Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 1. Особенности развития общения дошкольников в зависимости от семейных взаимоотношенийСтр 1 из 13Следующая ⇒
Содержание
Введение Глава 1. Особенности развития общения дошкольников в зависимости от семейных взаимоотношений 1.1 Психологические характеристики дошкольного детства 1.2 Психологические подходы к пониманию особенностей общения дошкольника и его формы 1.3 Родительское отношение как фактор, влияющий на тревожность детей 1.4 Особенности развития общения ребенка в зависимости от функциональности семьи Выводы Глава 2. Организация и методы исследования 2.1 Цель, задачи и гипотеза исследования 2.2 Описание выборки 2.3 Описание методик исследования 2.3.1 Методика «Ролевые ожидания и притязания в браке», разработанная А. Н. Волковой 2.3.2 Изучение мотивов деятельности общения у дошкольников разного возраста по М. И. Лисиной 2.3.3 Исследование личностной тревожности (Р.Теммел, М.Дорки, В.Амен) 2.3.4 Методика диагностики родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин) Глава 3. Анализ и интерпретация экспериментальных данных, полученных при исследовании особенности форм общения дошкольников, в зависимости от функциональности семьи 3.1 Сравнительный анализ показателей уровня тревожности у дошкольников в функционирующих и дисфункциональных семьях 3.2 Сравнительный анализ родительского отношения 3.3 Корреляционный анализ результатов исследования дошкольников и их родителей из дисфункциональных семей 3.4 Корреляционный анализ результатов исследования дошкольников и их родителей из функционирующих семей Вывод: Глава 4. Практические рекомендации 4.1 Тренинг родительской эффективности А. Аладьина 4.2 Занятия, направленные на развитие общения дошкольника с взрослым Вывод Заключение Список использованной литературы Приложение Введение психологический общение дошкольник семья Актуальность темы исследования. В настоящее время в связи с кризисным состоянием общества, нарушается стабильность семьи, обостряются негативные явления внутри нее: ухудшается эмоциональное самочувствие ее членов, обостряются взаимоотношения между ними, нарушаются права детей. Наметилась стойкая тенденция к увеличению числа так называемых дисфункциональных семей, пораженных смещением моральных ценностей и ориентаций. В такой семье ребенку неуютно, а иногда даже небезопасно. Здесь деформируется его личность - он становится, как правило, «трудным». Многие взрослые не могут научить детей жить в обществе: они сами дезориентированы. На фоне семейных конфликтов очень часты скандалы, разводы.
В формировании общения детей значительную роль играет семья, стиль семейного воспитания, определяемый родительскими ценностными ориентациями, установками, эмоциональным отношением к ребенку. Особенности восприятия родителей ребенком и способы поведения с ними обуславливают усвоение детьми основных правил и норм поведения, вырабатывают их позицию по отношению к миру и самому себе. Личностные особенности дошкольного возраста изучали многие зарубежные и русские психологи - Э. Фромм, Э. Эриксон, Э. Шпронгер, Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Д.Эльконин и др. В научном плане, не рассматривался системный подход к семье и влияние этой системы на развитие форм общения. Развитие общения ребёнка со взрослым от рождения до 7 лет М. И. Лисина представляла, как смену нескольких целостных форм общения. Она изучала, как изменяется общение ребёнка со взрослым человеком на протяжении детства, и выделяла четыре формы общения: 1. Ситуативно-личностное общение. 2. Ситуативно-деловое общение. . Внеситуативно-познавательное общение. . Внеситуативно-личностное общение, возникающее в середине или конце дошкольного возраста. В данной работе будут изучаться две последние формы общения. Благодаря общению, названному М. И. Лисиной внеситуативно-позновательным, увеличивается словарный запас, усваиваются правильные грамматические конструкции. Но дело не только в этом. Усложняются, становятся содержательными диалоги, ребёнок учится задавать вопросы на отвлечённые темы, попутно рассуждать - думать вслух. Следовательно, если эта форма общения не сформирована к 5 годам, то ребёнок не может перейти к следующей, внеситуативно-личностной форме общения, которая важна при подготовке к школе, и если она не сложилась к 6 - 7 годам, ребёнок будет психологически не готов к школьному обучению. Данные исследования позволят увидеть целостность семьи и регулировать психологическое развитие ребёнка через семью.
