Занятия, направленные на развитие общения дошкольника с взрослым 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятия, направленные на развитие общения дошкольника с взрослым



 

Что же делать, если ребёнок существенно отстаёт от своего возраста в развитии общения? Если в 4 года он не умеет играть вместе с другим человеком, а в 5 - 6 лет не может поддержать простой разговор? Можно ли научить его по-новому общаться с взрослыми?

Да, можно. Но для этого нужны специальные занятия. Характер эти занятий должен зависеть от индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребёнка. Индивидуальная работа с ребёнком - необходимое условие развития общения. Однако, не смотря на бесконечное разнообразие индивидуальных занятий с детьми по развитию их общения, можно выделить общий принцип организации таких занятий. Этот принцип - опережающая инициатива взрослого.

Взрослый должен давать ребёнку образцы общения, которым тот ещё не владеет. Поэтому, чтобы учить детей тому или иному виду общения, нужно самому уметь общаться. Главная трудность при проведении таких занятий состоит в том, чтобы не просто демонстрировать перед ребёнком более совершенные и пока недоступные ему формы общения - познавательного и личностного, а вести ребёнка за собой, включать его в это общение.

Это возможно только в том случае, если воспитатель знает и понимает уже существующие интересы и представления дошкольника и опирается на достигнутый им уровень развития. Поэтому занятия лучше начинать с того уровня общения, которого ребёнок уже достиг, то есть с того, что ему интересно. Это может быть совместная игра, которая особенно нравится ребёнку и которую он сам выбирает (подвижные игры, игры с правилами и другие). В таких играх могут участвовать 8 - 10 человек. Воспитатель при этом должен выполнять роль организатора и участника игры: следить за соблюдением правил, оценивать действие детей и в то же время сам включаться в игру. В таких совместных играх дети учатся ориентироваться на партнёра, не обижаться, если проиграли. Они ощущают радость от совместной деятельности, чувствуют себя включёнными в общее занятие. Кроме того, во время игровых занятий замкнутые и стеснительные дети начинают чувствовать себя более легко и свободно. После того как воспитатель поиграл с ними, они обычно уже не боятся обратиться к нему с вопросом, просьбой или жалобой.

Основная задача таких предварительных занятий - создание свободного положительного отношения к воспитателю, что необходимо для формирования более сложных видов общения.

Формирование познавательного общения.

Если при выяснении уровня развития общения ребёнок не проявил склонности к разговору с взрослым на познавательные темы, следующим этапом занятий должно стать формирование такого вида общения. Для этого нужно постепенно в ходе игры или после неё вовлекать детей в разговор на познавательные темы: рассказать им о жизни и повадках животных, о машинах, о явлениях природы. Например, после игры в «кошки-мышки» можно спросить детей, чем кошка отличается от мышки и от собаки (по внешнему виду и по характеру), где она живёт, рассказать о диких кошках. Разговор можно сопровождать показом картинок. Хорошим наглядным материалом для таких бесед могут служить различные виды детского лото - зоологическое, ботаническое и другие.

Воспитатель должен не только сообщать интересные сведения, а стараться включить ребёнка в разговор, сделать его равноправным участником беседы. Для этого нужно чаще спрашивать детей об их познаниях, наводить их на правильные ответы, стимулировать их собственные вопросы. Важно, чтобы воспитатель поддерживал и поощрял любую познавательную активность детей, любые проявления любознательности, хвалил за интересные вопросы и обязательно отвечал на них, поддерживал все активные высказывания, касающиеся темы разговора.

Такие познавательные беседы лучше проводить индивидуально или с небольшой группой детей (3 - 4 человека), находящихся на одинаковом уровне развития. Беседа может продолжаться от 5 до 15 минут, в зависимости от желания детей.

Важно, чтобы на протяжении этого времени тема, обсуждаемая на занятии, оставалась постоянной. Для этого воспитателю нужно предварительно подобрать и продумать несколько познавательных тем, близких и доступных для дошкольников (например: «Из чего делают сыр», «Как растут булки», «От семечка до яблока»). В качестве основы для беседы можно использовать детские книжки с картинками, в которых содержатся новые сведения. Однако важно помнить, что задача таких занятий - не только сообщение детям новых знаний, но, главное, формирование у них способности общаться на познавательные темы. Поэтому не следует выбирать слишком сложные и малодоступные дошкольникам вопросы. Лучше подбирать такие темы, которые им интересны, о которых у них уже есть знания и представления, позволяющие им быть равноправными участниками беседы.

