенности развития общения ребенка в зависимости от

функциональности семьи.

Этапы:

. Изучить теоретические подходы к исследованиям особенностей развития общения дошкольников.

. Рассмотреть теоретические подходы к изучению развития общения дошкольников в зависимости от функциональности семьи.

. Практическое изучение уровня развития общения дошкольников, в зависимости от функциональности семьи.

..... Разработка рекомендаций по развитию общения у дошкольников.

Методы исследования:

1. Методика «РОП» - ролевые ожидания и притязания в браке.

2. Изучение мотивов деятельности общения у дошкольников разного возраста по М. И. Лисиной.

. Исследование личностной тревожности (Р.Теммел, М.Дорки, В.Амен)

. Методика диагностики родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин)

Выборка: 50 детей в возрасте от 5 до 7 лет и их родители (мама и папа).

Место проведение исследования: ДОУ № 127 в городе Санкт-Петербург, знакомые семейные пары с детьми.


Выводы

 

В дошкольном возрасте общение со сверстником становится важной частью жизни ребенка. Примерно к 4 годам сверстник является более предпочитаемым партнером по общению, чем взрослый. Общение со сверстником отличает ряд специфических особенностей, среди которых: богатство и разнообразие коммуникативных действий; чрезвычайная эмоциональная насыщенность; нестандартность и нерегламентированность коммуникативных проявлений; преобладание инициативных действий над ответными; нечувствительность к воздействиям сверстника.

Развитие общения со сверстником в дошкольном возрасте проходит ряд этапов. На первом из них (2-4 года) сверстник является партнером по эмоционально-практическому взаимодействию, «невидимым зеркалом», в котором ребенок видит в основном себя. На втором (4-6 лет) возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстником; содержанием общения становится совместная игровая деятельность; параллельно возникает потребность в признании и уважении сверстника. На третьем этапе (6-7 лет) общение со сверстником приобретает черты внеситуативности, общение становится внеситуативно-деловым; складываются устойчивые избирательные предпочтения.

На протяжении дошкольного возраста нарастает процесс дифференциации в детском коллективе: одни дети становятся популярными, другие отвергаемыми. На положение ребенка в группе сверстников влияет множество факторов, главным из которых является способность к сопереживанию и помощи сверстникам.

 


Описание выборки

 

Для изучения особенностей форм общения дошкольников в дисфункциональных семьях были опрошены 50 детей в возрасте от 5 до 7 лет и их родителей, в исследовании приняли участие оба родителя (мама и папа).

Для данного исследования были использованы следующие методики:

1. Методика «РОП».

2. Изучение мотивов деятельности общения у дошкольников разного возраста по М. И. Лисиной.

.   Исследование личностной тревожности (Р.Теммел, М.Дорки, В.Амен)

.   Методика диагностики родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин).

Для определения семей (функционирующие и дисфункциональные) была использована методика РОП - «Ролевые ожидания и притязания в браке», разработанная А. Н. Волковой. По результатам диагностики супружеских пар их дети поделились на две группы:

1. Дети функционирующих семей (29 человек).

2. Дети дисфункциональных семей (21 человек).

Для определения форм общения дошкольников был использован методический приём «Изучение мотивов деятельности общения у дошкольников разного возраста» по М. И. Лисиной. Данный методический приём показал сформированность определённой формы общения у конкретного ребёнка.

Вывод

 

) В ходе проведения исследования было выявлено, что большинство детей (58,6%) из функционирующих семей имеют сформированную четвёртую (внеситуативно-личностную) форму общения, что соответствует их возрасту. Тогда как дети из дисфункциональных семей показали сформированность у них первой (ситуативно-личностной) - их 23,89 %, второй (ситуативно-деловой) - их 42,8 % и третьей (внеситуативно-познавательной) - их 28,6 % форм общения и всего 4,8 % детей показали соответствующую их возрасту (внеситуативно-личностную) форму общения.

) Данные математической статистики позволили сделать заключение о том, что существуют статистически достоверные различия между показателями развития форм общения у детей дошкольного возраста из дисфункциональных и функционирующих семей по переменным: ситуативно-личностная, ситуативно-деловая, внеситуативно-личностная форма общения. Показатели дошкольников из дисфункциональных семей выше по переменным: ситуативно-личностная, ситуативно-деловая. Показатели дошкольников из функционирующих семей выше по переменной: внеситуативно-личностная форма общения. Можно предположить, что развитие общения у дошкольников из дисфункциональных семей находится на более низком уровне, чем развитие общения у дошкольников из функционирующих семей.