Как показывает мировая практика психологической помощи детям и их родителям, даже очень трудные проблемы с детьми вполне разрешимы, если удается создать благоприятный климат общения в семье. На сегодняшний момент существует недостаточное исследованная область дошкольного детства - это соотнесение особенностей отношений в семье, ее так называемого функционирования и развитие форм общения у дошкольника. Цель исследования: Сравнить уровни развития общения дошкольников, в зависимости от функциональности семьи. Объект: Особенности развития общения. Предмет: Особенности форм общения дошкольников, в зависимости от функциональности семьи. Гипотеза: Развитие общения старших дошкольников в дисфункциональной семье будет находиться на, более низком, внеситуативно-познавательном уровне. Исследовательские задачи: . Рассмотреть психологические аспекты развития детей дошкольного детства. . Рассмотреть формы общения детей дошкольного детства и особенности их формирования. . Проанализировать влияние семьи на психическое развитие ребенка. . Выявить особенности развития общения ребенка в зависимости от функциональности семьи. Этапы: . Изучить теоретические подходы к исследованиям особенностей развития общения дошкольников. . Рассмотреть теоретические подходы к изучению развития общения дошкольников в зависимости от функциональности семьи. . Практическое изучение уровня развития общения дошкольников, в зависимости от функциональности семьи. ..... Разработка рекомендаций по развитию общения у дошкольников. Методы исследования: 1. Методика «РОП» - ролевые ожидания и притязания в браке. 2. Изучение мотивов деятельности общения у дошкольников разного возраста по М. И. Лисиной. . Исследование личностной тревожности (Р.Теммел, М.Дорки, В.Амен) . Методика диагностики родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин) Выборка: 50 детей в возрасте от 5 до 7 лет и их родители (мама и папа). Место проведение исследования: ДОУ № 127 в городе Санкт-Петербург, знакомые семейные пары с детьми. Выводы
В дошкольном возрасте общение со сверстником становится важной частью жизни ребенка. Примерно к 4 годам сверстник является более предпочитаемым партнером по общению, чем взрослый. Общение со сверстником отличает ряд специфических особенностей, среди которых: богатство и разнообразие коммуникативных действий; чрезвычайная эмоциональная насыщенность; нестандартность и нерегламентированность коммуникативных проявлений; преобладание инициативных действий над ответными; нечувствительность к воздействиям сверстника. Развитие общения со сверстником в дошкольном возрасте проходит ряд этапов. На первом из них (2-4 года) сверстник является партнером по эмоционально-практическому взаимодействию, «невидимым зеркалом», в котором ребенок видит в основном себя. На втором (4-6 лет) возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстником; содержанием общения становится совместная игровая деятельность; параллельно возникает потребность в признании и уважении сверстника. На третьем этапе (6-7 лет) общение со сверстником приобретает черты внеситуативности, общение становится внеситуативно-деловым; складываются устойчивые избирательные предпочтения.
На протяжении дошкольного возраста нарастает процесс дифференциации в детском коллективе: одни дети становятся популярными, другие отвергаемыми. На положение ребенка в группе сверстников влияет множество факторов, главным из которых является способность к сопереживанию и помощи сверстникам.
Описание выборки
Для изучения особенностей форм общения дошкольников в дисфункциональных семьях были опрошены 50 детей в возрасте от 5 до 7 лет и их родителей, в исследовании приняли участие оба родителя (мама и папа). Для данного исследования были использованы следующие методики: 1. Методика «РОП». 2. Изучение мотивов деятельности общения у дошкольников разного возраста по М. И. Лисиной. . Исследование личностной тревожности (Р.Теммел, М.Дорки, В.Амен) . Методика диагностики родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин). Для определения семей (функционирующие и дисфункциональные) была использована методика РОП - «Ролевые ожидания и притязания в браке», разработанная А. Н. Волковой. По результатам диагностики супружеских пар их дети поделились на две группы: 1. Дети функционирующих семей (29 человек). 2. Дети дисфункциональных семей (21 человек). Для определения форм общения дошкольников был использован методический приём «Изучение мотивов деятельности общения у дошкольников разного возраста» по М. И. Лисиной. Данный методический приём показал сформированность определённой формы общения у конкретного ребёнка. Вывод
) В ходе проведения исследования было выявлено, что большинство детей (58,6%) из функционирующих семей имеют сформированную четвёртую (внеситуативно-личностную) форму общения, что соответствует их возрасту. Тогда как дети из дисфункциональных семей показали сформированность у них первой (ситуативно-личностной) - их 23,89 %, второй (ситуативно-деловой) - их 42,8 % и третьей (внеситуативно-познавательной) - их 28,6 % форм общения и всего 4,8 % детей показали соответствующую их возрасту (внеситуативно-личностную) форму общения. ) Данные математической статистики позволили сделать заключение о том, что существуют статистически достоверные различия между показателями развития форм общения у детей дошкольного возраста из дисфункциональных и функционирующих семей по переменным: ситуативно-личностная, ситуативно-деловая, внеситуативно-личностная форма общения. Показатели дошкольников из дисфункциональных семей выше по переменным: ситуативно-личностная, ситуативно-деловая. Показатели дошкольников из функционирующих семей выше по переменной: внеситуативно-личностная форма общения. Можно предположить, что развитие общения у дошкольников из дисфункциональных семей находится на более низком уровне, чем развитие общения у дошкольников из функционирующих семей.