Своеобразие этих формирующих занятий состоит в том, что познавательный материал становится центром ситуации общения, создаёт общность ребёнка и взрослого. Привязанность и положительное отношение к взрослому должны проявляться через участие ребёнка в обсуждении познавательного содержания. Для этого нужно постепенно сводить совместные игры с элементами познавательного общения к специальным занятиям, где поддерживаются и поощряются только те высказывания и действия, которые имеют отношение к обсуждаемой теме.

Хорошей опорой для познавательного общения может быть не только иллюстрированный материал (книжки, картинки), но и прошлый опыт ребёнка. Вовлекать свои впечатления в беседу с взрослым обычно начинает сам ребёнок. Разглядывая картинки, например дети, любят вспоминать, где они видели таких зверей и птиц, куда они ходили с родителями и так далее. Поощряя и развивая подобные высказывания, взрослый должен следить за тем, чтобы ребёнок не уклонился от основной темы и не свёл познавательную беседу к рассказу о событиях своей жизни.

Как правило, после 8 - 10 подобных занятий дети достаточно легко поддерживают познавательную беседу и могут в течение 10 - 15 минут разговаривать с взрослым на познавательные темы.

Формирование личностного общения.

По-другому должны строиться занятия, направленные на формирование личностного общения. На них важно создавать условия, заставляющие ребёнка оценить и осознать свои и чужие действия и поступки.

Сначала разговор с ребёнком может основываться на его конкретных предметных действиях. Здесь подходит любая продуктивная деятельность: рисование, лепка, конструирование, аппликация. Давая нескольким детям конкретное задание (например, нарисовать птичку или вырезать домик), воспитатель может затем попросить каждого оценить свой рисунок, рисунки товарищей, выбрать лучшие, отметить недостатки. Усилия воспитателя должны быть направлены на то, чтобы привлечь внимание детей к оценке их собственных умений и достижений в хорошо знакомой им деятельности. Здесь важно, чтобы они научились более или менее объективно сравнивать собственные умения с умениями других, формулировать и обосновывать свои оценки, сопоставлять своё мнение с мнениями товарищей. Взрослый при этом должен высказывать и обосновывать своё отношение к результатам детской деятельности, но не навязывать его как единственное и не подавлять инициативу дошкольников. В дальнейшем это умение высказывать и обосновывать своё мнение, сравнивать себя с другими нужно наполнять личностным содержанием.

Последующие занятия следует проводить индивидуально. Желательно начинать с чтения и обсуждения книжек о событиях из жизни детей - об их конфликтах, отношениях, поступках. Хорошим материалом для таких бесед могут служить рассказы для детей Л. Н. Толстого или сказки, в которых моральная оценка тех или иных качеств и поступков персонажей выступает особенно ярко. Воспитатель может спросить своего юного собеседника, кто из персонажей ему больше всех понравился и почему, на кого ему хотелось бы походить. Если ребёнок не может ответить на подобные вопросы, взрослый сам должен высказать своё мнение и обосновать его. После этого можно предложить дошкольнику другую историю для обсуждения.

Важно, чтобы ребёнок сам попытался осмыслить и оценить человеческие поступки и отношения. Постепенно можно переводить беседу от книжки к какой-либо общей теме, касающейся жизни другого ребёнка и окружающих его детей. Так, можно спросить, кого из его друзей напоминают ему персонажи книги, как бы он поступил в той или иной ситуации. Иными словами, взрослый должен показать ребёнку, что в окружающей его жизни, в его отношениях с людьми можно увидеть те же проблемы, что и в прочитанных книжках. При этом взрослый должен не только спрашивать, но и сам быть активным участником разговора: высказывать своё мнение о конфликтах и событиях, происходящих в группе детей, рассказывать о себе, о своих знакомых.

Как и в случае, формирование познавательного общения, важно, чтобы тема разговора оставалась постоянной на протяжении всего занятия. Это особенно трудно для пяти-шестилетних детей. Если в предыдущем случае эта тема удерживалась наглядным материалом (картинки, иллюстрации), то в беседе на личностные темы такой наглядной опоры нет и быть не может. Поэтому воспитатель должен заранее подумать и приготовить несколько личностных тем, обязательно связанных с реальной жизнью ребёнка, с тем, что он мог узнать в себе и в окружающих. Это могут быть темы о людских качествах (о доброте, упрямстве, жадности), о событиях из жизни ребёнка (поход к папе на работу, просмотр фильма), о различных профессиях и о тех качествах и умениях, которых требуют профессии врача, учителя, артиста.