) По показателям уровня тревожности у детей дошкольного возраста из дисфункциональных и функционирующих семей получены статистически достоверные отличия. Показатели уровня тревожности у детей дошкольного возраста из дисфункциональных семей выше показателей уровня тревожности детей дошкольного возраста из функционирующих семей.

) У дошкольников из дисфункциональных семей 93% имеют высокий уровень тревожности, тогда как у дошкольников из функционирующих семей только 50% случаев, средний уровень тревожности наблюдается у 7% дошкольников из дисфункциональных семей, тогда как у дошкольников из функционирующих семей в 43% случаев. Низкий уровень тревожности имеют только дети из функционирующих семей данной выборки (7%).

) Статистически достоверные отличия по показателям родительского отношения у дошкольников из дисфункциональных и функционирующих семей данной выборки получены по переменным: принятие, кооперация, маленький неудачник. Показатели дошкольников из дисфункциональных семей выше показателей дошкольников из функционирующих семей данной выборки по переменной: маленький неудачник. Показатели дошкольников из функционирующих семей выше показателей дошкольников из дисфункциональных семей данной выборки по переменным: принятие, кооперация.

) Самые высокие показатели по диагностике родительского отношения у дошкольников из дисфункциональных семей получены по переменной «маленький неудачник». То есть родители стремится инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность.

) Самые высокие показатели по диагностике родительского отношения у дошкольников из функционирующих семей получены по переменным «принятие» и «кооперация», что свидетельствует, как нам кажется, о том, что родителям нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.

Корреляционный анализ результатов исследования позволил выявит следующие особенности взаимосвязей между переменными у испытуемых данной выборки:

) Тип родительского отношения «Маленький неудачник» и «Авторитарный» тип родительского отношения у детей из дисфункциональных семей данной выборки отрицательно влияет на заинтересованность матери в делах и планах ребенка. Позицию при которой мама высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Также тип родительского отношения «Маленький неудачник» и «авторитарность» положительно влияет на рост личностной тревожности ребенка.

) Тип родительского отношения «кооперация», то есть выраженная заинтересованность родителя в делах и планах ребенка из функционирующей семьи положительно влияет на развитие общения у детей дошкольного возраста данной выборки и способствует формированию IV формы общения.

) Таким образом, можно сделать окончательный вывод, что выдвинутая нами гипотеза нашла своё подтверждение. Мало того развитие общения дошкольников в дисфункциональной семье будет находиться не только на более низком, внеситуативно - познавательном уровне, но и ещё на более низких ситуативно-личностном и ситуативно-деловом уровнях общениях.

 


Глава 4. Практические рекомендации

 

Для того чтобы устранить проблемы в общении дошкольника необходимо работать не только с ребёнком, но и с его родителями. Так как правило, трудности детей служат проекцией отношений в семье. Соотнесения себя и семьи у взрослого и ребёнка в известном смысле зеркальны: для взрослого семья - производное от «Я», для ребенка «Я» - производное от семьи. Именно по этому мы рекомендуем для устранения проблемы общения дошкольников провести с родителями обучающий «Тренинг родительской эффективности» А. Аладьина, а с детьми занятия, направленные на развитие общения дошкольника с взрослым.

Заключение

 

Дошкольное детство - возраст первоначального фактического складывания личности. Главным условием психического развития ребенка в дошкольном периоде является его общение с взрослым. При этом на каждом возрастном этапе дошкольного детства у ребёнка возникает новое содержание потребности в общении с взрослыми.

Ведущей деятельностью в этом возрасте является игра. Характер игры меняется вместе с развитием ребенка, она тоже проходит этапы.

В среднем дошкольном возрасте ролевая игра, она преобладает вплоть до 6-7 лет. Самое главное для ребенка - ролевая идентификация, сюжет отходит на задний план. Смысл игры заключается в разделении ролей. В игре он имеет возможность прожить то, что является для него недоступным в жизни взрослых. В старшем дошкольном возрасте появляется игра по правилам. Ролевая идентификация утрачивает привлекательность, роли становятся чисто игровыми. Игра - критерий нормальности ребенка, по тому, как он играет, о нем можно многое узнать.

Новообразованием дошкольного возраста являются комплексы готовности к школьному обучению:

коммуникативная готовность;

когнитивная готовность;

уровень эмоционального развития;

технологическая оснащенность;

личностная готовность.

Общение - это процесс последовательных, взаимоориентированных во времени и пространстве действий, в ходе, которого происходит обмен информацией, её интерпретация, а также взаимное восприятии, понимание, и оценка людьми друг друга.