) По показателям уровня тревожности у детей дошкольного возраста из дисфункциональных и функционирующих семей получены статистически достоверные отличия. Показатели уровня тревожности у детей дошкольного возраста из дисфункциональных семей выше показателей уровня тревожности детей дошкольного возраста из функционирующих семей. ) У дошкольников из дисфункциональных семей 93% имеют высокий уровень тревожности, тогда как у дошкольников из функционирующих семей только 50% случаев, средний уровень тревожности наблюдается у 7% дошкольников из дисфункциональных семей, тогда как у дошкольников из функционирующих семей в 43% случаев. Низкий уровень тревожности имеют только дети из функционирующих семей данной выборки (7%). ) Статистически достоверные отличия по показателям родительского отношения у дошкольников из дисфункциональных и функционирующих семей данной выборки получены по переменным: принятие, кооперация, маленький неудачник. Показатели дошкольников из дисфункциональных семей выше показателей дошкольников из функционирующих семей данной выборки по переменной: маленький неудачник. Показатели дошкольников из функционирующих семей выше показателей дошкольников из дисфункциональных семей данной выборки по переменным: принятие, кооперация. ) Самые высокие показатели по диагностике родительского отношения у дошкольников из дисфункциональных семей получены по переменной «маленький неудачник». То есть родители стремится инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. ) Самые высокие показатели по диагностике родительского отношения у дошкольников из функционирующих семей получены по переменным «принятие» и «кооперация», что свидетельствует, как нам кажется, о том, что родителям нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах. Корреляционный анализ результатов исследования позволил выявит следующие особенности взаимосвязей между переменными у испытуемых данной выборки: ) Тип родительского отношения «Маленький неудачник» и «Авторитарный» тип родительского отношения у детей из дисфункциональных семей данной выборки отрицательно влияет на заинтересованность матери в делах и планах ребенка. Позицию при которой мама высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Также тип родительского отношения «Маленький неудачник» и «авторитарность» положительно влияет на рост личностной тревожности ребенка.
) Тип родительского отношения «кооперация», то есть выраженная заинтересованность родителя в делах и планах ребенка из функционирующей семьи положительно влияет на развитие общения у детей дошкольного возраста данной выборки и способствует формированию IV формы общения. ) Таким образом, можно сделать окончательный вывод, что выдвинутая нами гипотеза нашла своё подтверждение. Мало того развитие общения дошкольников в дисфункциональной семье будет находиться не только на более низком, внеситуативно - познавательном уровне, но и ещё на более низких ситуативно-личностном и ситуативно-деловом уровнях общениях.