Продолжительность такой беседы должен определять сам ребёнок. Если воспитатель почувствует, что ребёнок тяготится разговором и не может им заинтересоваться, лучше прекратить такое занятие или перевести его в игру.

Формирование личностного общения должно происходить не только на специально организованных занятиях. Оно может включаться в повседневную жизнь, в игру, занятия, общение с друзьями. Но для этого воспитатель должен постоянно обращать внимание ребёнка на самого себя, на свою внутреннюю жизнь: что делаешь сейчас, какое у тебя настроение, почему ты так сделал (или сказал) и так далее. Задавая подобные вопросы, взрослый даёт возможность дошкольнику заглянуть в себя, попытаться осознать и оценить свои действия, отношения, намерения. Значение этих вопросов (и, конечно же, ответов) состоит даже не в том, что они выявляют какие-то уже сложившиеся отношения и намерения, а в том, что эти вопросы заставляют малыша задуматься о себе, сформулировать, а значит, во многом и сформировать своё собственное отношение, намерение, действие.

Опыт показывает, что 2 - 3 месяца такой работы приводят, как правило, к формированию способности к речевому личностному общению.

Итак, мы рассказали о возможных способах формирования наиболее сложных для дошкольников видов общения с взрослым.

Вывод:

Описанные в этой главе приёмы не являются единственно возможными, поскольку необходимо учитывать особенности конкретного ребёнка.

Необходимо подчеркнуть важность педагогической работы, направленной на развитие общения ребёнка с взрослым. Ведь развивая общение, взрослый не просто учит ребёнка новым видам взаимодействия с другими людьми, не просто облегчает его контакты с окружающими, но и формирует его духовную жизнь, представления о себе и о других, открывает ему новые грани внешнего и внутреннего мира.


Заключение

 

Дошкольное детство - возраст первоначального фактического складывания личности. Главным условием психического развития ребенка в дошкольном периоде является его общение с взрослым. При этом на каждом возрастном этапе дошкольного детства у ребёнка возникает новое содержание потребности в общении с взрослыми.

Ведущей деятельностью в этом возрасте является игра. Характер игры меняется вместе с развитием ребенка, она тоже проходит этапы.

В среднем дошкольном возрасте ролевая игра, она преобладает вплоть до 6-7 лет. Самое главное для ребенка - ролевая идентификация, сюжет отходит на задний план. Смысл игры заключается в разделении ролей. В игре он имеет возможность прожить то, что является для него недоступным в жизни взрослых. В старшем дошкольном возрасте появляется игра по правилам. Ролевая идентификация утрачивает привлекательность, роли становятся чисто игровыми. Игра - критерий нормальности ребенка, по тому, как он играет, о нем можно многое узнать.

Новообразованием дошкольного возраста являются комплексы готовности к школьному обучению:

коммуникативная готовность;

когнитивная готовность;

уровень эмоционального развития;

технологическая оснащенность;

личностная готовность.

Общение - это процесс последовательных, взаимоориентированных во времени и пространстве действий, в ходе, которого происходит обмен информацией, её интерпретация, а также взаимное восприятии, понимание, и оценка людьми друг друга.

М.И. Лисина (1985), опираясь на концепцию Л.С. Выготского, стала основателем оригинальной и самоценной школы. Она привнесла в отечественную психологию новый предмет - общение ребенка с взрослым.

В этом общении создается "зона ближайшего развития", где сотрудничество со старшим партнером помогает ребенку реализовать свои потенциальные возможности.

В рамках раннего и дошкольного детства, от рождения до семи лет, М.И. Лисиной были выделены четыре формы общения детей с взрослыми:

· ситуативно-личностное (от 2 мес. до 6 мес.);

· ситуативно-деловое (от 6 мес. до 3 лет);

· внеситуативно - познавательное (от 3 лет до 5 лет);

· внеситуативно - личностное (от 5 лет до 7 лет).

