Многодетная – значит нормальная 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Многодетная – значит нормальная



 

Вот опять: на целый час телепередача, приличные вроде люди обсуждают многодетность как явление. И на некоторых лицах – почти брезгливость. Потому что расхожее общественное мнение представляет многодетную семью как кучку нищих, обделенных судьбой, невоспитанных детей, которых родители нарожали вследствие своей необразованности и убогости мышления. И передача, судя по всему, это мнение никак не изменила к лучшему.

Попробую это сделать я.

 

«Зачем вам это?»

 

У большинства людей есть любимое занятие. Может быть, вам нравится любоваться собой, изобретать новые наряды и необычный макияж. Может, вы любите вязать или обожаете путешествовать. Или у вас поет душа, когда вы ухаживаете за любимыми грядками. В общем, если есть дело, которое вас захватывает, радует душу, которым вы готовы заниматься сутками – вы меня поймете.

Мое хобби – рожать и нянчить детей. А потом любоваться тем, что из этого получилось. Сознание, что ваш ребенок – взрослый, самостоятельный, хороший человек, который адаптируется в жизни уже и без вашей помощи, поверьте, вызывает в душе такой же восторг, как и тот момент, когда вы только произвели его на свет.

 

«О детях бы подумали!»

 

Считается, что детям в многодетной семье расти трудно, и каждый из них мечтает быть единственным ребенком у родителей. При этом мнения детей в действительности не спрашивают – взрослым же и так все понятно. Вот тут не обойтись без истории.

…Мой дед по матери погиб, не увидев, как единственная дочка научилась как следует ходить. В шестнадцать лет мама осталась круглой сиротой, а война стерла все следы даже дальних родственников. Своим детям она такой судьбы не желала и родила всех, кого послала судьба. Я оказалась средней из пятерых.

Брат оказал неоценимое влияние на развитие моего ума, поскольку увлекался математикой, физикой и астрономией, а сложность всевозможных задачек проверял на мне. Старшая сестра познакомила меня с богатством мировой и российской литературы, благо книг в доме были сотни – родители собирали для нас большую библиотеку. Младшие сестры научили заботиться о ближних.

Конечно, всему этому учили и родители, а брат и сестры вроде и не учили ничему – мы просто жили, ходили в разные школы, играли, делали домашние дела, наперегонки читали свежие журналы, отмечали праздники тортом и лимонадом… Меняли увлечения – у кого английский, у кого фотодело, у кого фехтование, у кого самодельный телескоп…

Но все это вместе взятое создавало основу личности каждого из нас, дух дома, семьи, который делает человека защищенным от любого чужого дурного влияния, поддерживает и помогает выстоять в сложных жизненных ситуациях.

У единственного ребенка это чувство, конечно, тоже есть. Но, во-первых, со «своими» он общается гораздо меньше – родители, как правило, на работе, в делах. Во-вторых, они ему поддержка, пока молоды и здоровы. Лет через двадцать уже он один должен заботиться и о них, и о себе. А кто поддержит его?

Кроме того, в определенном возрасте, начиная с подросткового и лет до двадцати пяти, ребенок нередко перестает считать мнение родителей приоритетным. В этом периоде он и способен наломать дров. А вот наличие братьев, сестер, их мнение, отношение, их оценка и могут скорректировать поведение ребенка в этом очень сложном для него возрасте, помочь ему остаться самим собой, не наделать тяжелых «ошибок молодости».

Поэтому смею утверждать, что нормальные люди, создавая свою большую семью с тремя (и более) детьми, думают и заботятся в первую очередь именно о них, своих детях.

 

«Я дам своему ребенку все!»

 

Так думают те, кто решил иметь только одного ребенка, здраво оценив свои материальные возможности. Но такая установка вызывает много вопросов. Что означает «все»? Заморскую еду, дорогую одежду, образование в лучших вузах? «Мерседес» для поездок в школу, счет в швейцарском банке, каникулы на Канарах? Собственный самолет, остров, нефтяную компанию? Как видим, понятие «иметь все» в материальном плане не имеет границ. Поэтому спасти ребенка, даже единственного, от комплекса неполноценности невозможно, если родители сами ограничивают понятие счастья в основном материальными мерками.