М.И. Лисина (1985), опираясь на концепцию Л.С. Выготского, стала основателем оригинальной и самоценной школы. Она привнесла в отечественную психологию новый предмет - общение ребенка с взрослым.

В этом общении создается "зона ближайшего развития", где сотрудничество со старшим партнером помогает ребенку реализовать свои потенциальные возможности.

В рамках раннего и дошкольного детства, от рождения до семи лет, М.И. Лисиной были выделены четыре формы общения детей с взрослыми:

· ситуативно-личностное (от 2 мес. до 6 мес.);

· ситуативно-деловое (от 6 мес. до 3 лет);

· внеситуативно - познавательное (от 3 лет до 5 лет);

· внеситуативно - личностное (от 5 лет до 7 лет).

Семья является основной средой существования, развития человека от самого рождения и до смерти, это сложная система взаимосвязанных процессов. Внутрисемейные взаимоотношения - один из компонентов этой системы, которые, в свою очередь, тоже имеют сложную структуру. Семья представляет собой малую социальную группу, отличающуюся от других групп особенностями, присущими только ей.

Важнейшими характеристиками семьи являются ее функции, структура и динамика. Наиболее полную, на наш взгляд, схему анализа семьи предложил известный психолог В.Н. Дружинин. Его описание семьи включает следующие характеристики и их варианты:

.Структурный состав:

ü полная семья (есть мать и отец);

ü неполная семья (есть только мать или отец);

ü искаженная или деформированная семья (наличие отчима вместо отца или мачехи вместо матери).

2. Функциональные особенности:

v гармоничная семья;

v дисгармоничная семья.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания и развития ребёнка. Взаимоотношения детей и родителей зависят от функциональности семьи. Неадекватное отношение родителей к ребенку обуславливает его тревожное состояние, эмоциональный психологический дискомфорт, низкий уровень общения.

В психологии существуют различные точки зрения на проблему влияния структурных характеристик семьи на развитие способности к общению у детей. По мнению В.С Мухиной, подражая родителям и близким людям (идентифицируясь с ними), ребёнок бессознательно перенимает стиль общения, который становится его натурой. Обладающая речевой культурой семья, формирует у ребёнка тот же тип общения.

М.А. Куртышева считает, что «если у вас есть ребенок, то общение с ним должно быть поставлено на одно из первых мест, если не самое первое, в кругу семейных обязанностей».

В ходе проведения исследования было выявлено, что большинство детей (58,6%) из функционирующих семей имеют сформированную четвёртую (внеситуативно-личностную) форму общения, что соответствует их возрасту. Тогда как дети из дисфункциональных семей показали сформированность у них первой (ситуативно-личностной) - их 23,89 %, второй (ситуативно-деловой) - их 42,8 % и третьей (внеситуативно-познавательной) - их 28,6 % форм общения и всего 4,8 % детей показали соответствующую их возрасту (внеситуативно-личностную) форму общения.

Данные математической статистики позволили сделать заключение о том, что различия есть.

Таким образом, можно сделать окончательный вывод, что выдвинутая нами гипотеза нашла своё подтверждение. Мало того развитие общения дошкольников в дисфункциональной семье будет находиться не только на более низком, внеситуативно - познавательном уровне, но и ещё на более низких ситуативно-личностном и ситуативно-деловом уровнях общениях.

Для того чтобы устранить проблемы в общении дошкольника необходимо работать не только с ребёнком, но и с его родителями. Так как правило, трудности детей служат проекцией отношений в семье. Соотнесения себя и семьи у взрослого и ребёнка в известном смысле зеркальны: для взрослого семья - производное от «Я», для ребенка «Я» - производное от семьи. Именно по этому мы рекомендуем для устранения проблемы общения дошкольников провести с родителями обучающий «Тренинг родительской эффективности» А. Аладьина, а с детьми занятия, направленные на развитие общения дошкольника с взрослым.

Описанные в нашей работе приёмы не являются единственно возможными, поскольку необходимо учитывать особенности конкретного ребёнка.

Необходимо подчеркнуть важность педагогической работы, направленной на развитие общения ребёнка с взрослым. Ведь развивая общение, взрослый не просто учит ребёнка новым видам взаимодействия с другими людьми, не просто облегчает его контакты с окружающими, но и формирует его духовную жизнь, представления о себе и о других, открывает ему новые грани внешнего и внутреннего мира.


Список использованной литературы

 

1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика / Ю.П. Азаров. - М.: Политиздат, 2002. - 223с.

2. Белкина В.Н. Дошкольник: Обучение и развитие / В.Н. Белкина, Н.Н. Васильева, В.Н. Елкина. - Ярославль: Академия развития, 2001. - 256с.