Семья является основной средой существования, развития человека от самого рождения и до смерти, это сложная система взаимосвязанных процессов. Внутрисемейные взаимоотношения - один из компонентов этой системы, которые, в свою очередь, тоже имеют сложную структуру. Семья представляет собой малую социальную группу, отличающуюся от других групп особенностями, присущими только ей.

Важнейшими характеристиками семьи являются ее функции, структура и динамика. Наиболее полную, на наш взгляд, схему анализа семьи предложил известный психолог В.Н. Дружинин. Его описание семьи включает следующие характеристики и их варианты:

.Структурный состав:

ü полная семья (есть мать и отец);

ü неполная семья (есть только мать или отец);

ü искаженная или деформированная семья (наличие отчима вместо отца или мачехи вместо матери).

2. Функциональные особенности:

v гармоничная семья;

v дисгармоничная семья.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания и развития ребёнка. Взаимоотношения детей и родителей зависят от функциональности семьи. Неадекватное отношение родителей к ребенку обуславливает его тревожное состояние, эмоциональный психологический дискомфорт, низкий уровень общения.

В психологии существуют различные точки зрения на проблему влияния структурных характеристик семьи на развитие способности к общению у детей. По мнению В.С Мухиной, подражая родителям и близким людям (идентифицируясь с ними), ребёнок бессознательно перенимает стиль общения, который становится его натурой. Обладающая речевой культурой семья, формирует у ребёнка тот же тип общения.

М.А. Куртышева считает, что «если у вас есть ребенок, то общение с ним должно быть поставлено на одно из первых мест, если не самое первое, в кругу семейных обязанностей».

В ходе проведения исследования было выявлено, что большинство детей (58,6%) из функционирующих семей имеют сформированную четвёртую (внеситуативно-личностную) форму общения, что соответствует их возрасту. Тогда как дети из дисфункциональных семей показали сформированность у них первой (ситуативно-личностной) - их 23,89 %, второй (ситуативно-деловой) - их 42,8 % и третьей (внеситуативно-познавательной) - их 28,6 % форм общения и всего 4,8 % детей показали соответствующую их возрасту (внеситуативно-личностную) форму общения.

Данные математической статистики позволили сделать заключение о том, что различия есть.

Таким образом, можно сделать окончательный вывод, что выдвинутая нами гипотеза нашла своё подтверждение. Мало того развитие общения дошкольников в дисфункциональной семье будет находиться не только на более низком, внеситуативно - познавательном уровне, но и ещё на более низких ситуативно-личностном и ситуативно-деловом уровнях общениях.

Для того чтобы устранить проблемы в общении дошкольника необходимо работать не только с ребёнком, но и с его родителями. Так как правило, трудности детей служат проекцией отношений в семье. Соотнесения себя и семьи у взрослого и ребёнка в известном смысле зеркальны: для взрослого семья - производное от «Я», для ребенка «Я» - производное от семьи. Именно по этому мы рекомендуем для устранения проблемы общения дошкольников провести с родителями обучающий «Тренинг родительской эффективности» А. Аладьина, а с детьми занятия, направленные на развитие общения дошкольника с взрослым.

Описанные в нашей работе приёмы не являются единственно возможными, поскольку необходимо учитывать особенности конкретного ребёнка.

Необходимо подчеркнуть важность педагогической работы, направленной на развитие общения ребёнка с взрослым. Ведь развивая общение, взрослый не просто учит ребёнка новым видам взаимодействия с другими людьми, не просто облегчает его контакты с окружающими, но и формирует его духовную жизнь, представления о себе и о других, открывает ему новые грани внешнего и внутреннего мира.


Список использованной литературы

 

1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика / Ю.П. Азаров. - М.: Политиздат, 2002. - 223с.

2. Белкина В.Н. Дошкольник: Обучение и развитие / В.Н. Белкина, Н.Н. Васильева, В.Н. Елкина. - Ярославль: Академия развития, 2001. - 256с.

.   Белобрыкина О.А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов / О.А. Белобрыкина. - Ярославль: Академия развития, 1998. - 240 с.

.   Бережнова О.В. Нравственное развитие дошкольников в традициях русской культуры / О.В. Бережнова // Образование и общество. - 2001. - № 3. - С.33 - 42.

.   Бодрова Е.В. Опыт построения психолого-педагогической концепции дошкольного воспитания / Е.В. Бодрова и [др.] // Вопросы психологии. - 1989. - № 3. - С.75-84.