Ну а что нужно ребенку для счастья? Да то же, что и нам с вами. Любовь и уважение родных и близких, занятие любимым делом, поменьше неприятных обязанностей и, конечно, осуществление желаний.

…Мне подарили велосипед. Я помню, как любила свой старый подростковый велик. Какими мы с ним были друзьями! В каких чудесных краях мы побывали – то на поле подсолнухов, которые, кажется, слепят глаза, то в полусказочной деревушке, куда привела укатанная проселочная дорога, то на крутом берегу нашей холодной и быстрой реки…

А как быстро мы ездили за молоком и хлебом!

Потом мой велик украли. И мечта о велосипеде на долгие годы осталась только мечтой.

Теперь она сбылась. У меня есть новый практичный и удобный велосипед. Но это совсем не то!

Я мечтала о СЧАСТЬЕ, а получила лишь полезную вещь. Значит, мечта не сбылась и уже не может сбыться никогда. Я поняла это не сразу. Думалось: просто не туда поехала, просто неудачная погода…

Оказалось, просто прошло двадцать лет.

«Мне не нужно необходимого, но я не могу без лишнего» – говорил любимый поэт нашей юности Михаил Светлов. Он, похоже, на всю жизнь сохранил это детское мироощущение.

«Лишнее» детям необходимо как воздух. И неважно, есть у нас возможности или нет, – детские желания надо выполнять. Хотя бы иногда, хотя бы самые-самые… Это тоже составная часть детского счастья.

А основное необходимое ребенку ощущение, наверное, это уверенность в себе. Чувство, что ты здоров, удачлив, красив, любим. И смею утверждать, что это достигается не только и не столько материальными затратами родителей. Чтобы просто любить своего ребенка, закалять его физически, укреплять его здоровье, не требуется никаких особых капиталовложений. Подчеркиваю: не пичкать лекарствами, когда имеется уже букет болезней, а именно укреплять здоровье.

Чтобы ребенок комфортно чувствовал себя и вне дома, очень важно выбрать хорошее учебное заведение. Мы считаем хорошей не ту школу, где ребенка просто «натаскивают» по предметам, а ту, куда ребенок ходит с удовольствием, где его прежде всего любят и уважают. Именно в такой обстановке он станет уважающей себя личностью, впитает максимум знаний и умений и освоит их.

К счастью, такие школы в России есть, к тому же с бесплатным обучением. Правда, они могут оказаться в другом населенном пункте, а не там, где вы проживаете, но судьба детей важнее некоторых неудобств переезда.

И еще раз о любви. В семье, где несколько детей, каждого окружает гораздо больше любящих людей. Мы, взрослые, не можем заменить единственному чаду брата или сестру. И если мы лишили своего ребенка роскоши братского общения, значит, дали ему далеко не все, что есть прекрасного в жизни.

…Вот снова проблемный телеразговор о критической демографической обстановке в России. Уважаемая участница телешоу сказала прямо:

– Рожать пятерых детей у нас сегодня смешно и стыдно!

Да нет, мне не стыдно. Как и многим современным многодетным мамам.

Жизнь давно изменилась: по данным последних лет, например, в нашей школе двадцать пять процентов медалистов – дети из многодетных семей. А в целом таких семей в округе меньше десяти процентов.

Как видим, именно нормальная многодетная семья эффективнее всего выращивает нравственный и интеллектуальный потенциал общества. Как говорится, информация к размышлению.

Так получилось, что речь в моем повествовании идет как будто чаще о маленьких детях. Это не совсем так. Просто стиль наших с детьми отношений складывался именно с начала их жизни и даже раньше. И как-то менять его с годами нет ни потребности, ни желания. Этот стиль – любовь, искренность и здравый смысл, и вернуться к нему никогда не поздно, сколько бы лет ни было вашему ребенку. Я не оговорилась, сказав «вернуться». Мне кажется, что это отношение к потомству старше нас самих, оно изначально заложено в наши гены природой, как спасительный инстинкт.