.   Белобрыкина О.А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов / О.А. Белобрыкина. - Ярославль: Академия развития, 1998. - 240 с.

.   Бережнова О.В. Нравственное развитие дошкольников в традициях русской культуры / О.В. Бережнова // Образование и общество. - 2001. - № 3. - С.33 - 42.

.   Бодрова Е.В. Опыт построения психолого-педагогической концепции дошкольного воспитания / Е.В. Бодрова и [др.] // Вопросы психологии. - 1989. - № 3. - С.75-84.

.   Божович Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Л.И. Божович / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. - М.: Просвещение, 1995. - С.45-64.

.   Воспитание детей в неполной семье / Под ред. Н.Е. Ершовой. - М.: Педагогика, 2000. - 173с.

8. Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выгодский. - Т.2. - М.: Просвещение, 1982. - 452 с.

.  Гаврилова Т.П. К проблеме влияния распада семьи на детей дошкольного возраста / Т.П. Гаврилова / Семья и формирование личности. - М., 1981. - 187с.

.  Галигузова Л.Н. Ступени общения от года до 7 лет / Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова. - М.: Просвещение, 1992. - 141 с.

.  Годовикова Д.Б. Общение и познавательная активность у дошкольников / Д.Б. Годовикова // Вопросы психологии. - 1984. - № 1. - С.35-46. Дружинин В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. - СПб: Питер, 2007. - 176с.

12. Запорожец А. В., Лисина М. И. Развитие общения у дошкольников. М., «Педагогика», 1974. - 288с.

.   Запорожец А.В. Общие вопросы исследования и его методика / А.В. Запорожец, М.И. Лисина / Развитие общения у дошкольников. - М.: Просвещение, 1974. - 176с.

.   Искольдский Н.В. Исследования привязанности ребёнка к матери в зарубежной психологии / Н.В. Искольдский // Вопросы психологии. - 1985. - №3. - С.18-26.

.   Ковалев С.В. Психология семейных отношений /С.В. Ковалёв. - М.: Просвещение, 1996.

.   Ковалев С.В. Психология современной семьи: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2003. - 208 с.

.   Коноплева О.В. Скрининговая диагностика уровня развития психических функций детей дошкольного возраста (4-7лет) / О.В. Коноплёва, А.Ю. Мельшутина. - СПб.: Питер, 1998. - 143с.

.   Концепция дошкольного воспитания / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Просвещение, 1988. - 325с.

.   Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е.Е. Кравцова. - М.: Педагогика, 1991. - 276с.

.   Кудрина Г.А. Психологические защиты у дошкольников. Диагностика и коррекция / Г.А. Кудрина, Е.Б. Ковалёва. - Иркутск: Речь, 2000. - 176с.

.   Кузнецова Л.В. Формирование нравственного здоровья дошкольников: Занятия, игры, упражнения / Л.В. Кузнецова, М.А. Панфилова. - М.: Сфера, 2002. - 205с.

.   Куртышева М.А. Как сохранить психологическое здоровье семьи / М.А. Куртышева. - СПб: Питер, 2006. -288с.

.   Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры / А.Н. Леонтьев // Избранные психологические произведения, в 2 томах. - Т.1. - М.: Педагогика, 1983. - 315с.

.   Лисина М.И. Генезис форм общения у детей / Принцип развития в психологии. - М.: Просвещение, 1978. - 192с.

.   Лисина М.И. Изучение общения с окружающими людьми у детей раннего и дошкольного возраста / М.И. Лисина // Сов. педагогика. - 1980. - №1. - С.53-64.

.   Лисина М.И. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника / М.И. Лисина. - М.: Просвещение, 1974. - 325с.

.   Лисина М. И. Общение и речь: развитие речи у детей в общении с взрослыми / М.И. Лисина. - М.: Просвещение, 1985. - 251с.

.   Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. - М., Воронеж, 1997. - 346с.

.   Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения с взрослыми и сверстниками / И.И. Лисина // Вопросы психологии. - 1982. - №5. - С.33-

.   Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. М., 1994

.   Минияров В.М. Психология семейного воспитания / В.М. Минияров. - М.: МПСИ, 2000. - 256с.

.   Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов / В.С. Мухина. - М.: Академия, 1999. - 456 с.

.   Мухина В.С. Психология дошкольника / В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 1975. - 374с.

.   Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгера. - М.: Педагогика, 1988. - 385с.

.   Педагогика раннего возраста / Под ред. Г.Г.Григорьева и [др.] - М.: Академия, 1998. - 336 с.

.   Поддъяков Н.Н. Мышление дошкольника / Н.Н. Поддъяков. - М.: Педагогика, 1977. - 288с.