.   Божович Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Л.И. Божович / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. - М.: Просвещение, 1995. - С.45-64.

.   Воспитание детей в неполной семье / Под ред. Н.Е. Ершовой. - М.: Педагогика, 2000. - 173с.

8. Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выгодский. - Т.2. - М.: Просвещение, 1982. - 452 с.

.  Гаврилова Т.П. К проблеме влияния распада семьи на детей дошкольного возраста / Т.П. Гаврилова / Семья и формирование личности. - М., 1981. - 187с.

.  Галигузова Л.Н. Ступени общения от года до 7 лет / Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова. - М.: Просвещение, 1992. - 141 с.

.  Годовикова Д.Б. Общение и познавательная активность у дошкольников / Д.Б. Годовикова // Вопросы психологии. - 1984. - № 1. - С.35-46. Дружинин В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. - СПб: Питер, 2007. - 176с.

12. Запорожец А. В., Лисина М. И. Развитие общения у дошкольников. М., «Педагогика», 1974. - 288с.

.   Запорожец А.В. Общие вопросы исследования и его методика / А.В. Запорожец, М.И. Лисина / Развитие общения у дошкольников. - М.: Просвещение, 1974. - 176с.

.   Искольдский Н.В. Исследования привязанности ребёнка к матери в зарубежной психологии / Н.В. Искольдский // Вопросы психологии. - 1985. - №3. - С.18-26.

.   Ковалев С.В. Психология семейных отношений /С.В. Ковалёв. - М.: Просвещение, 1996.

.   Ковалев С.В. Психология современной семьи: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2003. - 208 с.

.   Коноплева О.В. Скрининговая диагностика уровня развития психических функций детей дошкольного возраста (4-7лет) / О.В. Коноплёва, А.Ю. Мельшутина. - СПб.: Питер, 1998. - 143с.

.   Концепция дошкольного воспитания / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Просвещение, 1988. - 325с.

.   Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е.Е. Кравцова. - М.: Педагогика, 1991. - 276с.

.   Кудрина Г.А. Психологические защиты у дошкольников. Диагностика и коррекция / Г.А. Кудрина, Е.Б. Ковалёва. - Иркутск: Речь, 2000. - 176с.

.   Кузнецова Л.В. Формирование нравственного здоровья дошкольников: Занятия, игры, упражнения / Л.В. Кузнецова, М.А. Панфилова. - М.: Сфера, 2002. - 205с.

.   Куртышева М.А. Как сохранить психологическое здоровье семьи / М.А. Куртышева. - СПб: Питер, 2006. -288с.

.   Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры / А.Н. Леонтьев // Избранные психологические произведения, в 2 томах. - Т.1. - М.: Педагогика, 1983. - 315с.

.   Лисина М.И. Генезис форм общения у детей / Принцип развития в психологии. - М.: Просвещение, 1978. - 192с.

.   Лисина М.И. Изучение общения с окружающими людьми у детей раннего и дошкольного возраста / М.И. Лисина // Сов. педагогика. - 1980. - №1. - С.53-64.

.   Лисина М.И. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника / М.И. Лисина. - М.: Просвещение, 1974. - 325с.

.   Лисина М. И. Общение и речь: развитие речи у детей в общении с взрослыми / М.И. Лисина. - М.: Просвещение, 1985. - 251с.

.   Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. - М., Воронеж, 1997. - 346с.

.   Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения с взрослыми и сверстниками / И.И. Лисина // Вопросы психологии. - 1982. - №5. - С.33-

.   Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. М., 1994

.   Минияров В.М. Психология семейного воспитания / В.М. Минияров. - М.: МПСИ, 2000. - 256с.

.   Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов / В.С. Мухина. - М.: Академия, 1999. - 456 с.

.   Мухина В.С. Психология дошкольника / В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 1975. - 374с.

.   Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгера. - М.: Педагогика, 1988. - 385с.

.   Педагогика раннего возраста / Под ред. Г.Г.Григорьева и [др.] - М.: Академия, 1998. - 336 с.

.   Поддъяков Н.Н. Мышление дошкольника / Н.Н. Поддъяков. - М.: Педагогика, 1977. - 288с.

.   Психолог в детском дошкольном учреждении: методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.М. Лаврентьевой. - М.: Новая школа, 2006. - 275с.

.   Психология и педагогика игры дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. - М.: Педагогика, 1966. - 364с.