С годами убедилась: если отношения с детьми строятся на любви, понимании, уважении – масса проблем отпадает сама собой. Дети не мучают родителей капризами или непослушанием, школьные задания одолевают самостоятельно, переходный возраст переживают без особых проблем, конфликт отцов и детей не возникает вообще…

Поистине, любовь спасает мир, в том числе и в семье.

Казалось бы, всем известная истина, однако реализовать ее бывает нелегко. Но, честное слово, заниматься этим стоит!

 

5

Играем – сочиняем

 

 

Устами младенца

 

Каждый ребенок – чудо природы. Особенно ваш сын или дочка. Так хочется запечатлеть на фото его милую улыбку смешную младенческую неуклюжесть… Но фотография отражает не все.

Возьмите простую тетрадку и ручку положите где-нибудь недалеко – да хоть на подоконник. И всякий раз, когда улыбнетесь словам своего малыша, не поленитесь, запишите их.

Пройдет пять, десять лет, вы иногда пролистаете эту тетрадку, и ей-богу, она выручит вас во многих сложных ситуациях с подрастающим ребенком. Найдутся нужные слова, и сам собой растает ваш конфликт с этим непослушным, с этим непонятливым, с этим упрямцем… Ведь ваш ребенок – чудо, несмотря ни на что.

Гоша, 2 года

– Квас – это такая пепси-кола.

 

Шурик, 2 года

– Как живешь, Шурик?

– В доме.

 

* * *

 

Объяснили Шурику, что такое нора. У лисы – побольше, у мышки – норка маленькая…

Шурик:

– Потому что у мышки маленькая лопата?

 

Шурик, 3 года

Гоша собирается в школу. Я говорю:

– Денежки возьми, в школе поешь.

Шурик подходит:

– А разве можно денежки кушать?

 

* * *

 

Вечером отключили электричество. Сидим, играем в слова.

Шурик тоже загадывает:

– Восемь букв, на «к» начинается, на «а» кончается.

Мы отгадывали-отгадывали – никак. Родители сдались, Митя говорит:

– Сдаюсь.

Миша говорит:

– Сдаюсь.

Шурик говорит:

– И я сдаюсь.

 

Гоша, 3 года:

– У кастрюли есть голова – крышка.

 

* * *

 

Собрался чихнуть, но сдержался.

– Что же ты не чихнул?

Гоша:

– Из меня тогда вся закаленность выйдет!

 

* * *

 

– Бабуля, ты была новая, новая, а потом состарилась…

 

* * *

 

– Я хочу учиться быть шофером. Ой, а я же буду музыкантом!

– Можно быть и шофером, и музыкантом.

Гоша:

– Как же я буду – два дяди?

 

* * *

 

– Быстро шагать на двух ногах – значит прыгать.

 

* * *

 

– Ой, бабушка, смотри: червяк в чашку залезает! (Увидел эмблему медицинской службы.)

 

Митя, 3 года

Увидел в телевизоре: человек плывет в лодке, гребет одним веслом:

– Зачем дядя воду откапывает?

 

* * *

 

Показывает на свой рот:

– Это домик, в нем язык живет!

 

Миша, 3 года

– Я сказал Шурику: «Умничек!» И по-русски: «Хороший мальчик!»

 

* * *

 

Папа подает маме Шурика. Шурик еще грудной, он улыбается, вертит головой и быстро дрыгает ножками. Миша говорит:

– О, как обрадовался от счастья!

 

* * *

 

Миша с папой учится различать гласные и согласные, пробуя каждый звук спеть. Дошли до «Ъ», и Миша поет:

– Твердый зна-а-ак!

 

* * *

 

На огороде говорю Мише:

– Здесь земля сырая.

Он показывает на другое место:

– А здесь вареная?

 

Гоша, 4 года

Приходит из детсада:

– У нас полгруппы на больничном: был двадцать один человек, а сейчас только двадцать!

 

* * *

 

– Зачем тебе волшебная палочка?

Гоша:

– Ну, что-нибудь заволшебировать…

 

* * *

 

– Тебе не холодно в одной футболке?

Гоша:

– Нет, не холодно, если меня холодными руками не трогать.

 

* * *

 

– Мышка-нарушка, потому что она все нарушает: грызет, портит…

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-27; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.168.16 (0.06 с.)