Глава 4. Практические рекомендации
Для того чтобы устранить проблемы в общении дошкольника необходимо работать не только с ребёнком, но и с его родителями. Так как правило, трудности детей служат проекцией отношений в семье. Соотнесения себя и семьи у взрослого и ребёнка в известном смысле зеркальны: для взрослого семья - производное от «Я», для ребенка «Я» - производное от семьи. Именно по этому мы рекомендуем для устранения проблемы общения дошкольников провести с родителями обучающий «Тренинг родительской эффективности» А. Аладьина, а с детьми занятия, направленные на развитие общения дошкольника с взрослым. Заключение
Дошкольное детство - возраст первоначального фактического складывания личности. Главным условием психического развития ребенка в дошкольном периоде является его общение с взрослым. При этом на каждом возрастном этапе дошкольного детства у ребёнка возникает новое содержание потребности в общении с взрослыми. Ведущей деятельностью в этом возрасте является игра. Характер игры меняется вместе с развитием ребенка, она тоже проходит этапы. В среднем дошкольном возрасте ролевая игра, она преобладает вплоть до 6-7 лет. Самое главное для ребенка - ролевая идентификация, сюжет отходит на задний план. Смысл игры заключается в разделении ролей. В игре он имеет возможность прожить то, что является для него недоступным в жизни взрослых. В старшем дошкольном возрасте появляется игра по правилам. Ролевая идентификация утрачивает привлекательность, роли становятся чисто игровыми. Игра - критерий нормальности ребенка, по тому, как он играет, о нем можно многое узнать. Новообразованием дошкольного возраста являются комплексы готовности к школьному обучению: коммуникативная готовность; когнитивная готовность; уровень эмоционального развития; технологическая оснащенность; личностная готовность. Общение - это процесс последовательных, взаимоориентированных во времени и пространстве действий, в ходе, которого происходит обмен информацией, её интерпретация, а также взаимное восприятии, понимание, и оценка людьми друг друга. М.И. Лисина (1985), опираясь на концепцию Л.С. Выготского, стала основателем оригинальной и самоценной школы. Она привнесла в отечественную психологию новый предмет - общение ребенка с взрослым. В этом общении создается "зона ближайшего развития", где сотрудничество со старшим партнером помогает ребенку реализовать свои потенциальные возможности. В рамках раннего и дошкольного детства, от рождения до семи лет, М.И. Лисиной были выделены четыре формы общения детей с взрослыми: · ситуативно-личностное (от 2 мес. до 6 мес.); · ситуативно-деловое (от 6 мес. до 3 лет); · внеситуативно - познавательное (от 3 лет до 5 лет); · внеситуативно - личностное (от 5 лет до 7 лет). Семья является основной средой существования, развития человека от самого рождения и до смерти, это сложная система взаимосвязанных процессов. Внутрисемейные взаимоотношения - один из компонентов этой системы, которые, в свою очередь, тоже имеют сложную структуру. Семья представляет собой малую социальную группу, отличающуюся от других групп особенностями, присущими только ей. Важнейшими характеристиками семьи являются ее функции, структура и динамика. Наиболее полную, на наш взгляд, схему анализа семьи предложил известный психолог В.Н. Дружинин. Его описание семьи включает следующие характеристики и их варианты: .Структурный состав: ü полная семья (есть мать и отец); ü неполная семья (есть только мать или отец); ü искаженная или деформированная семья (наличие отчима вместо отца или мачехи вместо матери). 2. Функциональные особенности: v гармоничная семья; v дисгармоничная семья. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания и развития ребёнка. Взаимоотношения детей и родителей зависят от функциональности семьи. Неадекватное отношение родителей к ребенку обуславливает его тревожное состояние, эмоциональный психологический дискомфорт, низкий уровень общения. В психологии существуют различные точки зрения на проблему влияния структурных характеристик семьи на развитие способности к общению у детей. По мнению В.С Мухиной, подражая родителям и близким людям (идентифицируясь с ними), ребёнок бессознательно перенимает стиль общения, который становится его натурой. Обладающая речевой культурой семья, формирует у ребёнка тот же тип общения. М.