.   Психолог в детском дошкольном учреждении: методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.М. Лаврентьевой. - М.: Новая школа, 2006. - 275с.

.   Психология и педагогика игры дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. - М.: Педагогика, 1966. - 364с.

.   Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 1965. - 156с.

.   Развитие мышления и умственное воспитание дошкольников / Под ред. Н.Н. Поддьякова, А.Ф. Говорковой. - М.: Просвещение, 1985. - 384с.

.   Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А.Г. Рузской. - М: Педагогика, 1989. - 216 с.

.   Развитие общения у дошкольников и младших школьников / Под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. - М.: Педагогика, 1974. - 305с.

.   Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Педагогика, 1986. - 224 с.

.   Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. - М.: Просвещение, 1986. - 283с.

.   Репина Т.А. Проявление неуверенности у старших дошкольников и пути ее коррекции / Т.А. Репина, Т.О. Смолина. - М.: Гардарики, 1995. - 214с.

.   Репина Т.А. Психология дошкольника. Хрестоматия / Т.А. Репина. - М.: Академия, 1995. - 342с.

.   Рузская А.Г. Развитие общения ребёнка с взрослыми и сверстниками / А.Г. Рузская // Дошкольное воспитание. - 1988. - № 2. - С.44-49.

.   Семейное воспитание: Краткий словарь /Сост. И.В. Гребенников, Л.В. Новинников. - М.: Политиздат, 1990. - 319 с.

49. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - Изд. 2-е, дополн. - М.: Институт практической психологии, 1996. - 304с.

.   Смирнова Е.О. Детская психология / Е.О. Смирнова. - М.: Владос, 2003. - 412с.

.   Смирнова Е.О. Влияние формы общения с взрослым на эффективность обучения дошкольников / Е.О. Смирнова // Вопросы психологии. - 1980. - № 4. - С.34-45.

52. Смирнова Е.О. Ребенок - взрослый - сверстник. Методические рекомендации / Е.О. Смирнова. - М.: МГППУ, 2003.- 140 с.

.  Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 160с.

54. Смолева Т.О. Педагогические условия преодоления неуверенности у старших дошкольников / Т.О. Смолева. - Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1989.

.   Спиваковская А.С. Как быть родителями: (О психологии родительской любви). - М.: Педагогика, 2004. - 160 с.

.   Сорокоумова Е.А. Возрастная психология / Е.А. Сорокоумова. - СПб.: Питер, 2006. - 208с.

.   Субботский E.B. Генезис личностного поведения у дошкольников и стиль общения / Е.В. Субботский // Вопросы психологии. - 1981. - № 2. -С.15-19.

.   Торохтий В. С. Психология социальной работы с семьей. - М.: ЭКСМО-Пресс, 1996.

.   Ульянкова У. К проблеме дифференцированной подготовки дошкольников к школе / У. Ульянкова // Дошкольное воспитание. - 1987. - №2. - С.35-40.

.   Ульянкова У. Формирование общей способности к учению у шестилетних детей / У. Ульянкова // Дошкольное воспитание. - 1989. - №3. - С.28-34.

.   Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. - М.: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2001. - 240с.

.   Фурманов И. А., Аладьин А. А., Фурманова Н. В. Психологическая работа с детьми, лишёнными родительского попечительства: Книга для психологов. Минск «Тесей», 1999. - 224с.

.   Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. - М.: Педагогика, 2003. - 322 с.

64. Шнейдер Л. Б. Основы семейной психологии. Учеб. пособие. - 2-е изд., Москва - Воронеж, 2005. - 928 с.

.  Эльконин Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 1960. - 456с.


Приложение 1

 

Протокол.

ФИО____________________

Дата____________________

Возраст_________________

Семейный стаж _____________

Количество детей____________

 

Шкала семейных ценностей Номер карточки Баллы Номер карточки Баллы Общий показатель, баллы
Интимно-сексуальная 1 2 3 E=        
Личностная идентификация с супругом 4 5 6 Е=        
Хозяйственно-бытовая Ожидание 7 8 9 E=   Притязание 22 23 24 Е=    
Родительско-воспитательная 10 11 12 Е=   25 26 27 Е=    
Социальная активность 13 14 15 E=    28 29 30 E=    
Эмоционально-психотерапевтическая 16 17 18 E=   31 32 33 E=    
Внешняя привлекательность 19 20 21 E=   34 35 36 Е=    

 


Приложение 2

 

Согласованность семейных ценностей супругов.

№ Исп.

ШСЦм

ШСЦж

ССЦ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-27; просмотров: 116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.126.5 (0.114 с.)