.   Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 1965. - 156с.

.   Развитие мышления и умственное воспитание дошкольников / Под ред. Н.Н. Поддьякова, А.Ф. Говорковой. - М.: Просвещение, 1985. - 384с.

.   Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А.Г. Рузской. - М: Педагогика, 1989. - 216 с.

.   Развитие общения у дошкольников и младших школьников / Под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. - М.: Педагогика, 1974. - 305с.

.   Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Педагогика, 1986. - 224 с.

.   Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. - М.: Просвещение, 1986. - 283с.

.   Репина Т.А. Проявление неуверенности у старших дошкольников и пути ее коррекции / Т.А. Репина, Т.О. Смолина. - М.: Гардарики, 1995. - 214с.

.   Репина Т.А. Психология дошкольника. Хрестоматия / Т.А. Репина. - М.: Академия, 1995. - 342с.

.   Рузская А.Г. Развитие общения ребёнка с взрослыми и сверстниками / А.Г. Рузская // Дошкольное воспитание. - 1988. - № 2. - С.44-49.

.   Семейное воспитание: Краткий словарь /Сост. И.В. Гребенников, Л.В. Новинников. - М.: Политиздат, 1990. - 319 с.

49. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - Изд. 2-е, дополн. - М.: Институт практической психологии, 1996. - 304с.

.   Смирнова Е.О. Детская психология / Е.О. Смирнова. - М.: Владос, 2003. - 412с.

.   Смирнова Е.О. Влияние формы общения с взрослым на эффективность обучения дошкольников / Е.О. Смирнова // Вопросы психологии. - 1980. - № 4. - С.34-45.

52. Смирнова Е.О. Ребенок - взрослый - сверстник. Методические рекомендации / Е.О. Смирнова. - М.: МГППУ, 2003.- 140 с.

.  Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 160с.

54. Смолева Т.О. Педагогические условия преодоления неуверенности у старших дошкольников / Т.О. Смолева. - Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1989.

.   Спиваковская А.С. Как быть родителями: (О психологии родительской любви). - М.: Педагогика, 2004. - 160 с.

.   Сорокоумова Е.А. Возрастная психология / Е.А. Сорокоумова. - СПб.: Питер, 2006. - 208с.

.   Субботский E.B. Генезис личностного поведения у дошкольников и стиль общения / Е.В. Субботский // Вопросы психологии. - 1981. - № 2. -С.15-19.

.   Торохтий В. С. Психология социальной работы с семьей. - М.: ЭКСМО-Пресс, 1996.

.   Ульянкова У. К проблеме дифференцированной подготовки дошкольников к школе / У. Ульянкова // Дошкольное воспитание. - 1987. - №2. - С.35-40.

.   Ульянкова У. Формирование общей способности к учению у шестилетних детей / У. Ульянкова // Дошкольное воспитание. - 1989. - №3. - С.28-34.

.   Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. - М.: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2001. - 240с.

.   Фурманов И. А., Аладьин А. А., Фурманова Н. В. Психологическая работа с детьми, лишёнными родительского попечительства: Книга для психологов. Минск «Тесей», 1999. - 224с.

.   Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. - М.: Педагогика, 2003. - 322 с.

64. Шнейдер Л. Б. Основы семейной психологии. Учеб. пособие. - 2-е изд., Москва - Воронеж, 2005. - 928 с.

.  Эльконин Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 1960. - 456с.


Приложение 1

 

Протокол.

ФИО____________________

Дата____________________

Возраст_________________

Семейный стаж _____________

Количество детей____________

 

Шкала семейных ценностей Номер карточки Баллы Номер карточки Баллы Общий показатель, баллы
Интимно-сексуальная 1 2 3 E=        
Личностная идентификация с супругом 4 5 6 Е=        
Хозяйственно-бытовая Ожидание 7 8 9 E=   Притязание 22 23 24 Е=    
Родительско-воспитательная 10 11 12 Е=   25 26 27 Е=    
Социальная активность 13 14 15 E=    28 29 30 E=    
Эмоционально-психотерапевтическая 16 17 18 E=   31 32 33 E=    
Внешняя привлекательность 19 20 21 E=   34 35 36 Е=    

 


Приложение 2

 

Согласованность семейных ценностей супругов.

№ Исп.

ШСЦм

ШСЦж

ССЦ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-27; просмотров: 675; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.174 (0.089 с.)