А. Куртышева считает, что «если у вас есть ребенок, то общение с ним должно быть поставлено на одно из первых мест, если не самое первое, в кругу семейных обязанностей». В ходе проведения исследования было выявлено, что большинство детей (58,6%) из функционирующих семей имеют сформированную четвёртую (внеситуативно-личностную) форму общения, что соответствует их возрасту. Тогда как дети из дисфункциональных семей показали сформированность у них первой (ситуативно-личностной) - их 23,89 %, второй (ситуативно-деловой) - их 42,8 % и третьей (внеситуативно-познавательной) - их 28,6 % форм общения и всего 4,8 % детей показали соответствующую их возрасту (внеситуативно-личностную) форму общения. Данные математической статистики позволили сделать заключение о том, что различия есть. Таким образом, можно сделать окончательный вывод, что выдвинутая нами гипотеза нашла своё подтверждение. Мало того развитие общения дошкольников в дисфункциональной семье будет находиться не только на более низком, внеситуативно - познавательном уровне, но и ещё на более низких ситуативно-личностном и ситуативно-деловом уровнях общениях. Для того чтобы устранить проблемы в общении дошкольника необходимо работать не только с ребёнком, но и с его родителями. Так как правило, трудности детей служат проекцией отношений в семье. Соотнесения себя и семьи у взрослого и ребёнка в известном смысле зеркальны: для взрослого семья - производное от «Я», для ребенка «Я» - производное от семьи. Именно по этому мы рекомендуем для устранения проблемы общения дошкольников провести с родителями обучающий «Тренинг родительской эффективности» А. Аладьина, а с детьми занятия, направленные на развитие общения дошкольника с взрослым. Описанные в нашей работе приёмы не являются единственно возможными, поскольку необходимо учитывать особенности конкретного ребёнка. Необходимо подчеркнуть важность педагогической работы, направленной на развитие общения ребёнка с взрослым. Ведь развивая общение, взрослый не просто учит ребёнка новым видам взаимодействия с другими людьми, не просто облегчает его контакты с окружающими, но и формирует его духовную жизнь, представления о себе и о других, открывает ему новые грани внешнего и внутреннего мира. Список использованной литературы
1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика / Ю.П. Азаров. - М.: Политиздат, 2002. - 223с. 2. Белкина В.Н. Дошкольник: Обучение и развитие / В.Н. Белкина, Н.Н. Васильева, В.Н. Елкина. - Ярославль: Академия развития, 2001. - 256с. . Белобрыкина О.А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов / О.А. Белобрыкина. - Ярославль: Академия развития, 1998. - 240 с. . Бережнова О.В. Нравственное развитие дошкольников в традициях русской культуры / О.В. Бережнова // Образование и общество. - 2001. - № 3. - С.33 - 42. . Бодрова Е.В. Опыт построения психолого-педагогической концепции дошкольного воспитания / Е.В. Бодрова и [др.] // Вопросы психологии. - 1989. - № 3. - С.75-84. . Божович Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Л.И. Божович / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. - М.: Просвещение, 1995. - С.45-64. . Воспитание детей в неполной семье / Под ред. Н.Е. Ершовой. - М.: Педагогика, 2000. - 173с. 8. Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выгодский. - Т.2. - М.: Просвещение, 1982. - 452 с. . Гаврилова Т.П. К проблеме влияния распада семьи на детей дошкольного возраста / Т.П. Гаврилова / Семья и формирование личности. - М., 1981. - 187с. . Галигузова Л.Н. Ступени общения от года до 7 лет / Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова. - М.: Просвещение, 1992. - 141 с. . Годовикова Д.Б. Общение и познавательная активность у дошкольников / Д.Б. Годовикова // Вопросы психологии. - 1984. - № 1. - С.35-46. Дружинин В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. - СПб: Питер, 2007. - 176с. 12. Запорожец А. В., Лисина М. И. Развитие общения у дошкольников. М., «Педагогика», 1974. - 288с. . Запорожец А.В. Общие вопросы исследования и его методика / А.В. Запорожец, М.И. Лисина / Развитие общения у дошкольников. - М.: Просвещение, 1974. - 176с. . Искольдский Н.В. Исследования привязанности ребёнка к матери в зарубежной психологии / Н.В. Искольдский // Вопросы психологии. - 1985. - №3. - С.18-26. . Ковалев С.В. Психология семейных отношений /С.В. Ковалёв. - М.: Просвещение, 1996. . Ковалев С.В. Психология современной семьи: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2003. - 208 с. . Коноплева О.В. Скрининговая диагностика уровня развития психических функций детей дошкольного возраста (4-7лет) / О.В. Коноплёва, А.Ю. Мельшутина. - СПб.: Питер, 1998. - 143с. . Концепция дошкольного воспитания / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Просвещение, 1988. - 325с. . Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е.Е. Кравцова. - М.: Педагогика, 1991. - 276с. . Кудрина Г.А. Психологические защиты у дошкольников. Диагностика и коррекция / Г.А. Кудрина, Е.Б. Ковалёва. - Иркутск: Речь, 2000. - 176с. . Кузнецова Л.В. Формирование нравственного здоровья дошкольников: Занятия, игры, упражнения / Л.В. Кузнецова, М.А. Панфилова. - М.: Сфера, 2002. - 205с. . Куртышева М.А. Как сохранить психологическое здоровье семьи / М.А. Куртышева. - СПб: Питер, 2006. -288с. . Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры / А.Н. Леонтьев // Избранные психологические произведения, в 2 томах. - Т.1. - М.: Педагогика, 1983. - 315с. . Лисина М.И. Генезис форм общения у детей / Принцип развития в психологии. - М.: Просвещение, 1978. - 192с. . Лисина М.И. Изучение общения с окружающими людьми у детей раннего и дошкольного возраста / М.И. Лисина // Сов. педагогика. - 1980. - №1. - С.53-64. . Лисина М.И. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника / М.И. Лисина. - М.: Просвещение, 1974. - 325с. . Лисина М. И. Общение и речь: развитие речи у детей в общении с взрослыми / М.И. Лисина. - М.: Просвещение, 1985. - 251с. . Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. - М., Воронеж, 1997. - 346с. . Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения с взрослыми и сверстниками / И.И. Лисина // Вопросы психологии. - 1982. - №5. - С.33- . Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. М., 1994 . Минияров В.М. Психология семейного воспитания / В.М. Минияров. - М.: МПСИ, 2000. - 256с. . Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов / В.С. Мухина. - М.: Академия, 1999. - 456 с. . Мухина В.С. Психология дошкольника / В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 1975. - 374с. . Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгера. - М.: Педагогика, 1988. - 385с. . Педагогика раннего возраста / Под ред. Г.Г.Григорьева и [др.] - М.: Академия, 1998. - 336 с. . Поддъяков Н.Н. Мышление дошкольника / Н.Н. Поддъяков. - М.: Педагогика, 1977. - 288с. . Психолог в детском дошкольном учреждении: методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.М. Лаврентьевой. - М.: Новая школа, 2006. - 275с. . Психология и педагогика игры дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. - М.: Педагогика, 1966. - 364с. . Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 1965. - 156с. . Развитие мышления и умственное воспитание дошкольников / Под ред. Н.Н. Поддьякова, А.Ф. Говорковой. - М.: Просвещение, 1985. - 384с. . Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А.Г. Рузской. - М: Педагогика, 1989. - 216 с. . Развитие общения у дошкольников и младших школьников / Под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. - М.: Педагогика, 1974. - 305с. . Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Педагогика, 1986. - 224 с. . Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. - М.: Просвещение, 1986. - 283с. . Репина Т.А. Проявление неуверенности у старших дошкольников и пути ее коррекции / Т.А. Репина, Т.О. Смолина. - М.: Гардарики, 1995. - 214с. . Репина Т.А. Психология дошкольника. Хрестоматия / Т.А. Репина. - М.: Академия, 1995. - 342с. . Рузская А.Г. Развитие общения ребёнка с взрослыми и сверстниками / А.Г. Рузская // Дошкольное воспитание. - 1988. - № 2. - С.44-49. . Семейное воспитание: Краткий словарь /Сост. И.В. Гребенников, Л.В. Новинников. - М.: Политиздат, 1990. - 319 с. 49. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - Изд. 2-е, дополн. - М.: Институт практической психологии, 1996. - 304с. . Смирнова Е.О. Детская психология / Е.О. Смирнова. - М.: Владос, 2003. - 412с. . Смирнова Е.О. Влияние формы общения с взрослым на эффективность обучения дошкольников / Е.О. Смирнова // Вопросы психологии. - 1980. - № 4. - С.34-45. 52. Смирнова Е.О. Ребенок - взрослый - сверстник. Методические рекомендации / Е.О. Смирнова. - М.: МГППУ, 2003.- 140 с. . Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 160с. 54. Смолева Т.О. Педагогические условия преодоления неуверенности у старших дошкольников / Т.О. Смолева. - Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1989. . Спиваковская А.С. Как быть родителями: (О психологии родительской любви). - М.: Педагогика, 2004. - 160 с. . Сорокоумова Е.А. Возрастная психология / Е.А. Сорокоумова. - СПб.: Питер, 2006. - 208с. . Субботский E.B. Генезис личностного поведения у дошкольников и стиль общения / Е.В. Субботский // Вопросы психологии. - 1981. - № 2. -С.15-19. . Торохтий В. С. Психология социальной работы с семьей. - М.: ЭКСМО-Пресс, 1996. . Ульянкова У. К проблеме дифференцированной подготовки дошкольников к школе / У. Ульянкова // Дошкольное воспитание. - 1987. - №2. - С.35-40. . Ульянкова У. Формирование общей способности к учению у шестилетних детей / У. Ульянкова // Дошкольное воспитание. - 1989. - №3. - С.28-34. . Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. - М.: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2001. - 240с. . Фурманов И. А., Аладьин А. А., Фурманова Н. В. Психологическая работа с детьми, лишёнными родительского попечительства: Книга для психологов. Минск «Тесей», 1999. - 224с. . Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. - М.: Педагогика, 2003. - 322 с. 64. Шнейдер Л. Б. Основы семейной психологии. Учеб. пособие. - 2-е изд., Москва - Воронеж, 2005. - 928 с. . Эльконин Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 1960. - 456с. Приложение 1
Протокол. ФИО____________________ Дата____________________ Возраст_________________ Семейный стаж _____________ Количество детей____________
Приложение 2
Согласованность семейных ценностей супругов.
|